Путешествия
alien Alina

Паровозик, который смог: как исторические трамваи стали символом Лиссабона

Такие трамваи есть и в других городах Европы, но только в Португалии они стали достопримечательностью.

Трамвай на Дворцовой площади здесь и далее фото автора

Трамваи в Лиссабоне — это больше, чем общественный транспорт. Это незамысловатый, но неотъемлемый символ столицы Португалии, как Биг-Бен для Лондона, Оперный театр для Сиднея или Статуя Свободы для Нью-Йорка. Трамваи здесь не только на улицах, но и на картинах в галереях, на тортах и большинстве сувениров.

Лиссабонские трамваи не зря считают одними из красивейших в Европе. Небольшие жёлтые и красные вагончики шуршат и постукивают на улицах, а на остановках их поджидают туристы ради совместных фото. И всё же видеть трамвай такого размера в столице кажется насмешкой над горожанами: на вид в вагон поместится максимум сорок человек.

За счет скромного размера поездка на старомодном трамвае кажется лишь развлечением для туриста. Но на деле такие трамваи — идеальное решение для узких и покатых улочек, где большим составам не повернуть. По широким улицам ходят и многосоставные трамваи современного типа, чтобы обслужить нужды большого города.

Почти 150 лет назад именно трамваи постепенно стали основным средством передвижения. В 1873-м году в Лиссабоне появилась первая трамвайная линия по системе «Американо»: открытые вагоны с лошадьми в качестве тяги. Через четыре года их заменили локомотивы на паровом двигателе. «Американо» полностью исчезли в 1905 году после электрификации линий.

Первый трамвай системы «Американо» Архив транспортной компании «Каррис»

Электрификация трамвайных маршрутов Архив транспортной компании «Каррис»

Исторические трамваи кажутся старыми, но на самом деле они одногодки составов современного типа: все произведены в 90-х годах. Но старомодные вагончики лучше вписываются в улочки столицы Португалии, хранящей старый европейский шик. Трамваи именно такого типа — нередкое явление. Они встречаются в Болгарии, Венгрии, некоторых городах Германии, Чехии и Италии. Но нигде их не ценят так, как в Португалии.

Трамвайные маршруты проходят через южную и западную части города, провозя пассажиров мимо площадей, церквей и всех основных достопримечательностей города. С надеждой увидеть это всё я поспешила на Дворцовую площадь. Там быстро нашёлся кондуктор, который предложил поездку за двадцать евро и только наличными.

Трамвай оказался экскурсионным с посещением известных точек города. Как всегда в моих спонтанных поездках я не проверяю информацию заранее, а могла бы купить билет на обычный трамвай за три евро и увидеть те же достопримечательности. В общем, гости Лиссабона, не обольщайтесь красным молодцем на фото снизу.

​Туристический трамвай, объезжающий главные достопримечательности города

Вместо этого я отправилась на самый короткий и милый участок трамвайной системы — фуникулёр Глория. Маршрут проходит по короткому отрезку улочки, поднимающейся на холм. Тот же участок длиной в 265 метров преодолевается за десять минут пешком по крутому склону вдоль ярких граффити.

Фуникулёр начал работу в 1914 году. Для желающих срезать тот же путь можно проделать на тех же крошечных трамваях. Судя по фотографиям других путешественников, эти два вагончика часто меняют внешний вид: то жёлтый и красный, то покрашены под мозаику, то покрыты граффити.

Поездка занимает всего несколько минут, трамвай тесно проходит между домами, разрисованными уличными художниками. Винтажный вагон почти всегда полон — этот крошечный участок стал достопримечательностью города и набрал более тысячи отзывов на TripAdvisor. Одна поездка: три евро. Мода на ностальгию приводит туристов в любое время года и суток — даже в прохладный январь вагоны не ходят пустыми.

Я не рискнула сесть в старый вагончик, поднимающийся по очень крутому холму: ещё свежи воспоминания об отказавших тормозах у трамвая в моём родном Алматы. Да и в Лиссабоне они периодически попадают в аварии.

Мне показалось, или он похож на Ленина?

Тренд на «зелёную» энергию и экологичные виды транспорта способствовал поддержке трамвайной системы. Например, маршрут №24 вернули в пользование в 2018 году после двадцати трёх лет бездействия. Теперь же поездка на трамвае входит во множество списков-рекомендаций для туристов.

Столетний фуникулёр часто моют от надписей и граффити, но это почти не помогает: новые надписи появляются вновь и вновь. Внутри вагона жесткая деревянная лавочка на двадцать человек. Кондиционера нет, но, к счастью, путь наверх длится всего несколько минут. Я пошла пешком и немного пожалела: подъём считается одним из самых крутых в городе.

После Лиссабона я отправилась в Будапешт, где на похожий трамвай никто не обращал внимания. В некоторых мегаполисах исторические трамваи — это штучный аттракцион для туристов, в европейских городах — непримечательная часть системы, а Лиссабон сделал трамваи своим символом. Погуляв по городу, понимаешь, что вкладываться в систему исторических трамваев более чем стоило: без них Лиссабон потерял бы как минимум треть очарования.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#лигаавторов #путешествия #культура #европа