Путешествия
Александр Кузнецов

Самый высокий мыс Европы, спящие вулканы и вино: круизное путешествие на новогодние праздники по Канарским островам

Большой дневник воспоминаний о поездке на почти что плавающем городе, которая случилась незадолго до мировой пандемии.

Круизный лайнер AIDAnova

Около года назад я не рассматривал круизы в качестве возможного формата отпуска. Мне казалось, что это дорого и скучно. Ладно, не так. Очень дорого и, возможно, скучно. Отношение изменилось после того, как я наткнулся во «ВКонтакте» на сообщество, где публикуют новости о недорогих круизах. Оказалось, что цены не такие уж и пугающие, а перспективы — внушительные. Так что в августе я и моя подруга забронировали круиз по Канарским островам и Майдейре на новогодние каникулы с выходом из главного порта острова Гран-Канария.

Из аэропорта в порт и в гущу событий

Прилетев на Гран-Канарию, нужно добраться из аэропорта в порт. Сделать это просто: по нужному маршруту ходит несколько автобусов. Правда, Google Maps почему-то считает, что обязательно придётся ехать с пересадкой, тогда как на самом деле достаточно сесть на автобус №60, и спустя час вы на месте. Чуть подробнее об этом вы можете прочитать в отдельной статье.

Перед входом в порт стоит КПП, где охрана проверяет документы. Те, кто ещё не получил специальную идентификационную карту, должны предъявить распечатку билета на корабль. Сам круиз начинается с чекина, который сильно напоминает процесс регистрации на самолёт, только очередь намного длиннее, а персонал дружелюбнее.

Сотрудник попросит заполнить анкету, сделает фотографию, расскажет, когда будет готова каюта, и выдаст карту, которая заменит удостоверяющие документы и деньги на всё время нахождения на корабле.

Карта выглядит как-то так

Карту нужно предъявлять при каждом выходе в порт и входе обратно. После регистрации нужно пройти досмотр. Здесь тоже ничего особенного: процесс похож на досмотр в аэропорту. Жидкости не отбирают. Досмотр также нужно проходить после каждого выхода из порта. По правилам компании, каюта должна быть готова к 16:00. До этого времени можно оставить багаж в специальном месте и пойти изучать корабль. Нам повезло: нашу каюту подготовили намного раньше, поэтому мы сразу заселились.

AIDA Cruises — это немецкий круизный оператор, который ориентирован на внутренний рынок, поэтому ежедневная программа и меню в ресторане печатаются только на немецком языке. Практически все объявления, кроме самых важных, также на немецком.

Наш красавчик и какое-то корыто рядом

По нашему маршруту ходит круизный лайнер AIDAnova, введённый в строй в декабре 2018 года. Интерьеры сдержанные: ни шикарных лестниц, ни люстр из хрусталя, а пассажиры не ходят на ужин в шикарных платьях и фраках. Корабль немаленький: 337 метров в длину, 42 в ширину. На двадцати палубах может разместиться до 6,6 тысяч пассажиров. Такой небольшой плавающий город. И в этом городе, конечно, есть свои магазины, развлечения, кафе и рестораны.

Мы взяли скромную внутреннюю каюту без окна и балкона. Несмотря на небольшие размеры, она укомплектована всем необходимым и напоминает номер в отеле. Нет даже каких-то ограничений по используемой в душе воде. Из необычного только спасательные жилеты в шкафу, низкий потолок и лёгкое покачивание во время движения.

В первый день для всех пассажиров проводится обязательный инструктаж по безопасности. На нём рассказывают, как правильно надевать спасательные жилеты, где находятся точки сбора, в которые нужно прийти в случае аварийной ситуации, и как до них добраться с вашего этажа.

Большую часть времени инструктор говорит на немецком, на английском дублируется только самая важная информация. Действие крайне унылое, но прийти нужно: на месте явка контролируется по бортовым картам, а прогульщиков просят подойти по громкой связи.

Веселья на инструктаж не завезли

Питание

В стоимость круиза включено питание, но есть свои нюансы. В нескольких ресторанах еда и напитки бесплатные, ещё в нескольких еда бесплатная, а напитки платные, а в оставшихся платно всё. Немного обидно, что бесплатный кофе бывает только на завтраках. Выносить еду из ресторанов не разрешается, но нам это не мешало брать с собой полный контейнер в те дни, когда мы выходили на островах. В другие дни особого смысла выносить с собой еду просто нет.

На борту пять ресторанов с бесплатными едой и напитками, в том числе пивом и вином, работающих по принципу шведского стола. Еда разнообразная: за эту неделю я съел вкусного сыра больше, чем за три недели во Франции. Во все дни был хороший выбор морепродуктов, а в последний угощали лобстерами. Главное, вовремя остановиться.

Так как пассажиров на лайнере много, то в самый пик в этих ресторанах становится людно. Обычно это не мешает набирать себе еду, но к автомату с мороженым выстраивались внушительные очереди. Плюс далеко не всегда можно найти место около окон: их занимают в первую очередь.

Лёгкий завтрак

Ужин в ресторане French Kiss

Ещё в пяти ресторанах бесплатная еда и платные напитки. В них обслуживают официанты по меню, а столики нужно бронировать заранее. Чтобы забронировать столик, нужно подойти к менеджеру и забронировать дату и время. Желающих хватает, поэтому лучше делать это хотя бы за пару дней. Иногда все места уже забронированы, но часть гостей не пришла. В этом случае менеджер может предложить свободный столик.

В отличие от полностью бесплатных ресторанов, эти предлагают совершенно разный набор блюд. Мы успели сходить только в два: Ocean и French Kiss. И как можно догадаться по названию, в первом предлагают блюда из морепродуктов, а во втором — из французской кухни. В оставшихся пяти ресторанах платно всё. Про них ничего сказать не могу: в такие заведения мы не заходили. При этом к дверям этих ресторанов каждый вечер выстраивались настоящие очереди.

Конечно же, на корабле есть бары: их здесь около полутора десятка. А так как AIDA — немецкая компания, то есть и своя пивоварня. Все алкогольные напитки в барах тоже платные.⠀

Развлечения

В перерывах между едой несложно себя занять. Из бесплатных развлечений: десяток джакузи, несколько бассейнов, водяные горки, арт-галерея, кинотеатр, тренажёрный зал, дорожка для пробежек, баскетбольная площадка, детские комнаты и клубы.

Большую часть времени мы проводили в разных бассейнах и джакузи. Скорее всего, их придётся разделить с кем-то ещё, но в целом места хватает. Несколько раз катались на водяных горках: они небольшие, но всё равно весело. Невесело только каждый раз стоять в очереди с кучей детей. В арт-галерею зашли разок, а всё остальное нам было неинтересно.

По всему периметру верхних палуб расположено огромное количество разных лежаков. Вот только людей тоже много, поэтому найти свободное место посреди дня не всегда просто, а самые классные места занимают уже на рассвете. И это в круизе в начале января, когда на воздухе иногда бывало даже прохладно.

В течение дня в «Театриуме» поют, играют на музыкальных инструментах и дают представления. В «студии X» проводят ток-шоу и выступления. Практически всегда на корабле что-то происходит. Правда, все шоу идут на немецком. Где-то это не мешает, но понять, что же они там обсуждают в ток-шоу, без знания языка невозможно. Информацию обо всех предстоящих выступлениях можно получить из ежедневного бортового журнала. Правда, он тоже на немецком.

Интернет на круизном лайнере платный и очень дорогой. Один из самых выгодных тарифов позволяет один день пользоваться социальными сетями, включая Фейсбук и Инстаграм, но стоит около восьми евро. Нам показалось, что отдавать такую сумму за интернет дороговато, а мобильный посреди океана не желал работать, поэтому во время плавания между островами обошлись без связи с внешним миром.

Маршрут

По более-менее доступной цене с захватом новогодних каникул было два варианта: по средиземному морю с выходом с Майорки и по Канарским островам и Мадейре с выходом с Гран-Канарии. Первый вариант проще с точки зрения дороги до Майорки, но мы бывали почти во всех городах маршрута, поэтому остановились на втором.

Расписание маршрута должно было быть таким:

Однако за несколько дней до поездки, когда мы получили все документы, выяснилось, что итоговое расписание будет отличаться от планируемого: стоянки на Фуэртевентуре и Лансароте оказались короче. А если учитывать, что нужно обязательно быть на корабле как минимум за полчаса до отплытия, то времени на этих островах оставалось совсем немного.

Впрочем, большого смысла ездить по острову после захода солнца нет, а солнце зимой садится рано. Практически везде мы сдавали арендованный автомобиль уже часов в семь и раньше. Об этом важно помнить при планировании маршрутов на островах. Мы понимали, что для каждого острова мало одного дня, поэтому не строили грандиозных планов: выбрали самые интересные места, расположенные не слишком далеко друг от друга. Получились эдакие обзорные экскурсии без замашек на полное погружение.

Мадейра

Первую остановку сделали на Мадейре — главном острове одноимённого архипелага, принадлежащего Португалии. Её столица и крупнейший город — Фуншал, расположившийся на южном берегу. Именно сюда прибывают все круизные лайнеры, и наш не исключение. За день мы запланировали объехать западную часть острова.

Маршрут на день

Cabo Girao

Знакомство с Мадейрой начали с самого высокого в Европе и второго по высоте в мире мыса — Cabo Girão. С обзорной площадки, расположившейся на его вершине, открывается потрясающий вид на бескрайний океан и утопающий в зелени склон. Кроме этого, вдалеке виднеется деревушка Камара-ди-Лобуш и Фуншал. Для большей эпичности часть пола площадки прозрачная.

Мыс находится совсем недалеко от Фуншала, поэтому очень популярен у туристов: они приезжают сюда своим ходом и на экскурсионных автобусах. Поблизости есть большая парковка. Так как место популярное, то и лавочек с магнитами и прочими сувенирами хватает. Есть даже небольшой ресторанчик с красивым видом.

Вид с мыса

Без остановок доехали до следующей точки в нашем маршруте: маяка Ponta do Pargo, который ещё и самая западная точка острова. Сам маяк не слишком впечатляющий, зато вид на отвесные скалы отличный. Людей почти нет: видимо не все забираются так далеко от Фуншала.

Вид со смотровой площадки

Мадейра может похвастаться не только высокими мысами и отвесными берегами, но и природными лавовыми ваннами. За ними мы приехали в город Porto Moniz. Здесь есть облагороженные ванны с платным входом и ванны без особых удобств, но зато бесплатные. И те и другие видно уже на подъезде к городу.

Лавовые ванны

Лезть в воду мы не решились — всё-таки не май месяц на дворе. Но некоторых это не останавливало: несколько человек искупались, хотя, судя по их лицам, водичка была прохладной. Хотя даже без учёта ванн место очень красивое. Тут приятно прогуляться по набережной, смотря на бьющиеся о скалы волны. И даже набегающие время от времени тучи не испортили впечатления. Наоборот, становилось только атмосферней.

От города нас отделял крутой серпантин

Далее — перевал Encumeada. Он протянулся по центральной части острова между городами Ribeira Bravo и São Vicente. По дороге, пролегающем в этом ущелье, мы возвращались в Фуншал. По пути сделали остановку в какой-то небольшой деревушке, расположившейся у подножия гор. Но кому интересны горы, когда вокруг столько котиков?

Кот или кошка, как думаете?

Вернулись в город в девятом часу. Времени до отправления было ещё много, поэтому решили добраться до порта пешком. По пути приглянулся бар с большим выбором местного вина — Мадеры. Мы хотели купить бутылочку с собой, но не могли решить, какое вино взять: полусухое или полусладкое. Решили продегустировать и заодно попробовать варианты с разной выдержкой.

В каждом бокале вино разной выдержки: 5, 10 и 15 лет

Вино 15-летней выдержки по вкусу было ближе к коньяку. В итоге остановились на полусухом пятилетней выдержки — до сих пор лежит дома, ждёт своего часа. Дегустация стоила 14 евро, а бутылочка вина — 9,5. Не так уж и дорого.

В целом Мадейра — это остров вечной весны, бесконечных серпантинов и тоннелей, отвесных скал и горных вершин, укутанных облаками. Всё вокруг утопает в зелени и цветах, по холмам гуляют коровы, а если немного отъехать от Фуншала, туристы практически не встречаются. Однако дороги здесь лихие: они смело забираются ввысь, и ничего не остаётся, кроме как ехать и молиться, чтоб машина осилила очередной подъём.

Тенерифе

После одного дня в море мы прибыли на Тенерифе — самый известный и популярный из Канарских островов. Круизные лайнеры прибывают в Санта-Крус-де-Тенерифе. Порт большой: чтобы выбраться из него, нужно потратить около 15 минут. В отличие от Мадейры, большинство дорог, по которым мы проехали на Тенерифе, плавные, поэтому никакого дискомфорта от вождения я не испытал.

Маршрут на день

Какая достопримечательность на острове самая главная? Я думаю, многие ответят, что это вулкан Тейде. По крайней мере, мы так решили после многих статей, поэтому начали день именного с него. Дорога до вулкана — сама по себе достопримечательность. Пейзажи вокруг постоянно меняются: сначала лес и яркое солнце, потом неожиданно заволакивает облаками, а через 10 минут солнце слепит лучами.

Вулкан очень популярен у туристов, поэтому уже на подъезде к фуникулёрам всё заставлено машинами. И это в январе — явно не самом загруженном месяце в году. Нам повезло: мы нашли свободное место метрах в пятистах от подъёмников. При этом парковка бесплатная, как и во всех других местах на острове. Оставили машину и пошли к фуникулёрам.

Здесь начинается интересное. Во-первых, из-за плохой погоды подъёмники часто не работают. Во-вторых, из-за высокой популярности Тейде нельзя просто взять и подняться на вершину: нужно оформить разрешение на посещение. Делается это просто: достаточно заполнить простую форму на сайте. Разрешения бесплатные, но их количество ограничено, поэтому этим вопросом обязательно нужно озаботиться заранее. Билет стоит 27 евро.

Фуникулёр, парящий над облаками

Минутка напутствия таким же наивным туристам, как мы: если вы планируете подниматься на высоту около 3,5 километров, то скорее всего на вершине будет несколько прохладнее, чем внизу. Обязательно возьмите тёплые вещи! Мы об этом не подумали и ужасно замёрзли: предсказуемо, если гулять в шортах там, где лежит снег и дует дикий ветер.

Пик вулкана

Фуникулёр доставит вас не на самую высокую точку: чтобы добраться до неё, придётся пройтись. Более подготовленные ребята в полной экипировке, явно планирующие осилить этот подъём, косо поглядывали на нас, проходя мимо. Нам же идея подниматься вверх даже не приходила: мы просто пытались не умереть, найдя безветренное местечко под солнцем.

Жалею, что мы не подготовились к подъёму как следует, так как Тейде сильно впечатляет. На острове есть ещё много интересных мест, поэтому зацикливаться на одном вулкане точно не стоит, но если у вас всего один день на Тенерифе, то потратить его на Тейде совсем не жалко.

Фуэртевентура

Следующим в маршруте стал остров Фуэртевентура — второй по величине среди островов Канарского архипелага и обладатель самых протяжённых пляжей. Круизные лайнеры прибывают в порт города Пуэрто-дель-Росарио. Порт компактный и удобный, потому что сразу в нём можно арендовать автомобиль.

Маршрут на день

Первую остановку сделали около музея соли. На самом деле, я добавил это место в маршрут только ради того, чтоб снять классные кадры с воздуха, но свой дрон я благополучно утопил за неделю до этого в озере Комо, так что ничего красивого запечатлеть не удалось. Вход в музей платный и стоит в районе шести евро с человека. Нам стало жалко тратить такую сумму на соль, поэтому мы посмотрели издалека и поехали дальше.

Следующей точкой в маршруте стал маяк Entallada. Добираться до него долго и местами страшно: последние километры — это очень крутой серпантин, на котором невозможно разъехаться даже двум машинам. Только в некоторых местах дорога расширяется для того, чтобы была возможность пропустить едущие на встречу машины. Местами у серпантина нет ограждения, что делает подъём ещё более нервным.

Маяк выглядит необычно

После такой напряжённой езды ожидаешь каких-то умопомрачительных видов, но на деле вид открывается средненький. В сам маяк войти тоже нельзя. Мы дошли до смотровой площадки, посмотрели на море, борясь с диким ветром, взгрустнули и поехали дальше.

К этому моменту у меня уже стало складываться ощущение, что Фуэртевентура — довольно унылый остров. Пустынные пейзажи не добавляли оптимизма, поэтому впечатления от окрестностей городка La Pared были сильнее вдвойне. Мы останавливались в нескольких местах и везде нас встречали бушующие волны, с грохотом обрушивающиеся на берег. Впечатляет. На некоторых пляжах можно подойти прямо к воде, но нужно успеть вовремя убежать от очередной набегающей волны. На мой взгляд, приехать нужно обязательно, и желательно заложить хотя бы пару часов, чтобы успеть насладиться видами.

Неподалёку от La Pared находится деревушка с волнующим названием Ахуй, волны в которой ещё более впечатляющие. Здесь очень интересный ландшафт, а впереди виднеются огромные пещеры, в которых по легенде когда-то укрывались пираты. Добраться до них мы не успели, но видами полюбовались.

Вдалеке виднеются огромные гроты

На подходе к смотровым площадкам встретили нескольких бурундуков. Кажется, их постоянно подкармливают, поэтому они не особо боятся людей. У нас с собой ничего не было, поэтому мне пришлось обмануть одного из них, чтобы приманить поближе.

Развел парня

Нам хотелось остаться здесь и встретить закат, но времени оставалось очень мало. У меня были скромные ожидания от Фуэртевентуры: прочитанные статьи и фотографии не производили большого впечатления. Первые точки на маршруте подтверждали опасения, но стоило нам доехать до противоположного побережья, и картинка полностью изменилась: нас встретили мощные океанские волны, бьющиеся об отвесные скалы с разлетающимися во все стороны брызгами. И каждая новая остановка была интереснее предыдущей.

Лансароте

Лансароте, известный как «остров огнедышащих гор», одновременно самый северный и самым восточный из крупных островов Канарского архипелага. Остров полностью оправдывает своё название: треть всей его территории покрыта безжизненными базальтом и пеплом, оставшихся после продолжительных извержений вулканов. Корабль прибывает в Арресифе — столицу Лансароте. Сам порт небольшой, но до города пешком около 20 минут.

Первой точкой в маршруте стал Los Hervidores, в переводе «бурлящие котлы». Здесь волны бьются с какой-то исступлённой силой о каменистые берега, скрываются в гротах, откуда вырываются обратно на свет взрывом брызг. Всё это выглядит ещё эпичнее благодаря безжизненному вулканическому ландшафту вокруг.

Заботливые испанцы оборудовали несколько обзорных площадок, с которых можно понаблюдать. Одна находится на самом краю, и всё, что отделяет от пропасти, — это хлипкая кладка из камней высотой по пояс. Здесь очень легко залипнуть на несколько часов, но у нас было слишком мало времени, поэтому мы двинулись дальше.

Далее — озеро Charco de los Clicos. Это одно из тех мест, глядя на фотографии которого я думал: «Круто, хочу там побывать». В жизни оно выглядит также невероятно, как и на фотографиях: насыщенный изумрудно-зелёный цвет воды, чёрный песок и океанские волны всего в сотне метров.

К сожалению, просто так подобраться к нему нельзя, для этого придётся спускаться по крутому склону, что не слишком безопасно, и к тому же запрещено. Переломать себе ноги в наши планы не входило, поэтому всё, что нам оставалось, — полюбоваться озером с обзорной площадки вместе с другими туристами.

После мы отправились в национальный парк Тиманфайя — это визитная карточка Лансароте. Он занимает более 50 квадратных километров, на которых расположено около 220 уснувших вулканов. Сложно поверить, что всего три века назад Лансароте выглядел совсем иначе: это был зелёный и цветущий остров.

1 сентября 1730 года земля в том месте, где сейчас располагается Тиманфайя, разверзлась, и в одну ночь из неё поднялась огромная огнедышащая гора – Montañas del Fuego. После этого вблизи вулкана образовалось ещё около тридцати кратеров, которые сформировали современный вид национального парка. В результате извержений вулканов, не прекращающихся на протяжении шести лет, ландшафт острова изменился до неузнаваемости. Сейчас вулканы спят.

Испанцы не были бы испанцами, если бы не смогли выращивать виноград даже посреди вулканической пустоши и делать из него вино. И они выращивают, заботливо обнося каждый кустик стеной, защищающей от ветра. Мы заехали на самую известную винодельню на острове — La Geria. Она считается одной из самых популярных в Испании: за год этот винный погреб посещает около 300 тысяч человек. За евро можно продегустировать бокальчик местного вина.

Когда живешь в безжизненной пустоши, но очень хочется винишка

На мой взгляд, Лансароте — самый интересный остров из всех, что мы посетили. Если вы запланируете поездку на Канарские острова, то обязательно выделите на него хотя бы несколько дней.

Гран-Канария

Круиз закончился в том же порту Гран-Канарии, где и начался. У нас был ещё день до вылета домой, и мы посвятили его знакомству с островом. Начали с Кальдера-де-Бандама – самого большого на острове вулканического кратера. Глубина достигает двухсот метров, диаметр около километра.

Маршрут на день

На вершину можно подняться по крутому серпантину. Я ожидал большего от этого места. Вид не впечатляет, из развлечений рядом только гольф клуб. Можно, конечно, спуститься по тропинке на дно кратера, но не думаю, что это лучший способ потратить один день на острове.

Дорога до скалы Roque Nublo, известной достопримечательности, напоминает дорогу до вулкана Тейде постоянной сменой погоды: вот светит солнце, потом автомобиль ныряет в густой туман, и начинается дождь, а уже через километр снова выглядывает солнце. Есть, конечно, и отличия: пейзажи не такие разнообразные, и почти нет смотровых площадок, а ближе к точке назначения начинаются крутые серпантины. Зато по пути встречаются уютные городки.

Мы наивно полагали, что для того, чтобы увидеть скалу, достаточно доехать до неё на автомобиле. На деле нас ждала полуторакилометровая прогулка к вершине. Готовиться к подъёму заранее не нужно, по сложности ничего сверхъестественного: хайкинг до Прекестулена был куда сложнее. До вершины дошли примерно за 40 минут. Наверху очень ветрено и заметно холоднее: всё-таки высота около 1800 метров.

Вблизи Roque Nublo выглядит не менее интересно: 60-метровая скала имеет определённое сходство с человеческим пальцем, указывающим в небо. По этой причине древние обитатели считали её священным артефактом и проводили сакральные ритуалы

Мы же больше любовались пейзажами вокруг. А самое главное — дождались заката. Облака, подсвеченные садящимся солнцем, выглядели просто волшебно. Потом мы, конечно, страдали, когда добирались домой в темноте и тумане да ещё и под дождём, но закат того стоил. Как и в случае с Фуэртевентурой, я не ожидал слишком многого от Гран-Канарии, и если бы не подъём на Roque Nublo, я бы так и остался при мнении, что делать здесь особо нечего. К счастью, моё мнение изменилось.

Цены и расходы

Круиз стоил чуть больше 68 тысяч рублей на двоих за внутреннюю каюту. Необязательно сразу вносить всю сумму: можно забронировать места, внеся предоплату. В нашем случае это около 24 тысяч на двоих. Оставшуюся сумму нужно внести где-то за месяц до поездки. Кроме этого, у компании есть скидка для людей младше 25 лет. Благодаря этому мы сэкономили около 10 тысяч рублей.

На аренду автомобилей потратили около 15 тысяч. Бензин на островах недорогой: около евро за литр. На него ушло ещё пять тысяч. Практически все парковки бесплатные, а платных дорог на островах мы не видели совсем. Круиз был лишь частью большой трёхнедельной поездки. Подробнее обо всех расходах я можно прочитать здесь.

В целом формат круиза — это как заселиться в хороший отель со «Всё включено», который каждый день перемещается в новое место. Есть, конечно, и минусы: стоянки короткие, увидеть всё точно не успеть. Но попробовать определённо стоит. По итогу поездки я планировал сделать полноценный ролик, но сил хватило только на короткий тизер. Ну, не пропадать же ему.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.