Путешествия
Ольга Жигулина

Танго, эмпанады и Юношеская Олимпиада: мои три недели в Аргентине

Редактор TJ о том, что стоит попробовать и посмотреть в Буэнос-Айресе.

Значительную часть октября я провела в столице Аргентины, где в это время проходили Юношеские Олимпийские игры. Буэнос-Айрес многим подкупил — он куда более безопасный, чем Богота или Рио, чистый, щедрый, во многом напоминает Европу, но соханяет при этом собственную индивидуальность.

Юношеские Олимпийские игры

Юношеские игры — это почти совсем настоящая Олимпиада, которая проводится под эгидой Международного Олимпийского комитета и герои которой очень часто становятся потом призёрами и чемпионами уже «взрослых» Игр.

Я люблю их в чём-то даже больше, чем взрослые Олимпиады. Наверное, всё дело в атмосфере юности и непосредственности, это сложно описать.

Олимпийский парк для этих Игр в Буэнос-Айресе построили на юге города, в не самом благополучном районе. Посетить его и любые соревнования можно было бесплатно, но нужно было для этого отстоять очередь — и аргентинцы действительно часами стояли в гигантском «хвосте», парк был полон уже с раннего утра и вплоть до закрытия.

Сами Игры прошли отлично, российскому спорту очень нужна была позитивная олимпийская история после затянувшегося скандала с допингом.

Блок instagram недоступен

Мне понравилось, что спортивные объекты решено было сделать временными — их смогут разобрать и перевезти в любое место. Однако идея продавать жильё в бывшей олимпийской деревне оказалась не слишком популярной. Современные красивые здания возвели безо всякой инфраструктуры, далеко от остановок общественного транспорта и в окружении всё того же неблагополучного района. Несмотря на то, что квартиры в них стоят в разы дешевле, чем на престижном севере города, раскупать это жильё аргентинцы не торопятся.

Что посмотреть в Буэнос-Айресе

Исторически так сложилось, что в других странах Южной Америки не слишком любят Аргентину, считая её жителей необоснованно высокомерными. Это мнение разделяют по крайней мере Колумбия, Венесуэла и Бразилия. На Олимпиаде в Рио во время соревнований в командных видах спорта бразильские трибуны активно болели против Аргентины — грубо говоря, если на поле встречались россияне и аргентинцы, весь Рио поддерживал Россию, это было очень удивительно, пока местные жители не разъяснили, в чём тут дело.

К чему это долгое предисловие — к тому, что Аргентина действительно очень отличается от других стран на континенте. Власти Буэнос-Айреса в конце 19-начале 20-го века начали строить в своём городе второй Париж, и местами иллюзия очень сильная. Тот же желтовато-кремовый оттенок зданий, французская лепнина, «парижские» названия заведений и решётки метро (первого на континенте).

Если времени на изучение города не слишком много, то есть смысл устроить себе большую пешую прогулку по центру: начав с площади Майо, можно осмотреть кафедральный собор Буэнос-Айреса, где служил нынешний папа Римский, и обязательно дойти до главной достопримечательности города — Обелиска (El Obelisco). Эту белую стелу поставили на том месте, где впервые в городe был вывешен национальный флаг. И кстати, она стала центральным элементом церемонии открытия Юношеских игр — на ней танцевали акробаты, на неё же проекторы выводили световое шоу.

В Буэнос-Айресе полно мест, так или иначе связанных с легендами европейской культуры. Не слишком далеко друг от друга в центре расположены отели, где в своё время жили Сент-Экзюпери (приехавший в Аргентину по работе), Нижинский (он был в городе на гастролях и пережил одно из переломных событий в своей жизни) и Лорка (это было его второе и последнее путешествие через океан).

Любой гид предложит посмотреть и Реколету — местный «Пер-Лашез», кладбище знаменитостей, чиновников и аристократов. На нём похоронена, например, Эва Перон — на дверях её семейного склепа всегда есть живые цветы. А встречает посетителей у входа на кладбище статуя Христа, где он изображён таким, каким мог бы стать в старости.

Если верить легендам кладбища, этот состоятельный чиновник (спиной к камере) при жизни поссорился с женой и опубликовал в городской газете предупреждение кредиторам, что не намерен оплачивать её долги. Жена обиделась и не разговаривала с мужем 30 лет, а после его смерти пожелала не видеть его больше никогда. Их скульптурные изображения на одном склепе смотрят в разные стороны

Ещё один пункт из списка must see — район Ла-Бока, где был заложен Буэнос-Айрес и располагался его первый порт. В этом же районе жили многочисленные мигранты, в основном из Италии, красившие свои бараки в разные цвета — эту традицию сохранил и сделал достопримечательностью художник Бенито Кинкель. В начале 20-го века из итальянских мигрантов Ла-Бока была создана футбольная команда «Бока Хуниорс». А ещё принято считать, что в портовых борделях Ла-Бока родилось танго.

Из необязательного, но интересного — Атенео, бывший театр, который планировали снести, но потом переоборудовали под книжный магазин. Иногда его называют одним из самых красивых книжных мира, а ещё в нём можно выпить кофе прямо на сохранённой сцене.

Что попробовать

Культа уличной еды в Буэнос-Айресе нет, зато есть эмпанады — пирожки из крутого теста с разными начинками, в основном с мясом (кон карне) и с сыром (кон кесо). Их часто покупают по нескольку штук и едят из бумажных пакетов, сидя в одном из симпатичных уличных парков.

Ещё аргентинцы всегда советуют иностранцам попробовать дульсе де лече, главный местный десерт, нечто среднее между варёной сгущёнкой и карамелью. Ещё очень любят альфахоры — бисквиты в шоколаде с прослойкой этого самого дульсе де лече. На мой вкус, слишком сладко, хотя с горьким кофе вполне неплохо.

Кофе — вообще отдельная статья расходов. Как и везде в Южной Америке, в Аргентине есть шанс купить чашку скверного кофе, но вообще аргентинцы его очень любят и пьют повсеместно как чёрный, так и с молоком.

А вот аргентинская говядина — нечто совершенно прекрасное. Местные говорят, это благодаря травяному откорму коров и воздуху пампасов. Важной статьёй экспорта она стала только во второй половине 19-го века, когда мясо научились транспортировать через океан, но быстро завоевала рынок. Аргентина стабильно входит в тройку лидеров по экспорту говядины вместе с Канадой и Австралией. А ещё покупка местного стейка не слишком сильно ударяет по карману: вместе с салатом, картошкой, соусами и напитками большой bife de lomo обойдётся примерно в 700-800 рублей.

Про танго, мальбек и мате

Я типичный турист: еду в Аргентину — хочу посмотреть аргентинское танго. В нашем случае выбор пал на бар Sur с классическим танго-шоу. В маленьком зале всего несколько столов, между которыми танцует одна профессиональная пара. Таких мест в Буэнос-Айресе много, и шоу недешёвое, но очень запоминающееся и атмосферное. Весь вечер я не могла избавиться от ощущения, что уже видела это место — и уже потом нагуглила, что действительно видела, только не вживую: в нём Вонг Кар Вай снимал свой «Счастливы вместе».

Помимо танго и говядины, одним из символов Аргентины называют мальбек — красное вино из одноимённого винограда. Его в Буэнос-Айресе действительно пьют очень много, бокал красного можно увидеть на столиках кафе и за завтраком, что уж говорить про ужины. Про стоимость: на этих двух снимках лимонады и вино (очень приличное) в обычном супермаркете в хорошем районе. Цена в песо, можно умножить на два, чтобы иметь представление о цене в рублях.

Ещё один напиток, с которым аргентинцы не расстаются, — это, конечно, мате. Человека с традиционным калабасом, потягивающего через трубочку заваренный мате, можно встретить в парке, в общественном транспорте, в магазине — где угодно. Я и раньше пробовала мате, но в Аргентине меня научили его правильно заваривать — ни в коем случае не кипятком, а трубочку-бомбилью нужно засунуть под листья ещё до заварки и потом ни в коем случае не перемещать её. Размешать мате — это значит всё погубить.

Кстати, у электрических чайников в Южной Америке два режима — «кипение» и «мате». Хотя больше всего этого напитка (который действительно тонизирует сильнее, чем кофе) пьют в Уругвае. По этому принципу, как шутят в Буэнос-Айресе, всегда можно опознать уругвайца на улице — это человек с калабасом в одной руке и с термосом в другой.

Ещё детали

По всему городу на балконах и в оконных рамах можно заметить зелёные косынки — это метка движения в поддержку легализации абортов. В Аргентине не так давно узаконили нетрадиционные браки, но прерывание беременности до сих пор приравнивается к убийству и разрешено только по медицинским показаниям. Обстоятельства зачатия (например, изнасилование) не являются смягчающим фактором. По этой причине в стране процветают нелегальные аборты и есть устрашающая статистика женской смертности.

Но лучше я ещё расскажу про город.

Не знаю, постоянная это черта Буэнос-Айреса или нам просто так «повезло», но именно во время Юношеских игр в городе повсюду меняли плитку. Каждый день какой-то новый участок дороги огораживали, выламывали ещё немного плитки и укладывали новую. При этом не сказать, чтобы со старой было что-то не так.

Ещё из удивившего — по воскресеньям в Буэнос-Айресе всё закрыто. Вообще всё. Найти работающий супермаркет и то непросто, не говоря уже о частных магазинах или кафе. Вот в этом он действительно напоминает некоторые страны Европы, где жизнь по выходным просто останавливается.

А вообще, конечно, я планирую вернуться в Аргентину. Там осталось слишком много того, что я не успела посмотреть — водопады, солончаки, ламы и пингвины. Пингвины! Ради них сутки в дороге — это не так уж и много.

Блок instagram недоступен

#путешествия