Много дублей, дисциплина и море впечатлений: как я снялся в российском сериале «Толя-робот»

Личный опыт нескольких дней в окружении профессиональных киношников.

В закладки
Мама, я в телевизоре!​ Ну вон же, слева, в черной худи!

Для любого телевизионного или кинопроекта, будь то полнометражный фильм, малобюджетный сериал или ток-шоу, всегда требуется массовка. Попасть в неё несложно: во «ВКонтакте», Фейсбуке, WhatsApp, Telegram и на прочих площадках есть куча тематических групп и чатов, где ежедневно выкладываются объявления о наборе участников так называемых групповых и массовых сцен. При наличии желания и толики везения попасть под прицел камер может практически любой человек. Впрочем, мой путь на съёмочную площадку пролегал немного иначе.

Как я попал на съёмки

Уверен, когда мой приятель написал мне в WhatsApp: «Саня, меня и мой мотоцикл в кино снимать будут!», он ещё не подозревал, насколько он ошибается и какую глупость он только что совершил. Дело в том, что на тот момент съёмочная группа сериала «Толя-робот» во главе с режиссёром Алексеем Нужным искала для съёмки нескольких сцен группу байкеров. Ну и кто-то из знакомых моего приятеля, зная, что тот ездит на мотоцикле, сбросил ему объявление и посоветовал попытать счастья.

Приятель отправил заявку (фото лица и тела в полный рост + фото мотоцикла), ну и заодно поспешил сообщить о скором успехе мне. Я, также будучи мотоциклистом, тоже заинтересовался и мигом выслал фотографии агенту.

​То самое роковое сообщение

В общем, несколько часов спустя мою кандидатуру утвердили, а приятель оказался в пролёте. Прости, Тёма!

Вскоре мне прислали информацию о съёмках, хотя и весьма куцую: количество и ориентировочные даты съёмочных дней, требования по одежде и ещё что-то по-мелочи. При этом точные время и место, а также прочие детали оставались неизвестны практически до первого съёмочного дня. Ах да, ещё сообщили величину гонорара: для участника групповых сцен она высока — несколько тысяч рублей за каждый съёмочный день.

Всех тех, кто оказывается в кадре в кино или сериале, можно условно поделить на несколько основных групп: актёры первого плана, актёры второго-третьего плана, участники групповых сцен и, наконец, участники массовых сцен. Участники последних двух групп чаще всего не имеют реплик (потому что в большинстве случаев это не актёры, а обычные люди) и получают сравнительно скромные гонорары: в случае с российскими фильмами и сериалами сумма колеблется в пределах от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за съёмочный день, в зависимости от бюджета проекта и прочих переменных.

Мне оставалось только отпроситься с работы, успокоить несколько растерянного от такого развития событий приятеля и дождаться первого съёмочного дня.

Первый съёмочный день

Среда, 8 утра, где-то под Мытищами. К переоформленному под «байкерский клуб» придорожному кафе помаленьку стягиваются владельцы тяжёлых блестящих мотоциклов. Разумеется, некоторые опоздали и сразу получили выговор: к моменту сбора всех байкеров съёмочная группа уже час как была готова начать процесс.

​Подготовка к съёмке самой первой сцены (хотя в сериале она фигурирует только в третьем эпизоде)

Несмотря на нагоняй и некоторую нервозность некоторых членов команды, атмосфера на площадке была довольно приятной: все знакомились друг с другом, обсуждали предстоящее приключение и, конечно, шутили про грядущую славу. Когда все собрались, второй режиссёр, шутя и улыбаясь, по-быстрому познакомился с владельцами байков, провёл краткий инструктаж, организовал расстановку пепелацев и людей по площадке и объяснил суть снимаемой сцены. Она, к слову, простая и короткая: за столом сидят байкеры, пьют пиво и общаются, в какой-то момент к компании подходит один из главных героев и заводит беседу.

Несмотря на кажущуюся примитивность сцены, на эпизод ушло порядка 5-7 дублей, в том числе съёмки с разных углов. На всё про всё в итоге ушла пара часов.

Многократные съёмки одной и той же сцены — это не обязательно следствие запоротых дублей. Просто всегда лучше отснять сцену с избытком и выбрать на монтаже наиболее подходящий вариант, чем выкручиваться в условиях недостатка материала. Кроме того, бывает, что уже в ходе съёмок режиссёр или актёры решают слегка поменять сценарий или внести какие-то коррективы в сцену, потому что вот именно сейчас, на четвёртом дубле, появилось понимание, что так будет лучше. К слову, удачные импровизации редко случаются на самых первых дублях, так что многочисленные повторения — полезная, хотя и порой очень утомительная штука.

Ближе к полудню, сразу после съёмок первой сцены, все участники собрались на площадке и торжественно разбили о штатив тарелку с нанесёнными на неё именами ключевых участников проекта. Таким образом отмечается начало съёмок, которые, по киношному суеверию, после этого ритуала обязательно должны пройти максимально удачно.

Ну а дальше — без всяких промедлений — снова съёмки: инструктаж, расстановка участников по местам, многочисленные дубли. И хотя первый съёмочный день оказался для байкеров коротким (после обеда съёмочная группа уехала на другую локацию, мы там уже не требовались), все порядочно устали: сказались и ранний подъём, и необходимость подолгу находиться на месте и/или делать одно и то же, и полученные впечатления в целом.

Разумеется, эти впечатления очень хотелось как-то сохранить, так что при любом удобном случае я доставал телефон и снимал происходящее. Формально запрещено: администратор, завидев снимающего на телефон человека, подходил и делал замечание. Но поскольку удалить фото- и видеоматериалы он не просил, да и за соблюдением правила следили не особо строго, удалось сделать немного фоточек и видеороликов. Впрочем, всё отснятое я, на всякий случай, до момента выхода сериала нигде не публиковал.

Кстати, сохранилась даже запись съёмки одного из немногочисленных трюков в сериале.

За рулём дублёр Кулика. Сам трюк сняли за один дубль, а всю сцену — за несколько подходов, с разных ракурсов

Как в целом проходили съёмки

За первым съёмочным днём подряд следовали второй и третий, а через месяц — четвёртый. Рассказывать подробно о каждом из них смысла нет — все они в целом похожи друг на друга, поэтому я ограничусь общим описанием того, как такие съёмки устроены в принципе и чем они оказались интересны.

После лёгкого, но строгого нагоняя в первый день, утро второго ознаменовалось чётким и своевременным появлением всех участников групповки. Во-первых, никто не хотел терять заработок, а во-вторых, завидная чёткость работы киношников заставляла подстраиваться. Слаженности действий съёмочной группы вообще стоит посвятить отдельный абзац.

Если сотрудники хотя бы каждой десятой компании в мире работали так же чётко, пунктуально и сообща, как съёмочная группа, мир стал бы значительно лучше. Я в жизни не видел столь чётко выстроенного рабочего процесса: каждый член группы точно знает свои обязанности, без лишних споров выполняет поручения, не тупит и делает свою работу быстро и не суетясь.

С другой стороны, один съёмочный день стоит слишком дорого, чтобы можно было работать иначе. Шутка ли: одна только аренда оборудования (свет, камеры, звук, линзы, риги и всякая мелочь вроде дым-машин) может отъесть существенную часть бюджета, а ведь есть ещё зарплаты и гонорары, транспортные и накладные расходы, питание и куча всего прочего. Так что график на съёмках — святое.

На площадке, помимо прочего, есть строгий запрет на употребление семечек. И если поначалу это выглядит просто как какое-то суеверие, то после наблюдения за командой всё встаёт на свои места: если человек грызёт семечки, значит, ему нечем заняться, а бездельников на съёмках быть не должно.

Впрочем, у этой красивой медали есть и обратная сторона. Такие чёткие и впечатляющие порядки, несмотря на свою эффективность, очень часто подразумевают для некоторых участников процесса долгое ожидание без гарантий того, что это ожидание вообще окупится. Например, мне, как актёру групповой сцены, нередко приходилось подолгу как приклеенному торчать на одном и том же месте, не имея возможности отойти.

В это время команда решала как именно будет сниматься сцена, репетировала, снова решала, снова репетировала. А потом выяснялось, что камера «заденет» меня на долю секунды или вообще не будет смотреть в мою сторону, так что предыдущий час я простоял на месте совершенно зря.

На этом месте я простоял то ли час, то ли все два. Пока я думал, стоит ли сожрать и выпить реквизит, пошёл дождь и намочил всё это добро

Но я ещё легко отделался. В первые два съёмочных дня одному из байкеров совершенно не везло: режиссёр постоянно обделял его вниманием и в кадр толком не ставил. Так что на третий день, когда постановщик подошёл и сказал, что для съёмки в сцене нужен только один из нас, мы коллективно решили, что «отдать роль» справедливо именно тому парню: двухдневным ожиданием он всё-таки заслужил свои пять минут славы.

Это была сцена из третьего эпизода сериала: главарь мотобанды устраивает для Вани (герой актёра Евгения Кулика) испытание и заставляет его убегать от собаки в сторону трактора, на котором стоит байкер и машет флагом, обозначая финиш. С технической точки зрения сцена довольно сложная (разные ракурсы, проходы, подсъёмки и так далее), так что снимали её сегментарно, кучей дублей и сравнительно долго: около 4-5 часов.

Всё это время бедному парню пришлось торчать на крыше трактора в чистом поле, вдали от всех нас, на жарком августовском солнце, без возможности отойти или просто расслабиться. И что в итоге? Внимание на скриншот:

Ради этой роли человек​ проторчал на тракторе на жаре несколько часов. Вот что значит принести себя в жертву искусству

Это самый крупный план, которого удостоился наш несчастный приятель в данной сцене, даром что в финальном монтаже в кадре его размытая фигурка видна в общей сложности довольно долго. Справедливости ради надо сказать, что в паре других сцен парня всё-таки сняли покрупнее, однако те несколько часов стояния на крыше трактора под солнцем он, по его собственному признанию, не забудет ещё очень долго.

Значительную (если не основную) часть времени, проведённого на съёмочной площадке, актёры, в том числе и занятые в групповых/массовых сценах, находятся в режиме ожидания. В это время ты можешь курить, тупить в телефон, повторять свой текст (если он у тебя есть), сочинять стихи, разрабатывать план захвата мира, считать муравьёв под ногами или танцевать джигу.

Единственное, чего ты не можешь сделать, — это уйти со съёмочной площадки, а нередко даже и с того места, куда тебя поставил режиссёр: ты должен быть готов к продолжению съёмок в любой момент. Потому что время — деньги, и тратить после каждого дубля драгоценные минуты на сбор расползшейся по закоулкам групповки/массовки киношники себе позволить не могут.

Надо признать, что день съёмки в поле оказался одним из самых интересных и сложных технически и самых тяжёлых и неприятных физически. Снимали сцену натурально посреди поля, в разных его частях, с различных ракурсов. В связи с этим было любопытно наблюдать за технической стороной процесса: как устроен мобильный плейбек (место, где режиссёром и монтажёром контролируется процесс съёмки и отсматривается только что отснятый материал), как работают со светом, какие риги используются для съёмки с движущегося квадроцикла, как вообще в целом распланирована и реализована съёмка всей сцены.

Поскольку локация находилась на приличном отдалении от «лагеря», где располагалась база съёмочной группы, команде пришлось обеспечивать электропитание стационарной техники, постоянно перемещать те или иные железки и решать по ходу дела кучу мелких проблем. И всё это требовалось делать очень оперативно: съёмочный день-то не резиновый.

Съёмочная площадка посреди поля. Там мы и проторчали практически весь день

Но то про техническую сложность, а ещё были трудности чисто физического характера. Во-первых, по сценарию банда должна была стоять и ржать над убегающим от собаки героем на фоне мотоциклов, так что собственные байки (а это исключительно тяжеленные круизеры) пришлось самостоятельно переть по кочковатому полю, по дороге несколько раз чуть не завалив их в ямы.

Во-вторых, на самой локации было жарко, сухо и откровенно скучно: покидать площадку запрещалось, а из развлечений были только сигареты, общение друг с другом и съёмка любовной сцены Жени Кулика с собачкой (о ней расскажу отдельно в конце статьи). Это тот самый случай, когда от безделья устаёшь гораздо больше, чем от какой-то движухи.

Вот несколько фотографий с наших съёмочных дней:

Кто, как и чем снимал

Перед финальной главой статьи расскажу о командном и техническом аспектах съёмок. Всего за съёмки наших сцен (не самых, кстати, насыщенных) отвечало более 30 человек, не считая актёров. Точно подсчитать сложно, поскольку все постоянно находились в движении, а кого-то почти не было заметно. В это число входят:

  • Режиссёр — главный постановщик сериала, во время съёмки находится в плейбеке;
  • Второй режиссер — всё время находится на площадке, ставит сцены и командует процессом;
  • Помощник режиссёра — планирование, подготовка, организация съёмок и прочие задачи;
  • Режиссёр монтажа — иначе говоря — монтажер, во время съёмок находится с режиссёром в плейбеке);
  • Скрипт-супервайзер — отслеживает и документирует снимаемый материал, отвечает за соответствие сцен сценарию и их связанность
  • Ассистент режиссёра по работе с актёрами — делает так, чтобы актёры на площадке чувствовали себя хорошо;
  • Ассистент по актёрам массовых сцен — отвечает за групповку/массовку;
  • Оператор-постановщик — ставит сцену вместе с режиссёрами и/или занимается съёмкой;
  • Операторы — снимают поочередно или вместе, в зависимости от конкретной сцены;
  • Фокус-пуллеры — отвечают за наведение фокуса;
  • Механики камер — отвечают за подготовку камер и следят, чтобы аккумуляторы были заряжены, а нужные железки, линзы, фильтры и прочие приблуды всегда были наготове;
  • Осветители — отвечают за нужный свет в кадре;
  • Звукорежиссёр — отвечает за запись звука при съёмке;
  • Художник-постановщик — отвечает за, так сказать, содержимое сцены с художественной точки зрения;
  • Декораторы — делают красиво;
  • Художники по реквизиту, их ассистенты и реквизиторы — отвечают за реквизит.

Плюс продюсеры разных мастей, гримёры, художники по костюмам, всевозможные ассистенты, техники, механики и так далее. Оцените масштаб! Учитывая огромное количество участников процесса на площадке, ещё больше удивляешься слаженности работы команды: никто не стоит без дела, каждый выполняет свои обязанности своевременно, чётко и быстро. За четыре съёмочных дня я помню только пару случаев, когда кто-то из постановщиков возмущался нерасторопностью кого-то из членов команды.

Надо сказать, что съёмочный процесс — это, на мой взгляд, лучшее доказательство того, что даже самая лютая творческая работа может обходиться без раздолбайства и непредсказуемости.

Что касается съёмочного железа, то это, разумеется, дорогущее профессиональное оборудование, часть которого арендована специально под съёмки (так выгоднее). Наши сцены — да и почти весь сериал, судя по картинке — снимались в основном, что называется, с плеча: никаких долли, кранов, тележек, сложных конструкций и прочего изврата не было. Максимум — коптер и специальный каркас-подвес, который надевается на торс и позволяет снизить вес камеры для более удобной съёмки с определённых ракурсов.

Интересно, что звук в нашем случае писался не только на бумы (такие продолговатые микрофоны на «удочках»), но и на петличные системы, которые прятались под одеждой актёров и передавали звук по радиоканалу.

Кстати, камеры передают картинку тоже по воздуху: во время записи изображение улетает сразу в плейбек — рабочее место, где за происходящим в кадре следят режиссёр и монтажёр. После съёмки сцены, пока команда готовится к следующей, режиссёр монтажа быстро собирает черновой вариант, чтобы отснятый материал можно было сразу оценить и прикинуть, придётся ли, например, что-то доснимать.

Это, собственно, плейбек — место, где режиссёр следит за съёмкой.

Ну и до кучи вот ещё несколько роликов со съёмкой разных сцен:

Съёмка одного из дублей части сцены с дракой в баре​
​Та же сцена, но сыграна актёрами чуть иначе
​Съёмка сцены с трюком. Вернее, одного из элементов этой сцены
Так происходит репетиция сцены. От съёмки она отличается лишь тем, что звук и видео не пишется, но оператор при этом всё равно «снимает» сцену так, как будто запись идёт
Последняя сцена съёмочного дня отснята! К этому моменту мы настолько задолбались, что готовы были на что угодно, лишь бы уехать оттуда

Интересные наблюдения и забавные случаи на съёмках

— Вика, куда и во сколько завтра приезжать?

— Саш, пока не знаю...

Это типичный диалог, имевший место в 8-9 вечера накануне каждого съёмочного дня. Учитывая невероятный уровень планирования и организации, невозможность узнать время и место съёмки за 10-12 часов до оной выглядит очень странно, но вот так оно работает.

Дело в том, что время и место, разумеется, известны заранее, но их не сообщают участникам официально до тех пор, пока второй режиссёр в команде с некоторыми другими членами команды не составит так называемый вызывной лист. Это график явки всех вовлечённых в процесс людей, с указанием всех необходимых данных. Вызывной лист обычно рассылается накануне съёмок, часто поздно вечером. Так что бывало так, что ты уже готовишься ко сну, но всё ещё не знаешь, куда и во сколько завтра ехать.

Для съёмки некоторых сцен у дороги иногда приходилось перекрывать движение. Но не потому, что проезжающие машины не должны быть в кадре, а из-за того, что многие останавливаются поглазеть на происходящее и запарывают дубль. На видео с трюком выше в статье можно заметить, как в самом конце у площадки останавливается автомобиль: к счастью, в кадр он уже не попал, но при иных условиях мог спровоцировать пересъёмку.

Вопреки ожиданиям, режиссёр основное время проводит не на самой площадке, а в плейбеке, где следит за съёмкой при помощи нескольких мониторов. Взаимодействие с командой происходит по рации, но при необходимости режиссёр приходит на площадку: например, пообщаться с актёрами, внести какие-то коррективы и так далее.

Во время кастинга название «Толя-робот» позиционировалось как рабочее, чему лично я охотно верил: трудно было себе представить сериал с таким вот странным именованием. Каково же было моё удивление, когда я увидел это название сперва на тарелке, которую по традиции разбили в первый день съёмок, а потом и в рекламе сериала.

На момент начала съёмок, насколько я тогда понял, никто не знал наверняка, кому именно продадут права на его показ и когда состоится премьера. Поскольку сериалы обычно пускают в эфир весной или осенью, а съёмки шли во второй половине года, была вероятность, что проект не успеют подготовить к весеннему старту и премьеру отложат. Тем не менее, сериал стартовал весной 2019 года: на подготовку, съёмку, монтаж и постпродакшн восьми серий ушло заметно меньше года.

Обещанная история про собачку. В третьем эпизоде «Толя-робот» есть сцена, где героя Евгения Кулика догоняет спущенная на него собака и начинает рьяно выражать свою любовь, пристраиваясь то спереди, то сзади. Художественная и юмористическая ценность этого гэга, конечно, спорная, но вот непосредственно съёмки этой сценки запомнились мне, кажется, больше всего остального.

Во-первых, потому что собачку... как бы тут выразиться покорректнее... готовили к исполнению роли руками и весьма основательно. Так что псинка действовала искренне и по полной программе. Во-вторых, сцену эту снимали далеко не один раз, и наблюдать как собака снова и снова любит забавного полного парня, который при этом отлично отыгрывает свою роль — то ещё впечатление, вытравить которое из памяти не так-то просто. Ну и, признаться, на съёмках всё это выглядело гораздо смешнее, чем на экране.

Вот видео со съёмок одного из дублей (внимание, в ролике присутствует нецензурная лексика):

В одной из серий есть сцена, где дядя Паша провоцирует главаря мотобанды на драку в кафе. Её сняли за 3-4 дубля, и каждый раз разыгрываемый конфликт выглядел настолько натурально, что лично мне было не по себе. Как ни странно, на финальном монтаже драка выглядит куда менее естественно, но я клянусь: во время как минимум одного из дублей мне на мгновение показалось, что актёр реально вот-вот убьёт коллегу.

​В данном случае записывали аудиодубль: писали только звук, без картинки. Позже, на монтаже, запись наложили на подснятые видеофрагменты 

В сцене, где байкеры едут мимо кукурузного поля и замечают героя Жени Кулика, после чего забирают у него старый драндулет, главарь банды должен был ехать в голове колонны на мотоцикле. К сожалению, актёр хоть и имел права категории «А», водить мог только скутеры и садиться за руль тяжёлого байка не стал. Дабы не рисковать здоровьем актёра и целостностью техники, режиссёр скорректировал сценарий, посадив героя пассажиром на один из мотоциклов, чем сразу же вызвал наше недовольство: главарь мотобанды, передвигающийся вторым номером — это очень странно.

В итоге ваш покорный слуга предложил вручить главарю бутылку пива и придать репликам героя немного пьяного флёра: это, с одной стороны, объясняло его нахождение на пассажирском месте, а с другой прекрасно состыковывалось с вроде как спонтанным решением отрицательного героя забрать у толстяка мотоцикл. Идея постановщикам понравилась и вошла в финальный вариант сцены.

Разумеется, я упустил множество деталей: о чём-то уже подзабыл, а некоторые не стал упоминать намеренно. Но я с радостью расскажу что-то ещё по теме, если кому-то будет интересно. Задавайте вопросы в комментариях. Спасибо за внимание.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Александр Савицкий", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439\u043e\u043f\u044b\u0442","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u043a\u0438\u043d\u043e","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 15, "likes": 49, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tv", "id": 122671, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 25 Oct 2019 15:06:58 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 122671, "author_id": 7549, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/122671\/get","add":"\/comments\/122671\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/122671"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214349, "last_count_and_date": null }
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Так много текста о таком посредственном сериале. Ужас

Ответить
6

Так текст-то не о сериале, а о впечатлениях от съемок.

Ответить
1

И что, когда Федук ударил инвалида, ты стоял и смотрел!11!

Ответить
1

Да у нас по факту 90% съемочного периода была задача — стоять и смотреть.

Ответить
1

крутая статья

Ответить
0

Прочитал с интересом, теперь думаю сам попробовать себя в массовке 

Ответить
2

Это прикольно, да, но лучше целиться именно в групповые сцены, а не в массовые. И там, и там, конечно, в основном в роли мебели выступаешь, но в групповках и платят побольше, и задачи поинтереснее, нежели где-то там на пятом плане газету читать.

Ответить
0

Посмотрел, как раз четыре серии. Помню этот эпизод. Спасибо за статью, интересно.

Ответить
0

Как там потерянные 2 часа жизни?

Ответить
0

Ну норм, хотя я перематывал, да и серии короткие, где-то час двадцать заняло.

Ответить
0

Спасибо, всегда интересно увидеть эту кухню изнутри

Ответить
0

А этот лысый главарь в центре профессиональный актёр?

Ответить
0

Ну я его диплома не видел, но из личного разговора я понял, что соответствующее образование у него есть.

Ответить
0

Ага, нашёл его в инете. А то думаю, мне его лицо знакомо:
https://stuki-druki.com/authors/Kuznecov-Anton-akter.php

Ответить
0

Всегда сьемки это тот еще гемор, жаль что качество не всегда хорошее

Ответить
Обсуждаемое
Животные
В Калининграде хаски в свитере ежедневно ждёт хозяйку у работы по 8 часов. Ей пришлось повесить обращение к прохожим
Женщина не может оставить собаку дома, так как живёт на съёмной коммунальной квартире.
Интернет
Шнуров удалил старые посты из Инстаграма
Среди постов, которые удалил Шнуров, были в том числе его стихотворения о «возвращении Вовы» под названием «Вова как основа», а также о пенсионном возрасте, которого, по словам музыканта, «не достичь, как горизонта». Но интернет всё помнит.
Разборы
«Арбидол» — самое обсуждаемое лекарство месяца. Его то рекламируют как средство от коронавируса, то опровергают это
Препарат дважды оказывался в центре событий из-за Covid-19 — после рекламной кампании и распространившегося в СМИ фейка.
Популярное за три дня
Истории
Катастрофа «Бриллиантовой принцессы»: как идея коронавирусного карантина на круизном лайнере обернулась провалом
Один заболевший смог заразить 600 пассажиров, ситуация ухудшается, а о погибших всем на борту объявляет капитан, который покинет судно последним.
Новости
ИИ нашел самый мощный антибиотик. У него ушло на это несколько часов
С помощью специального алгоритма машинного обучения американским ученым удалось выявить вещество, способное справиться со многими лекарственно-устойчивыми бактериями, включая возбудитель туберкулеза. Соединение назвали халицин — в честь ИИ из фильма «Космическая одиссея 2001 года». Оно уже доказало свою эффективность, вылечив лабораторных мышей с…
Истории
Столетняя война: почему наше предпринимательство до сих пор одно из самых слабых в мире?
К началу XX века Россия была в числе первых экономик мира (затем нас обошли США). До 1977 года - второй (обогнала Япония), до 1985 года - третьей (уступили Германии). Сегодня Россия вылетела из первой десятки и нас вот-вот обойдёт Южная Корея. Лонгрид о том, какие причины легли в основу этого затяжного падения.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]