Кино и сериалы
Tatiana

«В фильмы я вкладываю не только силы, но и свои деньги»: как студенты снимают кино

Репортаж TJ со съёмочной площадки документального фильма «Черидник».

​Подготовка на площадке  Фото Насти Осинцевой

Съёмки — одновременно сложный и увлекательный процесс. Готовый продукт, который видит зритель на экране – этапы кропотливой работы команды режиссёров, операторов, сценаристов. Чтобы стать востребованным в киносреде, каждый студент старается участвовать в разных проектах, нарабатывая опыт и портфолио. TJ побывал в Петербурге на съёмках студенческого проекта, пообщался с командой и главным героем фильма.

* * *

В начале ноября в Петербурге начались съёмки студенческого документального фильма «Черидник», режиссёром которого выступил 24-летний студент высших режиссёрских курсов СПбГИКиТ (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) Илья Митрофанов. Он приехал поступать в институт из Краснодара, там же начинал снимать любительские короткометражные игровые фильмы.

В 17 лет он пригласил актёров из местного театра, оператора с журфака и снял первый игровой фильм. В честь 20-летия юноша попробовал сделать документальное кино про себя на 50 минут. В институте он уже серьёзно занялся работой над игровым короткометражным кино «Кто я?».

Картина рассказывает о простой рутине молодого человека по имени Саша, мечтающего о музыкальной карьере. Фильм получил несколько наград на российских студенческих кинофестивалях.

«Я не хочу снова работать в «Макдональдсе» — говорит Митрофанов, объясняя желание пробиться в кинематографе. По его мнению, в России нужно снимать регулярно, чтобы наработать опыт и завести связи, иначе после института пробиться будет слишком сложно.

Над работой короткометражки «Кто я?» режиссёр познакомился с главным героем своего нового фильма. Игорь Черидник — музыкант, преподаватель и радиоведущий. Известен участием в группах «АукцЫон», «Странные игры» и «АВИА». По сюжету, главный герой «Кто я?» играет в музыкальной группе на ударных. Так как актёр никогда не играл на барабанной установке, то Митрофанову порекомендовали обратиться за помощью к Чериднику.

За три месяца музыкант бесплатно обучил актёра, а позже и самого Илью. Благодаря этому между режиссёром и Черидником сложились дружеские отношения, которые вылились в документальный фильм.

29 дубль на съёмках Фото TJ

Команда фильма:

  • Аня — студентка 5 курса СПбГИКиТ, факультет экранных искусств, кафедра операторского искусства;
  • Маша — студентка 2 факультета экранных искусств, кинооператор;
  • Егор — студент 4 курса факультет экранных искусств, кафедра звукорежиссуры;
  • Артур — студент 1 курса факультета кино, технологий и телевидения. Гаффер;
  • Настя — студентка 2 курса мастерской неигрового кино. На площадке работала помощником режиссёра.

Всё о съёмках

Перед любым съёмочным процессом нужна хорошая подготовка: поиск команды, актёров, оборудования и денег. Первый этап у студентов происходит через группу во «Вконтакте» «Подслушано СПбГИКиТ», где публикуют объявления о поиске оператора, продюсера, сценариста и других. Часто из всех кандидатов выбирают тех, у кого собственное оборудование.

Это помогает сэкономить на бюджете фильма, потому что в среднем аренда оборудования (камеры, осветительные приборы, микшеры, микрофоны, радиосистемы и другое) может обойтись от двух тысяч рублей и более за смену. В среднем смена длится 1‑4 часа. Некоторые магазины предоставляют скидку для проката оборудования, но это всё равно не сокращает бюджет.

На студенческие съёмки попасть не так просто, как кажется. Точнее, попасть можно, а вот найти фильм, который снимают, целая проблема. Есть несколько вариантов: через знакомых вуза, готовых провести по дружбе. Через группу во Вконтакте «Подслушано СПбГИКиТ», но в ней могут не отвечать несколько дней, а потом сообщение вовсе удалят модераторы. Можно позвонить в институт, где подскажут ближайшие съёмки, но вуз оставляет за собой право не раскрывать эту информацию.

Подбор актёров на игровые фильмы осуществляется через эти же группы в соцсетях — так быстрее и проще привлечь к съёмкам студента-актёра, готового работать ради незначительной платы или безвозмездно. В опубликованных постах указывают параметры, необходимые для персонажа: телосложение, цвет волос, глаз, наличие профессионального образования, возможно работы, в которых принимали участие.

Анкеты кандидаты присылают на почту режиссёру, который их отбирает. После этого отбора режиссёр или помощник режиссёра отправляют ответное письмо с приглашением на кастинг. По словам Митрофанова, из 70 человек, откликнувшихся на заявку, на кастинг могут прийти только 30.

Одна из проблем на площадке — поиск оборудования. В институте работает УКВЦ — центр организации и обеспечения подготовки съёмок, состоящий из отдела организации фильмопроизводства. Чтобы получить оборудование нужно заполнить несколько заявлений и лист регистрации, перечислив техническое снабжение. Помимо этого, нужно обучаться на бюджетной основе, а съёмочная группа должна быть из СПбГИКиТа. «В целом всё там нормально, надо просто заколебаться, допроситься, а потом дадут, как и во всех госучреждениях», — говорит оператор Аня.

По словам звукорежиссёра проекта Егора, оборудование у УКВЦ обычно берут режиссёр или продюсер, так как они занимаются оформлением бумаг. Оборудование бывает устаревшим и потасканным.

Самая главная проблема — деньги. По словам Ильи, при поступлении их предупредили, что помимо годовой оплаты за учёбу, они обязаны иметь около 100 тысяч рублей для съёмок своего дипломного фильма. Институт помочь не может, ссылаясь на недостаток денег в бюджете. Однако, институт может предоставить аудитории для репетиции или съёмочные павильоны с согласования мастеров.

Я снимаю фильмы очень дешево. Очень удобно, когда у команды есть своё оборудование. Например, у двух операторов свои камеры, у звукорежиссёра и гафера своя техника. Локации я ищу бесплатно. Только вот за постер хочу заплатить.

Илья Митрофанов

Свой предыдущий фильм он снял за 32 тысячи рублей, нынешний же фильм обошёлся в 10 тысяч рублей. Он не тратился ни на аренду оборудования, ни на аренду площадки. Всё необходимое оборудование было у команды, а с поиском и арендой площадок помогал Черидник. Большинство съёмок прошли на локациях, где работает герой. «В фильмы я вкладываю не только силы, но и свои деньги», — заключает режиссёр.

Первый раз на площадке

Съёмочная группа фильма  Фото со страницы Ильи во «Вконтакте»

В понедельник 2 декабря в арт-центре на советской улице проходили финальные съёмки проекта «Черидник», где главный герой фильма Игорь Черидник проводит занятия со своими учениками. В этот день проходила запись интервью музыканта и его друзей, которые рассказали о знакомстве с главным героем. Перед началом съёмок Илья и оператор Аня заранее посетили центр, чтобы проверить освещение и ракурсы, с которых будут снимать музыкантов.

Съёмочная площадка  Фото TJ

В 13:30 начался подготовительный процесс к съёмкам. Ребята устанавливали технику, ставили свет и проверяли микрофоны. Основные правила, которые были на площадке: не шуметь и постараться держать телефон выключенным, чтобы не испортить качество звука. Процесс занял от 20 до 30 минут.

Звукорежиссёр Егор устанавливает микрофон на Игоря Черидника Фото Насти Осинцевой

Илья задавал несколько вопросов Чериднику про его участие в группах «АукцЫон», «Странные игры» и других проектах. На каждый вопрос герой отвечал по 30‑40 минут, уходя в воспоминания. Например, про первый тур групп по Европе, выступление «АукцЫона» в Ленинградском рок-клубе и другие истории. Одна началась с того, что лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша на первом выступлении группы в Ленинградском рок-клубе кинул со сцены в зрителей банку.

Как оказалось, что в зале присутствовала партийная комиссия, и банка попала в голову одной из её представительниц. На следующий день плакаты группы сняли, а второе выступление так и не состоялось.

В 17:00 закончилась запись интервью с Черидником, позже стали приходить его друзья. Среди приглашённых: Алексей Праздников — режиссёр, Александр Воронов — барабанщик, Всеволод Гаккель — музыкант, участник группы «Аквариум» и Александр Донских — участник группы «Земляне». Им режиссёр задавал только один вопрос — кто для них Игорь Черидник, и какую роль он сыграл в их жизни.

Съёмка интервью Видео TJ

Первым на локацию подошёл режиссёр Алексей Праздников, он знаком с музыкантом давно, так как сын режиссёра обучается у Черидника. Илья решил изменить фон интервью, и все ребята перетаскивали оборудование на второй этаж центра. Интервью длилось где-то 30 минут.

Каждый новый герой приходил с периодичностью час, поэтому ребята успевали отдохнуть. Кто-то из участников отвечал на вопрос по 10 минут, а кто-то не мог обмолвиться и парой фраз. В 20:00 группа ждала на съёмки Александра Донских — участника группы «Земляне», который забыл про съёмки. Поэтому они сместились на два часа и закончились около 23:00.

Документальный фильм Илья решил сделать полнометражным, потому что по итогу получился обширный материал. 78 минут из них уже смонтировано. 20 декабря состоялся последний съёмочный день, который проходил на концерте музыканта, а 27 декабря Илья представит черновой вариант картины в вузе.

Фестивальные перспективы фильма пока неясны. Для полнометражного кино в России требуется прокатное удостоверение стоимостью в 30 тысяч рублей — для студентов это большая сумма, а институт в этом случае не помогает. В 2018 году вуз предоставил Митрофанову список из около двухсот фестивалей, на которые он разослал заявки. Но вновь столкнулся с проблемой, что большинство российских фестивалей — платные.

По словам Ильи, на его курсе только три человека за весь период обучения сняли короткометражные работы. Это связано с тем, что съёмочный процесс отнимает очень много времени, денег и сил. Многие боятся, что их работы останутся незамеченными. «Твой фильм никто не раскритикует, если ты его не снимешь», — объясняет студент.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#репортажи #кино #россия #петербург #лонгриды #лигаавторов