Кино и сериалы
Женя Кузьмин

От «Мстителей» и «Джокера» до «Дылды» и «Ирландца»: 19 фильмов 2019 года по мнению редакции TJ

Субъективный список того, по каким картинам запомнится уходящий год.

Редакция TJ исходя из субъективных мнений выбрала 19 фильмов, которыми нам запомнится 2019 год. Уходящий год был богатым на громкие премьеры, но не все из них попали в итоговый список — например, в нём нет последних «Звёздных войн», «Короля льва», El Camino или «Форда против Феррари». Это не значит, что эти фильмы плохие — просто они не попали в личный топ редакции TJ.

Некоторые фильмы (а конкретно — «Зелёная книга») вышли в мировой прокат ещё в 2018 году, но до России добрались только в 2019 году — мы решили добавить их в материал. Итоговый список — картины, которые стоит посмотреть или пересмотреть на зимних праздниках. Для удобства можно воспользоваться оглавлением.

* * *

Ирландец

Российская премьера: Фильм вышел одновременно во всём мире 27 ноября на Netflix

Интересно, рассчитывал ли Мартин Скорсезе, когда соглашался сотрудничать с Netflix, что основной темой, связанной с фильмом, станет не он сам, а его длина. В соцсетях вдоволь посмеялись и пообсуждали продолжительность в 210 минут, а когда автор обратился к зрителям с просьбой смотреть фильм на большом экране, в интернете высмеяли и это.

По совпадению, такой расклад отлично ложится на один из главных посылов фильма — время «Крестных отцов» и «Славных парней» с их криминальным пафосом (безусловно, красивым) в прошлом, и никто уже не относится к ним с трепетом прошлого. Зачем, если в современном кино их заменили герои, соответствующие нынешнему поколению. Во многом они гораздо многограннее и ближе простым людям, чем привилегированная мафия откуда-то издалека.

В этом чувстве неизбежного увядания, возможно, кроется главный интерес «Ирландца». Да, для действующих лиц происходящие (порой штампованные) события несут огромную драматическую ценность, и в этом пожилой Скорсезе не утратил навыков. Но для зрителя история, скорее, навевает меланхолию от осознания, что стареют и дряхнут все, даже мафиози.

Автор: Роман Персианинов

Паразиты

Российская премьера: 4 июля

Цифровой релиз: 30 ноября

«Паразиты» — моё главное и самое неожиданное киновпечатление года. Это был случайный выбор ночного сеанса, а в итоге половину фильма я просидела с раскрытым ртом. Как можно так органично совместить столько жанров и каждые двадцать минут переворачивать историю вверх дном?

Снятый в Южной Корее фильм понятен иностранному зрителю, но культурный бэкграунд влияет на мотивацию персонажей. Ситуация, заложниками которой они стали, тесно связана с устройством корейского общества и безработицей в стране. И тут уже гадаешь — обстоятельства превращают людей в монстров или они сами делают такой выбор.

Моментами «Паразиты» смотреть просто страшно, иногда неприятно или непонятно. Хотя они получили признание во всём мире, уверена, что кому-то фильм совсем не понравился. Но вот не испытать от него никаких эмоций сложно. «Паразиты» пробивают на них всеми правдами и неправдами.

Автор: Анна Бегиашвили

Малефисента: Владычица тьмы

Российская премьера: 28 ноября

Цифровой релиз: 14 февраля 2020 года

Если первая «Малефисента» переосмысляла сюжет классической «Спящей красавицы», то вторая — вольное продолжение истории. Казалось бы, история закончена, принцесса готовится к свадьбе, злая колдунья больше не злая, — но и после условного хэппиэнда находится место для развития конфликта.

Фильм вышел чрезвычайно красивым с визуальной стороны: оба соседствующих мира, человеческий и волшебный, пронзительно прекрасны, — и это его главный плюс, каждый кадр хочется повесить на стену в рамочке, конечно, если вы любите сладкие сказки классического «Диснея». Дуэт героинь Джоли и Фаннинг тоже хорош, но в нём слишком часто звучит одна и та же нота «я тебя не понимаю, но я тебя люблю». Совершенно потерялись все без исключения мужские персонажи, но на этот счёт зрители шутили ещё после первого фильма, в котором для поцелуя истинной любви не понадобился прекрасный принц.

Смотреть стоит, если очень хочется ещё раз поглядеть на Джоли в эффектном гриме не то чтобы злой, но периодически не очень доброй колдуньи, ну или если не жаль потратить вечер на симпатичную, но в целом необязательную сказку.

Автор: Ольга Жигулина

Гив ми либерти

Премьера в России: 24 января

Цифровой релиз: 1 августа

Самый примечательный фильм года про Россию сделан не в России (а в США), не русским (а русскоязычным, как он себя идентифицирует) режиссёром и американским гражданином, а также без особого прицела на отечественную аудиторию. Тот самый случай, когда местная адаптация названия фильма «Give me liberty» не обманывает.

Лабораторные условия для понимания России — это мир русскоязычных эмигрантов. Не в парадной Америке, а в будничной. Молодой социальный работник Вик каждое утро садится в микроавтобус и развозит по делам тех, кто не может передвигаться самостоятельно, натурально помогая им выбраться из дома и выступая чуть ли не членом семьи. Среди малоподвижных граждан есть как те, кто говорит на рунглише, так и американцы, но история завязана на одном дне, конечно же, из жизни первых. И на музыке, которая, хочет она того или нет, разные культуры объединяет.

Вик не умеет отказывать и потому — вопреки своим и чужим планам, например, афроамериканки на инвалидном кресле — отвозит русскую компанию на похороны и поминки. Происходящее в дороге через экран заставляет ощущает боль и поиски этой самой либерти. Боль, как у героев, которые спорят из-за песни на кладбище. И либерти, ради которой нужно найти своё место в мире. Или хотя бы выбраться из микроавтобуса.

Автор: Сергей Звезда

Джокер

Премьера в России: 3 октября

Цифровой релиз: 27 декабря

«Джокер» — на мой взгляд, очень важная веха для киноиндустрии в её состоянии на момент 2019 года. Вроде бы это и фильм по комиксам, а значит всё в современных трендах. Но «Джокер», конечно, сразу же выбивается на фоне «Мстителей», «Лиг справедливостей» и прочих «Человеков-пауков». Без обид к этим фильмам, но картина Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом показывает, что можно делать смелее, и всё равно достичь грандиозного успеха.

Ещё важно, что это не просто фильм, а фильм-событие. Всё, что его окружало до (усиленные меры безопасности в США, критика ещё до премьеры) и после (кассовый успех, главный враг Бэтмена снова возведён в своеобразный культ, десятки мемов) только придавало «Джокеру» особенный статус. И хотя бы поэтому уже стоит включать картину в списки лучших за 2019 год.

Автор: Евгений Кузьмин

Достать ножи

Премьера в России: 28 ноября

Цифровой релиз: Февраль 2020 года

Пока все говорили, что Кодзима гений, для меня гением под конец года оказался Райан Джонсон. Он снял три фильма в одном — классический детектив, «детектив наоборот» и «детектив наизнанку». Это идеальное кино для тех, кто не любит традиционные истории в жанре «Кто убийца», потому что сразу видит ответ.

В «Достать ножи» условные «дворецкие» меняются столько раз, что разгадать фильм не получится до самого конца, пока детектив Блан не сложит пазл воедино. Каждая деталь и каждый твист здесь нужны, чтобы эффектно выстрелить в самом конце, даже самые незначительные вещи, на которые сразу не обращаешь внимания.

Особо поразила в фильме операторская работа и цветокоррекция — вещи, обычно особо никак не выделяющиеся. Например, для коротких эпизодов с бликами в очках распечатывали искусственные декорации, чтобы они правильно отражались.

Автор: Дамир Камалетдинов

Мы

Российская премьера: 28 марта

Цифровой релиз: 23 мая

Я обожаю волну пост-хорроров вроде «Реинкарнации», «Ведьмы» и «Прочь». Они буквально вдохнули новую жизнь в жанр, который раньше меня никогда не интересовал. Второй фильм комика Джордана Пила следует уже наметившимся характеристикам такого рода картин — заставляет чувствовать тревогу благодаря напряжённой атмосфере, а не скримерам. Герои постоянно находятся в опасности, а режиссёр не стесняется разбавлять сценарий неловкими шутами и безумным саундтреком.

«Мы» получился более амбициозным и жутким, чем «Прочь». Здесь Пил исследует экзистенциальные страхи с помощью жутких двойников и подчёркивает, что самая кошмарная правда обычно находится прямо на виду. Он использует образ «раздвоенного» человека как метафору, чтобы показать ложь и грехи современной Америки. Результат получился странным и пугающим с безумным финальным твистом.

Этот триллер о вторжении в дом больше всего напоминает смесь «Забавных игр», бади-хоррора Дэвида Кроненберга и саспенса Альфреда Хичкока. В глобальном смысле Пил затрагивает проблему «невидимости» темнокожих людей в США. В фильме можно найти кучу скрытых смыслов — параллели президентства Трампа с Рейганом, отсылки к «Подземной железной дороге» — системе, которая позволяла вывозить темнокожих рабов с юга. Можно и не искать, а просто насладиться прекрасным триллером.

Автор: Дарья Лейзаренко

Дылда

Российская премьера: 16 мая

Цифровой релиз: 3 октября

Хотя лента Кантемира Балагова уже успела получить несколько весомых наград и даже попасть в шорт-лист «Оскара», её до сих пор, как мне кажется, незаслуженно, обходят вниманием. Его довольно тяжело смотреть, однако с каждой минутой всё больше убеждаешься, что именно такие фильмы о войне стоит снимать и показывать.

Действие происходит в госпитале послевоенного Ленинграда, где находятся множество людей, изуродованных этой войной. Пронзительные сцены, в которых солдаты и горожане пытаются наладить мирную жизнь, завораживают каждой мелочью: мальчик не может угадать в игре собаку, потому что никогда не видел её.

Однако не сразу приходит понимание, что куда как более страшно искалечены люди внутри. Изуродованы настолько, что даже мечта о, казалось бы, о нормальной жизни, семье и детях становится жестокой и трагической. Как жить после Дня Победы? Как это ни парадоксально, разваливающийся на глазах послевоенный мир даёт оптимистичный ответ на этот непростой вопрос.

Автор: Анатолий Чиквин

Мстители: Финал

Российская премьера: 29 апреля

Цифровой релиз: 2 августа

Конечно, всерьёз «Мстители: Финал» нельзя назвать фильмом года, ровно как съёденный бургер в забегаловке нельзя назвать лучшей едой года. В отличие от «Войны бесконечности», в котором авторы позволили себе смелость рассказать историю суперзлодея, а не Мстителей, «Финал» куда менее интересен. Он предсказуем, слишком очевидно наживается на фанатах и чересчур похож на любой другой фильм Marvel, только с самым большим бюджетом и актёрским составом.

Но главное расстройство заключается в решении авторов почти полностью скинуть со счетов самого интересного героя в фильмах Marvel — Таноса. В «Финале» обесценивается сценарная работа, проделанная над ним в «Бесконечности».

Но есть у «Финала» один заметный плюс — он действительно воплощает детские мечты о шансе увидеть на экране всех своих любимых героев вместе в окончательном сражении. Конечно, для Голливуда окончательных сражений не бывает, но хочется верить, что это тот случай, когда авторы предпочтут рискнуть и начать нечто новое, нежели придумать очередной временной реверанс, чтобы вернуть полюбившихся, но надоевших персонажей.

Автор: Роман Персианинов

Брачная история

Российская премьера: Фильм вышел одновременно во всём мире 6 декабря на Netflix

«Брачная история» — американская версия «Аритмии» Хлебникова с более реалистичным и, кажется, здоровым концом. Такие фильмы смотреть полезно, но дискомфортно. Вряд ли в ближайшем будущем мы столкнёмся с зомби-апокалипсисом, и щелчок Таноса не испепелит половину Вселенной. А то, через что проходит пара Чарли и Николь, мы наблюдаем каждый день — в наших друзьях, родителях и в нас самих.

Не знаю, какой тут можно оставить отзыв. Когда на экран перенесена реальная история тысяч пар, ты не оцениваешь по отдельности сценарий, режиссуру и операторскую работу, погружаясь вместо этого в море сочувствия и рефлексии. Думаю, это значит, что фильм хороший: не пластмассовый и искренний.

Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер отличные. Я успела по десять раз их понять, невзлюбить, обвинить, пожалеть и принять. Режиссёр явно пытался оставить зрителей в светлой грусти. Моя грусть после просмотра была самой обычной, без всяких радостных примесей, но кино всё же очень понравилось.

Автор: Анна Бегиашвили

Однажды в... Голливуде

Российская премьера: 26 июля

Цифровой релиз: 25 ноября

Про фильмы вроде «Однажды в... Голливуде» сложно рассказывать, особенно спустя время. Порой задумываешься: то, что ты хочешь сказать — это твои мысли или то, что тысячи раз уже за тебя повторили другие люди в интернете? Картина — признание в любви от Тарантино к Голливуду? Да. Тот случай, когда намного лучше идти в кинотеатр подготовленным? Да. Дикаприо потрясающе сыграл? Да. Ну и так далее, со всеми плюсами и минусами.

Поэтому лучше расскажу свою историю, которую уж точно я не подсмотрел где-то у критиков или в Твиттере. На «Однажды в... Голливуде» я шёл с полной уверенностью, что уже всё знаю — историю Шарон Тейт я читал, а значит всё равно что заспойлерил себе концовку историческими фактами. Наверное, именно поэтому меня настолько поразил фильм, когда я досмотрел до титров. А тут вы или смотрели и понимаете меня, или не смотрели — и тогда лучше посмотрите, а потом уже поймёте.

Автор: Евгений Кузьмин

Солнцестояние

Российская премьера: 18 июля

Цифровой релиз: 1 октября

Что нужно сделать для напоминания людям о том, что мы не умеем разговаривать друг с другом? Всего лишь снять грандиозную картину о неудачной поездке в Швецию на фоне чего-то между языческой вакханалией и фестивалем Fyre. Каждый год находится фильм, который часть зрителей покидает на середине — это как раз «Солнцестояние».

Не смотрите на пользовательские оценки. «Солнцестояние» сразу после мировой премьеры стал воистину народным фильмом. Это легко проверить по количеству теорий и объяснений пасхалок в соцсетях, по мемам и по популярности, моментально обрушившейся на Флоренс Пью.

«Солнцестояние» выбивает из зоны комфорта и вынуждает без передышки копаться в себе с вопросом «да что именно не так-то». В какой-то момент уже не хочется хвататься за реальность, так что улыбка одного из персонажей в последней сцене не вызывает никакой тревоги. А что, тамада хороший, да и конкурсы интересные.

Автор: Сергей Звезда

Человек-паук: Вдали от дома

Российская премьера: 4 июля

Цифровой релиз: 26 сентября

Если бы год назад кто-то сказал мне, что я назову очередную часть «Человека-паука» личным фильмом года, я бы рассмеялся в лицо этому человеку. Но сейчас понимаю, что даже спустя полгода после просмотра фильм всё ещё ярко отзывается в памяти.

Я ещё летом хвалил последнюю часть «Человек-паука» за грамотное переосмысление комиксов, перекликания с нашей действительностью и многоуровневый подход. Моё мнение не изменилось: я всё ещё считаю, что во «Вдали от дома» одним из лучших, если не лучшим фильмом о Человеке-пауке, да простят меня фанаты трилогии Сэма Рэйми.

Особо запомнилась местами сверхреалистичная, а местами просто круто сделанная графика. В фильме достаточно сцен, в которых даже не подозреваешь, что они целиком созданы на компьютере, а картину стоит смотреть хотя бы ради одной единственной иллюзии Мистерио, настолько она хороша.

Автор: Дамир Камалетдинов

Зелёная книга

Российская премьера: 24 января

Цифровой релиз: 25 февраля

Да, «Зелёная книга» вышла в 2018 году, но российская премьера состоялась в январе 2019-го, поэтому мы вспоминаем её в этой подборке. И это классно, потому что «Зелёная книга» — идеальный рождественский фильм: трогательный, но не приторный, лёгкий, но не банальный.

История дружбы темнокожего пианиста и его водителя-итальянца основана на реальных событиях. Исполнители главных ролей Вигго Мортенсен и Махершала Али наделяют своих персонажей потрясающей харизмой и очень точно воссоздают химию между ними. От постера до музыкального оформления, от шуток до костюмов — всё продумано и красиво.

В списках лучших фильмов часто оказываются тяжёлые драмы и кино «не для всех». В «Зелёной книге» тоже есть боль, слёзы и несправедливость, но послевкусие остаётся исключительно праздничное. Это добрая картина, сделанная с любовью к человеку и искусству. Она заслуженно получила всевозможные награды и стала пополнением традиционной коллекции новогодних фильмов, которые без остановки крутят в праздники последние 10-20 лет.

Автор: Анна Бегиашвили

Меня зовут Долемайт

Российская премьера: Фильм вышел во всём мире 4 октября на Netflix

Хороших комедий мало. Не романтических, не «укуреных», не похабных и с адекватным сюжетом. «Меня зовут Долемайт» — одна из них. Это фильм о неудачнике, который вот уже тридцать лет пытается добиться успеха в Лос-Анджелесе, от сценаристов «Эда Вуда» — другой голливудской истории провала. Здесь есть всё — яркие 70-е с безумными костюмами, отличный юмор и блестящий каст. И если картине немного не хватает глубины, то она перекрывает этот недостаток с помощью ярких и разнообразных персонажей.

Для понимания ленты нужен небольшой бэкграунд — фильм рассказывает о реальном комике и прото-рэпере Руди Рэе Муре, который решил снять фильм без бюджета и профессиональной команды. Оттого картина напоминает «Горе-творца», но с успешным финалом: никто не верил, но у Руди получилось снять хитовый «блэксплуотэйшен» — «Долемайт» собрал в прокате примерно в 120 раз больше своего бюджета. Авторы пересняли кучу сцен, включая самую мемную «Bitch are you for real», и показали процесс их съемки. При этом, чтобы получить удовольствие, оригинальный фильм смотреть не обязательно. Только если не хотите понимать все отсылки до единой.

Роль Руди Рэй Мура исполняет Эдди Мёрфи — и очень приятно видеть, как он правда старается! Но в каждой сцене, где появляется Уэсли Снайпс, всё внимание к себе притягивает именно он. Эта картина заставляет и смеяться, и отчаянно переживать за успех предприятия главного героя. А для фильма, где каждую минуту все называют друг друга «motherfucker», он неожиданно душевный, добрый и тёплый.

Автор: Дарья Лейзаренко

Рокетмен

Российская премьера: 6 июня

Цифровой релиз: 22 августа

«Рокетмен» — это как если бы к созданию «Богемской рапсодии» подошли с умом, а не только надеялись бы на внешнее сходство актёра и прототипа. Сколько мы уже видели типичных биографических фильмов про рок-звёзд: начало на дне, первые успехи, трудности, эпичная и знакомая всем песня, грандиозный финал и что там ещё в методичке. Кино про Элтона Джона не отказывается от ряда клише, но использует их точечно.

Песни в «Рокетмене» придумываются не только ради зрительских мурашек, а очередной сценарный выход случается на экране не просто потому что уже пора по хронометражу. Это полноценный мюзикл с казалось бы самой незамысловатой структурой — посиделки в группе психологической поддержки со флешбеками. Но вовремя не добавить лишнее — это тоже искусство.

Та самая минутная сцена, вырезанная в России из-за цензуры, на самом деле служила важным моментом при принятии Джоном себя таким, какой он есть. Так и весь фильм посвящён контексту — в музыке, при сексуальной идентификации и для понимания ужасного характера. Что ж, за кино об Элтоне совсем не стыдно.

Автор: Сергей Звезда

Прощание

Российская премьера: 17 октября

Цифровой релиз: 29 октября

«Прощание» оказалось для меня одним из самых близких и тёплых фильмов года. Картина рассказывает о масштабной семейной лжи: бабушка заболевает раком, а её родня решает ей об этом не говорить, но находит ложный повод приехать. Так как картина буквально о ситуации в одной конкретной семье, то она достаточно камерная — это идеально подходит для истории о принятии смерти.

В то же время фильм пропитан восточной философией и бытом, и это по-своему интересно. Хотя в «Прощании» разворачивается довольно универсальная история, она раскрывает всю суть отношения китайцев к смерти и семейным ценностям.

При этом фильм снят максимально приземлённо: без спецэффектов, дорогих актёров или невероятной операторской работы. Но это не помешало ему стать хитом во многих странах и завоевать несколько наград и номинаций на крупных фестивалях.

Автор: Дамир Камалетдинов

Король

Российская премьера: Фильм вышел во всём мире 1 ноября на Netflix

Генрих V — один из «шекспировских» королей, о котором знаменитый драматург написал именную пьесу. В истории Англии и Франции он значим примерно так же, как в России — Пётр I. Как и показано в фильме, великий полководец знаменит тем, что в своё время фактически выиграл Столетнюю войну, нанёс французам тяжелейшее поражение под Азенкуром и подписал мир с Карлом VI. Если бы не преждевременная смерть, на карте мира не было сегодня такого государства, как Франция.

Вот такую роль примерил на себя Тимоти Шаламе, и, к его чести, тяжесть королевской короны не оказалась для него чрезмерной. Харизматичный и яркий актёр создал образ, который цепляет с первых минут. Это тот король, за которым стоит идти, это тот король, вокруг которого стоит сплотиться. Англия — там, где он ступает. Если бы тогда уже было понятие «национальный лидер», Генрих, безусловно, воплощал бы собой его. Чтобы противостоять личности такого масштаба, французам нужна была сопоставимая по значимости фигура. Ей стала девушка из Домреми, но об этом, возможно, ещё предстоит снять другой фильм.

Мёртвые не умирают

Российская премьера: 11 июля

Цифровой релиз: 5 сентября

Джим Джармуш в своей дэдпан-комедии словно переносит монстров из фильмов Джорджа Ромеро в современность. Зомби появляются беспричинно, а люди умирают, пока на фоне вьются идеи об экологической катастрофе, бессмысленной ненависти и погоне за удовольствиями. Жители города, в котором разворачивается действие, казалось бы, даже рады, что конец света всё же наступил. Никто не паникует. Поначалу они защищаются от орд мертвецов, но в конце концов сдаются без особой борьбы.

Такой апокалипсис, который не мог бы случиться раньше 2019 года. «Зомби» увлечены бесконечным потоком информации, который поступает в каждый момент бодрствования. В этом смысле название ленты звучит угрожающе – можно отключить пуши, удалить Твиттер, уйти из интернета, но в конце концов «они» до тебя доберутся. Если Ромеро запечатлел паранойю 60-х, но Джармуш охватил пугающую современность.

Повествование медленное, иногда даже ленивое, а сюжет часто принимает странные повороты. Другими словами, это типичный фильм Джармуша. В картине много иронии, отсылок к предыдущим работам режиссёра и мета-шуток. Например, герой жалуется другому, что получил от «Джима» только часть сценария. А какой прекрасный каст — Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Хлое Севиньи, Том Уэйтс, Стив Бушеми! Если сюжет иногда проседает, а посыл слишком очевиден, то смотреть стоит хотя бы ради любимых актёров режиссера.

Автор: Дарья Лейзаренко

#итоги2019 #кино #tjсмотрит