Кино и сериалы
Слава Копысов

«Клаус» — самый неожиданный мультфильм-номинант на «Оскар». Чем увлекает и как создавалась картина Netflix

Кино о становлении Санта Клауса поборется за статуэтку с Disney — давним «королём» номинации за лучший анимационный фильм.

Приз за лучший полнометражный анимационный фильм вручают на «Оскаре» с 2002 года, и с давних пор в этой номинации доминирует Disney. За всю историю церемонии лишь шесть мультфильмов без прописки на Pixar или Disney выигрывали эту награду. Седьмым может стать «Клаус» — с рождественским сюжетом о первом появлении Санта Клауса.

Мультфильм Netflix, нарисованный вручную в 2D-формате, стал сюрпризом «оскаровской» гонки. Само появление «Клауса» среди номинантов называли неожиданностью, но меньше чем за месяц проект испанской The SPA Studios стал реальным конкурентом «Истории игрушек 4» от Pixar (принадлежит Disney) и «Потерянного звена» (Laika).

От релиза до номинации

Номинантов на «Оскар» традиционно объявляют в прямом эфире. Творческие коллективы, которые рассчитывают услышать название своего проекта, всегда пристально следят за трансляцией. 13 января команда «Клауса» собралась в офисе The SPA Studios и заняла места перед экраном, на котором Исса Рэй и Джон Чу перечисляли номинантов.

Многие из них считали, что в номинацию на «Оскар» пустят только один европейский мультфильм и только один проект Netflix, поэтому, когда в номинацию попал французский проект «Я потеряла своё тело», в комнате разочарованно запричитали. Но через 4 секунды разочарование сменилось восторгом.

«Клаус» — первый полнометражный мультфильм, снятый специально для Netflix. Он рассказывает рождественскую историю о Джеспере, ленивом отпрыске владельца почтовой корпорации, и старике Клаусе, который виртуозно делает игрушки.

Мультфильм вышел в ограниченный прокат 8 ноября 2019 года и спустя неделю появился в онлайн-кинотеатре. Тот факт, что его вначале показали в кинозалах, а только потом опубликовали на сайте, говорит о надежде Netflix на «Клауса» как на потенциального участника «оскаровской» гонки.

По правилам Американской киноакадемии, чтобы претендовать на награды, нужно как минимум неделю пробыть в прокате, имея не меньше 3 сеансов в день. Кроме того, осень называют «сезоном наград», потому что период с сентября по начало декабря считают оптимальным для выпуска проектов с большими «оскаровскими» амбициями.

Постер, анонсирующий релиз в ограниченном прокате и премьеру на Netflix​

Уникальная история для взрослых и детей

«Клаус» предложил зрителям новую историю, поставив в её центр хорошо знакомого персонажа — Санта Клауса. Но символ рождества появляется на экране не сразу и, как понятно из названия, Сантой ему ещё предстоит стать.

Главный герой — Джеспер Йоханссон. Он растёт в богатой семье, ни в чём не нуждается и ужасно избалован. Мы впервые видим его в почтовой академии, где все прилежно учатся — все, кроме Джеспера. Он живёт в отдельном шатре, относится к преподавателям как к прислуге и ничего не делает. Видя разгильдяйство своего сына, богатый отец отправляет его на перевоспитание.

Джеспер отправляется на отдалённый остров Смиринсбург. Выбирая место, режиссёр Серхио Паблос держал в уме Смеренбург — одно из самых северных европейских поселений, основанное китобоями в семнадцатом веке. Сейчас Смеренбург относится к территории Норвегии.

Там Джесперу нужно с нуля создать почтовый офис, который должен в год отправлять и принимать по 6000 писем — это главное условие для того, чтобы отец разрешил ему вернуться домой. Тем самым Паблос находит концепт, который одинаково тепло воспринимается и детьми, и их родителями: первые ещё пишут письма с заказами на Рождество и Новый год, вторые с ностальгией эти письма вспоминают.

​Кадр из мультфильма «Клаус»

Создатели «Клауса» добавили концепту новогодних писем подробностей, которые сделали из Санта Клауса не просто символ праздника, а живого человека. Джеспер, отчаянно выискивая отправителей и получателей 6000 писем, забрёл в отдалённый уголок острова, где встретил устрашающего вида старика. Он испугался и сбежал, забыв рисунок одного грустного ребёнка. Клаус этот рисунок нашёл и заставил Джеспера отнести автору рисунка самодельную игрушку, которая его развеселит.

«Что мне нравится, так это образ Санты как символа альтруизма. Но мне нужен был кто-то, кому можно преподать урок. Клаус стал катализатором для эгоистичного Джеспера, который поймёт ценность умения отдавать, а дети запустят цепную реакцию доброты», — говорит Паблос.

Есть в «Клаусе» и лейтмотив давней вражды, как в «Ромео и Джульетте». Американская пресса трактовала его как посыл о терпимости и разнообразии. Команда Серхио Паблоса добавила в сюжет скандинавов Саамов, которые этнически отличаются от обычных жителей Скандинавии и сталкиваются с предрассудками. Режиссёр создал два воинствующих клана, как он сам говорит, по модели футбольных хулиганов, а в основу их вражды поместил традиции. Кланы воюют только потому, что так велят устои.

Кадр из мультфильма ​«Клаус»

Выйдя на Netflix, «Клаус» стал хитом. Мультфильм за первый месяц посмотрели в 30 миллионах домах по всему миру. В эту цифру не включены повторные просмотры на одних и тех же аккаунтах. Для сравнения: «Ирландца» Мартина Скорсезе за первый месяц посмотрели 40 миллионов подписчиков, а триллер «Птичий короб» — 80 миллионов. На тот момент просмотр засчитывался только в том случае, если пользователь преодолел больше 70% хронометража.

Но статистика и популярность ещё не гарантируют участия в «оскаровской» гонке — сиквел «Холодного сердца» тому подтверждение. Чтобы мультфильм оценили академики, нужно не только хорошо рассказать уникальную историю, но и быть технически совершенным, уделять внимание мелким деталям, иметь значение на уровне индустрии или даже всего кинематографа.

О конкурентоспособности «Клауса» в соперничестве с «Историей игрушек 4» заговорили после церемонии «Энни», на которой награды вручаются от имени Международной ассоциации анимационного кино. Там «Клаус» доминировал и выиграл семь наград, включая статуэтку за «Лучший полнометражный фильм». За последние шесть лет в пяти случаях победитель «Энни» в этой категории впоследствии уходил домой с наградой Киноакадемии.

Прошлогодний обладатель «Оскара», «Человек-паук: Через вселенные», так же выиграл премию «Энни» в семи категориях, включая «Лучший фильм». В главной номинации мультфильм по комиксам Marvel обошёл «диснеевские» релизы «Ральф против интернета» и «Суперсемейка 2».

Аниматор-«миллиардер», вышедший из Disney

Режиссёр и сценарист «Клауса» Серхио Паблос родом из Испании. Образование он получил в Калифорнийском институте искусств, а его первым проектом был скромный мультфильм «Однажды в лесу» 1993 года, над которым он работал как главный аниматор. После него Паблос устроился в Disney Studios и нашёл место в парижском офисе.

Карьера Паблоса внутри Disney быстро пошла в гору. Он занимался персонажами полнометражного мультфильма «Каникулы Гуфи», после чего его попросили перебраться в Калифорнию. С 1996 года Паблос рисовал для больших 2D-проектов Disney: «Горбун из Нотр-Дама» (рисовал персонажа Фролло), «Геркулес» (Аид), «Тарзан» (слон Тантор), «Планета сокровищ» (доктор Допплер).

Вскоре Паблос покинул Disney и перешёл на проектную работу с разными студиями. Параллельно он вынашивал свои идеи. Среди них — сюжеты про суперзлодея, который незапланированно стал папой трёх девочек из приюта, и история старика Клауса, делающего детям игрушки на Рождество.

Злодейский сюжет впоследствии стал мультфильмом «Гадкий я», в титрах которого Серхио Паблос указан как сценарист и продюсер. С этого проекта началась франшиза из трёх частей и одного спиноффа. Два из них собрали в мировом прокате больше миллиарда долларов, один — не дотянул до десятизначного числа 30 миллионов.

Кадр из презентации идеи ​«Гадкого я», по которой в итоге сделают мультфильм

«Видеть, как «Гадкий я» растёт в то, чем он является сейчас, было очень приятно. Это одно из тех больших достижений, которым я очень сильно горжусь», —вспоминает Паблос начало 2010-х.

После «Гадкого я» испанский аниматор работал над персонажами мультфильма «Рио» и писал историю для Warner Animation Group, по которой позже сделали мультфильм «Смолфут». В этот период карьеры Паблос отошёл от 2D-анимации, с которой начинал путь в 90-х годах. Мир мультфильмов, нарисованных с помощью компьютерной графики, сделал Паблосу имя и дал финансовые возможности, но происходящее в индустрии ему не нравилось.

Я несколько лет занимался полнометражными CGI-картинами. Мне не на что жаловаться: это был феноменально, и я благодарен за всё, чему я научился. Но, как и многие из нас, я скучаю по свободе и спонтанности традиционной анимации.

Серхио Паблос

Режиссёр «Клауса» считает, что нарисованные вручную двухмерные мультфильмы уникальны: в каждом из них виден почерк художника. При этом, когда Паблос говорит о преимуществах 2D, он не просит полностью отказаться от возможностей компьютера. «Всё сводится к двум вещам. Визуально мы должны двигать наше ремесло вперёд, а не упиваться ностальгией. С точки зрения повествования мы должны искать новые типы историй», — говорит автор.

Чтобы рассказывать новые типы историй и вернуться к 2D-анимации в её новом прочтении, Паблос поехал на родину в Испанию и создал свою студию — The SPA Studios. Студия запустилась на базе компании Animagic, которая также принадлежала Паблосу и работала с голливудскими мейджорами в качестве подрядчика. Animagic помогала с пре-продакшном и завершающими этапами работы над графикой. The SPA Studios, напротив, разрабатывала свой проект. Паблос искал аниматоров, художников и продюсеров, которые бы разделяли его видение современной мультипликации.

Мы все примерно одинаково воспринимали рисунки на стадии разработки концепта. Они выглядели так живо, и в них прослеживался почерк каждого художника. Мы постоянно задавались вопросом: «Почему сам мультфильм не может выглядеть так же?». Просто перенесите это на экран. Обычно наши рисунки были только визуальной опорой. Как только они проходили через машинную обработку, 2D или 3D, рисунки становились похожими на то, что мы уже где-то видели.

Серхио Паблос

В 2015 году появился проект «Клаус».The SPA Studios опубликовала трейлер на Vimeo и начала искать инвестора. Задумка добиралась до экрана три года.

Netflix пошёл на риск и дал полную свободу действий

«Клаус» быстро нашёл деньги и партнёров, чтобы команда спокойно занималась проектом, отложив заказы в больших компаниях — голливудских и европейских. Как и в случае с «Гадким я», Паблос вновь придумал цепляющий концепт. Он решил рассказать историю появления Санта Клауса, потому что, несмотря на его популярность, не было какой-то общепринятой версии появления одного из главных символов Нового года и Рождества.

«Существовали версии с исторической точки зрения, с религиозной точки зрения или же с точки зрения традиций разных стран. Поэтому я погрузился в разработку своей истории. Чем больше я над ней работал, тем больше персонажей в ней открывал, находил душу и юмор», — говорил Паблос.

Но концепт «Клауса» стал одновременно преимуществом и недостатком. Когда The SPA Studios начала искать дистрибьютора, часто слышала в ответ, что мультфильм слишком рискованно запускать в прокат. Потенциальных покупателей пугал даже не 2D-формат, а рождественская тема.

Мне всё время говорили: «Нам придётся противостоять тому, что выставит Disney». Не говоря уже о проклятье рождественской анимации и таких провалах, как «Секретная служба Санта Клауса» или «Хранители снов».

Серхио Паблос

Испанский режиссёр продолжал настаивать на своём и убеждал, что двухмерная анимация в двадцать первом веке — это новое слово. Первоначально Паблос хотел создать трёхмерный мир, в который поместил бы 2D-персонажей, но от этой идеи быстро отказались. Вместо этого декорации и мир рисовали в том же стиле, что и самих персонажей.

Двухмерные рисунки обрабатывали на компьютере, чтобы добавить естественного объёмного света и сделать натуралистичные текстуры. В результате получался гибрид ручной прорисовки и компьютерной анимации. Технически это было непросто, поэтому, когда для «Клауса» искали аниматоров, продакшн-дизайнер Марчин Якубовски разработал специальное тестовое задание для кандидатов.

Мы проверяли, насколько художник чувствует объём на плоском рисунке. В 2D-анимации нужно уметь предлагать разные графические решения и идти на смелые творческие ходы, чтобы картинка была интересной и легко читалась, при этом не воспроизводя реальность.

Марчин Якубовски

Для проверки кандидатам высылался рисунок с изображением руки персонажа и стрелки, обозначающей направление света. Потом художники должны были сами интерпретировать своё видение рисунка. Нанимали тех, кто лучше всего отражал свет на своём рисунке.

Сейчас «Клаус» называют технологически новаторским мультфильмом, но, когда Паблос предлагал своё детище студиям, одной технической части было мало. Рождественская история отпугивала всех — всех, кроме Netflix. К ним Серхио Паблос обратился в 2017 году.

Пока мы не пришли в офис Netflix, мы не встречали тех, кто смог бы принять нашу идею и смело отправиться в неизведанные воды. Только благодаря Netflix наш мультфильм существует. Мы получили невероятную поддержку. У нас были полностью развязаны руки.

Серхио Паблос

Успех у аудитории, признание Киноакадемии и надежды индустрии

На агрегаторе рецензий профессиональных критиков Rotten Tomatoes рейтинг «Клауса» — 93%. На Metacritic цифры не такие впечатляющие, но всё же остались в «зелёной зоне» — 65 из 100. Критики отметили красивую анимацию, ручную рисовку, хороший юмор и добрую историю. Паблоса похвалили за сочетание старомодной анимации с современными технологиями.

Учитывая высокий зрительский рейтинг на обоих сайтах, у «Клауса» есть шанс стать праздничной классикой, которую будут пересматривать ежегодно. Киножурналисты всё ещё ставят на диснеевскую «Историю игрушек» в гонке за «Оскар». Но если в начале «Клауса» считали главной сенсацией среди номинантов, то после победы на «Энни» о мультфильме всерьёз заговорили как о претенденте на награду.

Прошлогодняя победа «Человека-паука» стал огромным знаком для нашего сообщества, потому что нам дали понять, что участвовать в игре может каждый.

Джинко Готох

Полный список номинантов в категории «Лучший анимационный фильм»:

  • «Как приручить дракона 3»;
  • «Я потеряла своё тело»;
  • «Клаус»;
  • «Потерянное звено»;
  • «История игрушек 4».

Даже если «Клаус» не выиграет, его номинация на «Оскар» и успех на «Энни» способны заставить продюсеров иначе смотреть на проекты независимых мультипликаторов. Режиссёр «Клауса »Серхио Паблос надеется, что теперь ему и другим студиям будут охотнее давать работать с 2D, а Disney теперь предстоит всерьёз конкурировать не только с мультфильмами, выходящими в прокат, но и с проектами стриминговых сервисов.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#мультфильмы #оскар #лонгриды #лигаавторов #анимация