Кино и сериалы
Слава Копысов

Трилогия, которой не случилось. История создания и провала «Девушки с татуировкой дракона» Дэвида Финчера

До работы с Netflix и революции в мире сериалов Финчер пытался создать на большом экране свою франшизу с рейтингом R.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»​

В 2020 году на Netflix выйдет чёрно-белый фильм «Манк» о сценаристе картины «Гражданин Кейн» Германе Манкевиче. Его режиссёр – Дэвид Финчер, и он снимает по сценарию отца Джека Финчера, который тот написал незадолго до смерти в 2003 году. Этот фильм называют проектом мечты Дэвида Финчера.

«Манк» – уже четвёртый проект Финчера с Netflix после сериалов «Карточный домик», «Охотник за разумом» и антологии «Любовь, смерть и роботы», которую он продюсировал. Но плодотворного сотрудничества с полной творческой свободой для режиссёра могло и не случиться, если бы Финчер почти 9 лет назад осуществил другую свою мечту – создал жёсткую франшизу с рейтингом R для взрослого зрителя. Такой должна была стать «Девушка с татуировкой дракона» с Руни Марой и Дэниэлом Крэйгом в главных ролях. Мечта Финчера разбилась о денежные ожидания студии Sony, которая, имея на руках права на три бестселлера, не смогла ими правильно распорядиться.

«Всю свою карьеру мечтал такое услышать»

Шведский писатель Стиг Ларссон начал трилогию «Миллениум» с книги «Девушка с татуировкой дракона». В ней рассказывалось о сотрудничестве журналиста Микаэля Блумквиста и хакера Лисбет Саландер, которые по заказу олигарха Хенрика Вангера расследуют убийство его племянницы сорокалетней давности. Первая книга – это самостоятельная история, которая знакомит зрителя с героями и объединяет их в тандем. Последующие две книги – «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» – связаны друг с другом и строятся вокруг одной истории.

Трилогия «Миллениум» Изображение Amazon

Все три романа, написанные Ларссоном, вышли с 2005 по 2007 годы после смерти их автора – писатель скончался в 2004 году от обширного инфаркта. Уже в 2009-м в Швеции всю трилогию экранизировали. Фильмы собрали больше 200 миллионов долларов в мировом прокате, что для картин европейского производства – значительный успех. Количество проданных книг к тому моменту достигло уже 63 миллионов копий. «Миллениумом» заинтересовались в Голливуде.

Летом 2009 года руководители студии Sony Майкл Линтон и Эми Паскаль начали работать над англоязычной версией. Они понимали, что нужно действовать быстро, пока книги ещё хорошо продаются. Паскаль и Линтон поручили переговоры о правах продюсеру Скотту Рудину, который тогда занимался фильмом «Социальная сеть». Рудин выкупил права в декабре 2009 года, назначив сценаристом Стивена Зеллиана («Список Шиндлера», «Однажды ночью», «Ирландец»), переписавшего для Sony сценарий «Человека, который изменил всё». Финчер в команде проекта появился только спустя три месяца, закончив съёмки «Социальной сети».

На тот момент в Sony уже знали, что Финчеру предлагали экранизировать «Девушку с татуировкой дракона». Это делала продюсер Кэтлин Кеннеди («Звездные войны», «Парк Юрского периода»), пересекавшаяся с Финчером на съёмочной площадке «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Режиссёр сказал ей, что не хочет делать очередную историю про серийного убийцу, и в Голливуде никогда не снимут фильм о бисексуальном хакере в Стокгольме, которая помогает опозорившемуся журналисту раскрыть мрачный секрет. Однако продюсеры Sony знали, как убедить Финчера согласиться.

Я не был заинтересован в создании фильма об очередном серийном убийце, меня подкупало желание студии снять жёсткую франшизу с рейтингом R для взрослой аудитории. И я подумал: «Я всю свою карьеру мечтал такое услышать».

Дэвид Финчер

Финчер рассчитывал запустить серию фильмов, которые будут «умными, взрослыми, интересными, комплексными и провокационными».

Производство в режиме бесконечной гонки

Весь производственный процесс со дня выкупа прав на «Миллениум» до премьеры «Девушки с татуировкой дракона» в кино уложился в два года. В Sony торопились, и многие процессы шли параллельно. Стив Зеллиан полгода писал сценарий. Дэвид Финчер готовился к съёмкам в Швеции, не имея на руках готового сюжета. Он исследовал Стокгольм, читал книгу и проводил кастинг.

Такое чувство, что за последние одиннадцать месяцев работы я спал суммарно меньше 100 часов.

Дэвид Финчер

Актрису на роль Лисбет Саландер искали два с половиной месяца. В книге Саландер описывается как бледная, анорексически худая девушка со стрижкой «бобрик», пирсингом на носу и бровях, волосами иссиня-чёрного цвета. На роль просматривали порядка десяти актрис, в том числе Кристен Стюарт, Скарлетт Йоханссон и Эмма Уотсон.

Мара была одной из первых актрис, которую Финчер отверг. Она сама обратилась к режиссёру через агента. Но постановщик не видел Мару в роли Саландер, опираясь на своё впечатление от актрисы во время работы над «Социальной сетью». Когда до актрисы дошли слухи о других кандидатурах, она вернулась к Финчеру со словами: «Если они просматриваются и претендуют, почему я не могу». Маре дали второй шанс – ей устроили несколько примерок образа. Она гуляла по улице в одежде, которая подходила бы её героине, курила и вела себя, как замкнутая девушка с аутистичным расстройством.

​Примерка образа Лисбет Саландер на Руни Мару Фрагменты фильма о фильме

В итоге Мара убедила Финчера, при этом режиссёр сразу же обозначил: будет много интимных сцен, курить в кадре придётся по-настоящему, нужно водить мотоцикл, похудеть до анорексичного вида, реже выходить на солнце, чтобы кожа стала бледнее, и перед съёмками одной уехать в Стокгольм, чтобы прочувствовать город. Мара на все условия согласилась.

«Когда берёшь кого-то на роль, ты подбираешь человека не только по росту и весу, – объясняет Финчер. – Актёр или актриса должна не только попадать в образ, а привносить в фильм свою энергию. Мы задаём вопрос, подходит ли психологический образ создаваемого персонажа к человеку, которого мы просим этого персонажа сыграть? Руни мы просматривали месяц или около пяти недель. Она удивила нас тем, что справлялась с абсолютно всем, что мы просили. Просто брала и делала что должно – это так в стиле Саландер».

Для «Девушки с татуировкой дракона» Финчер нашёл эпатажного гримёра Триш Саммервиль, ранее работавшую на ТВ и с музыкальными видео. Она подобрала одежду для Руни Мары, сводила её к парикмахеру, который отрезал длинные волосы, обрил виски и показал, как по-разному можно укладывать короткую стрижку. В этот же день Маре сделали пирсинг и выбелили брови.

Триш Саммервиль, гримёр Руни Мары в фильме ​«Девушка с татуировкой дракона» Фото Variety

Тем временем Зеллиан писал сценарий. Он вырезал события, которые размещаются примерно на 350 страницах книги, включая роман главного героя с одним из побочных персонажей, и изменил концовку.

Я не пытался что-то переиначить или исправить. Просто это казалось мне хорошей идеей, когда я читал книгу. Мне подумалось: «Почему мы так далеко уходим от начальной точки, чтобы разгадать эту загадку? Возможно, будет лучше, если всё разрешится ближе к дому?» Вот и всё. Мне казалось, что так будет правильнее для персонажа.

Стив Зеллиан

Финчер в работу Зеллиана почти не вмешивался. Единственное, о чём он просил – поставить в центр повествования отношения Саландер и Блумквиста, на роль которого утвердили Дэниэла Крэйга. Сценарист добавил в сценарий много отсылок на вторую и третью книги, держа в уме план студии сделать трилогию.

«Пусть мы и не погружаемся в историю Лисбет в мельчайших подробностях в первом фильме, мы должны давать информацию о каждом её поступке. В конце концов, мы доберёмся до фактов её биографии», – говорил Зеллиан.

Студия попросила сценариста написать первый фильм и добавила, что, возможно, обратится за вторым и третьим. Поэтому персонаж Лисбет упоминает события из сюжетных линий, которых нет в первой книге Стига Ларссона. Даже в открывающих титрах фильма используется нарратив из всех трёх книг, и в них можно увидеть, как создатель интро Тим Миллер («Дедпул», «Любовь, смерть и роботы») отсылается к прошлому Лисбет и показывает в ролике образы её отца.

В сентябре начался основной съёмочный период, который стартовал в Швеции, перемещался в Швейцарию, затем на студию в Лос-Анджелес, возвращался в Швецию и ненадолго заглядывал в Норвегию. В июне съёмки завершились, к ноябрю фильм был готов к релизу. Зеллиан тем временем уже погружался в работу над сценарием второй части.

Жертва амбиций и неудачного эксперимента

Подготовительный и съёмочный периоды у Sony прошли гладко. Финчер всё сделал быстро и подготовил фильм к премьере. Но именно на этапе релиза начались проблемы, в которых повинна как студия-дистрибьютор, так отчасти и сам Финчер.

Ещё весной продюсеры Sony понимали, что фильм будет готов поздней осенью или в начале зимы. Перед ними стояла дилемма – выходить с фильмом в прокат до конца года или переждать рождественский период. Первый вариант давал возможность претендовать на «Оскар», так как осенне-зимний период считается сезоном наград.

С сентября по конец декабря студии стараются выпускать те фильмы, которые будут претендовать на призы Американской киноакадемии. Кроме того, 25 декабря – злачный день для американских прокатчиков. Зрители охотно идут в кинотеатры и покупают билеты целыми семьями. Но именно тот факт, что в Рождество зрители ходят в кино семьями и стал для «Девушки с татуировкой дракона» камнем преткновения.

Фильм подавался в рекламных компаниях со слоганом «Почувствуй себя плохим с таким рождественским кино» (“THE FEEL BAD MOVIE OF CHRISTMAS”). Идти в рождественский уикенд с таким посылом – смелый эксперимент, который провалился. Целевая аудитория «Девушки с татуировкой дракона» – мужчины и женщины старше 35 лет, которые предпочитают проводить праздники с детьми. Не каждая семья захочет смотреть под Новый год фильм, в котором насилуют девушек, а в одной из сцен крупным планом показывают расчленённую кошку, выложенную в форме свастики.

В итоге «Девушка с татуировкой дракона» стартовала с 12,7 миллионов долларов, уступив первые две строчки фильмам «Миссия невыполнима: Протокол фантом» и «Шерлок Холмс: Игра теней», собравшим 29,5 и 20,2 миллиона долларов. «Миссия невыполнима» первенствовала по сборам на протяжении всех праздников, в то время как фильм Финчера опускался в таблице кассовых сборов всё ниже и ниже. Слоган “THE FEEL BAD MOVIE OF CHRISTMAS” себя не оправдал – к слову, этот тэглайн придумал лично Финчер, который, по условиям контракта, мог влиять на маркетинговую кампанию.

Умеренная убыточность

Проект с бюджетом в 90 миллионов долларов, Дэвидом Финчером у руля и Дэниэлом Крэйгом в главной роли не мог позволить себе такие убытки. Однако Скотт Рудин держал в уме такой исход событий – он уповал на выносливость «Девушки с татуировкой дракона» на дистанции за счёт хороших отзывов критиков и зрителей, а также надеялся, что фильм получит несколько номинаций на «Оскар», что придаст небольшой импульс картине. Именно поэтому «Девушка с татуировкой дракона» показывалась на большом количестве экранов вплоть до конца января. В отдельных кинотеатрах фильм встречался даже в середине марта.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»​

Несмотря на то, что фильм получил пять номинаций на «Оскар» (в их числе за Лучшую женскую роль), надежды продюсеров не оправдались. Отзывы у «Девушки с татуировкой дракона» были хорошими (71 на Metacritic, 86% на Rotten Tomatoes). Но конкуренция у экранизации шведского бестселлера оказалась нешуточная – ту же «Миссию невыполнима» критики приняли ещё теплее (73 на Metacritic, 93% на Rotten Tomatoes). В свете того, что соперники были больше ориентированы на семьи и не теряли спроса на дистанции, расклад оказался не в пользу Скотта Рудина и компании.

Сам продюсер частично винил в падении интереса нарушение эмбарго одним из критиков. Журналистам Нью-Йорка фильм показали в ноябре при условии, что рецензии в СМИ и соцсетях не появятся раньше 13 декабря, то есть за неделю до релиза. Дэвид Денби из журнала New Yorker нарушил это условие, выпустив рецензию в начале декабря. Рецензия была положительной, тем не менее Скотт Рудин написал ему гневное письмо на электронную почту.

«Ты сильно навредил фильму, нарушив эмбарго. И в здравом уме я вряд ли смогу тебя ещё раз пригласить на предпоказ своего фильма», – написал Рудин.

Электронное письмо слили в медиа, что многие сочли рекламным трюком ради дополнительного внимания к фильму, на который досрочно вышла положительная рецензия. Но даже если Рудин устроил скандал ради пиара, «Девушке с татуировкой дракона» это не помогло.

Фильму оставалось уповать на международный прокат. По миру премьеры распределили с 21 декабря по 10 февраля. Международный прокат принёс картине 130 миллионов долларов, доведя общую кассу до 232 миллионов долларов. В России фильм вышел 6 января и показал лучший первый уикенд среди международных релизов (3,7 миллиона долларов).

Показатели фильма в прокате студия оценила как умеренно убыточные.

Политика сокращения расходов при увеличении затрат

Несмотря на убыточность, Sony всё ещё рассчитывала сделать франшизу с рейтингом R для взрослой аудитории. Для этого требовалось, чтобы второй фильм стал прибыльнее первого. При этом студия уже заплатила Стивену Зеллиану космический гонорар за работу над сценарием «Девушки, которая играла с огнем» – больше 2,5 миллионов долларов.

Бюджет фильма предложили сократить с 90 до 60 миллионов, при этом сохранив состав исполнителей: Дэвид Финчер, Дэниэл Крэйг и Руни Мара. Выходом из ситуации мог стать удлинённый съёмочный период, за который Финчер сделает сразу два фильма – «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Сиквел планировали выпустить в конце 2013 года.

Дэниэл Крэйг на кадре из фильма «Девушка с татуировкой дракона»

Финчер был готов снимать два фильма за раз и впервые в своей карьере хотел сделать сиквел к собственной работе. Но в этот момент возникли проблемы в переговорах с Дэниэлом Крэйгом. Исполнитель роли Джеймса Бонда снимался во франшизе про агента 007 и попросил увеличить его гонорар, что никак не соотносилось с политикой сокращения бюджета.

Sony начали разработку запасного плана в виде продолжения франшизы без Микаэля Блумквиста. Это полностью противоречит книгам, где Блумквист, наоборот, чаще задействован в развитии сюжета, чем Лисбет Саландер. Однако финал первого фильма давал такую возможность, и в теории можно было построить историю только вокруг девушки-хакера. Такую задачу поставили сценаристу Эндрю Кевину Уокеру («Семь»). Он сел переписывать версию Стивена Зеллиана в июле 2013 года. Тем временем Дэвид Финчер уже снял «Карточный домик» и фильм «Исчезнувшая».

«Я думаю, что Sony уже потратила миллионы долларов на права и сценарий, поэтому во что-нибудь это выльется. Скрипт, который у нас есть сейчас, обладает огромным потенциалом. О нём я могу рассказать лишь то, что он будет очень сильно отличаться от книги», – сказал Финчер в рамках промо-тура «Исчезнувшей».

Руни Мара на кадре из фильма «Девушка с татуировкой дракона»​

Не оставляла надежд на сиквел и Руни Мара. Её на протяжении нескольких лет спрашивали, есть ли у неё новости о сиквеле «Девушки с татуировкой дракона». В конце концов, она написала письмо отчаяния продюсеру Эми Паскаль. Мир узнал об этой переписке, когда Sony подверглась хакерской атаке, и сотни писем оказались в открытом доступе.

«Я хочу узнать для себя, чтобы я уже смогла отпустить этот проект, если он окончательно закрыт. Очевидно, для меня этот персонаж очень близок», – написала Мара. Паскаль ответила актрисе, что готова с ней встретиться и обсудить сиквел. Затем продюсер перенесла встречу. Через две недели она вновь написала Маре, что не может найти время. Если верить опубликованным электронным письмам, встреча так и не состоялась.

5 ноября 2015 года Sony объявила о перезапуске серии. Франшизу Финчера для взрослой аудитории официально закрыли. Фундаментом для новой серии фильмов послужила четвертая книга о Лисбет Саландер «Девушка, которая застряла в паутине», написанная Давидом Лагеркранцем по не законченным черновикам Стига Ларссона. Актёрский состав полностью обновился, режиссёром назначили Феде Альвареса («Не дыши»), бюджет сократили до 43 миллионов долларов. Скотт Рудин и Эми Паскаль вновь продюсировали фильм, однако в этот раз картина не собрала и 40 миллионов в мировом прокате. Вдобавок, её разгромили и критики, и аудитория.

Жизнь после «Девушки с татуировкой дракона»

Стандартная модель сценария полнометражного фильма состоит из трёх актов. Перенося на экран книгу Стига Ларссона, Стивен Зеллиан и Дэвид Финчер выбрали модель с пятью актами, которая, как говорит сценарист, присуща телевизионным полицейским драмам.

Одна из причин, почему Финчер хотел заниматься «Девушкой с татуировкой дракона» – это возможность рассказывать нешаблонные истории, тратя больше времени на проработку персонажей. Ещё на съёмках «Загадочной истории Бенджамина Баттона» агент Финчера показал режиссёру британский сериал «Карточный домик» и рассказал, что американская компания выкупила права на ремейк. Финчер сказал, что он заинтересован в проекте, поскольку «за последние десять лет лучшая сценарная работа именно для актёров происходит на телевидении». Но прежде режиссёр решил попробовать осуществить мечту о франшизе для взрослой аудитории.

Кадр из сериала «Карточный домик»

«Карточный домик» тем временем предлагали HBO, Showtime и AMC, но больше всех владельцам прав дал Netflix, который искал возможности для начала оригинального продакшна.

Проект выглядел очень многообещающе. Это идеальный шторм сценарного материала и таланта.

Тед Сарандос

За «Карточным домиком» закрепили Кевина Спейси. Сценариста Дэвид Финчер попросил подыскать среди тех, кто знаком с предметом и может достоверно перенести политические мотивы Вашингтона на экран. Таким человеком стал Бо Уиллимон, ранее работавший в избирательных штабах американских политиков, включая Хилари Клинтон. Также в его резюме был фильм «Мартовские иды», который Уиллимон писал, опираясь на опыт работы во время президентских праймериз в штабе демократа Говарда Дина.

Юэль Киннаман и Робин Райт в фильме «Девушка с татуировкой дракона»

Из «Девушки с татуировкой дракона» в «Карточный домик» напрямую попала Робин Райт, игравшая Эрику Бергер, главного редактора журнала «Миллениум» и любовницу Блумквиста. Также в «Девушке с татуировкой дракона» снялся Юэль Киннаман, который позже появился в четвёртом сезоне «Карточного домика» в качестве соперника Кевина Спейси на президентских выборах. Сестра Руни Мары Кейт читала сценарий «Карточного домика» и влюбилась в роль Зои. Она попросила Руни замолвить словечко перед Финчером, и через неделю получила приглашение на прослушивание.

Сериал «Карточный домик» стал хитом. Netflix устроил революцию в мире сериалов, выпустив продукт, у которого не было телеэфира. Позже Дэвид Финчер осуществил другие давние задумки, на которые не решались большие студии – сериал «Охотник за разумом», находившийся в разработке с 2009 года, и анимационную сай-фай антологию «Любовь, смерть и роботы», анонсированную в 2008 году как полнометражный мультфильм для взрослой аудитории.

Кадр из сериала «Охотник за разумом»​

Вышло так, что провал «Девушки с татуировкой дракона» если не повлёк за собой восход интернет-стримингов, то как минимум его ускорил.

От автора: «Девушка с татуировкой дракона» – один из моих любимых фильмов, и сейчас я разбираю сценарий Стивена Зеллиана в своём Telegram-канале @ireadscripts. Во время разбора я задался вопросом, почему фильм не получил продолжения – ответом стал текст, который вы только что прочитали.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#фильмы #netflix #книги #лонгриды #лигаавторов