Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Профиль: Терренс Малик — режиссёр-философ, автор «Древа жизни» и «Пустошей»

Отслеживаем кинопоэтический путь автора в ожидании его нового фильма «Тайная жизнь», выходящего в российский прокат.

Терренс Малик

19 марта на российские экраны выходит «Тайная жизнь» — трёхчасовая философская притча Терренса Малика об австрийском фермере, казнённом за отказ присягнуть Гитлеру. На протяжении нескольких десятилетий Малик — беспрецедентная фигура в американском кино. За ним закрепился образ режиссёра-монаха, держащегося в стороне от публики, а также философа и поэта, снявшего «Пустоши» и «Дни жатвы» — два самых необычных американских фильма 70-х годов.

Истории о подростках, бегущих навстречу природе, сюжеты о любовных переживаниях, масштабные военные конфликты, а также эпопеи о зарождении Вселенной — всё это выступает центральной темой его кинематографии. Малику удаётся оставаться в тени, в то время как крупные звёзды Голливуда готовы бросить всё, чтобы поучаствовать в его проектах.

Интерес зрителей и критиков к фильмам Малика не угасает и по другой причине — он постоянно экспериментирует над возможностями киноязыка. Каждая его картина предлагает новые технические и художественные решения: он постоянно меняет операторов, предпочитает каждый раз работать с новым актёрским составом, изощряется в приёмах монтажа, а иной раз и вовсе отказывается от повествовательной канвы, создавая бессюжетные философские сочинения («Рыцарь кубков», «Песня за песней»).

Философ из Техаса

Большую часть детства Малик провёл в Техасе и Оклахоме — местах, которые режиссёр воспевал в «Днях жатвы», рассказывая историю о влюблённой паре, скрывающейся в Техасе на уборке урожая. Малик рос в семье руководителя нефтяной компании и дочери фермера и был старшим из трёх братьев. В 1955 году он приехал в Остин для обучения в епископальной школе Святого Стефана — тамошние ландшафты изобиловали природным разнообразием.

Студентом Малик наслаждался окружающей средой: ущельями, кипарисами и платанами. Будущий режиссёр ценил пейзажи — вся его фильмография состоит из панорам американской природы.

Уже тогда Малик демонстрировал интеллектуальные способности — Джим Линч, друг Малика по школе Святого Стефана, утверждал: «когда я впервые попал туда, мне стало известно, что он местный гений». Юный Терренс был целиком погружён в искусство, активно участвуя в театральном клубе и слушая записи с классической музыкой. На этот же период приходится его первый интерес к кино — вместе с учителем по английскому языку Малик выезжал за пределы кампуса и смотрел иностранные фильмы Ингмара Бергмана и Франсуа Трюффо.

Помимо духовных устремлений, будущий режиссёр прославился спортивными достижениями — во время обучения в школе Малик состоял в баскетбольной и футбольной команде, успешно справляясь как на позиции защитника, так и нападающего.

​Терренс Малик на фотографиях со старших курсов обучения в епископальной школе Святого Стефана. Фото Texas Monthly 

В 1961 году Малик окончил школу и связал академическую деятельность с Гарвардом. На протяжении четырёх лет будущий режиссёр изучал философию и впоследствии окончил Гарвардский университет со степенью по философии. Позднее Малик стал степендиатом Родса Оксфордского колледжа Магдалины, но свои философские исследования завершить не смог — предположительно из-за разногласий с руководителем диссертации, посвящённой Людвигу Витшенштейну и Сёрену Кьеркегору. В 1969 году Малик вернулся в Америку и стал преподавателем в Массачусетском технологическом институте, параллельно подрабатывая журналистом в Newsweek, The New Yorker и Life.

Отправная точка его философского мировоззрения — работы немецкого философа Мартина Хайдеггера. Во время преподавания в Массачусетсе, будущий режиссёр ездил в Германию, чтобы встретиться с пожилым Хайдеггером. Результатом научного интереса к философу стал перевод на английский язык его работы «Суть причин», а впоследствии — преобразование своих знаний о хайдеггеровском бытии на язык кино.

Мартин Хайдеггер​ Фото Ratpack

По словам американского философа Стэнли Кавилла, такие фильмы Малика как «Дни жатвы» и «Тонкая красная линия» приоткрыли ключевые хайдеггеровские темы, касающиеся бытия существ и их присутствия. Метафизика и кинематограф — утверждает философ, связаны между собой. Кино, равно как и метафизика, даёт зрителю такое представление о мире, которое невозможно получить опытным путём, позволяя преодолеть закупоренную картину реальности — фильмы Малика выполняют эту задачу и превращают мир в образ.

Исследователи выделяют тематические сходства между картинами Малика и философией Хайдеггера: мотив умиротворения, проходящий сквозной нитью через его фильмы (будь то «Пустоши», «Дни жатвы», «Древо жизни» или «Рыцарь кубков») очень похож на то, что в философской терминологии Хайдеггера называется словом Ruhe — состоянием спокойствия и мирской тишины. Как пишет австралийский философ Роберт Синнербринк, умиротворение и покой переживают многие маликовские персонажи — это и рядовой Уитт в «Тонкой красной линии», предчувствующий и с готовностью ожидающий смерть, это и преступник Кит из «Пустошей», для которого смерть— единственный способ окончить криминальный путь.

С Хайдегерром у Малика есть и формальные, стилистические сходства — в том числе и сама форма рассуждений. Марк Фюрстенау и Лэсли МакЭвой —американские исследователи творчества Малика, пишут, что его творчество выполняет ту функцию художника и поэта, о которой говорил Хайдеггер, описывая «бедные времена» — когда миру нужны большие поэты, способные раскрыть метафизические представления о бытии. Философский импульс в работах Малика и поэтический язык его фильмов, таким образом, объясняется желанием постичь и изучить глубинные пласты мироздания — сделать это в такой форме, о которой писал Хайдеггер.

Ранний Малик: миф о свободе и поэзия американской почвы

Параллельно университетской деятельности, Малик делал первые шаги в кинематографе. Его привлёк лос-анджелесский AFI Conservatory — киноинститут, в котором Малик активно посещал занятия вместе с Дэвидом Линчем и Полом Шрэдером. Будущий автор «Пустошей» и «Дней жатвы» нашёл себе внештатную работу сценариста, успев поработать над сценарием к «Карманным деньгам» Стюарта Розенберга, к режиссёрскому фильму Джека Николсона «Он сказал поехали», а также над черновиком к «Грязному Гарри» Дона Сигела — культовому боевику с Клинтом Иствудом в главной роли.

Хоть Малику и удалось стать востребованным сценаристом, однако его не покидала мысль о самостоятельном режиссёрском дебюте. В 1973 году он снял «Пустоши» с Мартином Шином и Сисси Спейсек в главных ролях — историю о влюблённой парочке, которая совершает ряд преступлений и пускается в бега по американскому Среднему Западу.

Молодой эгоист, похожий на Джеймса Дина, и наивная 15-летняя девушка, стремящиеся вырваться из ловушек общества — это прочтение истории Бонни и Клайда в новом, более лирическом и поэтическом ключе. «Пустоши» Малика с присущей им дорожной романтикой, пересказывают «классический американский миф о свободе и насилии, который никогда не устаревает» — пишет о картине Джошуа Роткопф из Time Out.

В «Пустошах» Малик рассказал о трудностях взаимоотношений подростков с окружающим миром. Откровенный и сенсационный фильм встретили с овациями на Нью-Йоркском кинофестивале в 1973 году и критики мгновенно вписали 29-летнего режиссёра в историю американского кино. Неспроста критики и киноведы увидели в «Пустошах» самый амбициозный дебют со времён «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.

Следующий фильм Малика «Дни жатвы» позволил режиссёру прыгнуть ещё дальше. История о странствующей паре, которая изображает из себя брата и сестру, чтобы найти работу на техасской ферме, по признанию критиков, один из самых красивых фильмов в истории кино. «Дни жатвы» построены как визуальное стихотворение, свободное от повествовательной формы — второй фильм Малика, как пишет Патрик Набаро, следует понимать сугубо чувственно.

Сцены «Дней жатвы» напоминают живопись маслом: волнистые пшеничные поля, безмятежные работяги, облака несущиеся по небу и жужжащие насекомые — Малик воссоздаёт картину потерянного рая, который разрушила коррупция, злоба и человеческое коварство. «Грех приходит в это райское царство, ознаменовываясь эпидемией саранчи и адским пламенем» — по-библейски прочитывает фильм Элеонор Рингел из Saporta Report.

Визуальный ряд «Дней жатвы», построенный в так называемый «золотой час» (первый час после восхода солнца и последний час перед заходом) стоил Малику множества усилий. Над картиной попеременно работали несколько операторов — Нестор Альмендрос, придумавший всю визуальную концепцию фильма, а затем и Хаскелл Уэкслер, который в быстрые сроки доснял картину. Мягкий световой рисунок, живописные кадры хребтовых равнин, сочетающиеся с крупными планами героев и макропланами кузнечиков — совместный результат всего операторского и монтажного цеха.

Две главных картины режиссёра, снятые в 70-е годы остаются исконно почвенническими произведениями, в которых отражена народная культура Америки. Вселенная ранних фильмов Малика обращена к реджионализму — направлению в американской живописи, призванному описать сельскохозяйственную идиллию и жизнь Среднего Запада. Автор сознательно обращается к живописи Эндрю Уайета и Эдварда Хоппера — двух крупнейших национальных художников 20 века.

Кадр из фильма «Дни жатвы»

Картина Эдварда Хоппера Изображение Dulwich on View 

Достигнув творческой вершины, Малик ушёл на двадцатилетний покой. Он уделял много времени путешествиям, чтению, а также наблюдению за птицами. Длительный перерыв позволил режиссёру разрабатывать новые проекты — путешествуя между Парижем и Лос-Анджелесом, Малик готовил для Paramount секретный проект под названием Q. Его наброски к масштабному фильму об исследовании жизни во многом нашли свою реализацию в «Древе жизни».

Поздний Малик: рефлексия, бессюжетность и космология

В 1997 году Малик вернулся в режиссуру, заключив соглашение с продюсерами компании 20th Century Studios. Чтобы реализовать «Тонкую красную линию» — эпос о тихоокеанских сражениях во время Второй мировой войны, продюсеры пошли на многочисленные уступки и предоставили Малику творческую свободу.

В этот период постановщик открыл для себя новые средства выразительности. Начиная с «Тонкой красной линии», режиссёр всё больше значения придавал ассоциативному монтажу, превращая кинематограф в «поток сознания». Будь то сражение за Гуадалканал в «Тонкой красной линии» или жизнь первых поселенцев на территории Америки в «Новом свете» — исторические события отдаются на откуп субъективным ощущениям персонажей.

Как пишет кинокритик Николас Барбер о поздних работах режиссёра: «Древо жизни», «К чуду» и «Рыцарь кубков» — это экспериментальный импрессионистский коллаж, который заменяет большую часть своего действия фрагментарным повествованием и отказывается от линейных сюжетов в пользу причудливого, эллиптического монтажа».

Бессюжетные акты философствования, пропущенные через широкоугольную оптику — опознавательный знак Терренса Малика, применимый ко всем картинам позднего периода: от «Тонкой красной линии» вплоть до «Древа жизни» и «Песни за песней». Режиссёрский метод Малика — это снимать актёров в их естественном состоянии, а затем из огромного количества отснятого материала монтировать двухчасовой фильм. Ему требуются годы, чтобы закончить свои картины, сопоставив разрозненные фрагменты. Философский экспромт — так можно охарактеризовать поэтику его фильмов, создаваемых в больших количествах и, как правило, на ходу.

Начиная с 2010 года, Малик успел выпустить шесть полнометражных лент, включая его главный триумф — «Древо жизни». Трёхчасовая история о взрослении ребёнка рассказана Маликом в космологическом масштабе. Ручная камера оператора Эммануэля Любецки фиксирует микрокосм и макрокосм: начиная с идиллии на заднем дворе семейного дома и заканчивая Большим взрывом и вулканическими извержениями.

Кадр из фильма «Древо жизни»

Малик на протяжении всей жизни остаётся отшельником — в мае 2011 года, когда его «Древо жизни» стало лауреатом 64-го Каннского кинофестиваля, режиссёр за наградой так и не явился. Загадочный режиссёр, живущий в Остине и проводящий время на съёмках своих картин, только лишь спровоцировал интерес общественности. Коллеги-профессионалы стремились сблизиться с Маликом, но всё тщетно. Лесли Вудхед — британский постановщик в 1998 году работавший с Маликом над документальной картиной «Выносливость», утверждает, что он был единственным человеком в Америке, у которого имелся номер телефона Малика.

Творческая продуктивность Малика не вызывает единогласного одобрения среди критиков и зрителей. Последние работы режиссёра, по меткому замечанию прессы, напоминают рекламу парфюмерии. А такие фильмы, как «К чуду» и «Рыцарь кубков» могут быть «зарезервированы только для хардкорных фанатов Малика, у которых в запасе имеется достаточно терпения».

«Тайная жизнь» — долгожданный возврат режиссёра к старому стилю

Новый фильм Малика, впервые показанный на Каннском кинофестивале в 2019 году, знаменует новый этап в творчестве режиссёра. «Тайная жизнь» — это философская притча, рассказывающая о реальном историческом лице, Франце Егерштеттере — австрийском фермере, который отказался служить в нацистской армии и присягать Гитлеру из-за пацифистских убеждений. Пасторальная идиллия Франца и его преданной жены Франциски прервалась трагическими обстоятельствами — в 1943 году фермера казнили.

Кадр из фильма ​«Тайная жизнь»

В его трёхчасовом опусе присутствует всё то, без чего Малик невозможен: живая природа, пшеничные поля, закадровый голос главных героев, а также применение широкоугольной оптики — даже маленькие и частные истории Малик передаёт в торжественном и высоком стиле. Однако «Тайная жизнь» разрывает цепочку авангардных экспериментов режиссёра и предлагает зрителю вдумчивое и целостное повествование.

Ландшафтами и поэтическим настроением фильм напоминает «Дни жатвы», которые благополучно скрестили с масштабами «Древа жизни». Малик нашёл удобоваримую форму для трансляции своих поэтических и философских идей — поэтому зарубежные критики не стесняясь называют «Тайную жизнь» его лучшей работой со времён «Древа жизни».

Оператор Йорг Видмер упражняется в формализме, демонстрируя целый ряд сцен, снятых широкоугольной оптикой — но в то же время остаётся весьма органичным. «Тайная жизнь» — это фильм, предлагающий новый путь в режиссёрском наследии Малика, но который включает в себя всё то, за что ценят его предыдущие картины — за визуальный язык киноповествования.

Кадр из фильма «Тайная жизнь»

В своём новом фильме Малик не погружает зрителя в самокопание, как это происходило в «Рыцаре кубков» и «Песней за песней», а рассказывает подлинную историю. «Тайная жизнь» — картина о человеческой стойкости и моральном самообладании, о силе личных убеждений перед лицом тоталитарных режимов. Егерштеттер — великий мученик и пафицист, человек, сознательно идущий на смерть от рук гитлеровского режима, чтобы сохранить свои моральные убеждения. Впоследствии Папа Бенедикт 16-й причислил Егерштеттера к лику блаженных.

Картина Малика существует в том трагедийном размахе, в котором была написана «Антигона» Софокла, где моральные и личностные обязательства важнее патриотического и отеческого долга. Задействованный в главной роли Аугуст Диль убедительно воссоздаёт портрет личности, а Малик делает то, что умеет лучше всего — наполняет фильм подлинным духовным измерением.

После череды экспериментальных фильмов массовый зритель потерял кредит доверия к Малику, но «Тайная жизнь» предлагает пересмотреть взгляды на позднее творчество режиссёра. Как пишет Джастин Чанг — «это одновременно линейная, почти классически структурированная драма и в то же время чрезвычайно романтичное произведение искусства».

Валери Пахнер — исполнительница главной женской роли, рассказывала о съёмочном процессе «Тайной жизни»: «у Малика всегда в голове имеется определённая структура фильма. И потом он хочет просто получить как можно больше его элементов. Он всегда говорил, что это напоминает ловлю рыбы и вы можете поймать правильный момент тогда, когда произойдёт нечто особенное».

Таким образом, американский кинопоэт совершил важный творческий виток — он снял большую и вдохновляющую историю, которую не стыдно поставить в один ряд с «Днями жатвы» и «Древом жизни». И тот факт, что Малик сделал это на 76-ом году жизни, будучи умудрённым опытом стариком, заставляет воспринимать «Тайную жизнь» как важное событие в его фильмографии.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #лонгриды #мнения #профиль #лигаавторов