Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Профиль: Роберт Паттинсон — от подростковой звезды в «Сумерках» до иконы современного артхауса в «Маяке»

Долгий путь в борьбе со статусом «вампира-красавчика» ради творческой свободы и роли Бэтмена.

​Роберт Паттинсон Фото San Francisco Chronicle

В 2008 году на экраны вышли «Сумерки» — молодёжная драма о любви простой девушки и вампира. Последнего сыграл 22-летний Роберт Паттинсон — высокий и хороший собой, он быстро обрёл множество поклонников (в основном среди юных девушек) и стал богатым и востребованным в Голливуде. Но эта же слава заключила актёра в одном образе, подобно тому, как Дэниэл Рэдклифф стал узником образа Гарри Поттера. Но роль благородного Эдварда Каллена стала лишь началом сложной и непредсказуемой актёрской дороги Паттинсона.

Спустя больше десяти лет с выхода «Сумерек» актёр уверенно доказал — он гораздо больше, чем просто красавец перед камерой. Он готов примерять на себя роли маргинальных и болезненных личностей, участвуя в картинах Дэвида Кроненберга, Дэвида Мишо или Роберта Эггерса. Теперь же Паттинсон возвращается, но уже на своих условиях, к блокбастерам, готовясь стать Бэтменом — одним из самых сложных и противоречивых супергероев.

Герой подростковых франшиз

33-летний уроженец Лондона ступил на сцену довольно рано — с шести лет он участвовал в многочисленных школьных постановках, а в 15 лет отец отправил мальчика в «театральную группу Барнса», где Паттинсон приобрёл опыт актёра-любителя. Его заметил кастинговый агент и предложил роль в «Ярмарке Тщеславия» 2004 года Миры Наир по произведению Уильяма Теккерея.

Ему досталась роль сына героини Риз Уизерспун — актрисы и хорошей подруги, с которой Паттинсон через семь лет поработал над драмой «Воды слонам!». Сцену, в которой участвовал актёр в «Ярмарке Тщеславия» вырезали на этапе постпродакшна. По словам артиста, создатели фильма выбросили сцену потому что она была последней и её сочли слишком депрессивной.

Увидеть начинающего актёра удалось в следующем проекте — телевизионной экранизации «Кольцо Нибелунгов», поставленной по известной средневековой поэме о Зигфриде, герое-драконоборце. 17-летний Паттинсон сыграл Гизельхера — младшего брата принцессы Кримхильды и короля Гюнтера. Фильм снимался специально для немецкой аудитории, но также получил известность в США и Европе.

Кадр из фильма «Кольцо Нибелунгов»​

Но первый актёрский триумф и признание Паттинсона — это роль Седрика Диггори, одного из учеников Школы чародейства и Волшебства Хогвартса. В «Кубке Огня» — четвёртой серии франшизы о Гарри Поттере, актёр играет всеобщего любимца, добропорядочного капитана команды по квиддичу. Он уводит у Поттера Чжоу Чанг — девушку, в которую влюблён Гарри. Режиссёр «Кубка Огня» Майкл Ньюэлл говорил: «Седрик иллюстрирует всё, что можно ожидать от чемпиона Хогвартса. Роберт Паттинсон рождён для того, чтобы играть эту роль, он типичный англичанин с изящной внешностью школьника».

На тот факт, что в первые годы постановщики стремились эксплуатировать его юношескую привлекательность, актёр отвечает прямолинейно: «Я никогда не был готов к ролям симпатичных парней, потому что всегда чувствовал себя неловко, когда встречался с людьми».

Так актёр стал приобретать популярность, выбившись из подготовительных постановок для школы в театр, а затем — в большое кино международного уровня. В период работы над «Гарри Поттером» Роберт разрывался между актёрской карьерой и поступлением в университет, но роль Седрика смогла убедить его в том, что следует пойти по актёрской дороге. Британец с любовью оглядывается на ранний опыт и считает «Гарри Поттера» довольно важной главой в своей карьере.

Решающим событием в карьере Роберта стало приглашение в «Сумерки» —экранизацию романа Стефани Майер о романтических отношениях между девочкой-подростком и вампиром. У Кэтрин Хардвик — режиссёра фильма, сначала имелись проблемы с поиском исполнителя главной роли, но совместное прослушивание Роберта с Кристен Стюарт убедило создателей отдать главную роль 21-летнему актёру. Тестовая сцена с поцелуем в кровати Беллы Свон как раз и сделала Паттинсона главным романтическим героем нового поколения.

Паттинсона взяли в «Сумерки» тогда, когда актёр находился в огромных долгах и нуждался в стабильной работе. Сама Стефани Майер считает, что Паттинсон действительно превратился в того Эдварда, который сидел в её воображении. Она убедилась в этом, попав на съёмочную площадку фильма и застав преображение подростка в вампира. Кумир миллионов юных девушек довольно скромно смотрит на своё предназначение и говорит: «Я читал книгу и не мог представить себя в роли этого красивого и идеального парня».

Кадр из фильма «Сумерки» 

С каждой новой серией «Сумерек» популярность актёра росла по экспоненте. Но в этом были и свои неприятные нюансы — за Паттинсоном прочно закрепилось амплуа утончённого романтика — актёрская маска, которую непросто снять, учитывая, что Роберт за четыре года целых пять раз перевоплощался в образ бессмертного представителя рода Калленов. Ещё больше Паттинсона напрягал свой статус интернет-звезды — оглушительный успех «Сумерек» сделал его объектом пристальной слежки со стороны армии фанатов и папарации.

Это ужасно сложно оставаться просто человеком в таких условиях. Я понимаю, что всё это неизбежно, если фильм с твоим участием успешен. Но я ужасно не люблю, когда меня фотографируют. У меня это с детства, всегда так было. Даже когда мама хотела фотографировать меня, я терпеть этого не мог. Внимание ко мне — это, пожалуй, единственный отрицательный фактор в моей профессии, это самый сильный стресс для меня.

Роберт Паттинсон

Параллельно «Сумеркам», в 2008 году на экраны вышло ещё две картины с участием Паттинсона в главной роли. Первая из них — «Отголоски прошлого», биографический фильм о молодости Сальвадора Дали, рассказывающий о взаимоотношениях художника с испанским поэтом Федерико Гарсией Лорка и сотрудничестве с режиссёром Луисом Бюнуэлем. Британский актёр исполнил главную роль — эксцентричного гения Дали, непримиримого художника, который в 18 лет поступил в художественную школу и познакомился с передовыми творческими умами Мадрида.

Фильм фокусируется сразу на нескольких важных моментах ранней жизни художника. Гомосексуальных отношениях с Федерико Гарсией Лорка — жертвой франкистского режима, которого в 1936 году расстреляли из-за симпатий к испанским левым, жизни Дали в Париже — интеллектуальной столице 20 века, а также светскому времяпровождению художника в окружении Галы — своей постоянной спутницы.

Кадр из фильма «Отголоски прошлого»

Байопик о молодости Дали и Лорки в каком-то смысле остался незамеченным — во многом из-за его чопорности. Это крайне скромный, интерьерный фильм, похожий на скудную телевизионную постановку. Он заслуживает внимания из-за актёрской эксцентрики исполнителей — и то молодой Паттинсон создаёт образ Дали самыми простыми средствами, выкидывая для зрителей красноречивые реплики и экспериментируя над своей внешностью. Тем не менее, роль испанского сюрреалиста следует записать в одно из самых необычных преображений Паттинсона.

В это же время актёр появился в британском драмеди «Переходный возраст». Он исполнил роль подростка, переживающего кризисный этап в своей жизни и находящегося в поиске новой опоры. Её он находит в мотивационной книге доктора Эллингтона, которого впоследствии делает своим личным консультантом и психологом. В «Переходном возрасте» Паттинсон отыгрывает традиционную для себя роль, выставляя на обозрение амплуа миловидного тинейджера — он играет на гитаре и пытается мириться с окружающими его потрясениями.

Обложка фильма «Переходный возраст»

На следующие четыре года артист останется жертвой вампирского образа — всяческие попытки отмежеваться от него только лишь подтвердит этот статус. В сентиментальной мелодраме «Помни меня» Паттинсон попытался расширить свой эмоциональный диапазон, сыграв роль нью-йоркского юноши, который влюбляется в девушку по имени Элли и параллельно пытается восстановить отношения со своим отцом. Фильм Аллена Култера рассказывает о сложных переплетениях судеб, о трагических закономерностях, которые происходят в жизнях людей на фоне глобальных потрясений — теракта 11 сентября 2001 года.

С одной стороны, в мелодраме Култера актёр действительно расширяет спектр возможностей — он играет эмоционального, буйного, но в то же время чуткого юношу, который заботится о благополучии своей семьи и творческих успехах младшей сестры. С другой стороны — фильм эксплуатирует всю ту же внешнюю выразительность Паттинсона, не далеко отходя от его главной задачи в экранизациях книг Стефани Майер — быть фактурным красавцем с выразительными глазами и очертаниями губ.

Манипулятивный и сентиментальный финал фильма вызвал негативные отклики многих иностранных критиков, которые заклеймили картину как «неудачную попытку Паттинсона состояться в качестве законного и полноценного актёра». По меткому замечанию Прерии Миллер из NewsBlaze: «Паттинсон делит экранное время между сексом, терроризированием классной комнаты в начальной школе и разбрасыванием парт. Это ещё страшнее его одержимости кусать чью-то шею».

​Кадр из фильма «Помни меня»

Следующим опытом актёра стала мелодрама Фрэнсиса Лоуренса «Воды слонам!», сыгранная в дуэте с Риз Уизерспун. Фильм рассказывает о бродячем цирке времён Великой депрессии, куда по случайности попадает молодой поляк Якоб Янковски (Роберт Паттинсон). Там юноша открывает для себя новый мир: встречает очаровательную дрессировщицу Марлену (Риз Уизерспун) и её деспотичного мужа — владельца цирка, который готов пойти на любые жертвы, чтобы добиться зрительского успеха своих представлений (Кристоф Вальц).

Картина Лоуренса отличается приключенческим духом и остротой событий, а харизма Кристофа Вальца превращает заурядную постановку в напряжённый триллер. Самому же Паттинсону едва удалось поменять своё актёрское амплуа — в «Воды слонам!» британец воплощает всё такой же образ миловидного и чуткого парня — страстного, мятежного и жаждущего справедливости по отношению к животным, которых мучает их жестокий хозяин.

​Кадр из фильма «Воды слонам!»

Побег от голливудского мейнстрима

Творческий прорыв актёра произошёл в 2012 году, когда вампирская сага подошла к концу. Паттинсон неоднократно заявлял, что успел заскучать во время съёмок франшизы и был рад поставить точку. В 2011 году актёра утвердили на роль в «Космополисе» — социально-политическом триллере Дэвида Кроненберга.

Не знаю почему считается, что я привлекаю в кино женщин, и мне предлагают роли романтических героев, а это, по-моему, всё-таки не совсем моё. Я и до «Сумерек» так думал, и сейчас не вижу себя в подобных ролях.

Роберт Паттинсон

Хладнокровный фильм Кроненберга разомкнул круг — в этой картине Паттинсон перевоплощается в образ молодого миллиардера, который едет через весь город в лимузине, чтобы посетить парикмахерскую. Богатый Эрик Пэкер — капиталистический монстр, изолировавший себя от опасностей внешнего мира бронированным автотранспортом и чередой медицинских осмотров.

Кадр из фильма «Космополис»​

Персонаж Паттинсона — болезненный человек, который настолько глубоко увяз в абстрактном и непроницаемом мире валют и биржевых спекуляций, что бессознательно тянется к боли и к смерти — ко всему тому, что заставить снова почувствовать себя живым.

Этот галлюцинаторный триллер окончательно стряхнул с Паттинсона образ сентиментального юноши — канадский хоррормейкер превратил актёра в высокомерного и самовлюблённого монстра, который обрёк себя на погибель. Во время Каннской премьеры отметили выдающееся преображение звезды «Сумерек», а также смелое решение самого Кроненберга — выступить не в жанре привычного для него боди-хоррора, а в форме антикапиталистического памфлета.

«Я ничего подобного не делал раньше», — комментировал Паттинсон участие в «Космополисе». Спустя два года на экраны вышла «Звёздная карта» — следующий фильм Кроненберга, в котором Паттинсону отвели роль второго плана. В этой сатире на голливудскую индустрию актёр появился в образе водителя лимузина — Кроненберг, по всей видимости, не скупился на ироничный намёк по отношению к своему предыдущему фильму.

Арт-кино и А24

Убежав от голливудского мейнстрима, Паттинсон всё активнее стал открываться для необычных творческих предложений. Последующие арт-хиты с участием актёра — это преимущественно фильмы, вышедшие при поддержке кинокомпании А24. Студия открывает путь амбициозным и экспериментальным проектам, многие из которых впоследствии становятся хитами независимого кино. В 2013 году Паттинсон снялся в «Ровере» Дэвида Мишо — австралийском роуд-муви, рассказывающем о постапокалиптической жизни в пустыне.

В этом брутальном триллере Эрик (Гай Пирс) преследует головорезов, которые украли у него автомобиль. По волею судьбы преследователь встречает на пути раненого Рея (Роберт Паттинсон) — брата одного из головорезов и насильно делает его сообщником преследования, чтобы добраться до назначенной цели. Паттинсону достался образ чудаковатого и простодушного парня — на протяжении повествования он беседует со своим спутником и параллельно пытается найти ответ на вопрос — почему старший брат бросил его в пустыне.

Кадр из фильма «Ровер»​

«Ровер» — классический австралийский фильм, в котором сосуществуют все элементы: мрачная фактура, деструктивное человеческое поведение, переосмысление канонов вестерна и брутальные сцены убийств. Зарубежные критики отмечали, что «Ровер» одновременно похож на романы Кормака Маккарти, пустынными пейзажами напоминает «Безумного Макса», а по жанровой принадлежности близок к эпопеям Серджио Леоне.

В копилку удачных ролей следует отнести «Хорошее время» — криминальный триллер братьев Сэфди, в котором Паттинсон вышел на новые рубежи. Это динамичный фильм о неудачном ограблении, в котором британец играет преступника, пытающегося спасти своего брата и ускользнуть от полиции. На протяжении полутора часов братья Сэфди наэлектризовывают экран: дёрганная ручная съёмка крупными планами, нервный монтаж, пульсирующий синтезаторный саундтрек Дэниела Лопатина и неожиданные сюжетные кульбиты.

Кадр из фильма «Хорошее время»​

33-летняя звезда заявляет, что подобные роли для него — это всегда ходьба на острие ножа и попытка сломить собственную зону комфорта. «Хорошим временем» Паттинсон окончательно доказал всем, что его интересуют только противоречивые и незаурядные персонажи.

Успех Паттинсона закрепился в следующем хите А24 — чёрно-белом хорроре Роберта Эггерса «Маяк». Эстетский фильм рассказывает историю двух смотрителей маяка (Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо), которые теряют связь с внешним миром и постепенно сходят с ума. Актёр рассказывал, что хотел получить от Эггерса совершенно безумную роль и прочитав сценарий, понял, что пошёл правильным путём.

Для передачи сумрачного состояния героя, Паттинсон бил себя по лицу, вертелся кругом, вызывая головокружение, пил грязь из луж, а также проводил много времени под бушующем ветром и дождём. С каждой минутой поведение его персонажа становится всё более иррациональным — он полностью теряет контроль над своими эмоциями и желаниями.

В этом смысле «Маяк» стал новым триумфом в фильмографии артиста — совершенно изощрённым и радикальным опытом. Актёр утверждает: «всё, что помогает вжиться в роль, — это скорее удовольствие, а не насилие над собой».

Не менее успешно Паттинсон ступил на территорию европейского независимого кино. Его сотрудничество с француженкой Клэр Дени закончилось созданием «Высшего общества» — амбициозной научной фантастики о группе преступников, бороздящем космос на экспериментальном корабле. Актёру досталась роль несговорчивого зека — испытуемого, который остаётся один со своей дочерью и вынужден выживать в тяжёлых изолирующих условиях.

Дени умело наполнила фильм самыми расхожими темами научной-фантастики: это и дисциплинарная власть над телом, и сексуальные перверсии мира будущего, и режим изоляции как форма социальной жизни. Как утверждает режиссёр: «Высшее общество» — картина научная настолько, насколько может быть научным художественный вымысел».

Кадр из фильма «Высшее общество» 

Перед Паттинсоном поставлена новая задача — он снимается в «Бэтмене» Мэтта Ривза, выход которого запланирован на осень 2021 года. Но тот факт, что актёр сыграет одного из самых культовых героев поп-культуры, не означает, что он возвращается к компромиссной карьере звезды.

Первый взгляд на Бэтмена в исполнении Роберта Паттинсона​

Бэтмен — один из самых странных и болезненных персонажей. Жизнь Тёмного рыцаря предопределили детские травмы и страхи. Роберт Эггерс, с которым Паттинсон работал над «Маяком» заявлял: «У Роба определённо есть тёмная сторона и ему удобно работать в этом пространстве».

Касательно «Бэтмена» Паттинсон уже сказал, что его Брюс Уэйн будет таким же «сумасшедшим и извращенным», как персонажи, которых он обычно играет в инди-фильмах наподобие «Космополиса», «Высшего общества», «Хорошего времени» и «Маяка».

В прошлогоднем интервью The New York Times актёр говорил, что с его персонажами всегда должно быть что-то не так. И Тёмный рыцарь — не исключение.

Бэтмен — не герой. Он сложный персонаж. Я не думаю, что смогу когда-нибудь сыграть настоящего героя.

Мне нравится режиссёр Мэтт Ривз и его персонаж. У Бэтмена немного не в порядке с моралью. В отличие от большинства героев комиксов, он — не золотой мальчик. В его мировоззрении есть простота, но там же и сидит что-то странное — то, что позволяет иметь большой простор для работы над персонажем.

Роберт Паттинсон

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #лонгриды #профиль #лигаавторов