Кино и сериалы
Ольга Щербинина

Как Чедвик Боузман стал воплощением главного темнокожего супергероя — в кино и в жизни

Почему «Чёрная пантера» важна для зрителей и как покойный актёр оставил след в истории.

Портрет покойного Чедвика Боузмана в образе Т'Чаллы, который держит участник пресс-конференции, посвященной его жизни. Фото Криса Пиццелло, AP

28 августа умер 43-летний актёр Чедвик Боузман, исполнитель роли Чёрной пантеры в киновселенной Marvel. Он четыре года боролся с раком толстой кишки, но об этом мало кто знал. Даже режиссёр «Пантеры» Райан Куглер и Спайк Ли, у которого Боузман снялся в одном из последних своих фильмов, не догадывались о его болезни.

Твит с заявлением его семьи стал самым популярным в истории твиттера, а жители его родного города Андерсон предложили воздвигнуть ему памятник. В петиции по этому поводу его называют «американским сокровищем». Актёр завоевал доверие и любовь зрителей, став воплощением главного темнокожего супергероя в современной поп-культуре, и подтвердив звание в реальной жизни.

Чедвик Боузман на церемонии вручения «Оскара» Фото Джордана Штрауса, Invision/AP

Боузман родился в 1976 году в Южной Каролине в семье медсестры и предпринимателя. В 2000 году он со степенью по режиссуре окончил Говардский университет в Вашингтоне, известный как вуз для темнокожих студентов. Боузман не планировал становиться актёром, но в 2003 году начал эпизодически появляться в сериалах, а через десять лет получил первую крупную роль в кино — в спортивной драме «42» о карьере первого темнокожего игрока в Главной лиге бейсбола Джеки Робинсона. Именно на эту работу обратили внимание в Marvel. «Моя команда видела его работы и знала, что он способен передать это достоинство, изящество, элегантность, царственность со смирением, юмором и интеллектом», — рассказывает директор по кастингу Сара Финн.

Боузман узнал, что получил роль, прямо перед выходом на красную ковровую дорожку в Цюрихе, где он представлял другой свой проект. Король выдуманной африканской страны Ваканды Т’Чалла — супергерой Чёрная пантера — впервые появился на экранах в блокбастере «Первый мститель: Противостояние» в 2016 году.

Пантеру для Marvel придумали Стэн Ли и Джек Кирби, а на страницах комиксов персонаж дебютировал в 1966 году. Это первый темнокожий супергерой издательства и один из первых в мейнстримных комиксах в целом — он появился раньше Сокола, Люка Кейджа и Блэйда. Супергерой привносил изменения уже тогда, ведь до него темнокожие персонажи если и появлялись в комиксах, то не играли значительной роли в сюжетах. В выпуске «Фантастической четвёрки», в котором дебютировал Т’Чалла, авторы заложили основы биографии героя — уже там рассказывается о гибели его отца от иноземных захватчиков, высокоразвитой стране Ваканде, скрытой от чужих глаз, и перешедшем по наследству костюме Чёрной пантеры.

Обложка «Фантастической четвёрки», в которой впервые появился персонаж

В 1968 году Чёрная Пантера присоединился к Мстителям, а ведущую роль впервые получил в 1973 году в арке комикса Jungle Action под названием «Ярость Пантеры». Его считают первым «графическим романом» в истории Marvel — критики отмечают, что именно здесь издательство впервые рассказало полностью самостоятельную и законченную историю. В 2016 году сольную серию про Чёрную пантеру начал писать важный темнокожий автор — журналист Та-Нехаси Коутс, автор книги «Между миром и мной», в которой он в стиле письма к сыну рассказал о жизни современных чернокожих и расовой напряжённости в американском обществе.

Примерно в это же время к выходу начали готовить сольный фильм про Пантеру. Это была первая картина киновселенной Marvel не только с темнокожим исполнителем в главной роли, но и почти всем актёрским составом, режиссёром, сценаристом и даже техниками. И она оправдала надежды. Фильм собрал в мировом прокате 1,3 миллиарда долларов и получил множество наград, в том числе три «Оскара» из семи номинаций: картина даже стала первым супергеройским фильмом, номинированным в категории «Лучший фильм», но в итоге проиграла «Зелёной книге». Из-за невероятного успеха западные журналисты называли фильм революционным и говорили, что «Чёрная пантера» изменила Голливуд, «разрушив давний стереотип о том, что в топе могут оказаться только фильмы с белыми лицами на постерах». Однако вместе с овациями картина вызвала и много споров.

Чедвик Боузман на обложке Rolling Stone

Феномен «Чёрной пантеры»

Не всем зрителям, особенно не из США, понятен феномен «Чёрной пантеры». Многие называли её «типичным марвеловским фильмом», говорили о вторичности и наивности сюжета, плоских героях с заурядной мотивацией. Некоторым зрителям не понравилось обилие женских персонажей, которые «отвлекали» на себя внимание. Кто-то ругал «притянутую за уши» повестку и попытки раздуть проблему на ровном месте. Другие считали, что поклонники киновселенной готовы «съесть» любой её продукт и не поперхнуться — просто потому, что любить фильмы студии «модно».

Но если посмотреть глубже, становится понятно, что «повестка» фильма остаётся в герметичном пространстве. Тут нет акцента на противостоянии белых угнетателей и чёрных угнетённых — конфликт разворачивается внутри, между самими жителями Ваканды. То, что она изображена страной без тягот колониализма в прошлом, даёт возможность зрителям представить, как бы они могли жить и какие решения принимать, если бы история реального мира в какой-то момент пошла не так, как пошла.

Революционность «Чёрной пантеры» заключается в том, что она представляет мир, не лишённый расизма, но такой, в котором чёрные люди обладают богатством, технологиями и военной мощью, чтобы уравнять правила игры. Главная задача Т’Чаллы в этом фильме — решить внутренние проблемы, понять, готов ли он и его народ к открытому диалогу с другими странами, перестать прятаться, а заодно показать себя миру во всей красе. И этот выбор легко можно соотнести с реальной жизнью. Чёрная пантера (а заодно и Чедвик Боузман) стал олицетворением афрофутуризма — идеала, который объединяет мифологию, технологию и научную фантастику в африканском сеттинге и опровергает традиционные изображения развитого мира, лишённые темнокожих людей.

Кадр из «Чёрной пантеры»

Это не просто «чёрный фильм», а настоящий американский фильм про супергероев — только с темнокожими актёрами. Впервые появился проект, который не подавался как нишевое развлечение, а был щедро расписан на всех экранах мира как полноценная и равноправная часть популярной франшизы. И то, что у темнокожих зрителей в массовой культуре появились свои герои первого плана — невероятно важно. По данным Американской психологической ассоциации, расовая и этническая представленность развивает чувство собственного достоинства, служит буфером против расизма и дискриминации, а также помогает родителям обсудить с детьми их идентичность. Например, принцесса Шури, которая занимается разработкой передовых технологий, может стать примером и вдохновением для темнокожих девочек начать научную карьеру. Для белых зрителей появление таких героев не менее значимо — они помогают осознать и смириться с тем, что мир населяют очень разные люди.

Критики также отмечают значимость фильма «для прогрессивного человечества». «Имеющийся в наличии афрофутуризм — это не просто красивый стиль с этническими цацками, помноженными на технику будущего. Это мир мечты, альтернативная реальность», — писала кинокритик Марина Латышева. С ней согласен критик «Афиши» Станислав Зельвенский: «Это утопия, какую широкий зритель видит, мягко говоря, не каждый день. И это, несомненно, очень свежо и любопытно». «Здесь любая несправедливость внешнего мира отходит на второй план по сравнению с личной ответственностью. А прежде, чем бороться за мир во всем мире, надо разобраться с самим собой», — отмечал обозреватель «Искусства кино» Никита Карцев. «В конечном счёте, демократическая монархия Ваканда — универсальная утопия, обаянию которой трудно не поддаться, вне зависимости от твоего происхождения, культуры и цвета кожи», — считает кинокритик Антон Долин.

Реакция зрителей

После «Чёрной пантеры» Т’Чалла появлялся на экранах ещё дважды — в двух последних фильмах про Мстителей. Важность персонажа для себя отмечают многие зрители, особенно молодые темнокожие люди, у которых появилась ролевая модель. И, конечно, без актёра, сыгравшего эту роль, ничего бы не получилось. «Боузман заявил о себе как о маяке надежды для нынешнего и будущих поколений. Его самообладание и умение владеть ситуацией на экране уловили дух времени мира, разделённого политической, социальной и культурной идентичностью», — пишет журналист Variety Клэйтон Дэвис.

О ценности Чёрной пантеры говорят не только жители США. Африканцы также отмечают этого героя за борьбу со стереотипами о континенте как о бедной и малограмотной части мира. «Людям фильм очень понравился, потому что он связан с образом жизни здесь, а персонажи в некоторой степени связаны с африканскими племенами. Это касается всех», — сказал The Washington Post Элиас Абраха, менеджер театра в Аддис-Абебе, Эфиопия. Сам Боузман настаивал на том, чтобы у его персонажа был акцент, вдохновленный Южной Африкой, чтобы подчеркнуть независимость Ваканды как чернокожей африканской нации.

«Африканская культура, показанная в фильме, настолько богата, что я чувствую гордость за то, что я чёрная. Я в восторге», — сказала одна из зрительниц после показа фильма в столице Кении Найроби. Другая зрительница отметила американскую сторону истории: «Афроамериканец, возвращающийся в Африку, является хорошим напоминанием о наследии».

Герой в жизни

Коллеги и другие знаменитости, в том числе бывший президент США Барак Обама, превозносят личные качества актёра, называя его настоящим королём и героем и в жизни. «Он был таким же умным, добрым, могущественным и сильным, как любой человек, которого он сыграл», — заявил президент Marvel Studios Кевин Файги. Спайк Ли, который не знал о болезни актёра во время съёмок военной драмы «Пятеро одной крови, назвал его настоящим солдатом, который никогда не жаловался. «Мне было трудно осмыслить это с прошлой ночи. Не только то, что Чедвик умер от рака толстой кишки, но и тот факт, что он болел им всё время, что мы были знакомы. Он делал невероятную работу и продолжал жить», — написал режиссёр «Стражей Галактики» Джеймс Ганн.

Чад — это аномалия. Он был спокоен. Уверен. Постоянно учился. При этом он был добрым, утешительным. Он обладал самым тёплым смехом в мире, и глазами, которые не по годам многое повидали, но в то же время всё ещё могли сверкать как у ребёнка, увидевшего что-то впервые в жизни.

[...]

Он заботился о людях, был лидером, человеком веры, достоинства и гордости, он оградил коллег от своих страданий. Он прожил прекрасную жизнь. И творил великое искусство. День за днем, год за годом.

Райан Куглер

Боузман также занимался благотворительностью. Во время пандемии коронавируса он пожертвовал 4,2 миллиона долларов на средства индивидуальной защиты для больниц, работающих с темнокожими людьми. В 2018 году он поддержал #BlackPantherChallenge, чтобы собрать деньги для детей из неблагополучных семей. Он также поддерживал движение Black Lives Matter и в числе других знаменитостей подписал обращение к голливудским студиям с просьбой нанимать больше темнокожих специалистов.

Блок instagram недоступен

Сценарий второй «Чёрной пантеры» готовился в обычном режиме, картина должна была выйти на экраны в мае 2022 года. Что теперь будет с проектом, неизвестно — студия Marvel пока не делала никаких заявлений по этому поводу. Возможно, на первый план выведут младшую сестру Т'Чаллы Шури, тем более, что в комиксах она становилась Чёрной пантерой. Другой вариант — замена актёра — кажется более логичным, чтобы не нарушать планы студии, но неизбежно вызовет шквал критики со стороны зрителей.

The Hollywood Reporter утверждает, на сейчас в Disney не знают, как поступить с «Чёрной пантерой 2». Источник издания, близкий к Боузману, сообщил, что актёр, заметно похудевший за последние месяцы, примерно за неделю до своей смерти был убеждён, что победит рак и сможет набрать форму для продолжения «Чёрной пантеры», производство которого планировалось запустить в марте. Актёр даже готовился к съёмкам нового фильма, которые должны были начаться в сентябре.

Последним фильмом, в котором снялся Боузман, стала картина «Чёрное дно Ма Рейни» режиссёра Джорджа Вулфа. Планируется, что он выйдет на Netflix в 2020 году.

#кино #комиксы #разборы