Как Чедвик Боузман стал воплощением главного темнокожего супергероя — в кино и в жизни
Почему «Чёрная пантера» важна для зрителей и как покойный актёр оставил след в истории.
Портрет покойного Чедвика Боузмана в образе Т'Чаллы, который держит участник пресс-конференции, посвященной его жизни. Фото Криса Пиццелло, AP
28 августа умер 43-летний актёр Чедвик Боузман, исполнитель роли Чёрной пантеры в киновселенной Marvel. Он четыре года боролся с раком толстой кишки, но об этом мало кто знал. Даже режиссёр «Пантеры» Райан Куглер и Спайк Ли, у которого Боузман снялся в одном из последних своих фильмов, не догадывались о его болезни.
Твит с заявлением его семьи стал самым популярным в истории твиттера, а жители его родного города Андерсон предложили воздвигнуть ему памятник. В петиции по этому поводу его называют «американским сокровищем». Актёр завоевал доверие и любовь зрителей, став воплощением главного темнокожего супергероя в современной поп-культуре, и подтвердив звание в реальной жизни.
Чедвик Боузман на церемонии вручения «Оскара» Фото Джордана Штрауса, Invision/AP
Боузман родился в 1976 году в Южной Каролине в семье медсестры и предпринимателя. В 2000 году он со степенью по режиссуре окончил Говардский университет в Вашингтоне, известный как вуз для темнокожих студентов. Боузман не планировал становиться актёром, но в 2003 году начал эпизодически появляться в сериалах, а через десять лет получил первую крупную роль в кино — в спортивной драме «42» о карьере первого темнокожего игрока в Главной лиге бейсбола Джеки Робинсона. Именно на эту работу обратили внимание в Marvel. «Моя команда видела его работы и знала, что он способен передать это достоинство, изящество, элегантность, царственность со смирением, юмором и интеллектом», — рассказывает директор по кастингу Сара Финн.
Боузман узнал, что получил роль, прямо перед выходом на красную ковровую дорожку в Цюрихе, где он представлял другой свой проект. Король выдуманной африканской страны Ваканды Т’Чалла — супергерой Чёрная пантера — впервые появился на экранах в блокбастере «Первый мститель: Противостояние» в 2016 году.
Пантеру для Marvel придумали Стэн Ли и Джек Кирби, а на страницах комиксов персонаж дебютировал в 1966 году. Это первый темнокожий супергерой издательства и один из первых в мейнстримных комиксах в целом — он появился раньше Сокола, Люка Кейджа и Блэйда. Супергерой привносил изменения уже тогда, ведь до него темнокожие персонажи если и появлялись в комиксах, то не играли значительной роли в сюжетах. В выпуске «Фантастической четвёрки», в котором дебютировал Т’Чалла, авторы заложили основы биографии героя — уже там рассказывается о гибели его отца от иноземных захватчиков, высокоразвитой стране Ваканде, скрытой от чужих глаз, и перешедшем по наследству костюме Чёрной пантеры.
Обложка «Фантастической четвёрки», в которой впервые появился персонаж
В 1968 году Чёрная Пантера присоединился к Мстителям, а ведущую роль впервые получил в 1973 году в арке комикса Jungle Action под названием «Ярость Пантеры». Его считают первым «графическим романом» в истории Marvel — критики отмечают, что именно здесь издательство впервые рассказало полностью самостоятельную и законченную историю. В 2016 году сольную серию про Чёрную пантеру начал писать важный темнокожий автор — журналист Та-Нехаси Коутс, автор книги «Между миром и мной», в которой он в стиле письма к сыну рассказал о жизни современных чернокожих и расовой напряжённости в американском обществе.
Примерно в это же время к выходу начали готовить сольный фильм про Пантеру. Это была первая картина киновселенной Marvel не только с темнокожим исполнителем в главной роли, но и почти всем актёрским составом, режиссёром, сценаристом и даже техниками. И она оправдала надежды. Фильм собрал в мировом прокате 1,3 миллиарда долларов и получил множество наград, в том числе три «Оскара» из семи номинаций: картина даже стала первым супергеройским фильмом, номинированным в категории «Лучший фильм», но в итоге проиграла «Зелёной книге». Из-за невероятного успеха западные журналисты называли фильм революционным и говорили, что «Чёрная пантера» изменила Голливуд, «разрушив давний стереотип о том, что в топе могут оказаться только фильмы с белыми лицами на постерах». Однако вместе с овациями картина вызвала и много споров.
Чедвик Боузман на обложке Rolling Stone
Феномен «Чёрной пантеры»
Не всем зрителям, особенно не из США, понятен феномен «Чёрной пантеры». Многие называли её «типичным марвеловским фильмом», говорили о вторичности и наивности сюжета, плоских героях с заурядной мотивацией. Некоторым зрителям не понравилось обилие женских персонажей, которые «отвлекали» на себя внимание. Кто-то ругал «притянутую за уши» повестку и попытки раздуть проблему на ровном месте. Другие считали, что поклонники киновселенной готовы «съесть» любой её продукт и не поперхнуться — просто потому, что любить фильмы студии «модно».
Но если посмотреть глубже, становится понятно, что «повестка» фильма остаётся в герметичном пространстве. Тут нет акцента на противостоянии белых угнетателей и чёрных угнетённых — конфликт разворачивается внутри, между самими жителями Ваканды. То, что она изображена страной без тягот колониализма в прошлом, даёт возможность зрителям представить, как бы они могли жить и какие решения принимать, если бы история реального мира в какой-то момент пошла не так, как пошла.
Революционность «Чёрной пантеры» заключается в том, что она представляет мир, не лишённый расизма, но такой, в котором чёрные люди обладают богатством, технологиями и военной мощью, чтобы уравнять правила игры. Главная задача Т’Чаллы в этом фильме — решить внутренние проблемы, понять, готов ли он и его народ к открытому диалогу с другими странами, перестать прятаться, а заодно показать себя миру во всей красе. И этот выбор легко можно соотнести с реальной жизнью. Чёрная пантера (а заодно и Чедвик Боузман) стал олицетворением афрофутуризма — идеала, который объединяет мифологию, технологию и научную фантастику в африканском сеттинге и опровергает традиционные изображения развитого мира, лишённые темнокожих людей.
Кадр из «Чёрной пантеры»
Это не просто «чёрный фильм», а настоящий американский фильм про супергероев — только с темнокожими актёрами. Впервые появился проект, который не подавался как нишевое развлечение, а был щедро расписан на всех экранах мира как полноценная и равноправная часть популярной франшизы. И то, что у темнокожих зрителей в массовой культуре появились свои герои первого плана — невероятно важно. По данным Американской психологической ассоциации, расовая и этническая представленность развивает чувство собственного достоинства, служит буфером против расизма и дискриминации, а также помогает родителям обсудить с детьми их идентичность. Например, принцесса Шури, которая занимается разработкой передовых технологий, может стать примером и вдохновением для темнокожих девочек начать научную карьеру. Для белых зрителей появление таких героев не менее значимо — они помогают осознать и смириться с тем, что мир населяют очень разные люди.
Критики также отмечают значимость фильма «для прогрессивного человечества». «Имеющийся в наличии афрофутуризм — это не просто красивый стиль с этническими цацками, помноженными на технику будущего. Это мир мечты, альтернативная реальность», — писала кинокритик Марина Латышева. С ней согласен критик «Афиши» Станислав Зельвенский: «Это утопия, какую широкий зритель видит, мягко говоря, не каждый день. И это, несомненно, очень свежо и любопытно». «Здесь любая несправедливость внешнего мира отходит на второй план по сравнению с личной ответственностью. А прежде, чем бороться за мир во всем мире, надо разобраться с самим собой», — отмечал обозреватель «Искусства кино» Никита Карцев. «В конечном счёте, демократическая монархия Ваканда — универсальная утопия, обаянию которой трудно не поддаться, вне зависимости от твоего происхождения, культуры и цвета кожи», — считает кинокритик Антон Долин.
Реакция зрителей
После «Чёрной пантеры» Т’Чалла появлялся на экранах ещё дважды — в двух последних фильмах про Мстителей. Важность персонажа для себя отмечают многие зрители, особенно молодые темнокожие люди, у которых появилась ролевая модель. И, конечно, без актёра, сыгравшего эту роль, ничего бы не получилось. «Боузман заявил о себе как о маяке надежды для нынешнего и будущих поколений. Его самообладание и умение владеть ситуацией на экране уловили дух времени мира, разделённого политической, социальной и культурной идентичностью», — пишет журналист Variety Клэйтон Дэвис.
О ценности Чёрной пантеры говорят не только жители США. Африканцы также отмечают этого героя за борьбу со стереотипами о континенте как о бедной и малограмотной части мира. «Людям фильм очень понравился, потому что он связан с образом жизни здесь, а персонажи в некоторой степени связаны с африканскими племенами. Это касается всех», — сказал The Washington Post Элиас Абраха, менеджер театра в Аддис-Абебе, Эфиопия. Сам Боузман настаивал на том, чтобы у его персонажа был акцент, вдохновленный Южной Африкой, чтобы подчеркнуть независимость Ваканды как чернокожей африканской нации.
«Африканская культура, показанная в фильме, настолько богата, что я чувствую гордость за то, что я чёрная. Я в восторге», — сказала одна из зрительниц после показа фильма в столице Кении Найроби. Другая зрительница отметила американскую сторону истории: «Афроамериканец, возвращающийся в Африку, является хорошим напоминанием о наследии».
Герой в жизни
Коллеги и другие знаменитости, в том числе бывший президент США Барак Обама, превозносят личные качества актёра, называя его настоящим королём и героем и в жизни. «Он был таким же умным, добрым, могущественным и сильным, как любой человек, которого он сыграл», — заявил президент Marvel Studios Кевин Файги. Спайк Ли, который не знал о болезни актёра во время съёмок военной драмы «Пятеро одной крови, назвал его настоящим солдатом, который никогда не жаловался. «Мне было трудно осмыслить это с прошлой ночи. Не только то, что Чедвик умер от рака толстой кишки, но и тот факт, что он болел им всё время, что мы были знакомы. Он делал невероятную работу и продолжал жить», — написал режиссёр «Стражей Галактики» Джеймс Ганн.
Чад — это аномалия. Он был спокоен. Уверен. Постоянно учился. При этом он был добрым, утешительным. Он обладал самым тёплым смехом в мире, и глазами, которые не по годам многое повидали, но в то же время всё ещё могли сверкать как у ребёнка, увидевшего что-то впервые в жизни.
[...]
Он заботился о людях, был лидером, человеком веры, достоинства и гордости, он оградил коллег от своих страданий. Он прожил прекрасную жизнь. И творил великое искусство. День за днем, год за годом.
Боузман также занимался благотворительностью. Во время пандемии коронавируса он пожертвовал 4,2 миллиона долларов на средства индивидуальной защиты для больниц, работающих с темнокожими людьми. В 2018 году он поддержал #BlackPantherChallenge, чтобы собрать деньги для детей из неблагополучных семей. Он также поддерживал движение Black Lives Matter и в числе других знаменитостей подписал обращение к голливудским студиям с просьбой нанимать больше темнокожих специалистов.
Сценарий второй «Чёрной пантеры» готовился в обычном режиме, картина должна была выйти на экраны в мае 2022 года. Что теперь будет с проектом, неизвестно — студия Marvel пока не делала никаких заявлений по этому поводу. Возможно, на первый план выведут младшую сестру Т'Чаллы Шури, тем более, что в комиксах она становилась Чёрной пантерой. Другой вариант — замена актёра — кажется более логичным, чтобы не нарушать планы студии, но неизбежно вызовет шквал критики со стороны зрителей.
The Hollywood Reporter утверждает, на сейчас в Disney не знают, как поступить с «Чёрной пантерой 2». Источник издания, близкий к Боузману, сообщил, что актёр, заметно похудевший за последние месяцы, примерно за неделю до своей смерти был убеждён, что победит рак и сможет набрать форму для продолжения «Чёрной пантеры», производство которого планировалось запустить в марте. Актёр даже готовился к съёмкам нового фильма, которые должны были начаться в сентябре.
Последним фильмом, в котором снялся Боузман, стала картина «Чёрное дно Ма Рейни» режиссёра Джорджа Вулфа. Планируется, что он выйдет на Netflix в 2020 году.
#кино #комиксы #разборы