Кино и сериалы
Ullysses Ullysses

Вторая жизнь «Бегущего по лезвию» и «Нечто»: фильмы, которые провалились в прокате, но обрели культовый статус

Ленты нелёгкой судьбы: они потерпели неудачу во время официального релиза, но обзавелись армией поклонников и изменили облик кинематографа.

Премьера «Бойцовского клуба» в 1999 году  Фото WireImage

Открытие кинотеатров после затяжного карантина поставило для индустрии непростую задачу — вернуть интерес зрителей к прокатным новинкам. Студии находятся в состоянии, когда любой кассовый провал может обернуться ещё большим кризисом.

Зачастую кассовые сборы — один из самых действенных способов определить популярность фильма, его жизнестойкость и последующую за прокатом судьбу. Но сокрушительный бокс-офис не всегда равнозначен успеху и зрительскому признанию — история кино знает случаи, когда кассовые неудачи не мешали картинам обрести культовый статус. Бывало, что фильмы находили «своих» зрителей лишь спустя время.

Культовые картины с неудачной прокатной судьбой терпели фиаско по разным причинам: в одном случае этому способствовала конкуренция в прокатной сетке, в другом — халатность студийных боссов и ненадлежащая рекламная кампания. А иной раз фильмам приходилось ждать своего часа, когда аудитория «созреет» для них.

«Волшебник страны Оз» Виктора Флеминга, 1939 год

Музыкальная сказка о приключениях Дороти и её собаки в стране Оз — один из самых известных проектов студии MGM. Помимо яркого актёрского состава с Джуди Гарланд, Рэем Боджером и Джеком Хейли в главных ролях, «Волшебник страны Оз» отличился визуальным новаторством — в нём мастерски использовали новую технологию Technicolor (она позволяла получать цветное изображение благодаря одновременной съёмке на три разные плёнки).

Мюзикл Флеминга получил два «Оскара» и превратил Джуди Гарланд в большую звезду. Но не все знают, что изначально у «Волшебника страны Оз» дела с бокс-офисом обстояли плачевно. При бюджете в 2,7 миллиона картина Флеминга собрала 3 миллиона долларов.

Почему провалился

Студии не удалось добиться активного продвижения картины на рынке. Кроме того, идея создания фэнтези в 30-ые годы выглядела весьма сомнительной. До «Волшебника страны Оз» в этом попробовал себя лишь Уолт Дисней. Его «Белоснежка и семь гномов» оказалась успешным проектом и во многом подтолкнула руководителей MGM последовать примеру и создать «Волшебника страны Оз».

Несмотря на кассовую неудачу, критики сразу же признали художественный потенциал картины — в первую очередь притягательность сюжета и её технический уровень.

Как приобрёл известность

Фильму удалось стать культовым в 50-ые годы, когда массово распространилось телевизионное вещание. 3 ноября 1956 года «Волшебника страны Оз» впервые показали на канале CBS и постепенно просмотр фильма превратился в ежегодную традицию для всей семьи. Телевизионные показы, длившиеся десятилетиями, смогли привлечь огромное количество зрителей. Впоследствии картине удалось возместить свои первоначальные потери и окупиться.

Популярность фильма закрепилась в эпоху распространения VHS и DVD. Зрителям уже не требовалось ждать телевизионного показа «Волшебника страны Оз» в День Благодарения — фильмом, пережившим многочисленные переиздания, можно было наслаждаться на домашнем видео. Мюзикл Флеминга обрёл армию фанатов, а Библиотека Конгресса в 2010-ом году признала, что «Волшебника страны Оз» посмотрело больше зрителей, чем любой другой фильм. Причиной тому — регулярные телепередачи, длившиеся с 1956 по 1974 годы.

Все эпизоды фильма — от прибытия Дороти в Оз и до приключений по дороге из жёлтого кирпича, должны быть признаны одними из величайших в истории кино. Шедевром декораций, костюмов, хореографии, музыки, повествования и чистого воображения.

Мик Лассаль

«Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, 1946 год

Жизнеутверждающая комедия Фрэнка Капры — главный рождественский фильм американцев. Джордж Бейли — добропорядочный семьянин и трудяга, переживает полный крах: его ипотечная компания разоряется, он влезает в долги и готов свести счёты с жизнью. Внезапно герой встречается со своим ангелом-хранителем, который помогает Бейли пересмотреть взгляды на жизнь и её ценности.

У хрестоматийной сказки Капры в декабре 1946 года дела обстояли не так радужно: фильм собрал 3,3 миллиона при бюджете в 3,5 миллиона долларов, разорил Капру и навлёк на себя неоднозначные отзывы американской прессы.

Почему провалился

Картину с Джеймсом Стюартом в главной роли считали утопией, которая погружена в сентиментальные иллюзии. К тому же, фильм попал под пристальное внимание ФБР. Картину называли популистской и подозревали Капру в коммунистической пропаганде. Фильм посчитали вредоносным — он якобы порочил американские ценности и дух свободного предпринимательства, что не могло не сказаться на скептическом отношении аудитории к работе режиссёра.

Как приобрёл известность

Успеху фильма способствовала лазейка в авторском праве — в 1974 году истёк срок действия авторских прав и картина стала достоянием общественности. Телестудии воспользовались возможностью и начали крутить сказку по телевидению в праздничные дни. Так «Эта замечательная жизнь» нашла своих зрителей — на экранах телевизоров в разгар рождественских праздников.

Сам Капра даже не думал, что спустя тридцать лет фильм заживёт собственной жизнью и станет незаменимым атрибутом для Рождества, привлекая с каждым годом всё больше новых зрителей. После «Этой замечательной жизни» карьера режиссёра не шла в гору, хоть и Капра успел поставить ещё пять картин.

С тех пор историю о Джордже Бейли без преувеличений называют «американской классикой» и пересматривают из года в год.

Несмотря на провал во время выпуска, великолепно сыгранный фильм (с потрясающий Джимом Стюартом) сегодня признан бесспорным шедевром. Его месседж не соответствовал разочарованному настроению страны сразу после Второй мировой войны.

Эмануэль Леви

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» Джима Шармана, 1975 год

Комедийный мюзикл, пародирующий многочисленные штампы фильмов ужасов: молодая пара застряла в глуши со сломанным автомобилем и направилась в странный замок. Хозяином замка оказался эксцентричный учёный Франк-н-Фуртер, проводящий франкенштейновские эксперименты над людьми.

Сегодня «Рокки Хоррора» помнят не только благодаря актёрской работе Тима Карри и дерзким сценическим номерам. Фильм Шармана во многом ответственен за появление такого феномена, как «культовое кино». Зрители подпевают героям рок-оперы, скачут на сцене, а также во время просмотра разбрасываются едой и подручными предметами. Но всё это произошло не сразу.

Почему провалился

Выход фильма на экраны в 1975 году не вызвал интереса ни у зрителей, ни у критиков. Ленту снимали с проката в восьми городах Америки — она не могла найти своего зрителя. Критикам «Рокки Хоррор» показался бессмысленным и безвкусным шоу, которые быстро забывается. Аудитория не симпатизировала экстравагантному стилю фильма с провокационными нарядами и дерзкими шутками.

Как приобрёл известность

Всё изменилось через год: студия Fox добилась демонстрации фильма в рамках ночных показов. В Нью-Йорке «Рокки Хоррора» показали в Waverly Theater, принёсшем мюзиклу первую волну популярности. Идею ночных киносеансов подхватили по всей Америке и фильм собрал вокруг себя нешуточную армию поклонников. Регулярные полуночные показы позволили «Рокки Хоррору» отбить бюджет и собрать более 100 миллионов долларов.

Постепенно просмотр картины превратился в интерактивное шоу с постоянно растущей аудиторией. Дело в том, что «Рокки Хоррора» демонстрируют на больших экранах уже более сорока лет (что сделало его рекордсменом по продолжительности проката), так как вокруг фильма до сих пор существует целая субкультура. Из эксцентричного мюзикла, провалившегося в прокате, работа Шармана переросла в культ с постоянными адептами и многочисленными ритуалами.

Смесь из ужаса, кэмпа, рок-н-ролла, научной фантастики, сексуальной трансгрессии и намеренно плохих диалогов категории B — он десятилетиями вдохновлял публику на полуночных сеансах и абсолютно уникален в анналах кино.

Джеймс Кендрик

«Нечто» Джона Карпентера, 1982 год

Зловещие партитуры Эннио Морриконе, изобретательные спецэффекты Роба Боттина и режиссура Джона Карпентера — всего этого оказалось недостаточно, чтобы «Нечто» стало хитом. Фильм об инопланетных ужасах, с которыми столкнулись учёные в Антарктиде, собрал 19 миллионов при бюджете в 15 миллионов долларов.

Почему провалился

Одна из главных причин провала — прокатная конкуренция с другим гигантом научной-фантастики, вышедшим тем же летом — «Инопланетянином» Стивена Спилберга. Семейная фантастика о дружелюбном пришельце «забрала» аудиторию себе — никто не хотел смотреть параноидальный хоррор с отрубленными конечностями, щупальцами и прорастающими паучьими лапами, каким бы он ни был изобретательным.

Кроме того, летний сезон 1982 года трещал от засилья амбициозных научно-фантастических блокбастеров — в один день с «Нечто» на экраны вышел также «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Студия Universal не смогла справиться с конкуренцией и должным образом прорекламировать фильм. Провал «Нечто» оказался судьбоносным для Джона Карпентера. По словам режиссёра, его карьера сложилась бы иначе, окажись картина финансово успешной.

Критика также не симпатизировала детищу Карпентера. The New York Times в момент выхода разругал картину, назвав «Нечто» «глупым и удручающим». Поделкой, которая «стремится стать типичным идиотским фильмом 80-х». Тревожный хоррор об ужасах на научно-исследовательской станции занял восьмое место по кассовым сборам и исчез из кинотеатров в течение нескольких недель.

Как приобрёл известность

С появлением «Нечто» на видеоносителях, отношение к фильму радикально изменилось — хоррор Карпентера нашёл вторую жизнь в видеотеках и постепенно сформировал вокруг себя культ. «Нечто» превратилось в один из главных хитов VHS-эпохи, впечатлив киноманов, а также любителей мрачной литературы Говарда Ф. Лавкрафта.

Критики также пересмотрели отношение к хоррору Карпентера и признали «Нечто» «одним из наиболее элегантных фильмов категории B». К концу 90-х антарктический ужас Карпентера пользовался неизменной популярностью, вдохновляя многочисленных режиссёров и создателей видеоигр.

«Нечто» — единственный фильм, который имеет наибольшее влияние на мою «Омерзительную восьмёрку». Я его показывал актёрам. На самом деле и «Бешеные псы» тоже находились под очень сильным влиянием от «Нечто».

Квентин Тарантино

«Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, 1982 год

Перфекционист Ридли Скотт оказался чуть ли не первым режиссёром, посмотревшим на будущее с неприкрытым пессимизмом. Лос-Анджелес будущего похож на каменные джунгли с мрачными зданиями-пирамидами, пылью и дымом. Детектив из полицейского департамента охотится на четырёх искусственных людей, известных как репликанты, которые незаконно присутствуют на Земле.

Почему провалился

К такому взгляду на будущее зрители явно не были готовы, поэтому «Бегущему по лезвию» в момент выхода в 1982 году пришлось несладко. Предварительные просмотры фильма прошли плохо, а аудитория отдала предпочтение более гуманистической фантастике, вышедшей в июне того же года — «Инопланетянину» и «Звёздному пути 2».

Самого Ридли Скотта не удовлетворила финальная версия фильма, которая вышла в широкий прокат. Продюсеры настояли, чтобы в историю ввели закадровый голос Декарда (главного героя, сыгранного Харрисоном Фордом) и закончили картину на счастливой ноте с романтическим финалом. Эти правки сделали историю более сумбурной и неуклюжей. «Бегущий по лезвию» собрал в прокате всего 27 миллионов долларов, не окупив 28-миллионный бюджет.

Картину ругали за её избыточность, неудобоваримую философскую проблематику, а также за медлительность повествования. Многим критикам фильм показался унылым и чрезвычайно холодным, пусть и те признавали его неоспоримое преимущество по части дизайна и визуальных эффектов.

Как приобрёл известность

Спустя десятилетие судьба фильма радикально изменилась. Популярность домашнего видео позволила создать растущий культ вокруг «Бегущего по лезвию». Фильм стали смотреть на VHS, посвящать ему множество научных материалов и документальных проектов. Затем подключился Ридли Скотт и в 1992 году выпустил режиссёрскую версию — ещё более загадочную и философскую.

Время превратило «Бегущего по лезвию» в образец научной-фантастики — особенно в пору, когда появилась мода на мрачные киберпанковские произведения. Депрессивное будущее с генной инженерией, неоновой рекламой и технократией создавалось многочисленными художниками, писателями и режиссёрами — вдохновлялись они, в первую очередь, «Бегущим по лезвию». Влияние фильма разбросано по всей поп-культуре: от «Призрака в доспехах» Мамору Осии до «Матрицы» сестёр Вачовски и вплоть до компьютерных игр (Deus Ex, Syndicate и Cyberpunk 2077).

Это основополагающий фильм, вдохновлённый старыми классическими лентами — такими как «Метрополис» Фрица Ланга, но создающий всеобъемлющий взгляд на будущее, который с тех пор оказывает влияние на все научно-фантастические фильмы.

Роджер Эберт

«Бразилия» Терри Гиллиама, 1985 год

Причудливая антиутопия о правительственном клерке, который спасает попавшую в беду девушку. Режиссёр Терри Гиллиам — эксцентричный визионер, нарисовал мир будущего с нескрываемой иронией, через которую проступает абсурдистская атмосфера текстов Оруэлла и Кафки.

Но в 1985 году «Бразилию» ждал не самый радушный приём. Антиутопия Гиллиама потерпела кассовый провал, собрав в прокате 9 миллионов при заявленном бюджете в 15 миллионов долларов. Для британского режиссёра подобное стечение обстоятельств — не исключение. На протяжении всей карьеры проекты Гиллиама терпели неудачи: около 30 лет режиссёр не мог реализовать труд своей жизни — абсурдистскую картину о Дон Кихоте, а небезызвестные «Приключения барона Мюнхгаузена» обернулись для Гиллиама финансовым провалом.

Почему провалился

С выпуском «Бразилии» связана та же неловкая ситуация, что и с релизом «Бегущего по лезвию», вышедшего тремя годами ранее. Во время предварительных просмотров боссы Universal остались недовольны мрачным видением Гиллиама, потребовав «смягчить» финал и вырезать некоторые сцены. Затянувшийся постподакшн и война Гиллиама со студией явно не способствовала прокатному успеху «Бразилии». Universal настаивали на альтернативном финале с хэппи-эндом, что лишний раз тормозило премьеру картины в США.

И только после упорной борьбы, а также содействия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса, студийное руководство удалось переубедить — «Бразилию» выпустили такой, какой её изначально задумал режиссёр.

Гиллиам признавался, что «Бразилию» крайне нелегко продавать и продвигать. Фильм, по словам режиссёра, «не вписывался ни в один из существующих киножанров», поэтому попытки адаптировать картину к соответствующим стандартам и коммерческим моделям оказались безуспешны.

Как приобрёл известность

Фильму требовалось дождаться своего часа славы. Как и «Бегущий по лезвию», лента Гиллиама покорила умы дизайнеров и художников. Свою роль сыграло визуальное оформление будущего: от костюмов из нуар-фильмов до эстетики немецкого экспрессионизма. Помпезные декорации выверенная операторская работа, китч и абсурд — эксцентричность постановки предопределила судьбу фильма. К нему стали всё чаще обращаться как визуальному ориентиру — им вдохновлялись при создании «Бэтмена» Бёртона, а также «Запрещённого приёма» Снайдера.

В 1999 году культовый статус фильма укрепился — британский институт кино назвал его 54-м величайшим британским фильмом всех времён. «Бразилию» всё регулярнее включали в списки лучших картин по версии таких развлекательных изданий вроде Entertainment Weekly, и его популярность, тем самым, росла. С тех пор образ фильма крепко закрепился в массовом сознании.

Я не понимал смысл увиденного, но аналогов у этого фильма просто не существовало. Да и ничего похожего на «Бразилию» не появилось до сих пор.

Эдгар Райт

«Под кайфом и в смятении» Ричарда Линклейтера, 1993 год

Молодёжная комедия Ричарда Линклейтера — тёплый и лиричный рассказ о последнем дне учёбы в пригороде Остина. Старшеклассники преследуют первокурсников, проводя унизительные обряды инициации, пьют пиво, вступают в перепалки и курят. Портрет буйного поколения создали молодые актёры, которые впоследствии превратились в больших звёзд: Мэттью МакКонахи, Бен Аффлек, Джейсон Лондон и Мила Йовович.

Работа Линклейтера нашла своего зрителя не сразу. В 1993 году фильм смог собрать лишь 7,9 миллиона при бюджете в 6 миллионов долларов.

Почему провалился

Режиссёр утверждал, что «не нажил на фильме ни цента», хотя сама картина получила довольно тёплый приём среди критиков. В бессюжетной комедии нашли идеальное отражение американской культуры и отметили «приятный игривый дух». Но ретрокомедия с музыкой тридцатилетней давности, да ещё и снятая инди-режиссёром — такому фильму тяжело было получить мгновенный интерес широкой публики.

Как приобрёл известность

Расставить все точки смогло время и выход фильма на DVD и VHS. Молодёжная комедия Линклейтера стала культовой, распространившись на домашних экранах тинейджеров. Фильм всё чаще упоминали в рейтингах таких развлекательных изданий, как Entertaiment Weekly и его популярность, тем самым, росла.

Подростковую романтику и дух 70-ых Линклейтер передал через музыкальные хиты: Sweet Emotion группы Aerosmith, Hurricane Боба Дилана, а также Paranoid группы Black Sabbath — эти оглушающие композиции стали не только гимном времени, но и самого фильма.

Свою любовь к фильму выразил и Квентин Тарантино. В 2002 году режиссёр для опроса британского киножурнала Sight & Sound поместил «Под кайфом и в смятении» на 10-ую строчку в списке любимых фильмов.

Линклейтер не только фиксирует одежду, сленг, автомобили, старинные рок-песни (Элиса Купера, Kiss, Foghat). Он передаёт беззаботное состояние, характерное для целого поколения.

Оуэн Глейберман

«Звёздный десант» Пола Верховена, 1997 год

Фантастический боевик голландского режиссёра Пола Верховена о битве десантных войск с инопланетными жуками. Автор «Робокопа» и «Основного инстинкта» не только поставил эффектный развлекательный блокбастер, но и реализовался как успешный сатирик — «Звёздный десант» едко и броско высмеивает военно-пропагандистские штампы: милитаристскую символику, бравую самоотверженность, а также ура-патриотизм.

Режиссёр объединил американский империализм с тоталитарной эстетикой Третьего Рейха. Яркий пример — Нил Патрик Харрис, который большую часть фильма расхаживал в нацистском мундире.

Тем интереснее, что незаурядная картина Верховена не получила должного отклика в прокате. Фильм появился в кинотеатрах в ноябре 1997 года и едва смог окупить свой 100-миллионный бюджет — «Звёздный десант» заработал в бокс-офисе чуть более 120 миллионов долларов.

Почему провалился

Верховен объяснял это тем, что от «Звёздного десанта» люди ждали новых «Звёздных войн» и получили совсем не то, чего ожидали. В момент выхода фильма в Washington Post написали резкую статью, заклеймив режиссёра и сценариста как «неонацистов». Эта статья значительно усложнила прокат картины в США. Джанет Маслин из New York Times раскритиковала «сумасшедшее и непристойное зрелище, созданное специально для мальчиков-подростков». Многим фильм показался плоским, лишённым вкуса и всякой логики. Критики раскритиковали плохую актёрскую игру и чрезмерную бойню, сосредоточившись на фашистском подтексте фильма.

Не спас картину и год релиза — хотя 1997-й предложил засилье крупных блокбастеров, включая «Титаник», «Пятый элемент» и «Парк юрского периода: Затерянный мир», на их фоне 100-миллионный блокбастер Верховена просто-напросто потерялся.

Как приобрёл известность

Спустя два десятилетия к фильму стали относиться как к незамеченной диковинке из мира фантастики. Журнал Slant Magazine поместил «Звёздный десант» на 20-ую строчку в списке из «100 лучших фильмов 1990-ых годов». За прошедшие годы с момента релиза, критика пересмотрела мнение относительно фильма, увидев в ней не просто разудалый боевик, а образец антивоенной сатиры, критикующей правый милитаризм.

Чтобы аудитория оценила анархический юмор фильма и его кровожадность, требовалось время. В нулевых вселенная «Звёздного десанта» расширилась — появилось два игровых и два анимационных фильма, а с 2011 года начали активно говорить о возможности ремейка.

В последние десятилетия упадка, бурного институционального насилия и безвкусицы стало ясно, что американская жизнь застряла где-то внутри кинематографической вселенной Верховена. Мир «Звёздного десанта» соответствует нашему настоящему — своей расточительностью и жестокостью.

Дэвид Рот

«Большой Лебовски» братьев Коэн, 1998 год

Одна из самых известных работ братьев Коэн — фильм о бездельнике, ввязавшимся в криминальную историю с гангстерами, миллионом долларов и испорченным ковром. Эксцентричная работа режиссёров — причудливый портрет американской жизни, который существует на территории между детективом и фарсом.

Около двадцати лет назад «Большой Лебовски» не казался зрителям таким привлекательным. В 1998 году фильм провалился — при скромном бюджете в 15 миллионов собрал в мировом прокате 46 миллионов долларов. Восторженных отзывов картина Коэнов также добилась не сразу.

Почему провалился

Фильм разделил аудиторию и критиков. Пресса упрекала Коэнов в бессвязности сюжета и неумелых попытках имитировать детективные романы Рэймонда Чандлера. Некоторых зрителей откровенно раздражал абсурдизм сюжета, где сочетался боулинг и ортодоксальный иудаизм. Комедия Коэнов изобиловала сложным, незаурядным и подчас странным юмором, для понимания которого был необходим «локальный» фэндом.

Эта выдуманная комедия стала культовой. Сосредоточенный на непринуждённом бездельнике по имени Чувак, фильм был слишком странным и слишком коэновским, чтобы показывать его обычным зрителям. Многие озадачились его бессвязным сюжетом настолько, что даже Сэм Эллиотт, который рассказывает историю, не может за ним уследить.

Кен Ханке

Как приобрёл известность

Популярность к фильму пришла в эпоху развития интернета. В начале 2000-х «Лебовски» повторил судьбу «Ужасов Рокки Хоррора» — фильм разлетелся на крылатые фразы, которые фанаты цитировали друг другу. Картина набирала популярность в полуночных показах, а уже в 2002-ом году в Луисвилле организовали Lebowski Fest. С тех пор фестиваль Лебовски проводится ежегодно, сопровождаясь масштабными концертами, ночной игрой в боулинг и костюмированным шоу.

Со временем Лебовски — безработный пацифист, гуляющий в халате по молочному отделу магазина, превратился в одного из самых интересных киногероев. Стив Палополи из Metroactive назвал работу Коэнов «первым культовым фильмом 21 века», а образ бездельника Лебовски превратился в целое этико-философские течение, о котором пишут книги и огромные исследования.

«Большой Лебовски» прочно вошёл в поп-культуру, попав в списки самых культовых фильмов, а также получив статус произведения с культурным и эстетическим значением.

«Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, 1999 год

Сложно представить фильм успешнее «Бойцовского клуба» — не просто картина, а целый гимн поколения, рассказывающий об альтернативных ценностях и о подрыве консьюмеристской идеологии.

Но к моменту кинотеатрального релиза картину Финчера ожидал оглушительный провал — в США «Бойцовский клуб» собрал лишь 37 миллионов при бюджете в 63 миллиона долларов.

Почему провалился

Руководители 20th Century Fox, по словам продюсера фильма, «шатались, недоумевая, как такое могло произойти». Низкие сборы подкреплялись критическими откликами — «Бойцовский клуб» вызвал полемику социального характера, а также спровоцировал обвинения Финчера в «пропаганде терроризма» и «идеологии фашизма».

Кроме того, маркетинговая кампания фильма выстраивалась не лучшим образом. В рекламных материалах к «Бойцовскому клубу» акцентировалось внимание на эпизодах кулачных боёв и насилия — основная суть картины с её психологической коллизией для многих оставалась скрытой. Поэтому «Бойцовский клуб» изначально не привлёк так много внимания, поскольку увидевшие рекламу посчитали его второсортным боевиком. Ни одно из маркетинговых мероприятий не смогло должным образом передать «что такое «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера».

Как приобрёл известность

Час славы фильма пробил чуть позднее, а именно — во время распространения «Бойцовского клуба» на DVD. Эдвард Нортон, сыгравший Рассказчика, метко описал судьбу «Бойцовского клуба»: «Нельзя оценивать произведение искусства с помощью быстрых методов оценки, которыми мы склонны пользоваться». За первое десятилетие продали больше шести миллионов копий «Бойцовского клуба» на DVD и VHS.

Большую роль сыграло общественное потрясение 11 сентября 2001 года, когда башни Всемирного торгового центра рухнули в результате террористического акта. Нонконформистский фильм попал в нерв американского общества: он не только предвосхитил падение башен, но и создал собирательный портрет мужчины поколения Х — тревожного и неуверенного в завтрашнем дне.

С этого момента слава фильма начала расти по экспоненте. Во многих городах США начали организовывать бойцовские клубы, вдохновлённые картиной Финчера. Антикапиталистическая идеология Тайлера Дердена иной раз воспринималась буквально — особенно молодёжью, которая в подражание герою планировала различные выходки: от подстрекательств к дракам до взрывов самодельных бомб. Так «Бойцовский клуб» стал определяющим фильмом поколения на пороге нового тысячелетия.

«Стальной гигант» Брэда Бёрда, 1999 год

Детище Брэда Бёрда считается одним из самых изобретательных мультфильмов 90-ых — в этом удостоверяет похвала и регулярные попадания в списки лучших анимационных проектов. Мультфильм рассказывает историю, случившуюся в 1950-х годах в штате Мэн, где гигантский робот из космоса подружился с маленьким мальчиком.

В 1999-м работа Бёрда потерпела неудачу в бокс-офисе. При бюджете в 50 миллионов «Стальной гигант» собрал всего-навсего 31 миллион долларов. Мультфильм занял девятое место по кассовым сборам в первые выходные, а спустя месяц практически исчез из кинотеатров Америки.

Почему провалился

Джонни Уокер, работавший над «Стальным гигантом», утверждал, что мультфильм вышел не в самый лучший момент для Warner Bros. Студия находилась в шатком положении и не могла оправиться от провала «Дюймовочки» и «Волшебного меча: В поисках Камелота», поэтому мало кто возлагал надежды и проявлял готовность вкладываться в «Стального гиганта».

Вину возложили на скромную рекламную кампанию. Мультфильм выходил без поддержки сопутствующими товарами в виде игрушек и прочей продукции. Кроме того, в центре внимания зрителей находились другие прокатные хиты — «Шестое чувство» и «Ведьма из Блэр», потеснившие мультфильм Бёрда.

Как приобрёл известность

Критика благосклонно отнеслась к «Железному гиганту» — мультфильм порадовал своей продуманностью, захватывающим действием и драматизмом. Но зрителям потребовалось больше времени, чтобы оценить его по достоинству. Это произошло уже во время выхода мультфильма на VHS и DVD.

Абсолютная классика в своём жанре — редкий пример анимационного фильма, где всё работает, не идя на поводу у дешёвого смеха или пафосной болтовни.

Том Беннет

Награды и попадание в различные списки также укрепили статус мультфильма. В 2000 году «Железный гигант» удостоился детской премии BAFTA, а также выиграл девять премий Энни. Не забыл о мультфильме и Стивен Спилберг, добавив Стального Гиганта в свою фантастическую картину «Первому игроку приготовиться».

«Дитя человеческое» Альфонсо Куарона, 2006 год

Фантастическая антиутопия Альфонсо Куарона о мире, поражённом массовым бесплодием и перенаселённом беженцами. Главный герой вынужден спасать первую за 18 лет беременную женщину, сталкиваясь с противоборствующими группировками.

Увлекательная кинокартина Куарона выглядит как хореографический номер — особенно это чувствуется в сценах, снятых виртуозом Эммануэлем Любецки. Cцена нападения на автомобиль, а также эпизоды с перестрелками — оператор снял наиболее захватывающие сцены длинными дублями, усилив эффект присутствия.

Фильм получил как зрительское признание, так и тёплые отзывы в международной прессе — критики хвалили Куарона за высокий технический уровень, а затем картина номинировалась на «Оскар» в трёх категориях. Но это не уберегло ленту от кассового провала — приключенческий боевик Куарона при 76 миллионном бюджете собрал в прокате 70 миллионов долларов.

Почему провалился

Студия Universal столкнулась с проблемой по части маркетинга — она так и не придумала как продавать фильм аудитории. Все свои маркетинговые ресурсы Universal бросила на поддержку «Потерянного рейса» Пола Гринграсса.

Кассовый провал также объясняется неудачной датой релиза — «Дитя человеческое» выпустили в разгар рождественских праздников и явно с этим прогадали. Куарону провал картины принёс «пять самых напряжённых и трудных лет в жизни» — до тех пор, пока режиссёр не выпустил космическую драму «Гравитация» в 2013 году.

Как приобрёл известность

Популярность фильма выросла в 2016 году. «Дитя человеческое» обзавелось в интернете тем вниманием, которого ему не хватало в год релиза. Если тогда зрители не были готовы к обсуждению проблем миграционной политики, то сегодня тема стала наиболее актуальной. Журналисты и блогеры, упоминая тему миграции и беспорядков на Ближнем Востоке, всё чаще приводили картину Куарона в качестве примера — будущего, в котором человечество может оказаться.

Нет фильма в этом десятилетии более благоухающего своей скорбной красотой и волнующего действием. Вы не просто смотрите сцену автомобильной засады (чистое волшебство кинокамеры), но и живёте внутри неё. Это магия Куарона и он заставляет вас верить.

Питер Трэверс

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.