Кино и сериалы
RJ

Профиль: Зак Снайдер — режиссёр, потерявший и вернувший себе «Лигу справедливости»

Конфликт со студией и суицид дочери: личная история за провалом и досъёмками одного из главных кинокомиксов.

Зак Снайдер работает над раскадровкой для «Лиги Справедливости» Фото IDN Times

18 марта в цифровом виде вышла «Лига Справедливости Зака Снайдера» — фильм, само существование которого стало беспрецедентным событием в кинематографе. Студия Warner Bros. под давлением фанатов позволила режиссёру не только довести до ума провальную киноленту, которая уже вышла в кинотеатрах, но и вернула полный творческий контроль над съёмками — четырёхчасовой хронометраж это подтверждает.

Из-за кассовых и кинокритических неудач «Бэтмена против Супермена» постановщик создавал «Лигу Справедливости» в условиях острого конфликта с Warner Bros. Кураторы жёстко сдерживали творческие порывы режиссёра, а приглашённый консультантом Джосс Уидон в какой-то момент начал самостоятельно руководить съёмками. В разгар конфронтации случилось событие, которое полностью изменило жизнь Снайдера – и судьбу многострадальной «Лиги Справедливости».

Самоубийство Отем Снайдер

22 мая 2017 года Зак Снайдер, создатель и главный идеолог Расширенной киновселенной DC, объявил об уходе с поста режиссёра «Лиги Справедливости». Причиной стала семейная трагедия: его приёмная дочь Отем в разгар затяжной депрессии покончила с собой. Зак и его первая жена Денис удочерили Отем, когда той исполнился только год. «Она была ещё младенцем, но сумасшедше активным», – вспоминал Снайдер.

Зак и Отем Снайдер Из личного архива режиссёра

Снайдер часто говорил, что статус приёмного отца – одна из причин, почему он так увлёкся Кал-Элом, могущественным существом, ставшим Суперменом благодаря любви своих приёмных родителей – Джонатана и Марты Кент. «Она была настоящей фанаткой, очень изобретательная. Она писала. Училась в Колледже Сары Лоуренс, чтобы стать писательницей», – рассказывал постановщик.

Она всегда задавалась вопросом, чего стоит её жизнь. «Чего я стою? Что мне делать?». Обычный разговор с ней выглядел так: «Конечно, ты потрясающая! Что ты имеешь в виду, когда говоришь, «чего стоит моя жизнь»? Твоя жизнь стоит больше, чем всё на свете!» И она задумчиво отвечала:… «Да».

Зак Снайдер

По словам супруги постановщика Деборы Снайдер, перед смертью Отем закончила научно-фантастический роман. Повествование в нём ведётся от лица «аутсайдера» – героя, которому тяжело вписаться в общество. В первые дни после случившегося Дебору не покидала мысль, что она первой прочитала рукопись, – и не обратила внимания на рассказанную в ней историю, а потом было уже поздно. «Читая её роман, ты буквально слышишь голос Отем», – рассказывала Дебора.

Отем Снайдер в кофте с аббревиатурой Gotham City University Из её личного архива

В конце марта Снайдер тайно приостановил производственный процесс «Лиги Справедливости» на несколько недель, чтобы справиться с последствиями произошедшего. Ему не терпелось вновь взяться за фильм, поэтому паузу никто не афишировал – об истинных причинах задержки знал лишь небольшой круг доверенных лиц. «Я никогда не стремился вынести собственное горе в публичное поле, думал, мы с ним разберёмся самостоятельно», – рассказывал Снайдер. Однако смерть дочери повлияла на него сильнее, чем ему казалось.

В моём представлении это было чем-то вроде очищения – уйти в съёмки с головой и посмотреть, будет ли это выходом. Но требования к такой работе очень высоки. Она всепоглощающая. За эти два месяца я пришёл к выводу… Я решил отойти от производства фильма, чтобы быть с семьёй и детьми, которым я сейчас действительно нужен. Им всем приходится нелегко. Знаю, фанаты будут беспокоиться о фильме, но у меня семь детей, которые нуждаются во мне. В конце концов, это всего лишь кино.

Зак Снайдер

В сентябре 2017 года в приложении Vero появился короткометражный фильм Снайдера под названием «Снег. Пар. Железо». Фильм рассказывает о девушке, которая подверглась насилию со стороны продажного полицейского и решила ему отомстить. Съёмки короткого метра «были необходимы» режиссёру и стали его способом посвятить время семье и детям после ухода с производства «Лиги».

Дочь Снайдера Уиллоу отвечала за грим на площадке, сын Илай привез друзей-кинематографистов из Калифорнийского университета в качестве ассистентов, а на главную роль постановщик утвердил свою подругу Саманту Джо, с которой познакомился на съёмочной площадке «Чудо-женщины». Снайдер вместе с семьёй снял фильм за два дня в окрестностях штаб-квартиры Warner Bros. в калифорнийском городке Бербанк.

Это был своего рода катарсис для нас всех, ведь когда мы собираемся вместе, нам проще снять кино, чем просто поговорить. Нас не покидало чувство тяжести, если вы можете себе представить, однако этот фильм дал нам возможность побыть друг с другом. Это было очень приятное время.

Зак Снайдер

Война со студийными боссами Warner Bros.

В мае 2017 года журналисты The Hollywood Reporter сообщали, что президент Warner Bros. Тоби Эммерих полностью поддержал решение режиссёра отойти от производства фильма и предложил передвинуть дату релиза «Лиги». Однако Снайдер якобы настоял, чтобы фильм точно вышел 17 ноября, предложив себе на замену Джосса Уидона. Режиссёр первых и вторых «Мстителей» к тому времени уже длительное время присутствовал на площадке как консультант.

Снайдер почти завершил черновой монтаж фильма – требовалось доснять небольшое количество сцен в Англии. Но постановщик решил не покидать семью и остаться в Америке, полностью передав досъёмки в руки Уидона.

То, что переживает семья Зака невообразимо, и я всем сердцем сочувствую им… Дополнительные съёмки будут минимальными, и все сцены должны будут придерживаться курса, заданного Заком. Мы не вводим в повествование новых персонажей. Это те же самые герои в некоторых новых сценах. Зак передаёт эстафету Джоссу, и я верю, что, несмотря на произошедшую трагедию, у нас всё равно получится отличный фильм.

Тоби Эммерих

Тоби Эммерих лукавил.

Зак Снайдер, как и Кристофер Нолан до него, создавший сверхуспешную трилогию «Тёмный рыцарь», пользовался неограниченной творческой свободой, конструируя Расширенную киновселенную DC. Ему многое сходило с рук, а тогдашний президент Warner Bros. Грэг Сильверманн даже не читал сценарных заметок Снайдера относительно грядущих фильмов. Отношение Сильверманна к работе постановщика описывали как «поразительно наплевательское».

Это круто, что мы можем воплотить в жизнь собственную концепцию «Лиги Справедливости». Конечно, появление «Лиги» на больших экранах требует гораздо большего количества времени и подготовки, но я не виню студию за их амбиции, потому что в ином случае ждать «Лигу» пришлось бы очень долго. Однако я понимаю, что это серьёзное творческое препятствие. Это лишь кажется простым – представить публике шестерых разных героев. На деле вы сперва должны очертить границы мира, в котором эти герои будут существовать.

Зак Снайдер

Однако полная свобода действий и отсутствие контроля «сверху» привели к тому, что и сольный фильм про Супермена в 2013 году, и кроссовер с участием Бэтмена в 2016 году встретили шквал критики в свой адрес. Это ощутимо сказалось на кассовых показателях: мировые сборы «Бэтмена против Супермена» упали ко второму уик-энду на 69% – со 166 миллионов долларов до 51 миллиона.

После этого руководители студии неоднократно просили Грэга Сильверманна отстранить Снайдера от работы над «Лигой Справедливости», однако тот после «сурового» разговора с ним решил довериться режиссёру ещё раз. К тому же, увольнение постановщика стало бы серьёзным ударом по репутации Warner Bros. – кадровые перестановки означали бы, что у студии большие проблемы с формированием собственной киновселенной.

Джейсон Момоа на съёмочной площадке «Лиги Справедливости» Фото из твиттера Снайдера

Собеседник The Wrap, пожелавший остаться анонимным, рассказывал, что «команда Зака уже очень долгое время занималась подготовкой к «Лиге Справедливости», и его отстранение стоило бы целое состояние. Фильм в каком-то смысле прилип к режиссёру, и чтобы отлепить его, пришлось бы потратить очень много денег. Warner Bros. – это студия, которая всегда хочет излучать уверенность».

Конфронтация между Снайдером и Сильверманном не прошла бесследно. В апреле 2016 года, когда начались основные съёмки «Лиги Справедливости», к Заку приставили двоих наблюдателей – продюсера Джона Берга и сценариста комиксов Джеффа Джонса.

По крайней мере один из них должен был ежедневно находиться на съёмочной площадке и контролировать творческие порывы постановщика, а также направлять его в сторону менее серьёзного и более оптимистичного тона повествования. Студия отказалась от идеи Снайдера о любовной линии между Лоис Лейн и Бэтменом, которая бы привела затем к очередной смертельной схватке с Суперменом.

Генри Кавилл первый раз примеряет костюм Супермена Фото из твиттера режиссёра

Зак и Дебора Снайдер подтвердили, что прохладный приём «Бэтмена против Супермена» ощутимо повлиял на «Лигу Справедливости». «Мы значительно ускорили развитие сюжета, чтобы побыстрее прийти к теме надежды и оптимизма в наших кинолентах», – говорил Джон Берг.

Честно говоря, я был не в восторге от своих обязанностей, но я старался быть откровенным со всеми. Моя работа состояла в том, чтобы быть посредником между создателем с мрачным видением и студией, которая уловила – верно или нет – чаяния фанатов, желавших чего-то более светлого. Я уважал режиссёра, и не передавал ему никаких замечаний со стороны студии, которые, как мне казалось, могли сделать фильм хуже.

Джон Берг

Режиссёр понимал, зачем эти люди находятся на съёмочной площадке, и не сопротивлялся их присутствию. «Можно сказать, со мной нянчились. Меня это не слишком беспокоило. Я понимал, что их идеи, связанные с юмором, романтикой и более светлым тоном повествования, не были чем-то неуместным», – говорил впоследствии Снайдер.

«Когда я в первый раз приехал к Заку в офис, он сказал мне, что все злятся на него за то, что все, к чему бы он не прикасался, становится слишком мрачным. Зак всегда хотел, чтобы Лига Справедливости появилась из тьмы и, возможно, вывела бы вслед за собой Бэтмена, хотя бы на дюйм», – вспоминал Эзра Миллер, исполнитель роли Флэша.

Джосс Уидон и вопрос времени

Хотя в титрах Снайдер указан как режиссёр, он никогда не видел театральную версию «Лиги Справедливости». Супруга Зака Дебора, продюсер картины, посмотрела фильм в декабре 2017 года и посоветовала мужу не делать этого. Она была уверена, что это разобьёт ему сердце. «Она просто пришла ко мне и сказала: ты никогда не увидишь этот фильм», – рассказывал Зак.

Это был очень странный опыт. Не знаю, сколько людей почувствовали то же, что и я. Представьте: вы очень долго над чем-то работали, потом вынужденно ушли, а затем увидели, что случилось с вашими трудами.

Дебора Снайдер

В январе 2017 года прошли первые тестовые показы «Лиги Справедливости». По словам Снайдера, всё окончилось не очень хорошо. Студия не приняла черновой монтаж «Лиги», назвав его «несмотрибельным». Им показалось, что трёхчасовой хронометраж супергеройской киноленты выходит за рамки разумного, а тяжеловесный сценарий зритель не воспримет должным образом.

Фото из твиттера Снайдера

Руководители студии распорядились, чтобы кинокомикс длился два часа. Указание произвело парадоксальный эффект, поскольку это означало, что из фильма на постпродакшене предстояло убрать большую часть комических и романтических эпизодов, на которых ранее настаивали студийные боссы. Другая проблема касалась предыстории героев.

Как я должен представить зрителю шестерых главных героев и инопланетянина с замашками на вселенское господство за 120 минут? Я имею в виду, я мог бы это сделать, это можно сделать, и ясно, что это было сделано. Но я не видел, что получилось в итоге.

Зак Снайдер

На фоне этого руководители Warner Bros. начали громко заявлять о желании сделать картину более «светлой» и «лёгкой». Ориентируясь, в первую очередь, на кассовый успех «Мстителей» (более 1,5 миллиарда долларов), они пригласили консультантом одного из «апостолов» Marvel Джосса Уидона, чтобы тот переписал сценарий «Лиги» согласно их курсу.

Один из ранних образов Чудо-Женщины в Расширенной киновселенной DC Фото из твиттера режиссёра

Успех среди зрителей и кинокритиков, сопутствовавший гораздо более оптимистичной «Чудо-женщине» летом 2017 года, лишь укрепил руководство Warner Bros. в мысли, что мрачная киновселенная никому не нужна. «Я думал, что он напишет несколько крутых сцен для фильма, и это будет забавным опытом», – вспоминал Снайдер, добавляя, что решение пригласить Уидона принималось без его участия. Сценарист «Лиги Справедливости» Крис Террио так же подтверждал, что грядущий кинокомикс от DC будет сильно отличаться от предыдущих фильмов Снайдера.

«Бэтмен против Супермена» – это почти что «Империя наносит ответный удар». Или «Две башни». Или любой подобный срединный фильм в трилогиях. Именно такие киноленты, как правило, самые мрачные. Для меня «Человек из Стали», «Бэтмен против Супермена» и «Лига Справедливости» – это единая сага. В случае с «Лигой» я чувствую себя обязанным изменить тональность киноленты, ведь даже самая тёмная ночь – перед рассветом.

Крис Террио

Однако Уидон полностью изменил правила игры. Под давлением Warner Bros. к нему перешла большая часть творческого контроля над кинолентой. Постановщик не только переписывал сценарий, но и самолично режиссировал некоторые эпизоды, стараясь сбавить градус «мрачности», которого так держался Снайдер.

К маю 2017 года конфликт между Тоби Эммерихом и Заком Снайдером подошёл к концу. Самоубийство Отем сделало невозможным возвращение режиссёра к производству «Лиги Справедливости». «Это словно удар молнии в сердце всей этой саги. [Смерть дочери] стала отправной точкой для всего, что мы делали с тех пор», – рассказывал постановщик.

Официальная версия, придуманная Эммерихом, звучала так: Снайдер лично выбрал и «благословил» Уидона, чтобы тот завершил «Лигу Справедливости». Зак и Дебора ушли, понимая, что битва со студийными боссами проиграна, а дети нуждаются в них, как никогда прежде.

Зак Снайдер, Галь Гадот и Бен Аффлек на съёмочной площадке «Лиги Справедливости» Фото Pop Culture

После ухода Снайдера Джосс Уидон значительно переделал фильм. Режиссёр «Мстителей» спешно переснял около ¾ всей киноленты: переписал сценарий под нужды студии, сократил хронометраж, доведя кинокомикс до требуемых 120 минут, а также исключил из сюжета значительное количество второстепенных персонажей, которые призваны раскрыть историю основных действующих лиц.

Проблема со временем тогда остро встала перед Джоссом Уидоном, у которого оставалось чуть больше полугода, чтобы завершить многострадальный фильм точно в срок и выполнить все поставленные перед ним задачи. Фильм планировали выпустить 17 ноября 2017 года и ни днём позже. У боссов Warner Bros. были свои причины настаивать на этой дате.

22 октября 2016 года Warner Bros. объявили о планах слияния с AT&T. Крупнейший в мире телекоммуникационный конгломерат собирался приобрести Time Warner Inc. (с 2018 года – WarnerMedia) – материнскую компанию Warner Bros. – за более чем 80 миллиарда долларов. Тогда же компании приступили к оценке активов и обязательств друг друга, чтобы уточнить сумму сделки.

 Эзра Миллер на съёмочной площадке «Лиги Справедливости» Фото из личного архива режиссёра

По словам журналистов The Wrap, Тоби Эммерих, а также весь руководящий состав студии, хотели сохранить свои премии, которые им бы выплатили до слияния, если бы «Лига Справедливости» вышла 17 ноября. В случае переноса фильма на более поздний срок деньги выплатили бы в конце 2018 года, а никто из менеджеров высшего звена точно не знал, останется ли он на своей позиции к этому моменту. Поэтому Эммерих так настаивал на выходе фильма в ноябре.

Когда мы увидели, что на самом деле получилось у Джосса, мы были ошеломлены. Сцена с грабителем на крыше – глупая и кошмарная. Русская семья – бесполезная и бессмысленная. Все это понимали. Было неловко, ведь никто не хотел признавать, что получился кусок дерьма.

собеседник Vanity Fair, пожелавший остаться неизвестным

«Лига Справедливости» вышла в прокат 17 ноября 2017 года, как того хотели студийные боссы, и стала одним из самых низкооценённых фильмов Расширенной киновселенной DC, не устроив ни зрителей, ни критиков, ни даже представителей Warner Bros.

Шанс на исправление

Недовольство «Лигой Справедливости» Джосса Уидона было столь велико, что уже к январю 2018 года онлайн-петиция с требованием выпустить версию Зака Снайдера собрала более 166 тысяч подписей. Тогда же первые фанаты появились под окнами штаб-квартиры Warner Bros. с плакатами «Выпустите Снайдеркат».

Сторонники движения #ReleaseTheSnyderCut у офиса Warner Bros. Фото Лео Кортеза

Ситуация вокруг фильма породила множество спекуляций. Главный редактор Colider Мэтт Голдберг и журналист Джош Дики утверждали, что Снайдера уволили с поста режиссёра ещё в феврале 2017 года, за месяц до самоубийства дочери. «Она могла не быть причиной его отставки с поста режиссёра «Лиги справедливости», но никто не хотел валить всё на парня, который только что потерял ребёнка», – писал Голдберг.

В свою очередь журналисты The Wall Street Journal опровергали слухи о существовании «Версии Снайдера» и заявили, что у постановщика на руках не более чем черновой набросок, далёкий от завершения. Фанаты не приняли такую версию событий и раскритиковали материал издания.

Сам Снайдер никак не комментировал слухи об увольнении или существовании «своей» версии фильма, однако активно подогревал интерес фанатов. Он часто рассказывал об изначальных планах на Расширенную киновселенную DC, намекал на «режиссёрскую версию» в личных разговорах с фанатами и публиковал кадры со съёмочной площадки «Лиги». Среди выложенных фотографий встречался герой Виктора Стоуна во время игры в американский футбол, камео супергероя Атома, а также кадры с принцессой атлантов Мерой и соратником Аквамена по имени Вулко.

Уиллем Дефо и Эмбер Хёрд в роли Вулко и Меры Фото из архива Снайдера

Фанатская кампания в поддержку режиссёра достигла апогея в 2019 году. Во время проведения Comic-Com в Сан-Диего разместили рекламные щиты с требованием «выпустить версию Снайдера», а в небе над выставкой в течение двух часов летал самолёт с баннером «Выпустите версию «Лиги Справедливости» от Зака Снайдера».

Биллборды с «Выпустите Снайдеркат» появились на Таймс-Сквер в Нью-Йорке, а в ноябре 2019 года движение фанатов поддержали актёры Галь Гадот, Рэй Фишер, Джейсон Момоа и Бен Аффлек. Точку в спорах о существовании «Версии Снайдера» поставил сам режиссёр в декабре, когда опубликовал кадр с футлярами из-под киноплёнки с подписью: «Она настоящая? Она существует? Конечно, да».

Футляры с киноплёнкой черновой версии «Лиги Справедливости» Фото из архива Снайдера

В мае 2020 года Снайдер официально объявил, что его «Лига Справедливости» выйдет на цифровых платформах в 2021 году, пообещав, что «это будет принципиально другое кино». Чтобы воплотить требования фанатов в жизнь, на производство режиссёрской версии картины, без учёта уже потраченных 300 миллионов, выделили 70 миллионов долларов.

По их мнению, он (фильм Уидона – прим. TJ) – канон, а всё что сейчас делаю я – нет. Но меня это вполне устраивает. Это был единственный способ завершить фильм так, как я хотел: признать тот факт, что моя работа – неофициальная часть Расширенной киновселенной DC. Никогда не думал, что мне удастся закончить начатое. Теперь я спокоен.

Зак Снайдер
* * *

«В конце моей версии „Лиги Справедливости“ написано „Посвящается Отем“. Без неё этого бы никогда не произошло», — рассказал Снайдер. Зак и Дебора после выпуска фильма планируют опубликовать произведения своей дочери. Вырученные от их продажи средства они направят на благотворительность. «Она не справилась, но справился её герой. Думаю, это может вдохновить людей», – сказал Снайдер, вспомнив, что Отем включала одну цитату Чака Паланика в каждое своё произведение.

«Мы все умрём. Цель не в том, чтобы жить вечно. Цель в том, чтобы создать что-то вечное».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #кино #лонгриды #лигаавторов #профиль #лигасправедливости