Жизнь после смерти – какой оказалась «Матрица: Воскрешение» Ланы Вачовски. Рассказываем без спойлеров
Долгожданное возвращение в матрицу: как Нео и Тринити пили кофе, а потом снова принялись спасать человечество.
Ещё пару лет назад никто не верил в возможность новой «Матрицы» – Вачовски самолично хоронили надежды фанатов и высказывались о конце трилогии. Оказалось, умерших Нео и Тринити можно воскресить, подарив им новую и не менее захватывающую жизнь – настоящую love story, упакованную в формат крупнобюджетного киберпанка.
«Матрица: Воскрешение» – один из главных блокбастеров уходящего года, который собьёт с толку многих зрителей. Это и хитроумный, почти доведённый до фарса метакомментарий, и перекалибровка франшизы в соответствии с новыми веяниями, и мелодрама в декорациях жуткой антиутопии.
Лана Вачовски, которая впервые работала самостоятельно (но с благословения сестры Лилли), поставила новые вопросы. Главный из них — как быть создателем в эпоху, когда всё уже рассказано, показано и воспроизведено? Об этом, в сущности, повествует четвёртая «Матрица» – фильм, который дерзко осмысляет свою собственную историю и вселенную. Участник Лиги авторов TJ посмотрел фильм «Матрица: Воскрешение» и без спойлеров делится своими впечатлениями.
Руководство Warner Bros. хочет запустить в производство четвёртую «Матрицу» – видеоигру, некогда изменившую развлекательную индустрию. Задачу поручают Томасу Андерсону (Киану Ривз) – скромному, но выдающемуся геймдизайнеру, который когда-то придумал культовые образы Нео и Тринити.
Новости о сиквеле приносят Томасу сплошную головную боль – а ему и без того хватает проблем, учитывая его взаимоотношения с реальностью. Он начинает подозревать, что окружающий мир – программный код, его мучают загадочные флэшбеки (разумеется, из матричного прошлого), когда тот встречает незнакомку по имени Тиффани (Кэри-Энн Мосс). Герой ищет спасение у психоаналитика, назначившего Томасу синие пилюли.
Дальше – всё по канону: объявляется компания неизвестных в составе короткостриженой девушки и темнокожего щеголя в чёрных очках, то есть Морфеуса. Они предлагают Томасу отправиться в «кроличью нору» и попутно вспомнить о войне с машинами, которая, как оказывается, не закончилась на победе Сиона и самопожертвовании Нео.
Если первая «Матрица» била как обухом по голове благодаря новаторству и философской проблематике, то четвертый фильм бьёт не менее сильно, но другим орудием – самозабвенной иронией.
Четвёртая «Матрица» безальтернативно поставила себя в положение жертвы. Как можно рассказывать новую историю о войне с машинами в эпоху, когда визуальные эффекты любой дороговизны и качества приелись, технологию bullet time затерли до дыр, мрачным киберпанком никого не удивишь, а тёмные плащи стали частью повседневного гардероба?
Невозможность новаторства в эпоху всеобщей воспроизводимости, усталость и сытость современного зрителя, а постмодерн как глубокий криосон культуры – отправная точка четвёртой «Матрицы». Она выбирает язык иронии – единственный язык, на котором можно разговаривать о комбинациях культурных форм. И это объясняет, почему «Матрица» не может быть такой, как раньше.
Сиквелы, спин-оффы, ребуты, ремейки, которые производят сложное слипание вымысла и реальности – новая философская проблематика, пришедшая на смену гипотезам о «мозге в банке» и возможностях искусственного интеллекта.
На самом деле, не такая уж и новая. Томас Андерсон/Нео, потерявший нить действительности и не до конца понимающий – безумец он или мессия, подобен Дон Кихоту – странствующему рыцарю, описанному Мигелем де Сервантесом четыре века назад. Во втором томе книги безумный рыцарь также узнавал, что о нём пишут романы и слагают легенды – у любого героя реальность со временем превращается в коллаж из отражений, зеркальных копий и набор интертекстов.
Все персонажи фильма — от Морфеуса до агента Смита — говорят о «Матрице» как культовой видеоигре. Повстанцы из реального мира чествуют Нео – легенду и христоподобного спасителя, а сам герой Киану Ривза существует в сложной системе референций.
Он иронизирует и над молодой версией себя, и напоминает о переплетениях Ривза с игровой действительностью (образ Джонни Силверхенда из Cyberpunk 2077), и даже дублирует мемы с грустным Киану.
Но главное – Вачовски и Ривз создают сложный портрет современного мужчины – сомневающегося субъекта, который уже не так убеждён в своей Избранности, как был уверен почти любой голливудской мачо 20 лет назад.
И сюда, разумеется, приходит феминизм – не под знаком репрезентативной повестки, а как органический компонент истории, благодаря которому сюжет «Матрицы» становится более целостным и свежим. Если в первых фильмах Нео мог взяться за спасение человечества самостоятельно, то сегодня подобная миссия зависит в том числе и от воли женщины.
Здесь всё вроде бы знакомо. Мрачный город-симуляция Сан-Франциско, только уже без зелёного фильтра. Погони по крышам и прыжки с небоскрёбов, но в стремительном ритме современности. Старый-добрый агент Смит и аристократ Меровинген, но в новой инкарнации – симуляция не стоит на месте и придумывает новые конфигурации «реальности».
«Воскрешение» больше всего похоже на франшизу «Крик» Уэса Крэйвена (особенно четвёртую часть, где обыгрывались отношения оригинала и ремейка) – тут Вачовски проходит по знакомым и любимым тропам, но тщательно перенастраивает исходный код «Матрицы».
Чувствуется, как авторы искренне наслаждаются метаструктурными столкновениями, благодаря которым история обретает флёр издевательской комедии, но зато летит на крутых поворотах (особенно в первый час). Не этого ли хотели зрители, которые устали от пафосной «Революции» с унылыми баталиями в руинах?
Новому фильму удаётся держать равновесие между ретро и новизной, между щемящими сердце чувствами (Нео и Тринити впервые встречаются и пьют кофе!) и постмодернистской игрой. Таким же образом выстроен экшен – в нём сохраняется лучшее из эквилибристики первой «Матрицы», но в тональности и ритмике современных боевиков.
Безусловно, ностальгия – крайне ходовой товар и спрос на неё переживает очередную волну. Этим грех не пользоваться, манипулируя чувствами двадцатилетней давности и возвращая в старые-добрые места. В соседнем зале примерно тот же трюк проделывает «Человек-паук» со своими мультивселенными.
Но Вачовски нельзя отказать в искренности: она постаралась сделать новую «Матрицу» в мире, в котором всё девальвировалось и само стало матрицей.
На самом деле, при всей современности новой «Матрицы», пафос Вачовски старомоден как никогда, а потому и внезапен: не Избранный становится главным оружием в победе над иллюзией и машинным сном, а любовь – ресурс и основа всякой энергии, под натиском которой сломается любая машина.
А ещё «Воскрешение» убеждает нас в том, что стиль и кинематограф Вачовски сам по себе не превратился в машину – даже если мы недобрым словом поминали предыдущие ленты («Облачный атлас», «Восхождение Юпитер»), а её гуманистическому пафосу веришь больше, чем методичным разговорам с психоаналитиком.
В кинематографе, да и в целом – в нашей реальности, верх над которой постепенно берут роботы, Вачовски хочет повернуть всё вспять и остаться непредвзятой и трогательной. И её решительность вперемешку с идеализмом, безусловно, заслуживает похвалы. Новая «Матрица», вполне возможно, культовой не станет – а что сегодня вообще может стать культовым?!
Комментарий недоступен
Не понимаю как можно было экшен-то просрать. Режиссёр как будто лишился яиц.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Вачовски – ебаные псевдоинтеллектуальные бездари, которые не сняли ни одного нормального фильма, кроме первой матрицы. А после того как второму братухе шизику отрезали хуй, и эта серия пошла по известному месту.
Вообще не удивительно, что новая матрица оказалась говном – трансуха решила вновь поиграть в пост-мета-гига интеллектуалку и проиграла.
облачный атлас по вашему что? Говно говна?
Да и первая матрица говно
V for Vendetta?
Сгорел, спасибо. Нет уж, такое добро я лучше пропущу, надоело проталкивание повестки не через сильных женских персонажей, а через обесценивание мужских.
В случае с Нео нет обесценивания героя. Он с самого первого фильма не особо верил в свою избранность, неуверенность в этом персонаже вшита изначально.
Пойду пересмотрю Йелоустоун, там у всех мужиков с яйцами в порядке.
И даже у ряда баб.
До последнего надеялся, что фильм будет хотя бы неплохим. Как же жестоко я ошибался.
(ниже музыкальный спойлер и выводы без конкретики)
К концу особенно сильно припекает от пропихиваемой режиссёркой шизы. Все эти рассуждения о (не)бинарности на протяжение фильма меркнут на фоне последних двадцати минут, когда акцент делается на женском персонаже, а мужской внезапно становится жалким. Идиотизм достигает предела в последней сцене, когда один персонаж вопреки всякой логике показывается законченной клишированной хуемразью, только чтобы положительные герои хорошенько навешали ему. И завершается этот цирк ремейком оригинальной концовки, вот только вместо легендарного Wake Up от RATM играет женский (конечно же) кавер на эту песню, практически без инструментов и с худшей читкой эвер. Так обосрать классику нужно уметь.
Получился здоровским
В общем, по свежим впечатлениям я могу сказать, что фильм мне скорее понравился. И да, это АБСОЛЮТНО точно не первая Матрица. Не вторая, мб чуток третья в плане экшена и развития истории.
Но в новой реальности (в новой версии Матрицы, в которой мы живем), мне кажется совершенно невозможно было бы снять что-то другое. Это фильм-самоирония, артхаус и постмодерн. Язвительный комментарий и сатира. Если смотреть этот фильм с этими установками, а не ждать откровение первого фильма, то он зайдет.
Не могу не отметить шикарного персонажа старого Меровингена, который в этой версии Матрицы — бомж, которому только и остается шамкать беззубым ртом, что кино, книги, искусство — все мертво, везде сиквелы, приквелы, спиноффы и ноль оригинальности (ирония над этим сортом зрителя)(ха-ха, это ж про меня). Отлично проглумилась над современностью и команда маркетологов, которые искали тренды, хэштеги, новый вайб для Матрикс 4 и т.д. Среди них так же был зумерок, который прямым текстом говорил, что ненавидит сложные игры, ему мол подавай жвачку для мозгов и пиу-пиу)).
Актерский состав мне понравился. Особенно удались роли Аналитика и нового агента Смита. Новый Морфеус в стиле диско в порядке.
В общем, новая Матрица — это сатира на новую реальность, в которой мы живем и постоянный слом четвертой стены.
И на забудьте посмотреть сцену после титров — вишенка злобного глума над самой идеей новой Матрицы, как таковой.
7,5/10
Почти нет музыки, спецэффекты чуток по-лучше, чем 20 лет назад.
Не уверена, что в дубляже смогли сохранить все гэги, поэтому по возможности смотрите с сабами.
P.S. вообще, мне этот фильм самую малость, но чем-то напомнил гениальный (без шуток) Disco Elysium. Сааамую малость, пока не могу сформулировать точно. Какой-то легкий вайб кринжа и самоиронии вкупе с ломанием четветрой стены?
Полностью согласен, спасибо, что кто то выразил мои мысли)
Сцена после титров, тит её мать.
Они бы ещё её сунули отдельным роликом, который на следубщем сеансе среди рекламы нужно было бы смотреть.
Решили на сеансе подождать - вдруг она есть - но после основных титров встали, конечно же. Аэто просто верх мастерства
+15 синих таблеток
я завтра иду
Я тоже. Теперь ощущение, что накормят голубцами от Ивана Семёныча
не надо
Я только с кинотеатра, готовься к тому что фильм хуже продолжений.
Это кто это недобрым словом поминал Облачный атлас?
Дико плюсую и не понимаю как можно херово относиться к этому фильму. Это не шедевр на все времена, но он красиво снят и это хоть какой-то новый опыт.
Удивительно что кто-то вообще этот фильм ещё помнит
Фильм кажется неплохим лишь до прочтения книги.
Кому-то и Каха заходит.
Штош
Комментарий недоступен
Я дико жалею о потраченном времени на это говно
Впечатления о фильме:
Унеси, пожалуйста, это говно. И никогда больше не возвращай.
Ага, давайте, покажите мне десятки охунных фильмов про киберпанк с хорошим сюжетом а не тупой фансервис типа "первому игроку приготовиться".
десятков нет, охуенных буквально единицы
лютейшее дерьмо
Да да, всё именно так, вот прям на 100%, даже больше, наверное.
А мне одному показалось, что в конце Тринити насовала создателю из-за того что он ее сделал женственной в матрице, сменил имя на гендерно положительное и пытался играть на материнских чувствах? Спич про радуги вообще пошлость. Тут в комментариях есть упоминание , что на фоне этой пошлой концовки играет женский кавер на трек из первой части.
Обратили внимание на сколько часто в этом фильмы обнимаются однополые пары?
Может я конечно преувеличиваю , но во время просмотра всего этого сеанса психотерапии я осознал что в первой части все девушки вне матрицы выглядят как лезбухи. Что в свою очередь подчёркивает замысел режиссёров про трансгендерность переход в первой части.
Мне абсолютно ровно, делайте хоть дельфинопластику, долбитесь в подмышку, но не лезьте мне в голову. Я порвался нахрен.
Аналитик сделал ее в Матрице блондинкой с длинными волосами (секунду было видно в отражении стола), матерью и женой, хотя она постоянно чувствовала, что живет не своей жизнью и только одна у нее была отрада — мотоциклы). Не очень понятно, почему вы порвались, ведь она всегда была "strong woman trope" начиная с первой части. Что касается лесбийскости, тут как раз это не пришьешь, выражалась новоязом, она белая цисгендерная женщина, любящая белого цисгендерного мужчину)). Учитывая, что Матрица, типа как, это игра, то такой женский персонаж просто невероятно типичен для тех лет. Это все равно, что представить Лару Крофт, пекущую пирожки и в окружении выводка детей. Смысл в том, что у каждого свое счастье, вместо навязанного обществом социально-поощряемого образа.
Ну на самом деле темы были, но Вачовски на этот раз сцен даже поцелуев одногендерных не вставила (8е чувство - привет). Так что в целом на повестку можно не обращать особого внимания, если вдруг есть отторжение к этому
Да не заметно там сильно однополой любви какой то. Лёгкие намёки. Остальное вы уже сами додумали, основываясь на каких то стереотипах. Особенно "выглядят как лесбухи". Это вот чисто воображение. Нет у них какого особенного вида, это только стереотипы
Спустя пару лет забудут этот кусок говна и останется одна единственная трилогия, прямо как у звездных войн есть 6 фильмов, а больше нихуя.
3
fxd
Продолжения, сиквелы, камбеки, спинофы. За последние пару лет были в кино блокбастеры с кучей экшена по оригинальным сценариям?
Хаха, вы сейчас почти слово-в-слово процитировали Старого Меровингена из 4 Матрицы ;)
Комментарий недоступен
Кошмар какой-то. Голливуд самоуничтожился. Хорошо, что есть аниме.
Скоро посмотрю онлайн бесплатно в хорошем качестве
Кстати, а куда делись братья Вачовски?
Приняли пилюлю
Пересели на дилдаки
Судя по всему, на этот киношедевр можно смело забить. В прочем, оо современного кинематографа я и не жду ничего хорошего, благо к текущему моменту уже сняли достаточно фильмов чтобы мне до конца жизни хватило.
Комментарий недоступен
Я бы простил этому фильму все, если бы они дали фанатам то, о чем их просили. Явным образом показать что жизнь вне матрицы это ещё один уровень самой матрицы для отсеивания избранных.
Дам свое скромное резюме по фильму, без спойлеров.
Минусы фильма.
Пафос в поведении героев. После железного человека, мстителей - это просто смешно.
Затянутые диалоги. Многие разговоры можно и нужно было сделать более органическими.
Ужасная звуковая дорожка! Господи, кто взял этого звукорежисера сюда? В первой части музыка стала культовой, а тут такой пассаж.
Слабый сюжет. Когда задумываешься, ну вроде норм. Но как будто чего-то не хватает.
Плюсы фильма.
Эта та самая матрица. Знакомые герои. Этот плюс пристратный, я люблю матрицу.
Изменения в технологиях. Новые фишки, новые слова, все современное и технологическое. Это мега круто! Я помню как плевался над последними звездными войнами где технологии застряли в 80х. Тут многое поменялось, фильм смотрится современным. Это очень приятно и это запоминается.
К сожалению, сомневаюсь что фильму будет продолжение. Выдохлись.
Сделаю смелый прогноз. Франшизу купит в течении 2-3 лет дисней. Выпустят куча шлака с сериалами на тему, они это любят. Мондалорец яркий пример, детский фильм с ограничением 6+.
Для любителей серии, рекомендую посмотреть, хотя что я пишу, вы и так посмотрите. Жаль, что похоже это последний фильм матрица с лёгким жесткочем и 16+ ограничением, дальше дисней выпустит шлак с 6+.
Увы, этотне рождение, это закат.
Оо, да! Спасибо. А то читаю тут злобных критиков, аж диву даюсь - уж такое "говно говнище" полностью разделяю точку зрения. Пафоса и патетики перебор. Стало сильно меньше тестостерона и сильно больше эстрогена (с чего бы это?) Ну не надо было ожидать чего то, и не было бы разочарований. Я на ностальгии с удовольствием посмотрел. Где то, надо признаться, досадливо плюнул, но в целом... Хорошее развлечение - не жалею.
В сюжете мне не хватало больше деталей про то, что происходит внутри корпорация «Матрица». По сути у всех нет выбора никакого и матрица по-прежнему “has you”, но хотелось бы про это больше увидеть.
Мне фильм понравился. Не был ярым фанатом предыдущих серий, но зашло т.к. это не очередное перерождением франшизы в стиле Человека-паука, а ирония над всем происходящим. Тут даже само это слово франшиза какое-то противное, обесценивает вообще идею (привет Дисней и фанаты Марвела). Присутствует диалог с режиссёром. Да, многим не нравится что хочет сказать Вачовски, но какая разница, что чувствует условный Сергей с уязвлённым чувством маскулинности, если нет цели ему понравиться? Ощущение, что вообще нет цели кому-то понравиться, как и в первых Матрицах. Есть идея, есть видение режиссёра и оно очень больно бьет по нашему мироощущению. Только вдумайтесь: многие расстроены что они не увидели Матрицу 4 в стиле Марвел/Дисней. В этом и есть суть этого фильма
Че блять за "модальность" постоянно упоминали в фильме в нашем дубляже?
Подозреваю, что имелось в виду моды на игру матрица, но не уверен, поясните.
Смена гендера. Хоп, и Морфеус не такой мускульный и в жёлтом костюмчике
Там типа отдельный закуток в матрице/мире игры. Где происходили события начала фильма
Возможно модуль програмный созданный именно для киногероев из фильма. Возможно у других людей другие модули = тренажёры.
Ставил шляпу что это будет провал года, а надо было ставить хату
А можно, пожалуйста, этот же обзор, только без графоманских оборотов и по сути?
процитирую вам Агента Смита: "люди рассказывают одни и те же истории постоянно, просто другие лица и другие имена" ;)
Кто еще заметил, что тема выбора, как в прошлых трех частях, в четвертой уже отошла куда-то дальше? Здесь все герои принимают решения намного легче. Единственный трудный выбор был в том, что Нео придется вернуться в матрицу, если Тринити не захочет ее покинуть. И то,остаться в матрице, не значит что Нео и Тринити умрут, что Зеон уничтожат машины и т. д. Пойти на такое гораздо легче.
Даже противоборствующие стороны - Люди и Машины уже не противоборствующие стороны. Есть машины, которые вместе с людьми, и машины, которые против других машин.
Почти половину фильма мы смотрим, как Нео газлайтят, выдавая его настоящие воспоминания за компьютерную игру. Говорят, что флешбеки это глюки. Заставили ходить к психологу и принимать лекарства. Тринити же заключили в жизнь обычной заурядной женщины с мужем и тремя детьми. Муж ее не уважает, смеется над ней, когда она сравнивает себя с героиней игры Матрица. Ее единственная отдушина - мотоциклы.
Можно ли тогда сказать, что смысл новой матрицы в том, сможет ли человек справиться с сильным психологическим насилием и выйти из этого здоровым?
В ленте не выводится листик
обещали починить... это пёрышко)
а новый паук лучше новой матрицы?
Для массового зрителя - много лучше, судя по отзывам. А чтобы М4 понравилась, придётся пройти сквозь стадию отрицания
нет
del.
О, очередной разбор синих занавесок
Похоже отрезать себе член этого не достаточно.
На кинопоиске не зареган, специально зарегистрировался там и поставил единицу этому дерьму. Забыть этот "фильм" как страшный сон.
Рецензия на матрицу 4 без спойлеров: "гавно".
2 часа смотрел на то, как нео, а вместе с ним и все мои тёплые воспоминания об оригинальной франшизе имеют в жопу. Ещё и заплатил за это.
Отдельно бы харкнул в автора статьи и всех тех, кто говорит о каком-то смысле. Если в современных условиях вместо матрицы можно снять только говно - возможно и не стоит его снимать? Или хотя бы не восхищаться тем, что тебе срут на лицо?
Я давно не встречал такое количество сюжетных костылей и несостыковок. Смотреть можно только первые 2/3 фильма. Смотрел с удовольствием. Ну а дальше начинается костылинг и удовольствие от просмотра сменяется ощущением от дешёвого блокбастера. Все как обычно: выкручиваемся из ситуации примешивая то, что вообще ни к месту, лишь бы выкрутиться. Я удивлен, как вообще можно было засрать последнюю треть такого и финал. Да там можно было серьезно развернуться и развиться. Но феминизм, который вообще тут как собаке 5 нога, любовь, которая, как оказалось, спасет мир (пароль, ориентир и прочая ересь), смена вектора спасителя и ... провал. Это сюжетный провал. Из всех частей можно рассматривать только 1. Благодарю, я кончилъ.
Короче как не описывай фильм и глубокую идею фильма, боты всё обосрут в итоге, ничего не поняв
Матрица 4 - просто крышеснос! Не даром биомасса в комментах булькает)