Кино и сериалы
Никита Лихачёв

«Если в семье всё нормально и школа поддерживает, то видеоигры для ребёнка не опасны»: интервью с режиссёром «Sпарты»

Новый российский сериал о школьниках, борющихся со слабыми, и видеоигре, где дозволено всё.

Михаил Барковский, герой Александра Петрова

19 июля в эфире Первого канала и на сервисе ivi завершился показ российского восьмисерийного фильма «Sпарта» продюсерской компании Александра Цекало «Среда». Это редкий пример сериала на отечественном ТВ, сюжет которого построен вокруг видеоигр и возможностей, которые они дают игрокам.

В сериале видеоигры изображены далеко не в выгодном свете. По сюжету, в 11 классе общеобразовательной школы тестируется компьютерная игра нового поколения, дающая подросткам свободу убивать или соблазнять виртуальных оппонентов, и параллельно с этим происходит цепочка загадочных смертей в реальной жизни, вероятно, как-то связанная с игрой — обстоятельства выясняет бывший следователь.

TJ поговорил с режиссёром сериала Егором Барановым («Гоголь», «Саранча», «Фарца») о задумке проекта, изображении видеоигр и виртуальной реальности, а также о технических особенностях съёмки — например, использовании взрослых актёров на роли подростков. Разговор состоялся 16 июля: на тот момент вышла только половина серий.

Видеоигры и тема жестокости, которую нужно обсуждать

TJ: С самых первых упоминаний игры в сериале участковый Крюков пытается выяснить, что она из себя представляет. Учитель информатики — бывший хакер — объясняет, что это игра, где можно делать можно всё, что угодно. Когда начинается визуализация, становится понятно, на чём делается акцент: одна девушка занимается стриптизом, её подруга убивает людей. Ощущению вседозволенности, которое даёт игра, даётся чёткая негативная коннотация.

Баранов: Если говорить о названии игры «Sпарта», то сложно обойтись без спойлеров, потому что вышла только половина серий, а зрителя ждёт ещё несколько поворотов. Смысл в том, что через эту игру подростки получают неправильное искажённое мировоззрение.

В сериале герой Александра Петрова, школьник Миша Барковский, рекомендует учительнице почитать Ницше — а он, как известно, придерживался мировоззрения, в котором человек считается изначально слабым.

Да. Речь идёт об обществе, где слабым нет места. Во времена Спарты убивали слабых или неполноценных младенцев, от этого и название игры.

И при этом половина сюжета строится вокруг детективной истории бывшего следователя, решающего какие-то свои личные проблемы.

Да, я понимаю. Герою всегда нужны проблемы, иначе он человек без внутреннего наполнения, который выполняет какие-то функции. В любом хорошем произведении герой через внешние обстоятельства преодолевает свой груз.

Участковый Игорь Крюков (герой Артёма Ткаченко) и Барковский

На первый взгляд может показаться, что сериал о том, что компьютерные игры — это плохо. Не было бы компьютерных игр, значит не было бы и проблем. Безусловно, это не так. Я против любой цензуры. Нельзя отдавать всё на откуп цензуре, а нужно возлагать на откуп воспитания.

Из того, как выстраиваются отношения между детьми и их внутренними проблемами, можно понять, что они не просто так поддаются влиянию того, что происходит в сериале. На это их так или иначе толкают личные проблемы, которые есть в семье: например, отсутствие внимания родителей к их жизни. Смысл не в том, что они должны контролировать каждый шаг ребёнка, а в том, что нужно уделять больше внимания, любить и воспитывать детей.

Любой человек с хорошим воспитанием, посмотрев жестокий сериал или поиграв в жестокую игру, никогда не пойдёт убивать своих одноклассников в школе. Если человеку объяснили, как это воспринимать, если у него есть конкретная жизненная позиция, созданная родителями и семьёй, то он будет её придерживаться, и мир его не сломает.

Без правильного воспитания ребёнка в мире может сломать всё что угодно: игра, одноклассник, случайный прохожий. Если в семье всё нормально и школа поддерживает детей, то видеоигры для ребёнка не опасны.

«Sпарта» — это видеоигра, где нет места слабым. Но в реальном мире в видеоиграх есть место всем. Если ты слабый, то можешь заплатить деньги и получить более мощное оружие, или просто играть с другими слабыми игроками.

Дальше по сюжету станет ясно, каким именно образом эта видеоигра создавалась. Мы не говорим, что это среднестатистическая игра вроде GTA. По стилистике и перемещениям — близка к GTA, но только с использованием VR-технологий. Речь идёт о том, что на уровне создания концепции игры было оказано влияние определённых людей, в которых были заложены неправильные коды.

Технологии являются обыденной частью нашего мира. Если бы мы заменили видеоигру в сюжете на футбольную команду при школе, в которой лидер команды начал всех провоцировать на фашистские лозунги, то глобально суть сериала бы не изменилась. Но сейчас мы больше живём не на футбольном поле, не во дворе, а внутри нашей виртуальной реальности, не говоря о том, что виртуальная реальность более выгодна, потому что есть внутреннее ощущение безнаказанности. Границы морали стираются за счёт того, что это нереальный мир и здесь нет правил: никто не посадит и не осудит. В каком-то смысле это мир без Бога, в котором нет понимания Высшего суда.

Если бы мы точно понимали, что никакого Бога и морали нет, то как быстро мы бы начали воплощать свои тайные желания? Это изначально благоприятная почва для того, чтобы зародить неправильные мысли. Не говорю, что она может быть использована только так, но речь идёт о конкретных персонажах, которые манипулируют этим пространством в угоду отрицательных желаний.

Ольга Сутулова в роли школьной учительницы

Изображение виртуальной реальности в кино

Виртуальная реальность у вас в сериале изображается немного комичным образом. Шлемы с тремя лампочками на первый взгляд не несут никакой функциональной нагрузки. Это просто дань визуализации — чтобы показать, что герои, играя в игру, зомбированы?

Сериал разрабатывался и снимался в 2015 году, когда всё было не так, как сейчас. На тот момент редко можно было в торговых центрах увидеть площадки, где тебе могут дать очки Oculus и показать графику на Windows 95. Это быстро вымерло и стало никому не интересно. На этом весь VR и заканчивался.

Нам было ясно, что за этим будущее, но какое конкретно — непонятно. Мы внесли эти очки как тестовую разработку. Для нас было важно показать, что это тестовые очки. Это не те очки, которые выглядят презентабельно для продажи.

По поводу самой игры — повторюсь, это был 2015 год. Идея была в том, что это никакая не игра будущего, в которой можно всё, как в том же фильме «Первому игроку приготовиться». Это использование виртуальной реальности при современном уровне технологий видеоигр. Это как играть в GTA, но в виртуальных очках: мы можем больше погрузиться в мир, но при этом использовать мышку и клавиатуру. Здесь не было попытки визуализирвать безумное далёкое будущее.

Расскажите про визуализацию трёхмерного пространства, в котором находятся игроки. Почему вы выбрали такой странной способ изображения видеоигры — съёмку на живую камеру, а не 3D-анимацию?

Когда речь заходит о параллельном и виртуальном мире, то в истории кинематографа в большинстве художественных примерах были съёмки на живую камеру. У нас были мысли обратиться к разработчикам компьютерных игр, чтобы они нам анимировали игру. На мой взгляд это было бы не так интересно, потому что мы бы увидели экшен-мультик.

В выдающемся и интересом кино «Первому игроку приготовиться» для меня визуализация компьютерного мира не является художественной. Да, это интересный трюк, но его можно посмотреть разок — в нём нет художественного подтекста. Я не могу судить, получилось ли художественно у нас, но есть определённая прелесть в том, что всё, что находится в кадре, это практически только живая съёмка, а не компьютерная графика.

Так в сериале изображена «видеоигра нового поколения»

Какие-то вещи мы специально сделали чуть примитивнее, чтобы отделить реальный мир от игры. Понятно, что современные законы игры более кинематографичны: как ложится свет в пространстве, пластика движений более совершенна. Мы намеренно утрировали, чтобы оставить узнаваемые элементы — например, баги: когда персонажа чуть глючит, он застывает и резко пробрасывается вперёд, или герой может стоять на месте, когда долго не играет, и делать какое-то движение, характерное его персонажу.

Если бы мы сейчас имитировали суперсовременную игру, например, последний Assassin’s Creed, то было бы сложно понять, где разница между игрой и реальным миром.

У меня были подозрения, что выбранная стилистика может объясняться удешевлением продакшена. Очевидно, если бы вы заказали у студии, то это было бы долго, дорого и не факт, что круто.

Я бы сказал — факт, что не круто. Очень сложно представить проект, разве что кроме фильма «Первому игроку приготовиться», в котором виртуальная реальность была бы изображена не съёмочной. Может быть, старый «Газонокосильщик».

Откуда сценарий и для кого снят сериал

Вы часто упоминаете фильм «Первому игроку приготовиться», но ведь он вышел после того, как вы начали съёмки.

Это просто пример другого варианта. Читая комментарии в интернете, я понимаю, что люди, не зная, как это всё снималось, так или иначе проводят параллели с этим фильмом. Они говорят, что у нас дешёвая версия «Игрока», и якобы мы быстро спохватились и сняли копию. Это самое обидное.

По факту, когда мы снимали сериал, не было никакого фильма. Была книга, но про фильм речи не было, даже не было ещё трейлера. Обидно, что, проводя параллели, люди ссылаются на то, что русские могут только украсть.

У «Sпарты» оригинальный сценарий?

Да. Более того, он основан на реальной истории про тестирование игры и ещё ряда элементов, про которые говорить нельзя. Это реальные события, которые происходили в 90-х годах в России.

Вы раскроете, что за события, когда сериал выйдет?

После того, как выйдет весь проект, можно сказать, что конкретно совпадает с реальной жизнью, но без ссылки на конкретные имена и продукты компьютерной игры.

Речь идёт о тестирования компьютерного продукта. Это история какого таинственного разработчика ПО из 90-х?

Да.

Петар Зекавица играет роль таинственного разработчика игры

В одной из сцен сериала герой произносит фразу: «Кто пишет от руки, когда все пишут SMS?». Упоминание SMS, а не мессенджеров, наводит на мысль, что сериал ориентируется не на подростков, а больше на старшую аудиторию, которая, возможно, и не знает, что все давно общаются через мессенджеры.

Мне сложно сказать, на кого он ориентирован. Когда мы снимали, нам не резало уши, что они говорят про SMS, а не WhatsApp. Я не могу вспомнить с этой точки зрения 2015 год, насколько тогда были активны мессенджеры. Лично я поздно начал ими пользоваться, хотя мне всего 29 лет.

У нас не было мысли, что родители подростков не поймут, что такое WhatsApp, поэтому лучше говорить SMS. Таких задач не стояло. На мой взгляд, у сериала разношёрстная аудитория — как подростковая, так и более взрослая.

Подростковую аудиторию может оттолкнуть подача, что компьютерные игры — зло. Суть всё-таки не в этом.

Сериал был давно готов и очень долго лежал на полке Первого канала, потому что они не знали, как его выпускать. Изначально планировалось показывать его в прайм-тайм (в эфире Первого канала «Sпарта» идёт в полночь — прим. TJ), но из-за этого пришлось бы очень много вырезать из-за цензуры и сериал потерял бы смысл. Они решились выпускать его вечером.

Утром 15 января мы получили информацию, что телеканал решился его выпускать. В этот же день днём выходят новости о событиях в пермской школе. Первый канал посчитал, что было бы слишком жёстко говорить на эту же тему в тот момент — могло создаться ощущение попытки поймать хайп, поэтому проект опять положили на полку.

Если бы сериал вышел раньше этих событий и эти школьники случайно посмотрели бы его, то, что они планировали, могло бы показаться им смешной пародией увиденного в сериале. Это не поменяло бы досконально их сознание, но по крайней мере был бы какой-то диалог на эту тему.

Замалчивание актуальных тем — это тоже проблема. Если бы мы говорили о жестокости, её было бы меньше.

Цензура для прайм-тайма была связана с изображением самоубийств?

Да, там очень много. Я не был к этому изначально готов. Я был уверен, что у нас всё проходит, потому что всё где надо прикрыл. Оказалось, что психологического давления в кадре было достаточно, чтобы выдать сериалу ограничение «18+». Это касается суицидальных моментов, околосексуальных взаимоотношений несовершеннолетних учеников и педагогов, чрезмерной жестокости для несовершеннолетних. Но сериал ровно про это, поэтому если бы мы это вырезали, он потерял бы смысл.

Есть ли расхождения между телевизионной и стриминговой версией?

Я слежу за эфиром, мало ли, они что-то без меня подрежут. Сейчас нет расхождений — всё так, как планировали.

Съёмка взрослых актёров на ролях подростков

Вы сказали про комментарии в интернете о том, что вы якобы украли идею у «Первого игрока приготовиться». Вообще следите за дискуссией о сериале? Как его принимает зритель?

Я не очень слежу. Иногда встречаю отзывы — в целом положительные, что не может не радовать. Не могу оценить, сколько людей смотрит, потому что я даже не спрашивал продюсера про рейтинги. Нужно учитывать, что сериал начался параллельно с Чемпионатом мира по футболу и идёт по ночам.

В целом отзывы хорошие. Есть интересная интрига. Вижу ветки сообщений, когда люди пытаются строить догадки — это всегда любопытно и приятно. Один из наиболее часто упоминающихся недочётов, которые я вижу в комментариях, это возраст людей, играющих школьников.

Речь конкретно про Петрова?

Про остальных тоже. Петров больше попадает.

Есть проблема в том, чтобы подобрать адекватных профессиональных актёров школьного возраста?

Есть, особенно, когда тяжёлый материал. Сложно заставить делать некоторые вещи 16-летнего подростка.

Сниматься в cексуальных сценах?

Это вообще не по закону. (смеётся) Здесь сложный замысел и уровень психологического давления. Если бы мы говорили про полнометражное кино, сосредоточенное на истории двух подростков, то можно было пройти с ними этот путь и давить на них.

Когда мы говорим о сериальном производстве и целом классе подростков, то это другие задачи. Для нас было важнее раскрыть их характеры и образы. Отчасти там есть оправдание возрасту актёров, но это нужно смотреть сериал дальше.

Справа налево: Олег Гаас (24 года), Ольга Виниченко (26 лет) и Алиса Лозовская (23 года) играют роль 11-классников

Будет ли продолжение

В «Sпарте» есть несколько сюжетных поворотов: детали сюжета раскручиваются так, что сериал трансформируется по ходу развития. Есть ощущение, что за вторую неделю он опять поменяет своё направление.

Сюжет ещё успеет пару раз поменяться в следующе четыре серии. Я люблю истории, которые начинаются на одной ноте, а заканчиваются на другой. Но я не берусь за сериалы длиннее восьми серий, потому что если длиннее, то это превращается в жевательную резинку.

В коротких проектах, как в кино, есть возможность выстроить общую драматургию. Когда мы снимали сериал «Фарца», то всё начиналось как весёлая история, а заканчивалось драматическим надрывом. Дальше планировалось, что это будет вроде сериала «Во все тяжкие» с точки зрения трансформации героя.

Заканчивается ли сюжет «Sпарты» на какой-то точке или будет продолжение?

Сериал заканчивается на точке, но есть идеи и возможность его продолжить. Всё будет зависеть от зрительского спроса. На самом деле, хотелось бы его продолжить.

У вас есть не только техническая возможность, но и желание?

Да.

Есть завязанные на рейтинг показатели, которые определят для телекомпании, что нужно продолжать сериал?

Учитывая, что эти решения принимает сам канал, то для него важен рейтинговый показатель. Первый канал на сериалах, выходящих ночью, делает ставку на просмотры в интернете, поэтому учитываются в том числе и интернет-просмотры.

Почему решение принимает сам канал?

Первый канал должен заказать у нас сериал, а дальше за нами выбор — снимать или не снимать. Если бы у нас заказали, то я с удовольствием бы снял. Учитывая то, как развиваются VR-технологии, сейчас про это сказать можно больше и интереснее.

Если Первый канал не закажет второй сезон «Sпарты», у ivi есть техническая возможность заказать съёмку?

Представители ivi: ivi развивает направление собственного производства, мы уже выступили сопродюсером нескольких картин. Как минимум, это предмет для обсуждения, но пока о чём-то конкретном говорить рано.

#сериалы #игры