Кино и сериалы
Дамир Камалетдинов

Полное погружение: каким получился «Бандерснэтч» — первый интерактивный фильм Netflix во вселенной «Чёрного зеркала»

TJ посмотрел и рассказывает, что нужно знать заранее и почему Netflix, несмотря на недостатки, оказался лучшей площадкой для подобных картин.

28 декабря на Netflix вышел «Бандерснэтч» (или «Брандашмыг») — первая интерактивная картина сервиса и одновременно первый фильм во вселенной «Чёрного зеркала». Сериал всегда был посвящён гипотетическому влиянию технологий на общество, но в этот раз авторы сами использовали технологии для взаимодействия со зрителями. Редактор TJ посмотрел несколько вариаций «Бандэрснэтча» и рассказывает, чего ждать от фильма и почему его стоит посмотреть.

Внимание!
В тексте могут присутствовать незначительные спойлеры. А могут и не присутствовать — всё зависит от вариации сюжета.

Что нужно знать перед просмотром

Стоит запастись временем: картина может длиться более пяти часов (312 минут) — такой хронометраж пишет Netflix до того, как сделан хотя бы один выбор. После первого решения ожидаемое время просмотра сокращается до полутора часов, но фильм может закончиться и быстрее. Авторы говорят, что сняли материала на 2,5 часа, но открытие всех линий в любом случае займёт достаточно много времени.

Не стоит делиться личным аккаунтом: так как от решений зрителя зависит сюжет, другой человек в той же виртуальной «комнате» Netflix может только обнулить прогресс и запустить фильм с начала. Проблема решается двумя способами. Либо созданием семейного аккаунта, где у каждого будет свой профиль («комната»), либо всё-таки регистрацией на Netflix и привязкой банковской карты (её можно сразу отвязать) — первый месяц будет бесплатным.

Перемоток нет. Из-за особенностей формата картину нельзя перемотать вперёд или назад больше, чем на 10 секунд за раз. Дойти таким образом можно только до ближайшего интерактивного элемента.

Таймлайна тоже нет. Продолжительность картины может меняться в зависимости от решений зрителя, поэтому в классической временной строке пропадает смысл. Узнать, сколько осталось до конца или сколько уже просмотрено, тоже нельзя.

Решения действительно влияют на сюжет. Даже на первый взгляд неважные моменты вроде выбора музыкального трека, который будет слушать герой, приводят к разным ветвям развития сюжета.

Почему стоит посмотреть «Бандерснэтча»

«Бандерснэтч» рассказывает историю в духе классического «Чёрного зеркала», правда, в этот раз действие происходит не где-то в будущем, а в 1984 году. По сюжету юный разработчик Стефан решает перенести книгу с нелинейным повествованием в игру.

По его задумке, игрок продвигается по лабиринту и влияет на историю, выбирая варианты развития. Постепенно главный герой начинает подозревать, что сам заперт в таком же лабиринте и себя уже не контролирует.

«Бандерснэтч» не просто пробивает четвёртую стену: фильм полностью стирает границу между зрителем и историей.

В какой-то момент, после издевательского решения, герой может посмотреть наверх и сказать «господи, серьёзно?». По сюжету картины персонаж понимает, что он —марионетка. И поначалу даже пытается с этим бороться.

Именно эта деталь так сильно отличает проект от всех остальных интерактивных картин. Пока создатели других фильмов в жанре пытались рассказать обычные истории в нелинейном виде, авторы «Чёрного зеркала» построили весь сюжет вокруг интерактивности.

«Бандерснэтч» даже не совсем корректно называть фильмом. Это, скорее, примитивная квест-игра с любопытной концепцией и вжившимися в роль актёрами.

Взаимодействие с «Бандерснэтчем» сложно назвать просмотром, это — прохождение. Есть даже своего рода «сохранения»: после концовки можно начать с последнего ключевого момента, принять другое решение и открыть новую ветвь истории.

Режиссёром картины выступил Дэвид Слэйд, снявший одну из самых необычных серий «Чёрного зеркала» — чёрно-белую Metalhead. Таким образом, теперь на его счету уже два самых экспериментальных эпизода во всём сериале.

К «Бандерснэтчу» можно относиться по-разному, но его стоит посмотреть хотя бы из-за эмоций и опыта, которые испытываешь при первом «прохождении». Благодаря необычной подаче действительно ощущаешь себя вовлечённым в историю — это сложно сравнить с каким-либо другим фильмом в похожем жанре.

Как устроен фильм и насколько интерактивным он вышел

В разговоре с Wired создатели сериала рассказали, что производство «Бандерснэтча» заняло 18 месяцев. По словам шоураннера Чарли Брукера, по объёму сценария работа над фильмом сравнима с четырьмя сериями «Чёрного зеркала».

Для работы с нелинейным сценарием инженеры Netflix создали внутренний инструмент Branch Manager. Благодаря ему авторы могли сразу понимать, как будет работать картина.

Структурно картина состоит из нескольких «строительных блоков». Первый представляет собой сегменты или отдельные куски повествования, которые меняются в зависимости от решений, а второй — это «воспоминания», которые строятся на основе выбора в эпизоде и от которых зависит, что зритель увидит дальше.

Благодаря такой системе два человека, выбиравшие одинаковые варианты, кроме какого-то одного, могут создать совершенно разные «воспоминания» и для каждого из них история закончится по-разному.

По словам авторов, для «Бандерснэтча» отсняли 2,5 часа материала и пять возможных концовок. Но во время внутреннего тестирования выяснилось, что для большинства он продлится чуть больше часа: остальные ветки сюжета можно «открыть» при повторном просмотре.

Авторы работали над фильмом по принципу лабиринта и, похоже, сами точно не знают количество вариаций. Продюсер Рассел Маклин (Russell McLean) отметил, что даже не представляет, как их можно было бы подсчитать. А ассистент монтажёра Джон Уикс (John Weeks) пояснил, что только в зависимости от выбора музыки у одной из частей истории появляется восемь вариантов развития.

Перед началом Netflix кратко объясняет механику интерактивности. В определённые моменты зрителю нужно выбрать из двух или более вариантов за ограниченное время. Иногда предлагается только один вариант.

Netflix не стал изобретать ничего нового в самой механике интерактивности: похожим образом же работают и другие фильмы подобного жанра. К сожалению, сервис не избежал и некоторых типичных для формата недостатков.

К примеру, иногда в сериале появляется «выбор без выбора»: вариант всего один, и от зрителя ничего не зависит. С одной стороны, это изящно обыгрывается в сюжете, и таких ситуаций всего несколько. В то же время появляется вопрос, зачем вообще нужна такая «интерактивность».

Местами вариативность и вовсе искусственная: вне зависимости от выбора зрителя происходит то, что задумали сами авторы. Это обыгрывается, но создаёт ощущение обмана.

Кроме того, бывают моменты, когда разница между двумя вариантами незначительная, хотя это может повлиять на дальнейшие события: например, «выбросить таблетки» или «смыть в унитаз».

Фильм постепенно вовлекает зрителя в интерактивность «неважными» решениями

За исключением подобных моментов, в «Бандерснэтче» действительно много вариативности: принимать решения нужно буквально каждые несколько минут, и даже после нескольких просмотров остаётся ощущение, что до некоторых уголков истории ты так и не добрался.

Почему нет смысла скачивать фильм нелегально

«Бандерснэтч» — интерактивное кино, в котором каждые несколько минут нужно делать выбор. Конечно, тут не так много вариантов развития событий, как, например, в Detroit: Become Human, но достаточно много, чтобы пиратский просмотр потерял смысл.

В картину не получится погрузиться и получить от неё удовольствие, скачав нелегально. По ощущениям это как прийти в гости к другу и смотреть, как он играет в игру, ожидая своей очереди.

Кроме того, вряд ли пираты смогут опубликовать абсолютно все сюжетные линии. В «Бандерснэтче» слишком много вариантов. Их будет элементарно неудобно смотреть, потому что каждый раз придётся делать это с начала.

Поэтому лучше «проходить» фильм самому. К тому же Netflix сделал всё, чтобы это было комфортно: есть как русские субтитры, так и многоголосый дубляж.

Почему Netflix — идеальная платформа для интерактивного кино

Netflix стал далеко не первой компанией, которая выпустила интерактивный фильм с нелинейным сюжетом. Сама концепция появилась ещё в 1990-х, а из свежих проектов можно вспомнить Late Shift («Ночная игра»), вышедший в 2016 году в кинотеатрах, а также «Мозаику» Стивена Содерберга, премьера которой состоялась на HBO в 2018 году.

Зрители и критики тепло встретили оба проекта, однако серьёзные недостатки не позволили им стать глобальным явлением. В случае с Late Shift зрителям в кинотеатрах требовалось мобильное приложение и соединение с интернетом — а с последним во время сеанса не очень. Смартфон нужно было постоянно держать под рукой и отвлекаться на него. Вариант, разумеется, выбирался не индивидуально, на основе большинства голосов.

Показ Late Shift Фото The Verge

«Мозаику» в интерактивном формате выпустили только в США. Это было связано с тем, что во многие другие страны HBO продаёт лишь права на свои сериалы, но сам телеканал там не работает. К тому же это затратно, поэтому во всём остальном мире выпустили режиссёрскую версию шоу.

Благодаря Netflix «Бандерснэтч» вышел одновременно в 190 странах по всему миру, где работает сервис. Проект можно считать самым масштабным в сфере интерактивного кино.

Картина доступна на 27 языках каждому из 137 миллионов подписчиков Netflix. На момент написания заметки ни одна другая компания не способна провести такой широкий релиз проекта в жанре интерактивного кино.

Огромную роль cыграло то, что Netflix одновременно производит контент и владеет платформой для его распространения. Компании не пришлось выпускать отдельные приложения: она просто интегрировала нужные функции в свой сервис. Это позволило избежать проблем как у «Мозаики» и в то же время сделать выход «Бандерснэтча» глобальным феноменом практически по всему миру.

Судя по первой интерактивной картине, Netflix как будто всегда был создан для такого формата. «Бандерснэтч», при всех его огрехах, следует считать чем-то вроде бета-теста. Но у сервиса теперь есть все возможности, чтобы развивать формат. Тем более, что Netflix — это единственный игрок на рынке, который может поставить интерактивные фильмы на поток и популяризировать их среди массового зрителя.

#кино #netflix #чёрноезеркало #разбор #сериалы #брандашмыг #бандерснэтч