Разборы
Никита Лихачёв

Власти выступили против YouTube из-за рекламы несогласованных акций через push-уведомления. Это правда так работает?

Ответы на главные вопросы про первую за долгое время попытку властей надавить на крупнейший видеохостинг, ставший альтернативой телевизору.

11 августа, на следующий день после самого крупного согласованного митинга в Москве за лето 2019 года, Роскомнадзор призвал к ответственности YouTube и владеющую им компанию Google за рекламу несогласованных акций. Одновременно с этим зампред комитета по международными Совета Федерации Андрей Климов разослал по СМИ пресс-релиз, в котором обличал «зарубежных оппонентов» в попытке манипулирования участниками митинга через видеохостинг.

И в Совфеде, и в Роскомнадзоре обвиняют YouTube в одном и том же — что пользователи стали получать через платформу информацию из источников, на которые они не подписывались, и эта информация якобы провоцировала их на нарушение закона. TJ разобрался, почему обвинения не имеют отношения к действительности.

Что именно не понравилось Роскомнадзору и сенатору Климову?

Сенатор в своём заявлении говорил, что «люди ни с того ни с сего начали получать на свои гаджеты информацию из источников, на которые никогда не подписывались», при этом эта информация «носила явно подстрекательский характер и фактически открыто провоцировала людей на нарушение закона, направляла граждан в сторону охраняемых федеральных объектов».

В Роскомнадзоре заявили, что «ряд структур, имеющих YouTube-каналы, приобретают у YouTube рекламные инструменты (такие как „push-уведомления“) с целью распространения информации о несанкционированных (незаконных) массовых мероприятиях, в том числе направленных на срыв выборов федерального и регионального значения. При этом такие „push-уведомления“ поступают в том числе пользователям, которые не подписаны на YouTube-каналы данных структур».

Никаких примеров ни Климов, ни ведомство не привели. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил TJ, что находится в отпуске и посоветовал обратиться в пресс-центр по почте. Там на запрос TJ не ответили.

Можно предположить, что вопросы у властей к YouTube вызвали прямые трансляции митинга и дальнейшей акции на улицах Москвы, которые велись российскими и зарубежными медиа. Например, свои трансляции были у «Радио Свобода» и «Настоящего времени» — проектах, которые финансируются госструктурами США, и у «МБХ Медиа», который спонсируется бизнесменом Михаилом Ходорковским. Они оказались востребованными: только эти ролики набрали от 1 до 2 миллионов просмотров каждый, а ещё с 3 августа на YouTube открыт эфир «Дождя» (по нему нет статистики за отдельный день митинга).

Все эти трансляции показывали ход митинга в прямом эфире, в том числе выступления спикеров, делавших заявления со сцены на Сахарова. Одним из таких спикеров был начальник штаба кандидата Ивана Жданова Борис Золотаревский: он выступил вместо Любови Соболь, которую задержали прямо перед митингом, и предложил «прогуляться» от Сахарова до Китай-города к зданию администрации президента. Власти расценили это как призыв к несогласованной акции — к Китай-городу оперативно стянули силы ОМОНа, который встретил «прогуливающихся» протестующих, и в результате было задержано более 200 человек. Фактически вышло так, что все эти трансляции показали в своём эфире призывы к несогласованным акциям, хотя ни корреспонденты, ни ведущие ни к чему не призывали.

Есть признаки, указывающие на то, что власти были в целом против подробного освещения акции, а не только формального наличия призывов внутри трансляций (и, соответственно, роликов, которые остались на каналах СМИ после завершения прямых эфиров). Подконтрольные мэрии Москвы, государственные и лояльные власти в целом СМИ рассказывали о митинге как о развлекательном мероприятии и в основном постфактум, без прямых трансляций. Это позволило сделать нужные акценты — например, на концертной составляющей (на сцене там выступали Face, Ic3peak и «Кровосток»), картонных фигурках оппозиционеров, участниках ЛГБТ-движения и жителях других городов, при этом проигнорировать основную повестку митинга. Кроме того, перед его началом в резервную студию Navalny Live пришла полиция, и трансляция митинга на канале ФБК так и не началась: всё его время сотрудники команды пролежали лицом в пол.

YouTube действительно присылает уведомления от каналов, на которые пользователь не подписан?

Да, это часть алгоритма рекомендаций. Если зайти в настройки приложения YouTube для iOS или Android, в разделе «Уведомления» можно увидеть несколько ситуаций, при которых видеохостинг отправляет уведомления. Среди них есть пункт «Рекомендованные видео» — он включён по умолчанию.

Известно, что от каналов можно получать уведомления о всех выходящих видео — для этого нужно нажать на «колокольчик» под любым из роликов. Однако YouTube может присылать уведомления в формате «Новое видео на канале…» даже для роликов с тех каналов, на которые пользователь не подписан. Это происходит в том случае, если платформа считает, что он тоже может оказаться интересным пользователю, даже если он сам в явной форме им не интересовался.

Какие ролики рекомендуются через push-уведомления, также как и в случае с витриной на главной странице YouTube, определяет алгоритм, состоящий из множества факторов. В настройках уведомлений говорится, что такое решение принимается на основе анализа предыдущих просмотренных пользователем роликов.

Например, если пользователи канала А часто смотрят видео ещё и канала B, то пользователь, который посмотрел только видео канала А, может получить предложение от YouTube посмотреть видео канала B. При этом о канале B он до этого не знал и никогда с ним не взаимодействовал.

Пример push-уведомления от YouTube со ссылкой на канал, на который не подписан пользователь

От всех подобных уведомлений можно отписаться (в том числе на десктопе), однако в случае с главной страницей или панелями сбоку от видео рекомендации других роликов — основная механика работы YouTube, которую нельзя отключить. Впрочем, с июля 2019 года рекомендации от отдельных каналов можно отключать, а под такими предложениями можно увидеть, на чём основано решение алгоритма показать этот ролик.

Разве можно купить уведомление, ведущее на ролик с канала, на который не подписывался пользователь?

Такого рекламного инструмента у YouTube нет.

Все рекламные кампании с инструментами Google, в том числе с YouTube, создаются через кабинет «Google Реклама». Он поддерживает три типа видеорекламы: перед просмотром роликов с возможностью пропустить рекламу и без (In-Stream), в ленте рекомендованных видео (Discovery) и на внешних сайтах (Out-Stream). Ни один из форматов не даёт возможности отправлять пользователям уведомления.

Для продвижения видео на новую аудиторию YouTube рекомендует использовать объявления формата Discovery — он фактически рекомендует новые видео тем пользователям, которые ищут, что посмотреть. Объявление можно старгетировать на определённую аудиторию по географии (например, показать его только жителям Москвы и Московской области), полу, возрасту и интересам. Оно будет отображаться в разделе рекомендованных, в результатах поиска, а при просмотре других видео снизу (в мобильной версии) или справа (в десктопной), и будет помечено значком рекламного объявления.

Макет объявления формата Discovery для YouTube в рекламном кабинете «Google Реклама»

Вполне возможно, что организаторы прямых трансляций использовали этот или другие рекламные форматы для привлечения дополнительных зрителей, однако они не могли купить push-уведомления, как утверждает Роскомнадзор. YouTube мог послать их только сам, основываясь на том, что смотрели сами пользователи.

Будет ли Google исполнять требования Роскомнадзора?

В Google заявили TJ, что воздержатся от комментариев по этой теме. Это традиционная реакция компании — она обычно не комментирует требования российских регуляторов.

Вне зависимости от того, что скажут в Google, требование выглядит неисполнимым. Во-первых, инструмента рекламы через push-уведомления нет. Во-вторых, претензии Роскомнадзора вызваны роликами с прямыми трансляциями, в которых невозможно контролировать, что будет произнесено в кадре — так устроен прямой эфир. СМИ могли продвигать свои трансляции в целом, но есть разница между продвижением прямого эфира с митинга и продвижением ролика с прямым призывом к нарушению закона.

По факту Роскомнадзор требует от YouTube не допустить никакой рекламы роликов, где могут содержаться призывы — однако с учётом наличия прямых эфиров этого добиться невозможно. В ситуации с обычными видео такое возможно только при введении системы премодерации. Учитывая, что ежедневно на YouTube загружается более 500 тысяч часов видео, на просмотр их всех потребовалась бы команда из 40 тысяч человек, работающая по 12-часовым сменам. К концу 2018 года YouTube планировал увеличить команду модераторов лишь до 10 тысяч человек.

Опыт предыдущих похожих требований к Google со стороны Роскомнадзора говорит о том, что компания предпочитает не соглашаться на требования регулятора и молчаливо платить штрафы за нарушения. Например, она так и не подключилась к реестру запрещённых сайтов, чтобы автоматически удалять из выдачи поисковика ссылки — в декабре 2018 года за это её оштрафовали на 500 тысяч рублей, а в июле 2019 года Роскомнадзор завёл новое дело, по которому штраф может составить максимальные 700 тысяч рублей.

Агрессивные требования к YouTube со стороны Роскомнадзора последний раз звучали в феврале 2018 года, когда ведомство поставило видеохостингу жёсткие временные рамки. Решением суда в Усть-Лабинске оказались запрещены несколько роликов на YouTube и в Инстаграме про связи Олега Дерипаски и Насти Рыбки, и когда к назначенному времени 12 февраля они не были удалены, Роскомнадзор дал площадкам время «до вечера 14 февраля». Однако спустя неделю после дедлайна ролики так и не удалили, и в ответ на вопрос журналистов глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что «вопрос [о блокировке YouTube] не стоит». В отличие от YouTube, сайту Навального, разместившему расследование с запрещёнными судом снимками, блокировки избежать не удалось: его разблокировали только после удаления контента.

Впрочем, уже в декабре того же года замглавы ведомства Вадим Субботин даже грозил Google изменением законов, чтобы за нарушение могла последовать блокировка поисковика на территории РФ — однако пока эта угроза осталась лишь на словах. Теперь риторика ведомства изменилась: нарушение в виде допущения рекламы несогласованных акций там назвали «вмешательством в суверенные дела государства» и «враждебным воздействием и воспрепятствованием проведению демократических выборов в России», и пообещали «адекватную реакцию», но в чём она будет заключаться и как долго заставить себя ждать, неясно.

#роскомнадзор #youtube #допусквдуму