Разборы
Максим Рычков

Ровно на бумаге: как принимались спорные поправки в Конституцию в разных странах

Гражданские конфликты, разгул преступности и диктаторские режимы, к которым привели изменения в основном законе

Расстроенная сторонница боливийского экс-президента Эво Моралеса в первые дни после его бегства из страны. Политик несколько раз переписывал конституцию, что не спасло его от конечной отставки. Ла-Пас, 15 ноября 2019 года Фото Reuters

25 июня в России началось общенациональное голосование по одобрению предложенных президентом Владимиром Путиным поправок в федеральную Конституцию. Речь идёт о создании нового высшего органа власти — Государственного совета, расширении полномочий Государственной Думы и Совета Федерации, утверждении ряда социальных гарантий и других предложениях.

Вопрос изменений в основном документе страны уже серьёзно расколол общество. Сторонники поправок полагают, что они служат самым светлым целям. Они утверждают, что президентские инициативы защитят «богатство русского языка», «наш уникальный культурный код» и «суверенитет России».

Критики рассматривают всё это как ширму, что скрывает истинную цель поправок: дать Владимиру Путину баллотироваться на ещё два президентских срока, «обнулив» предыдущие. Авторитарным тенденциям, по мнению таких комментаторов, будут служить и другие новые положения об основном законе страны, такие как приоритет национального права над международным.

Однако опыт новейшей мировой истории показывает, что поправки в конституцию — непредсказуемый механизм. Многие попытки переписать основной закон в разных странах оборачивались совсем не тем, чего хотели их инициаторы.

США, 1919 год: конституционный запрет на алкоголь

Итог: разгул преступности, коррупция и налоговые потери. Отмена поправки спустя 14 лет

На рубеже 19-20 веков в США набрал силу антиалкогольный тренд. Его сторонники видели в спиртном главную причину болезней, разводов, преступности, нищеты и других негативных явлений. Идею общенационального «сухого закона» продвигали и протестантские деноминации, и производители безалкогольных напитков, и феминистки первой волны, и рабочие организации.

Популярность «сухих» идей в Соединённых Штатах того времени не была чем-то исключительным. Похожие законы в начале 20 века действовали в России, Канаде, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.

Влиятельные «сухие» фракции сложились внутри двух ключевых политических партий США: республиканцев и демократов. В 1917 году Восемнадцатую поправку к конституции приняли Сенат и Палата представителей. Она запрещала производство, продажу и перевозку спиртного. К 16 января 1919 года акт одобрили парламенты в ¾ штатов и он вступил в силу.

Агенты по исполнению «сухого закона» спускают в канализацию конфискованные напитки. Лос-Анджелес, 1920-е годы Фото Keystone-France

28 октября 1919 года федеральный Конгресс принял детально раскрывающий положения Восемнадцатой поправки «Закон Волстеда». Президент Вудро Вильсон наложил на документ вето, но «сухие» парламентарии нужным количеством голосов обошли барьер.

И Восемнадцатая поправка, и «Закон Волстеда» не запрещали употреблять алкогольные напитки. Поэтому в 1920-х годах многие американцы легально пили заранее скупленное спиртное. Граждане США даже имели право изготавливать слабоалкогольные напитки из фруктов для личного употребления. Но на практике граждане вместо сидра или вина гнали крепкое спиртное: виски и его аналоги.

«Сухой закон» дал некоторый положительный эффект. В США снизилась смертность от распространённых среди пьющих людей болезней, вроде цирроза печени. Американцы стали меньше попадать в «пьяные» дорожные происшествия, реже оказываться в психиатрических больницах.

Иметь в доме спиртное стало признаком своеобразного шика, почти знаком респектабельности.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Но в целом инициатива провалилась. Тысячи занятых в производстве спиртного людей оказались без работы, а их сограждане не избавились от привычки пить. Желающие купить спиртное находили разные ухищрения. Одни полулегально покупали его у фармацевтов, другие, уже незаконно, — у контрабандистов и самогонщиков. Низкое качество самопальной выпивки приводило к частым отравлениям, в том числе и со смертельным исходом.

Многие политики, чиновники и полицейские не одобряли Восемнадцатую поправку и сквозь пальцы смотрели за её (не)соблюдением. Производство и продажа алкоголя больше не обогащали государство через налоги и пошлины. Спиртное распространяли криминальные группировки, державшие в кармане политиков, судей, полицейских и журналистов. На запрещённой торговле сделали себе имя многие известные преступники, вроде Аля Капоне, «Лаки» Лучано или Мейера Лански. Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Лос-Анджелес и другие крупные города стали полями битв преступных группировок.

Демонстрация за отмену Восемнадцатой поправки. Нью-Йорк, 1932 год Фото Keystone-France

Рост коррупции, подъём организованной преступности, падение авторитета государства у граждан, снижение налоговых сборов в условиях начавшейся Великой депрессии — всё это в 1933 году побудило администрацию нового президента Франклина Рузвельта инициировать отмену «сухого закона». 5 декабря 1933 года Конгресс утвердил Двадцать первую поправку к федеральной конституции, покончившую с наложенными ранее запретами.

Считается, что «сухой закон» стоил федеральному бюджету США около 11 миллиардов долларов недополученных налоговых поступлений.

Восемнадцатая поправка к федеральной конституции стала единственной отменённой в истории США. На уровне отдельных штатов, как правило из сельской религиозной глубинки, аналогичные запреты ещё действовали некоторое время. Дольше всех продержался Миссисипи: там местный «сухой закон» отменили только в 1966 году.

Франция, 1969 год: попытка изменить территориальное деление страны и принцип работы верхней палаты парламента

Итог: отклонение поправок на референдуме, добровольная отставка президента

В 1959-1969 годах французским президентом был Шарль де Голль — один из самых выдающихся военных и государственных деятелей в мировой истории 20 века. Его заслуги перед страной не оспаривали даже оппоненты: благодаря де Голлю Франция в годы Второй мировой войны вошла в число держав-победительниц, а в послевоенное время — провела деколонизацию.

Шарль де Голль во время визита в Советский Союз. 1966 год Фото Марка Ганкина

Важным направлением политики де Голля стала серия государственных реформ. При нём Франция перешла от парламентской Четвёртой республики к Пятой — президентской. Де Голль считал твёрдую президентскую власть залогом сильного государства. Он апеллировал к неудачному опыту Четвёртой республики: в 1950-х годах один правительственный кризис следовал за другим, а государственные проблемы не решались.

Критики обвиняли де Голля в неприязни к парламентаризму и авторитарном стиле правления. Журналист одной из оппозиционных газет с иронией писал, что «костюм» Пятой республики сшит по «меркам» действующего президента, и никакой другой политик в нём смотреться не будет. Сторонники де Голля парировали тем, что президент ключевые решения принимал по итогам референдумов, неизменно проходивших без «вбросов» и подтасовок.

В 1950-е годы ключевой проблемой Парижа оставалась непопулярная война в Алжире. Страна формально считалась не колонией, а заморской частью Франции. Поэтому многие французы выступали против «ухода» из Алжира. Решимость де Голля дать арабской стране свободу едва не стоила ему власти: в 1961 году его попытались свергнуть недовольные его «предательской» позицией военные.

В 1958-1962 годах де Голль четырежды проводил всенародные голосования по поправкам в конституцию и четырежды французы одобряли его предложения. От парламентской республики страна перешла к президентской, Алжиру дали право на самоопределение, сами боевые действия в Африке прекратили, а голосование выборщиков заменили прямыми выборами главы государства. В 1965 году де Голля переизбрали на второй срок.

В 1969 году французский лидер задумал провести новый референдум. На народный суд он вынес две поправки, которым придавал большое значение: об укрупнении административных единиц и реформе Сената. Верхнюю палату парламента предполагалось объединить с Социальным и экономическим советом — консультативной ассамблеей из представителей бизнеса, и профсоюзов.

Советники несколько раз безуспешно отговаривали де Голля от этой идеи. Они напоминали, что время для конституционных реформ ещё явно не лучшее, ведь страна только оправилась от массовых антиправительственных беспорядков 1968 года. Де Голля убеждали, что его новые конституционные поправки для обывателя малопонятны, и оппозиция с лёгкостью объяснит их авторитарными амбициями президента. Мол, сокращение административных единиц ущемит местное самоуправление, а реорганизация Сената превратит его в клуб влиятельных друзей главы государства.

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.

Шарль де Голль

78-летий политик все возражения соратников отверг и несколько раз публично высказался: для него лично эти поправки принципиально важны, и если французы их не одобрят — он уйдёт в отставку. Пятый деголлевский референдум 27 апреля 1969 года де-факто свёлся к вопросу поддержки гражданами президента, и сторонники де Голля его проиграли, пусть и с небольшим отрывом: 47,59% против 52,41% голосов.

Политик сдержал слово и добровольно оставил власть. Но оппозиционные силы этим не воспользовались. Летом 1969 года на досрочных президентских выборах победил соратник де Голля Жорж Помпиду. Политический курс и государственное устройство Франции не подверглись пересмотру.

Республика Корея, 1972 год: легитимация неограниченной президентской власти

Итог: установление диктатуры с последующим убийством главы государства своим же приближённым

Для многих Южная Корея — это глянцевая страна поп-музыки, гаджетов и компьютерных игр. Но успевшие вырасти ещё в советское время наверняка помнят, как агитпроп изображал азиатскую страну «кровавым застенком», где заправляет «проамериканская военщина».

В 1970-х и 1980-х годах Южной Кореей действительно правила брутальная военная диктатура. Законодательную основу для этого дали принятые в 1972 году конституционные поправки.

Страной руководил отставной генерал Пак Чон Хи. В 1961 году он пришёл к власти путём армейского путча. Затем бывший путчист дважды законно избирался президентом. Выборы 1963 и 1967 годов проходили на конкурентной основе: в обоих случаях Пак Чон Хи лишь на считанные проценты опережал кандидатов от оппозиции. Президент активно модернизировал Южную Корею — тогда ещё слаборазвитую аграрную страну, экономически значительно уступавшую КНДР.

В 1969 году политик посчитал свой уход из власти преждевременным. Через референдум он добился права избраться в третий раз — в нарушение норм действовавшей тогда конституции. Но и этого Пак Чон Хи показалось мало. Осенью 1972 года он ввёл военное положение, распустил парламент и объявил о втором конституционном референдуме.

Пак Чон Хи присягает, в четвёртый раз вступая в президентскую должность. Сеул, 1972 год Фото: Monthly.chosun

21 ноября 1972 года 92,3% южнокорейцев одобрили президентские поправки (т.н. «Конституцию Юсин» — «Конституцию Обновления»). Её положения де-факто позволяли Пак Чон Хи править пожизненно. Срок президентских полномочий увеличили с четырёх лет до шести, лимиты на переизбрания сняли, а всенародные выборы заменили голосованием коллегии выборщиков.

В новых условиях Пак Чон Хи ещё дважды переизбирался президентом на безальтернативной основе: в 1972 и 1978 годах. Сам режим стал значительно жёстче: любой инакомыслящий мог оказаться арестованным на неопределённый срок по воле военного суда или таинственно «исчезнуть». Вдвойне деспотичным правление Пак Чон Хи стало после пережитого в 1974 году неудачного покушения северокорейских агентов. Сам политик тогда не пострадал, но погибла его супруга.

«Конституция Обновления» дала основу для множества актов, в мелочах регламентировавших жизнь граждан. Уголовно наказуемой считалась сама критика президентских поправок. Любая связь с КНДР трактовалась как «пособничество коммунистам»: власти давали тюремные сроки даже за хранение северокорейских марок. А длинные волосы у юношей или короткие юбки у девушек считались «безнравственностью», за которые полагался арест.

Осенью 1979 года Южную Корею после продолжительного экономического роста накрыл мировой кризис. Страну охватили протесты, а их лозунги приняли политический характер: массы требовали демократизации. Пак Чон Хи не желал компромисса и требовал разгонять манифестации любой ценой. Его закоснелость не разделяли даже ближайшие соратники. 26 октября 1979 года президента в собственной резиденции застрелил глава госбезопасности Ким Чжэ Кю.

Перед убийством у шефа спецслужб состоялся неприятный разговор с Пак Чон Хи и другими его приближёнными. Собеседники сравнивали южнокорейские протесты с Исламской революцией в Иране 1978-1979 годов. Ким Чжэ Кю заметил, что даже массовые расстрелы протестующих не помогли год назад иранскому шаху отстоять власть. Пак Чон Хи в ответ заявил, что шах расстреливал слишком мало, потому и проиграл. А Кима Чжэ Гю президент назвал слабаком и трусом. Возмущённый шеф госбезопасности выбежал из помещения и вернулся уже с заряженным пистолетом.

На первом месте стоит защита жизни и свободы тридцати миллионов человек от грозящей им агрессии с Севера, поэтому не может быть и речи об обеспечении прав и свобод отдельных граждан.

Пак Чон Хи

Гибель правителя не повлекла падения военной диктатуры. Беспорядки режим подавил силой, бросая против безоружных манифестантов части армейского спецназа. Наиболее одиозные положения «Конституции Обновления» правящая элита отменила, но генералы правили Южной Кореей ещё 10 лет. Только в начале 1990-х годов страна дождалась демократических реформ и перешла ко гражданскому правлению.

Португалия, 1976 год: положение о «социалистическом выборе» страны

Итог: политический кризис и поражение ультралевых

Вплоть до начала 1970-х годов в Португалии правил крайне консервативный режим «Нового государства». В апреле 1974 года в стране состоялась «Революция гвоздик»: власть взяли взбунтовавшиеся военные. Многие из них, во главе с новым премьер-министром Вашку Гонсалвишом разделяли ультралевые взгляды.

Им противостояли сторонники президента Антониу ди Спинолы, консервативного либерала, полагавшего, что не следует заменять низвергнутое «Новое государство» на другую диктатуру. В сентябре 1974 года политический кризис привёл к отставке Спинолы. В марте 1975 года политик попытался вернуть себе власть путём переворота, но потерпел неудачу.

«Революция гвоздик» в Португалии. Лиссабон, апрель 1974 года Фото Brasil de Fato

Реальная власть перешла к ДВС («Движению вооружённых сил»), объединению офицеров левых взглядов. Под их контролем Учредительное собрание подготовило новую конституцию страны. В её преамбуле прямо утверждалось, что Португалия «открывает путь к социалистическому обществу». Новая конституция вводила плановую экономику, право государства отбирать у владельцев частную собственность, экспроприацию земель и ряд других положений в марксистском духе.

Но затем между собой рассорились уже лидеры ДВС. Гонсалвиша собственные товарищи сочли слишком умеренным и заменили более радикальным Отелу Сарайва ди Карвалью. А разные консервативные и националистические группировки решили пойти на «красных» общим фронтом. Летом 1975 года по всей стране шли столкновения между новой властью и правой оппозицией. Первых поддерживали на юге страны, вторых — на севере. Перед Португалией замаячила угроза гражданской войны почти что на американский манер.

Одну из главных надежд португальское правительство ДВС возлагало на советскую помощь. Однако в СССР не хотели нарушать раздел послевоенного мира и поддерживать сомнительную авантюру на самом западе европейского континента. Тем более, что тот же Сарайва ди Карвалью открыто симпатизировал не Советскому Союзу, а маоистскому Китаю. Поэтому Москва отделалась подписанием нескольких торговых соглашений и парой ничего не значивших прокламаций.

Осенью 1975 года кризис разрешился. К тому времени перессорившиеся и запутавшиеся лидеры ДВС растеряли своих сторонников. Даже португальская Социалистическая партия перешла на сторону оппозиции. 29 ноября 1975 года консервативно настроенные офицеры низложили Сарайва ди Карвалью и разогнали ДВС. В стране начались рыночные реформы и переход к демократии.

Парадокс в том, что выдержанную в марксистском духе конституцию утвердили, и документ без правок действовал ещё несколько лет. Лишь к концу 1980-х годов из его текста исключили все положения в марксистско-ленинском духе.

Боливия, 2016 год: отмена ограничений на число президентских сроков

Итог: рост протестного движения и свержение главы государства

Ход мировой истории осложняет «работу» главам государств авторитарного типа. В Холодную войну условным Франсуа Дювалье, Жан-Беделю Бокассе или Иди Амину никто не мешал объявлять себя пожизненными президентами и править без оглядки на какую-либо законность.

В 21 веке такое позволить себе могут лишь единицы: открытое пренебрежение демократическими принципами бьёт по репутации. Поэтому даже самые авторитарные политики вынуждены периодически переизбираться на сколько-нибудь альтернативной основе. Приходится им считаться и с конституционными ограничениями на число президентских сроков для одного человека.

Перуанский президент Альберто Фухимори успешно «обнулился» в 1996 году, что не спасло его потом от свержения, судебного приговора и тюремного срока за коррупцию Фото Правительства Республики Перу

Решение этой проблемы мировой «диктаторский цех» нашёл в процедуре так называемого «обнуления». Её суть заключается в нужных изменениях конституции задним числом. После этого у главы государства либо «сгорают» отработанные сроки, либо просто исчезает лимит на их число.

В широкую моду «обнуление» вошло в конце прошлого века. В 1996 году нужных изменений в своих конституциях одновременно добились президенты Перу и Белоруссии: Альберто Фухимори и Александр Лукашенко. Затем аналогичные поправки в интересы действующих глав государств утверждали ещё в дюжине стран: от Казахстана до Сенегала и от Египта до Боливии. Но события в последней показали, что «обнуление» — это далеко не всегда сугубо техническая процедура.

Социалист Эво Моралес стал президентом Боливии в 2006 году. В 2009 году избиратели утвердили предложенный им новый вариант конституции. Изменения носили популистский характер и были рассчитаны на туземную часть населения Боливии, которое и представлял Моралес — индеец аймара по происхождению. Также поправки отменяли действовавший ранее запрет избираться дважды подряд на пост президента.

Поправки 2009 года обещали народу расширенные социальные гарантии. Языки всех коренных этносов объявлялись государственными. Католицизм лишался статуса государственной религии, зато на официальном уровне закреплялся культ языческой богини Пачамамы. Саму Республику Боливию переименовали в Многонациональное Государство Боливия.

Затем конституционный суд объявил первый срок Моралеса «сгоревшим», и по новым правилам президент переизбрался в 2009 и 2014 годах. Но этого боливийскому лидеру показалось мало. В 2016 году он инициировал новый конституционный референдум — чтобы баллотироваться в четвёртый раз подряд.

Голосование 2016 года продемонстрировало, что страна окончательно раскололась на верный Моралесу небогатый туземный центр и более зажиточный окраинный «полумесяц», в основном населённый потомками переселенцев из Европы. «Полумесяц» тяготило правление президента-популиста, которого белые боливийцы обвиняли в выкачивании средств из регионов в столицу.

Сторонники боливийской оппозиции празднуют отставку президента Моралеса. Ла-Пас, ноябрь 2019 года Фото Reuters

Референдум 2016 года сторонники Моралеса проиграли: 48,71% голосов против 51,29%. Однако это не помешало боливийскому президенту объявить итоги голосования недействительными, дежурно списав свой проигрыш на козни США. Через послушный конституционный суд президент добился для себя разрешения переизбираться неограниченное число раз.

Прошло три года, и в Боливии состоялись исторические для страны выборы. По итогам голосования 20 октября 2019 года избирательная комиссия привычно объявила Моралеса победителем, несмотря на выявленные факты подтасовки голосов. В ответ в столице Ла-Пасе и других крупных городах начались массовые акции протеста.

«Полумесяц» фактически перестал подчиняться центральной власти. Затем с требованиями оппозиции согласились высшие чины армии и полиции. 10 ноября 2019 года Моралес вынужденно подал в отставку и спустя два дня бежал из страны. Обнуление сроков и переписывание конституции не помогло политику пожизненно править в Боливии.

Законы не должны вдаваться в тонкости. Они предназначаются для обычных людей. Это не высокое искусство, а здравый смысл. […]

Когда в законах много исключений и непонятного, то лучше обходиться без них. Не следует и менять законы часто, без достаточного к тому основания.

Шарль Монтескье

Основные источники статьи:

  • Асмолов К.В. «Генерал Пак Чон Хи: очерки политической биографии»;
  • Болтрукевич А.Е. «Сухой закон в США 1920 года и как он повлиял на страну»;
  • Быков В.А. «Винтовка рождает свободу. Как Португалия пережила летнюю жару 40 лет назад»;
  • Горохов Д.Б. «Чем Макрон похож на де Голля? Наследие генерала через полвека после отставки»;
  • Капланов Р.М. «Португалия после Второй Мировой войны»;
  • Чернышёв П.А. «Пак Чон Хи — диктатор-модернизатор».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Блок special_button недоступен

#истории #конституция #россия #сша #политика #законы #лонгриды #лигаавторов