Разборы
Mayya Gavasheli

Цепочка событий: как «Яндекс.Еда» и Delivery Club заботятся о курьерах и в какой момент начали делать это публично

И как смерть курьера повлияла на отношения компаний к сотрудникам.

Фото агентства «Москва»

«Яндекс.Еда» и Delivery Club фактически делят между собой рынок доставки еды из кафе и ресторанов. Доли сервисов в Москве почти сравнялись, но в России у Delivery Club пока преимущество — 80% за счет лучшего проникновения, писал The Bell.

Помимо ценовой конкуренции, основной ресурс роста для сервиса — уменьшение времени доставки. Обе компании доставляют еду в среднем в течение получаса, но в этом как раз кроется опасность сверхэксплуатации курьеров, отметило издание.

О мерах по поддержке курьеров компании практически не говорили. Ситуация изменилась в конце апреля после смерти курьера «Яндекс.Еды» в Петербурге, сервис и его прямой конкурент Delivery Club начали активно публично рассказывать о мерах поддержки курьеров.

TJ проследил за тем, какие меры принимали компании после новости о смерти курьера. При этом ни из одного заявления не следует, что курьерам ограничат время работы или как-то изменят график.

Март

Первые заявления о поддержке курьеров возникали уже после мартовской истории девушки в форме «Яндекс.Еды», которая развозила заказы с ребёнком в коляске. В «Яндексе» ей предложили вариант сотрудничества, который позволит совмещать работу и уход за ребёнком. Delivery Club в свою очередь предложил работать у них, а также вне зависимости от решения пообещал девушке помочь с поиском няни или устройством ребёнка в ясли, а также покупкой детского питания. Сама девушка рассказала «Снобу», что в Delivery Club ей предложили лучшие условия, чем в «Яндекс.Еде», поэтому она выбрала именно эту компанию.

19 апреля

В Петербурге умер курьер «Яндекс.Еды». В компании пообещали помочь его семье, а также найти «технологические решения», чтобы защитить курьеров от переработок.

Точная причина смерти пока неизвестна. Родственники утверждали, что мужчина был здоров, но жаловался на график и постоянные штрафы. На следующий день после смерти «Яндекс.Еда» автоматически выписала курьеру штраф за неявку на работу, но позднее сняла его.

Середина апреля

Сразу после сообщений о смерти курьера, в соцсетях и СМИ начали появляться жалобы от курьеров обоих сервисов. Они рассказывали, что 1500-2000 рублей в день можно заработать только за 12-14 часовую смену без единого опоздания. Бывший курьер «Яндекс.Еды» в Екатеринбурге, рассказал «360», что на самом деле работников не поощряют, но требуют каждую минуту выдавать максимальный результат. За любую провинность могут штрафовать, а также грубо разговаривают. В Новосибирске более 10 курьеров «Яндекс.Еды» сообщили об увольнении после жалоб на условия труда.

24 апреля

Delivery Club объявил, что будет бесплатно проверять состояние здоровья курьеров. Посещать врачей курьеры смогут во время смен, не теряя заработок. Компания предложила помощь всем курьерам вне зависимости от компании, которую они представляют.

25 апреля

«Яндекс.Еда» разрешила курьерам уходить на перерыв без согласования с супервайзером — «чтобы избежать влияния человеческого фактора», когда курьеру нужен перерыв. Сервис также пообещал открыть горячую линию для курьеров и добавить возможность вызова врача в курьерском приложении.

16 мая

Delivery Club запустил в Москве рекламу о работе своих курьеров — в вагонах метро, на уличных билбордах и на станциях МЦК появились плакаты с фотографиями шести курьеров и деталями их биографий. Цель акции в том, чтобы обратить внимание на индивидуальность каждого сотрудника.

28 мая

«Яндекс.Еда» рассказала о ресторанах, которые помогают курьерам — например, кормят их, дают зарядить телефоны или передохнуть. Все дружественные заведения отметили на карте.

В компании утверждают, что работали над картой с начала 2019 года. «Яндекс.Еда» отметила, что разрабатывает программу поддержки ресторанов, где заботятся о курьерах. Пока эта программа не готова, и даже неясно, в чём она будет выражаться.

В Delivery Club рассказали TJ, что оперативно реагируют на жалобы курьеров и решают проблемы с менеджментом ресторана, «а ситуации, когда курьеру не дают зарядить телефон или посетить уборную, становятся редкостью».

#яндекс #delivery #доставка #разборы