Животные
Сергей Исенеков

Возвращение на родину: как благодаря расселению в другие ареалы зоологи спасают редкие виды животных

С помощью содержания в заповедниках, переселения и искусственного оплодотворения.

Овцебыки — пример успешного перевоза животных из одного места в другое, где они смогли прижиться на территории и размножаться Фото Ciencias Resumos

В середине июля стало известно, что в начале 2022 года в британском графстве Кент планируют выпустить небольшое стадо зубров на волю для дальнейшего расселения и восстановления популяции исчезающего вида. По мнению учёных, возвращение животных, которые покинули эту местность шесть тысяч лет назад, поможет наладить экосистему леса.

Подобным образом зоопарки и национальные парки спасают исчезающие виды животных и заселяют их в привычные ареалы. С помощью реинтродукции человек спас многие виды животных, за которыми сейчас может наблюдать в заповедниках и парках.

Выбор в пользу реинтродукции — самом удачном методе восстановления и сохранения вида

В 1987 году численность черноногих хорьков в США достигла 18 особей. Популяция этого вида сильно сократилась из-за истребления луговых собачек — фермеры травили их, а из-за яда больше половины хорьков погибло. Ассоциация зоопарков и аквариумов решила принять меры для сохранения хорьков, считавшихся до этого и так редким видом в США, и заселить ими их привычный ареал обитания.

Ассоциация и учёные, сотрудничающие с ней, решили поместить уцелевших хорьков в зоопарки и начать их разведение в неволе с помощью искусственного оплодотворения. В 1991 году их успешно вывели в привычный ареал, где они сразу же прижились. К 2013 году их численность достигла 1200 особей, и популяция растёт каждый год. Однако они всё ещё находятся под угрозой вымирания.

Этот пример считается самым удачным опытом реинтродукции — заселении диких животных на территорию, где они раньше обитали, ради поддержания или восстановления вида. После выхода статьи в National Geographic об успешном заселении территорий хорьками, зоопарки, национальные парки и природоохранные предприятия начали изучать новый способ сохранения популяции животных и возвращать их в привычные места обитания.

Черноногий хорёк во время выхода на волю
Фото Национальной федерация дикой природы

Реинтродукция — это надёжный инструмент для стабилизации, восстановления или увеличения популяций исчезающих животных. Её главная задача — создать новую популяцию, чтобы она прижилась в своей естественной среде. Многие учёные выбирают этот метод именно потому, что он безвреден для биологического разнообразия. Благодаря реинтродукции, в 1995 году в Йеллостоунском национальном парке появились серые волки, что позволило восстановить баланс между хищниками и травоядными, который нарушился с приходом человека.

Чтобы животные привыкли к новому месту обитания, их выпускают вблизи тех мест, где отловили их предков. В большинстве случаев перед выпуском животные содержатся в зоопарках или парках в окружении человека. Поэтому возвращение в дикую природу таким зверям даётся очень сложно. Чтобы избежать «отторжения» нового места обитания, используют «мягкое освобождение» — их кормят и устанавливают клетки в том месте, где скоро предстоит обеспечивать себя самим.

Серый волк в Йеллоустонском национальном заповеднике
Фото National Geographic

В 1994 году американский зоолог Бен Бэк выпустил исследование, где проанализировал другой вид реинтродукции — выпуск рождённых в неволе животных в исторические места обитания их предков. Он выяснил, что успехом можно считать самостоятельное возрастание популяции до 500 видов. Однако процент такого метода очень мал: 16 из 145 проектов по освобождению животных в привычный ареал считался успешным. Согласно исследованию, главный успех в таком методе — постепенный выпуск большого количества особей в течение многих лет.

Зоолог и сотрудник Национальной федерации дикой природы Даг Инкли считает, что у метода реинтродукции животных есть множество проблем. Он выделяет следующие факторы:

  • Большая стоимость программ по переселению животных. Часто такие методы очень затратны. Согласно статье в журнале Nature, самая дорогостоящая программа по сохранению калифорнийского кондора обошлась США в 35 миллионов долларов;

  • Разведение в неволе. Некоторым видам животных очень трудно размножаться в неволе, как, например, гигантской панде;

  • Боязнь диких условий. Многие рождённые звери в зоопарках тяжело переносят дикие условия. Родители не могут передать своим детёнышам те знания и навыки, которые нужны для выживания в дикой природе. Поэтому зоологи помогают животным адаптироваться к новой местности. Например, используют сверхлёгкие самолёты, чтобы научить летать журавлей;

  • Природные катаклизмы. Даже если вид хорошо прижился на новой местности, есть опасность природных катастроф: ураган, засуха или болезнь. Эти факторы могут уничтожить вновь введённую популяцию.

По мнению Инкли, лучше всего вылавливать исчезающие виды заранее до критической отметки и принимать необходимые шаги для защиты как их, так и будущего места обитания. Только так сценарии по расселению будут иметь положительный эффект и не придётся полагаться на более сложные методы по сохранению видов.

Научный расчёт успеха реинтродукции

В природе популяции сокращаются или исчезают из-за хищников, конкуренции, природных катастроф, заболеваний, родственных скрещиваний, дрейфа генов (изменение частоты гена в популяции под действием случайных причин) и из-за неспособности к адаптации к изменившимся условиям окружающей среды.

Американские биоэкологи М. Гилпин и М. Сулей назвали такие факторы вихрем вымирания и выделили в нём четыре механизма: внешнее нарушение, которое способствует уменьшению популяции, уменьшение численности из-за значительного отдаления особей друг от друга, увеличение скорости дрейфа генов и уменьшение генетического разнообразия.

Схема вихря вымирания

Чтобы восстановить вид полностью и переселить его в исторические места обитания, учёные изучают природные популяции, формируют генетические выборки, подбирают наиболее благоприятные места и следят за их дальнейшей судьбой. Чаще всего зоологи занимаются выращиванием животных в специальных питомниках, чтобы потом отпустить их на волю. Другой способ — полное переселение вида из одного места в другое, тем самым создав «дочернюю» популяцию. Таким образом восстановили южноподмосковную популяцию бобра животными из Воронежского заповедника и Белоруссии.

Реинтродукция может быть довольно простой для рептилий, рыб и амфибий. Например, лягушек и рыб можно разводить в больших количествах и выпускать в дикую природу. Таким млекопитающим, как приматы, слоны, дельфины и киты, адаптироваться очень сложно. Могут потребоваться годы, чтобы они привыкли к самостоятельной жизни. Как говорит глава организации по охране животных и содержанию их в неволе Born Free Крис Дрейпер, потребуется много сил, чтобы научить таких животных жить вдали от человека и, скорее всего, такие животные просто не выживут.

Ущерб природе и виду может быть нанесён в тот момент, когда неподготовленное животное завезут в заповедник и отпустят жить дальше. Глупо предполагать, что они будут жить счастливо, если привыкли к человеку.

Крис Дрейпер

Заместитель вице-президента Международного фонда защиты животных Кэти Мур придерживается другой точки зрения. Благодаря программам фонда дикой природы в историческую местность удалось вернуть многих животных, и исследования на протяжении многих лет показали, что эти особи прижились на новых местах вполне удачно.

Если раньше идею заселения территорий крупными млекопитающими ставили под сомнение, то сейчас всё наоборот. Да, это будет невозможно, если животное ранено или его отловили в раннем возрасте. Нужно быть осторожными, чтобы не нарушить экосистему территорий, когда животное вводят в ареал. Если учесть всё, то это становится возможным.

Кэти Мур

Многие национальные парки и зоопарки имеют большой опыт в выпуске животных на волю, поэтому они внимательно подходят к такому методу. Каждый год публикуются научные статьи на эту тему, где говорят как о положительных результатах, так и ошибках, которые возможно исправить. Например, реинтродукция зайцев-русаков и зайцев-беляков в Троекуровском лесу, в юго-западной части Москвы. Не было учтено состояние территорий и кормовой базы, поэтому зайцы не прижились в их историческом ареале.

Некоторые зоозащитники против разведения редких видов животных в неволе. По их мнению, такой метод может привести к увеличению спроса на мясо диких животных и органов, использующих в традиционной медицине. «Коммерческое разведение диких животных увеличивает незаконную торговлю дикими животными», — говорится в заявлениях Всемирного фонда дикой природы и компании Fauna and Flora International.

Этот метод характерен для стран Азии. Как стало известно в середине июля, в Мьянме подобный опыт поддерживает и государство. По заявлению правительства Мьянмы, восемь видов диких животных, содержащихся в питомниках, могут быть разведены для производства мяса или добычи кожи. В этой стране под угрозой исчезновения находится гребнистый крокодил, за которым ведут охоту ради его кожи.

Специалисты полагают, что подобное разведение животных в неволе ради потребления их мяса, особенно на азиатских рынках, вызывает различные заболевания. В этом числе и коронавирус, который вызвал нынешнюю пандемию или атипичную пневмонию в 2002 году, унёсшую жизни 800 человек.

Программы по переселению исчезающих видов не всегда удачны. Но хороших примеров больше

В 80-х годах прошлого века в мире насчитывалось около 20 калифорнийских кондоров. Американская организация по сохранению кондора SSP Condor увеличила эту популяцию до 200 птиц за 20 лет. По исследованиям, в 2019 году калифорнийских кондоров насчитывалось 500 особей, 219 из которых, живут в дикой природе.

Ещё одним успешным примером реинтродукции считается илька, или куница-рыболов. Из-за охоты ради её меха, этот вид уничтожили на территории США. К 2008 году удалось восстановить вид с помощью привезённых животных из Южной Америки. Илек заселили на территории Олимпийского национального парка, штат Вашингтон. Программа оказалась настолько успешной, что в 2013 году власти решили расселить их и в других северные штаты США.

Выход ильки в дикую природу
Фото National Geographic

В России самым известным заселением территории считается восстановление популяции сапсанов в Москве, причём на урбанизированных территориях. В 1996 «Русский соколиный центр» Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы выпустил первых птиц, которых воспитывали в питомнике и подготавливали к самостоятельной жизни — учили добывать пищу и защищаться от врагов. Сапсаны смогли прижиться на новой территории и обустроились на высотках в Москве. Сейчас сапсаны вновь гнездятся в Москве и Московской области, и их популяция растёт с каждым годом.

На исчезновение видов животных влияют и природные катаклизмы. Овцебыки во время ледникового периода обитали на полуострове Таймыр, но исчезли по неизвестным причинам. В 1970-х годах российские учёные перевезли их из Гренландии и удачно расселили в новом ареале. По данным на 2019 год, из-за уничтожения браконьерами, овцебыков на Таймыре осталось около 5000-6000. По сравнению с 2015 годом (около 16000 овцебыков), это означает катастрофическое снижение популяции вида.

Однако не все животные могут прижиться на новой территории. Самой главной проблемой остаётся привязанность к человеку. В 1993 году на экраны вышел фильм «Освободите Вилли», где главную роль сыграл касатка Кейко. После выхода фильма люди стали писать письма с просьбой об улучшении условий для животного и выпуском на волю. Был создан фонд, целью которого служил сбор средств на освобождение Кейко. В 1998 году Кейко удалось доставить к берегам Исландии и готовить к выпуску в дикую природу. В 2002 году, оказавшись на воле, он проплыл 1400 километров и поселился у берегов Норвегии. Хоть сородичи его и приняли, он до конца своей жизни не мог ужиться с ними, привязавшись к человеку.

Подобные случаи характерны и для обезьян. Исчезающие виды разводят в зоопарках для увеличения их популяции. За многие годы работы с ними зоологии выделили основные критерии, по которым их готовят к самостоятельной жизни. Их заново учат находить себе пищу, оставаться на деревьях для защиты от врагов и общаться с сородичами. Чтобы они привыкли к новой местности, их завозят на острова или вглубь джунглей на протяжении нескольких лет, а затем забирают в питомники. Лишь после того, как обезьяны привыкнут к новым местам, их отпускают на волю. При этом зоологи окончательно не покидают своих бывших подопечных — они их охраняют и провозят свежие фрукты в места нагула, но редко с ними контактируют.

Успехи российских программ по сохранению и расселению редких животных

В России активно применяются различные программы по восстановлению популяций редких видов. Для них выделяют заповедники в несколько тысяч гектаров, защищают от браконьеров, следят с помощью ошейников с GPS-трекерами и изучают их.

Самый успешный пример по восстановлению вида — программа «Амурский тигр». К 1940-м годам на Дальнем Востоке насчитывалось около 20-30 особей этого тигра, после чего его включили в «Красную книгу». Лишь в конце 20 века правительство обратило внимание на проблему сохранения вида и приняло ряд нормативных документов ради восстановления численности.

Амурский тигр в Лазовском государственном заповеднике (Приморский край)
Фото Русского географического общества

Только после 2010 года была принята основная стратегия для восстановления численности животного и создали центр «Амурский тигр» по инициативе Владимира Путина. Однако говорить о полноценной защите тигра нельзя — вырубка лесов и браконьерство всё ещё остаются главными врагами для них. По данным на 2015 год, на Дальнем Востоке обитает 523 амурских тигра.

Подобным образом сохранили численность видов дальневосточного леопарда и переднеазиатского леопарда, обитающего на Кавказе. Из-за массового истребления животных их численность заметно сократилась, поэтому правительство регионов создали для них национальные парки с кормовой базой — национальный парк «Земля леопарда» в Приморском крае и сочинский Центр разведения и реабилитации переднеазиатского леопарда. Благодаря таким действиям удалось сохранить этот вид, но популяции всё ещё остаются небольшими.

Президент России Владимир Путин подкармливает лошадь Пржевальского в резервации в Оренбургской области
Фото Урал 56

Создание популяции лошади Пржевальского началось в 2015 году и считается одной из успешно реализованных программ по восстановлению исчезнувшего вида. Лошадей перевезли из Франции и Венгрии и создали для них отдельную резервацию в Оренбургской области. В 2018 году лошади начали давать потомство, а организаторы программы надеются, что к 2030 году область заполнят около 150 лошадей.

Как сказала начальник управления федерального проекта «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» Светлана Шейнфельд, программы по сохранению редких видов животных находят больший отклик в обществе, чем, например, внедрение наилучших доступных технологий. И с каждым разом примеры реинтродукции успешны, благодаря тщательным научным исследованиям о природе и желанием сохранить редкие виды животных.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, говорится в этом материале.

#животные #природа #экология #лонгриды #лигаавторов