Денис Лисовски

Революция контента: каким был YouTube в первой половине 10-х

Обзоры, скетчи, VFX и творчество всех сортов.

превью Youtube Rewind 2012 года

Начало 10-х было воистину великим временем. Домашний интернет стал быстрым и по-настоящему доступным, сеть завоёвывала индустрию и овладевала умами масс бешеными темпами. Не обошло это и сферу развлечений — в начале 10-х Youtube совершил настоящую революцию, став «новым телевизором» и площадкой для создателей медиаконтента практически любого профиля. В те времена не было многого из того, что есть сейчас – ограничения по времени, влияющие на монетизацию, отсутствовали, самой рекламы было не так много (как, впрочем, и спонсоров), детский контент ещё не был главной головной болью площадки. Заработок для большинства начинавших там авторов на первых порах не был первичен. Основной целью было показать себя, сделать шоу и заинтересовать народ – и им это определённо удавалось.

* * *

«What’s happening forum?»

Было бы неправильно начать этот материал с кого-то ещё – «Equals Three» было главным шоу на ютубе. Да, в самом начале 10-ых балом правил Райан Хига со своими скетчами, но Рэй Уильям Джонсон обогнал его уже к лету 2011 года. Формат дайджеста популярных роликов, сдобренного чёрным юмором и едкими комментариями бесстыдного ведущего, пришёлся публике по душе – к концу 2011 канал Рэя Уильяма Джонсона стал первым каналом, преодолевшим отметку в пять миллионов подписчиков.

Рэй Уильям Джонсон перестал быть ведущим «Equals Three» ещё в 2014 году. Шоу впоследствии сменило ещё трёх ведущих и закрылось окончательно лишь ко второй половине 10-ых. На момент написания этой заметки шоу всё ещё неактивно, а Рэй перебрался в TikTok, где недавно набрал свой первый миллион подписчиков.

Сам Рэй, помимо «Equals Three», стал известен ещё и благодаря своему музыкально-юмористическому проекту Your Favorite Martian. Канал виртуальной группы с анимационными клипами одно время был самым большим музыкальным каналом на ютубе. Ныне канал заброшен, а его название заменено на «THIS PROJECT IS RETIRED».

Говоря о музыкально-комедийных проектах, нельзя не вспомнить The Lonely Island. Ютуб-революция удачно совпала с выходом их второго альбома «Turtleneck & Chain», сопровождавшегося великолепным треком «Motherlover», записанным совместно с Джастином Тимберлейком.

Вскоре после выхода «Turtleneck & Chain» и сопровождавших его клипов популярность The Lonely Island сошла на нет – последний большой всплеск интереса к группе, согласно статистике Google Trends, пришёлся как раз на 2011 год.

Примерно на одном уровне с Рэем Уильямом Джонсоном в плане популярности и числа подписчиков всё это время был комедийный дуэт Smosh. В январе 2013 года они окончательно обогнали RWJ по количеству подписчиков и вышли на первое место. Дуэтом Smosh перестали быть лишь в 2017 году, когда один из участников, Энтони Падилла, покинул проект. Тем не менее, канал всё ещё активен, хоть былой популярностью уже и не блистает.

Благодаря качественным юмористическим скетчам долгое время одним из самых популярных ютуб-каналов оставался канал CollegeHumor. На момент написания этой заметки канал всё ещё активен, но, как и в случае с большинством упомянутых здесь деятелей, существует в тени былого успеха – большинству самых просматриваемых роликов на канале от 6 до 12 лет.

В августе 2013 самым популярным ютубером стал Феликс Чельберг, более известный всему миру как PewDiePie. По большому счёту, Феликс остаётся самым популярным блогером внутри платформы и по сей день – если не брать в расчёт коммерческие каналы вроде T-Series или официальных каналов музыкантов с мировым именем. И за семь лет на самом деле изменилось не так уж и много – это всё ещё тот же крикливый и слегка абсурдный швед, который играет в глупые, но весёлые игры. Только теперь с хорошим оборудованием, обородевший и популярнее, чем когда бы то ни было.

Ютуб начала 10-ых был богат на личности. Например, именно тогда начала свой путь на платформе Дженна Марблс. Её видео «Как заставить людей думать, что вы хорошо выглядите», вышедшее 10 лет назад, до сих пор остаётся самым просматриваемым на канале.

Сама Дженна на начало 2020 года всё ещё оставалась самой популярной блогершей на ютубе, но неожиданно для всех свернула всю свою деятельность после обвинений в расизме. На данный момент она скрыла часть «спорных» видео с канала, закрыла совместный подкаст со своим партнёром Джулиеном Соломитой, и не собирается возвращаться на ютуб. По крайней мере, пока что.

Определённой популярностью пользовалась Лайна Моррис, более известная миру как Overly Attached Girlfriend. Став популярной благодаря своему безумному взгляду, она продолжила делать контент для своего канала – там периодически появлялись как скетчи, так и обычные видео в формате блога.

Лайна объявила о том, что закрывает свою ютуб-деятельность, в 2019 году. Причиной тому послужила депрессия и тревожность, которые преследовали её все годы популярности, о чём она рассказала в своём прощальном видео.

Славу порой спонтанно обретали не самые очевидные деятели. Так, в середине 2012 популярность неожиданно свалилась на Анну Брисбин – миловидную девушку, записавшую на видео свою озвучку всех покемонов первого поколения. Идея пришлась очень по душе интернету – это видео дало старт её карьере актёра озвучки. Впоследствии Анна сделает озвучку персонажей разных франшиз своей основной тематикой канала и примет участие в работе над несколькими крупными проектами (в частности, Анна подарила свой голос одному из персонажей River City Girls и ремейку Final Fantasy VII). Помимо работы с голосом, на её канале нынче можно найти мейкап- и косплей-туториалы.

Расцвет ютуба стал прорывным для VFX-деятелей и мастеров эффектной съёмки. Особенно на этом поле отличился Фредди Вонг, долгое время удерживавший статус самого известного и талантливого VFX-артиста на ютубе. Ранее его канал был известен как freddiew, позже был переименован в RocketJump. На данный момент частота выхода нового материала на основном канале существенно снизилась, а сам Фредди появляется чаще на канале своих коллег по цеху Corridor Digital.

Corridor Digital тоже обрели свою наибольшую популярность именно в тот период. Их успеху способствовали не только отличные съёмка и спецэффекты, но и актуальная по своему времени начинка видео – компьютерные игры и дабстеп.

И котики!

Ныне Corridor Digital всё ещё радуют своих подписчиков качественными видео (хотя, конечно, и не с той частотой, что и пять-семь лет назад), но основная их деятельность теперь сместилась на другой канал, Corridor Crew, и реакционные видео.

Были и обратные примеры каналов, не особо утруждавшихся построением красивых спецэффектов. Например, Annoying Orange, взорвавший интернет аккурат под конец 2009-го – начало 2010-го годов.

Говорящие фрукты. Сможете ли вы объяснить, что было смешного в этом 10 лет назад? Нет? И я не смогу.

А ведь смешно было!

С анимацией в начале 10-ых творилось что-то странное. Главными тайтлами тех лет были My Little Pony и Adventure Time, и если Время Приключений на тот момент только набирало разгон, то My Little Pony с первого же сезона сколотил себе целую армию бородатых великовозрастных фанатов по всему миру. Естественно, это не могло не отразиться в огромном числе пародий, самой известной из которых стал довольно жуткий цикл PONY.MOV за авторством hotdiggedydemon. Сюрреалистичная пародия, отдалённо напоминающая Happy Tree Friends в лучшие свои годы, была оценена как фанбазой My Little Pony, так и теми, кто этот мультсериал не особо любил.

Но мы отвлеклись. Кстати о дабстепе и котиках.

Если бы 2012 можно было уместить в одно полуминутное видео – это было бы видео котика Скифчи, также известного как Dubstep Cat и Hipster Cat. Хипстеры, дабстеп, котики, ютуб – действительно концентрат интересов 2012 года, не правда ли?

И здесь мы плавно переходим к музыке.

Ютуб конца 00-ых – начала 10-ых стал довольно сильной альтернативой MySpace в плане продвижения музыки, и подарил этому миру немало хороших (и плохих, чего уж греха таить) артистов. Одним из первых музыкантов, получивших свою славу благодаря ютубу, был Dub FX. Уличный музыкант-битбоксер, колесивший по миру и набиравший популярность благодаря своим живым выступлениям, был запечатлён каналом BD Films и представлен ютубу в апреле 2009-го. Меньше чем через год Бенджамин Стэнфорд уже был звездой площадки, видео с его выступлениями вырвались за пределы ютуба (например, клип «Flow» можно было увидеть ещё на старом A-One), и о нём заговорили уже чаще и по всему миру.

Ныне Dub FX – успешный независимый музыкант, в последнее время часто сотрудничающий с самыми разными представителями независимой хип-хоп и регги-сцены, от Индии до Ямайки. Былой интерес публики к нему ожидаемо угас, но сам Бенджамин продолжает творить в своё удовольствие.

Чуть позже, также не без участия BD Films, на короткий период стал популярен ещё один битбоксер, MC Xander. Технически суть была примерно та же, но вместо педалей, как у Dub FX’а, у Ксандера было вполне стандартное оборудование.

MC Xander выпал из информационного поля довольно быстро, и вернулся с новым альбомом лишь в 2018 году.

Отчасти благодаря ютубу обрели куда большую известность Hadouken!. Видео с говорящим названием «100 Greatest Internet Videos In 3 Minutes» было залито в ноябре 2009 года, и довольно долгое время считалось квинтэссенцией площадки, её концентрированной сутью. Это же видео многие считали эдаким неофициальным клипом на трек «M.A.D.» от Hadouken!, достигшим куда большего успеха, чем оригинальный клип.

Тогда же вышло первое видео из серии «People Are Awesome», также сопровождавшееся музыкой от Hadouken!. Несколько лет спустя оригинальное видео будет удалено, «People Are Awesome» превратится в самостоятельный проект, Hadouken! свернут деятельность, а на просторах ютуба останутся лишь перезаливы, напоминающие о былом величии платформы и её содержимого.

Вместе с волной дабстепа свою популярность обрела скрипачка Линдси Стирлинг. Начав свой путь к успеху с шоу America’s Got Talent, она довольно быстро переместилась на ютуб, где за короткий срок стала звездой площадки. Виртуозность исполнения, хореография, качественная съёмка и смесь классической скрипки с модным дабстеповым жужжанием сделали Линдси Стирлинг настоящей cенсацией.

Другим музыкальным феноменом, появившимся благодаря ютубу, стала Карли Рэй Джепсен с её главным хитом «Call Me Maybe». Незамысловатая песня с цепляющим мотивом стала одним из главных гимнов 2012-го года, а Карли с тех пор прошла долгий путь, набрала популярность и теперь является вполне себе состоявшейся исполнительницей.

Но там, где есть обожание – обязательно есть и ненависть.

Ютуб 10-ых у многих ассоциируется со становлением Джастина Бибера – главной поп-звезды своего времени. Это сейчас он вырос и стал похож на любого типичного поп-исполнителя, а тогда это был лохматый смазливый ребёнок, певший о тяготах подростковой любви. В глазах многих Бибер представлял собой худшее, что могла предложить поп-музыка тех лет. Клип Джастина Бибера «Baby», вышедший в феврале 2010-го, почти восемь лет держал статус самого задизлайканного видео на ютубе.

Иронично, что побить рекорд смог лишь Youtube Rewind 2018 года.

«Почти» – потому что на несколько месяцев пальму первенства забрала себе Ребекка Блэк со своим клипом «Friday». Клип на песню сию практически моментально был окрещён самым худшим видео на ютубе, и в период с марта по июнь 2011 «Friday» оставалось самым задизлайканным видео на ютубе.

Девять лет спустя Ребекка Блэк расскажет о том, что эти потоки негатива ввергли её в депрессию, и на этот раз интернет её поддержит. Ведь, несмотря ни на что, это было настолько плохо, что было даже забавно.

Ну и, конечно же, мемные песни. Их нам ютуб в начале 10-ых подарил немало.

Начать, конечно же, тут стоит с достопочтенного корейского господина Псая. Его «Gangnam Style», не кривя душой, можно считать одним из главных треков десятилетия. Он был просто везде. На него делали пародии, он играл из каждого утюга, его обожали и ненавидели. Клип на «Gangnam Style» был первым роликом на ютубе, преодолевшим отметку в миллиард просмотров. Тогда казалось, что весь мир следил за моментом, когда этот рубеж будет пройден.

Одним из самых мощных флешмобов 10-ых по сей день остаётся Harlem Shake. Видео, под которым кучка странных ребят в не менее странных костюмах неистово танцует под трек Baauer, породило целую волну флешмобов и пародий, и смело может считаться одним из главных столпов ютуба 10-ых.

И вот тут настаёт время для одного примечательного факта. Мало кто знает об этом (или предпочитает делать вид, что не знает), но создателем Гарлем Шейка является Джордж Миллер, автор и главный актёр Шоу Филти Фрэнка – самого великого в своей дикости и провокационности трэш-шоу ютуба. Сам же Джордж Миллер в амплуа Пинк Гая (того самого парня в розовом комбинезоне) успел записать полноценный альбом, возглавивший в 2017 году все основные чарты, а в конце 2017 года закрыл шоу, чтобы целиком посвятить себя серьёзной сольной карьере. Ныне он известен как Joji, один из самых перспективных поп-исполнителей последних лет.

Воистину, персона легендарная.

К слову о мемах и вирусном. В те славные годы вояков со всеми их возможными вариациями ещё не было, а балом правили рейдж-фейсы и старые-добрые протомемы. Естественно, на ютубе это не могло пройти незамеченным – в один прекрасный момент на ютубе появился клип от группы The GAG Quartet, который можно было считать воплощением не то что ютуба – скорее всего интернета тех лет.

Если вы, не подглядывая, узнаете всё отображённое в этом видео – поздравляю, свою твёрдую пятёрку по мемологии вы отработали.

Ну и закончить с воспоминаниями о западном ютубе хотелось бы, конечно же, ревайндом 2012-го года. Тогда всё ощущалось по-другому. В самом ролике, подводящем итоги года, чувствовалась некая сплочённость, единение создателей контента и целостность концепта, задуманного организаторами. Ни один ревайнд ни до, ни после, не выглядел таким искренним и ярким, как в 2012.

* * *

В России

Естественно, успех формата, созданного Рэем Уильямом Джонсоном, не мог остаться незамеченным, и у него довольно быстро появились последователи. В частности, в русском сегменте ютуба стали известны Максим Голополосов (+100500) и Стас Давыдов (This is Хорошо). Оба шоу появились в 2010-ом с разницей в полтора месяца, и долгое время оставались самыми популярными ютуб-шоу в рунете. На текущий момент канал «+100500» отпраздновал своё десятилетие, а создатели «This is Хорошо» закрыли шоу спустя восемь с половиной лет, сменили формат и продолжают деятельность.

В России у этого формата были и другие, менее очевидные представители – например, например, шоу «Нинель Пофиг», запущенное Андреем Нифёдовым в 2011 году и пародировавшее как формат, так и его ведущих. Шоу с переменным успехом прожило несколько сезонов и к середине 10-ых интерес аудитории к нему угас окончательно. Примерно в то же время Андрей Нифёдов начнёт снимать своё самое спорное шоу «Школоблогеры», в котором будет глумить школьников, пробующих себя в блогинге, а вскоре его популярность окончательно сойдёт на нет.

Самым популярным же (как минимум если не в официальной статистике, то в умах просветлённой аудитории) отечественным ютубером был Илья Мэддисон, некогда носивший гордое прозвище «Король». В актуальные годы был одним из первопроходцев во многом – как в отечественном видеоблоггинге в целом, так и в обзорах игр и всего остального.

За прошедшие годы успело поменяться многое – Илья успел выехать из страны после того, как на него открыли охоту из-за шутки про Коран, вернуться обратно, перезапустить свою карьеру на Twitch и стать помощником депутата ЛДПР. На данный момент всё ещё активен на Твиче, но на ютубе появляется редко и неохотно.

Главным «коллегой по цеху» Мэддисона долгие годы был Юрий Хованский, который на тот момент делал одно из первых стендап-шоу на ютубе «Russian Stand-Up». Однако же, больший успех ему принёс цикл видео «Е**ТЬ КАК Я ЛЮБЛЮ», посвящённый всему, что ему не нравилось (а не нравилось ему много что).

В контексте обсуждений Мэддисона на заре 10-ых обязательно стоит упомянуть Руслана Усачева, состоявшего в эдакой «вражде» с Ильёй (по крайней мере, так искренне считали обитатели фан-паблика Ильи в ВК, «захваченного» Русланом где-то в те годы). На тот момент Руслан всё ещё делал «Твитоту» и «Вредное Кино», и только начал снимать первый сезон «Пора валить» – шоу, которое впоследствии станет одним из самых популярных трэвел-блогов в русском ютубе.

Недавно Руслан отпраздновал десятилетие своего канала и дал по этому поводу большое интервью на TJ.

В ролике выше также можно увидеть ещё совсем зелёного Поперечного и Кшиштовского без бороды. В начале 10-ых Миша Кшиштовский был известен как «Психодозер и Мешок Шишек» и делал юмористические скетчи, а Данила Поперечный ещё не ударился в стэндап и провокации, и был известен преимущественно своей анимацией.

В те же годы огромным успехом пользовалась студия «My Duck’s Vision», сделавшая себе имя на провокационных видео и серии роликов «Скандальная правда», основанных на безумных теориях заговоров.

В те годы русский ютуб условно был поделён на две крупнейших тусовки – «Спасибо, Ева!» и «Caramba.TV». В состав «Евы» входили Мэддисон, Усачев, Поперечный, Кшиштовский, My Duck’s Vision, «Нинель Пофиг» и немало других ютуберов тех лет. После перезапуска канала A-One под крыло «Евы» перешли виджеи A-One Чак и Хоббит, которые запустили на ютубе новое шоу «МузЩит», вдохновлённое «Shit-парадом» старого MTV. К слову, в это же шоу позвали и Мишу Рольника.

Помимо прочего, одно время Хоббит занимался выпуском передачи «Время жратвы». Среди гостей передачи в разное время были Илья Мэддисон, Кшиштовский, Amatory, Слот, КняZz и Стас Барецкий.

Также на заре 10-ых под крыло «Евы» попал барабанщик Василий Руденко и его «Ebashilovo» – серия уроков игры на барабанах, сдобренная трэшем и угаром.

Другим музыкантом, прославившимся на «Еве», стал Acontrari. Инфернальные дабстеп-миксы на популярные мемы тех лет пользовались бешеной популярностью.

На какое-то время Acontrari пропал с радаров, а затем вернулся, и теперь делает ещё более инфернальные видео, но уже с 3D-моделями.

Ильич, который сейчас более известен в первую очередь в качестве лидера Little Big, также обрёл свою популярность на ютубе в те годы. «Шоу Гаффи Гафа» было одним из самых неоднозначных и трэшовых шоу на русском ютубе, и продержалось два полных сезона, оборвавшись на старте третьего.

Юмористической рэп-группе «Хлеб», также пользующейся сейчас определённым успехом именно в качестве самостоятельного проекта, тоже предшествовала ютуб-карьера – участники коллектива прославились благодаря шоу «Рассказать друзьям» и «Мне нравится», в которых они обозревали популярных личностей и делали абсурдные скетчи.

Высшей точкой «Спасибо, Евы» можно считать «Полицейские будни». Шоу, продержавшееся всего три серии, собрало в себе почти всех участников «Евы» и было самым крупным проектом этого сообщества. Однако, уже тогда «Ева» начала уходить в закат – произошёл тот самый слив переписки Потупчик, из которого выяснилось, что «Спасибо, Ева!» получала финансирование из Кремля. После того, как информация об этом всплыла, блогеры начнут уходить с «Евы», и вскоре от её былого величия ничего не останется.

На «другой стороне» русского ютуба находилось творческое объединение «Caramba.TV». Главной звездой «Карамбы» был Максим Голополосов, но, помимо него, там было и много других талантливых деятелей.

Например, вторым по популярности шоу там было «100500 вопросов», которое вёл Камикадзе Ди. До полного ухода в политику Камикадзе занимался тем, что смущал случайных прохожих провокационными вопросами.

Именно в рамках сотрудничества с «Карамбой» начнёт набирать популярность Евгений «Badcomedian» Баженов – ныне, пожалуй, один из самых известных отечественных ютуберов. За годы работы не очень сильно изменилась суть происходящего в видео и его структура, но зато можно чётко отследить, как менялось качество материала.

Большинство шоу, выходивших на «Карамбе», с годами ушло в тень. Например, мало кто из аудитории тех лет помнит про канал Виктории Юшкевич «Hotpsychologies», на котором рассказывалось об отношениях и психологии полов. Ныне канал всё ещё активен, но былой популярностью уже не пользуется.

Также на почве психологии, философских и социальных тем поднялся и угас другой канал под названием «proektKOZA», ведущим которого был латвийский блогер Ликей. Проект держался достаточно долго, но в конечном итоге тоже ушёл в тень, и ныне не активен.

Ещё одной крупной звездой уже на закате «Карамбы» стал Enjoykin. Его музыкальные ремиксы были популярны и ранее, но с выходом видео «Nyash Myash» его популярность вышла на новый уровень, и о его творчестве узнало гораздо больше людей.

Тем не менее, за пределами двух крупных тусовок хватало и блогеров-одиночек, приходивших к успеху самостоятельно.

Например, в 2011 свой самый популярный цикл видео «BAD ROOM» начал выпускать Snailkick. На текущий момент Снэйлкик остаётся в меру популярным блогером, хоть в инфополе попадает уже не так часто.

В начале 10-ых огромную популярность набрали скетчи Эльдара Бродвея. В его пользу играло то, что они были довольно короткими, а выходили очень часто.

Ныне Бродвей продолжает вести канал, хотя количество скетчей и темп их выхода заметно снизились.

С 2011 по 2013 бешеной популярностью пользовалось шоу Сергея Минаева «MinaevLIVE», в котором Минаев приглашал самых разных гостей на разговоры и посиделки под алкоголь. Среди гостей шоу были Никита Джигурда, Тимати Тесак, Гуф и Айза, Noize MC и много других.

Шоу закрылось в 2013 году, и на смену ему пришёл новый проект Минаева «KontrTV», который, однако же, былого успеха не достиг.

Главным столпом отечественной флеш-анимации на русском ютубе в те годы был Nightwayfarer, сделавший «School 13». Проект был достаточно успешен, и в итоге его создателя, Дмитрия Меньшикова, позвали делать полноценную программу для канала 2х2 «Игрооргии», за основу которого и был взят «School 13». «Игрооргии» продержались на плаву достаточно долго, но в конечном итоге проект был свёрнут, канал с заливами оригинального мультсериала ушёл другому владельцу, а сам Меньшиков создал новый канал на ютубе и переехал на Twitch.

На озвучке анимации поднялся Дима Сыендук – именно он озвучивал для русского ютуба цикл «PONY.MOV», который я упоминал здесь чуть ранее. Ролики выходили на его основном канале с 2011 по 2013 годы. Примечательно, что на текущий момент все видео из этого цикла скрыты с канала и доступны только по прямой ссылке.

Ну и напоследок – тоже о музыке, ведь свои аналоги в отечественном поле должны быть у всего. Даже у объектов ненависти.

Если весь западный интернет клялся в своей неистовой ненависти к Джастину Биберу, то в русскоязычной среде все ненавидели Рому Жёлудя. Он, в общем-то, являл собой то же самое, что и Джастин Бибер – смазливый образ и попсовые песни о популярном, целевой аудиторией которых были девочки средних классов.

Рома Жёлудь пропал с радаров так же быстро, как и появился. Сейчас он ведёт личный блог на своём канале, периодически появляясь то на различных интервью, то в ток-шоу.

* * *

Примерно к середине 10-х правила игры на ютубе изменились. Планка качества для новых создателей контента была задрана запредельная, на пятки ютубу наступал Twitch со своими стримами, начались проблемы с монетизацией и ограничениями, правила из года в год становились всё жёстче, а создателям контента пришлось под эти правила прогибаться. Ютуб перестал быть той хаотичной, но интересной платформой, какой был ещё в начале десятилетия.

Но всё-таки за этот короткий период он успел свершить свою большую революцию, став полноценной альтернативой телевидению и заодно показав, что качественный авторский контент можно делать самому и без огромных продакшн-команд.

Была бы площадка.

#лонгрид #интернет #ютуб #десятые