Вместо WhatsApp и Tinder: 11 китайских сервисов, которые вытеснили западные аналоги
Особый путь китайских мобильных приложений.
Жители Китая в очереди. Фото Financial Times
Более 600 миллионов человек в Китае пользуются смартфонами. Особо популярны телефоны на Android — из-за их невысокой цены по сравнению с iPhone. Столь привлекательный рынок мог бы принести западным приложениям огромную прибыль, однако по политическим причинам большая их часть заблокирована в стране.
В 2014 году китайские власти запретили поисковую систему Google и все связанные с ней сервисы: Google Play, Google Maps, Gmail. Также в Китае заблокированы Фейсбук, Твиттер, YouTube, Инстаграм, Yahoo! и SoundCloud. Пользуясь этим, китайские IT-компании часто копируют оригинальный дизайн и концепцию западных приложений, выпуская их копии под другими названиями. Авторского права такие копии не нарушают.
Другая причина популярности локальных приложений в Китае — языковой барьер. Лишь около 1% китайцев знают английский на достаточно хорошем уровне, чтобы пользоваться западными сервисами. Крупные компании занимаются локализациями, но зачастую терпят неудачу из-за недостатка профессиональных переводчиков и востоковедов. Кроме того, сервисам требуется команда техподдержки, которая должна знать китайский на разговорном уровне.
Третья причина — цензура. Китайские власти могут потребовать руководство приложений блокировать страницы иностранных компаний, фильтровать публикации пользователей или передавать спецслужбам личные данные. Это также затрудняет распространение китайских продуктов в страны, где осуждается цензура и слежка за людьми.
На фоне этого крупнейшие компании Китая идут своим путём и создают аналоги западных сервисов: мессенджеры, приложения для обработки фотографий, сервисы вызова такси и социальные сети.
Мессенджер WeChat
Интерфейс WeChat
Аналог WhatsApp и Telegram
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android.
Возможно, самый яркий пример трансформации западного приложения в Китае. Пользователи WeChat могут отправлять текстовые сообщения, общаться по видеосвязи, просматривать встроенную новостную ленту, оплачивать покупки через внутренний электронный кошелёк и искать музыку через функцию в духе приложения Shazam.
Владелец приложения, интернет-провайдер Tencent, активно рекламирует его, предоставляя бонусы за онлайн-оплату через сервис. В WeChat также встроена мини-социальная сеть, где люди формируют списки друзей и публикуют заметки в личных блогах.
Аудитория приложения составляет 938 миллионов человек. Во время празднования китайского 2016 года с помощью сервиса произвели больше транзакций, чем у PayPal было за весь 2015 год.
Для сравнения — мессенджером WhatsApp пользуются больше миллиарда человек, и он не заблокирован в Китае.
Магазин приложений 360 market
Сайт 360 market
Аналог Google Play
Вместо заблокированного Google Play в Китае работает не менее 10 подобных магазинов. Они предлагают приложения, размещённые в американском аналоге, обходя при этом блокировку Google. Самый яркий пример — магазин 360 market. Он предлагает более 150 тысяч приложений.
360 market не заменяет американский магазин полностью, но предлагает схожие китайские приложения. Преимущество сервиса относительно других китайских магазинов заключается в большом ассортименте видеоигр. К примеру, когда в конце 2013 года вышла игра «Plants vs. Zombies 2», на 360 market её скачали больше 10 миллионов человек за 36 часов.
По словам руководства сервиса, ежемесячно им пользуются больше 400 миллионов человек. Для сравнения — Google Play ежемесячно используют более миллиарда человек.
Приложение для обмена фотографиями Camera360
Интерфейс Camera360
Косвенный аналог Instagram
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android
После блокировки Инстаграма в 2014 году китайские разработчики не стали полностью копировать функциональность приложения, а напротив, расширили её в схожих сервисах. Самый популярный из них — Camera360. Как говорится в описании приложения, оно быстро обрабатывает контуры лица, разглаживает кожу, увеличивает глаза, удаляет акне или чёрные точки, размазывает и обрезает изображение. В общем «хорошо подходит для селфи». Кроме того, пользователи могут добавлять к фотографиям стикеры и анимации.
После обработки приложение загружает фотографии в социальную сеть, похожую на Инстаграм: там также можно подписываться на людей, ставить лайки и комментировать чужие фотографии. Количество скачавших приложение — более 200 миллионов человек, оно популярно и в других странах. Для сравнения — Инстаграмом в мире пользуются 700 миллионов человек.
Платежная система Alipay
Значок с QR-кодами AliPay и WeChat для оплаты покупок в кафе. Фото Alibaba
Аналог PayPal
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android.
Самая популярная китайская платёжная система, созданная компанией Alibaba. С помощью сервиса оплачивают газ, электричество, счета за связь, покупки в магазинах или на сайтах. Также через приложение можно купить ценные бумаги, оформить страховку или перевести деньги на банковский счёт.
В большинстве магазинов в крупных городах у кассы стоит значок с QR-кодами для кошельков Alipay и WeChat. Также в приложении доступна авторизация при помощи технологии распознавания лиц. Сервисом пользуется 450 миллионов человек. Услуги PayPal использует 179 миллионов человек.
Сервис для вызова такси Didi
Маршрут проезда, выстроенный в приложении Didi. Фото AFP
Аналог Uber
Официальный сайт. Версии для iPhone и Google Play
В начале 2016 года компания Didi конкурировала с Uber China за китайских клиентов. Американская компания предлагала более выгодные тарифы, зато Didi была доступна практически во всех городах страны. В результате китайский сервис выкупил права на Uber China за 35 миллиардов долларов. Инвесторы Uber получили 20% акций Didi, а кроме этого, по словам анонимных источников, китайская компания инвестировала миллиард долларов в американский Uber.
Жители Китая обычно расплачиваются за поездки в Didi с помощью местных платёжных систем: Union Pay, Alipay и Baidu Wallet. У иностранных туристов обычно нет карт этих сервисов, поэтому они чаще оплачивают услуги наличными. Руководство компании рассчитывает в ближайшие годы развивать направление самоуправляемых машин. Для этого в марте 2017 года компания открыла лабораторию в Калифорнии.
Didi пользуется около 400 миллионов человек. Примерное количество скачавших приложение пользователей варьируется в диапазоне от 100 до 500 миллионов человек. В 2016 году глава Uber Трэвис Каланик рассказал, что американским сервисом ежемесячно пользуется 40 миллионов человек.
Онлайн-магазин Taobao
Работники в филиале Taobao в китайской деревне. Фото AP
Аналог eBay
Официальный сайт. Версии для iPhone и Google Play.
Один из самых крупных мировых онлайн-магазинов по продаже различных товаров. В ассортименте есть лётный и наземный транспорт, редкая еда из экзотических стран, растения, бытовые приборы, коллекционные издания книг, редкие комиксы и хозтовары. Продать и купить товар может любой зарегистрировавшийся пользователь, а цены, даже учитывая пересылки в другую страну, привлекают клиентов из Европы и США.
Во многих населённых пунктах Китая около 10% населения занимаются онлайн-торговлей в приложении. Одна из проблем Taobao, за которую сервис неоднократно критиковали — продажа низкокачественных вещей. Эти жалобы, впрочем, не отпугивают около 400 миллионов ежемесячных пользователей сервиса. Аудитория eBay в то же время — 179 миллионов человек.
Приложение для знакомств Tantan
Интерфейс Tantan. Фото Toronto Star
Аналог Tinder
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android.
Принцип работы Tantan повторяет известный американский сервис — свайпом влево или вправо пользователь решает, хочет он общаться с предложенным человеком или нет. Варианты подбираются с учётом выбранных фильтров и географического положения пользователя.
В приложении есть список оскорбительных стоп-слов, после употребления которых пользователь получает предупреждение. Среди таких фраз — «познакомлюсь для секса», «секс на одну ночь», «хорош в постели», «пересплю с тобой», «интимные фото», «ищу проститутку». Как указано на сайте, за время работы в приложении было сделано почти 600 миллионов «мэтчей».
В 2015 году инвестиционная компания Bertelsmann Asia Investments вложила в Tantan 5 миллионов долларов. В мае 2016 года бизнесмен Юрий Мильнер стал лидером раунда инвестиций в Tantan на сумму в 32 миллиона долларов. Тогда же сообщалось, что ежедневно приложением пользуется 2,5 миллиона человек, из которых 80% — люди до 30 лет. В 2014 году примерная аудитория Tinder составляла порядка 10 миллионов человек в день, но с тех пор компания раскрывала лишь косвенные аудиторные показатели. По последним данным, пользователи сервиса делают 1,6 миллиарда свайпов в день, а только платных подписчиков у Tinder около 1,8 миллиона.
Поиск скидок и доставка еды Meituan
Мотоцикл службы доставки у входа в китайское отделение пиццерии Dodo Pizza. Фото vc.ru
Косвенный аналог Seamless, Groupon и Delivery Club
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android.
Подобно своему американскому аналогу Seamless, Meituan определяет местоположение клиента и предлагает товары в магазинах или услуги во всех главных городах Китая с учётом фильтров: рейтинг, цена и расстояние. Дизайн Meituan почти идентичен иностранной версии.
Приложением пользуются не только люди, ищущие выгодные скидки, но и те, кто хочет заказать еду. Курьеры привозят не только китайские блюда, но и пиццу, гамбургеры или жареную картошку. Оплатить заказ можно по электронному кошельку, в том числе и с помощью WeChat. Доставка работает во всех крупных городах Китая.
Сервис Seamless ежедневно доставляет в различные города США и Великобритании до 324 тысяч заказов. По данным на март 2017 года сервис Meituan доставляет до 10 миллионов заказов ежедневно. Ежемесячно сервисом Meituan пользуется около 180 миллионов человек.
Сервис микроблогов Sina Weibo
Интерфейс Sina Weibo. Нажмите, чтобы увеличить изображение
Аналог Twitter
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android.
В 2009 году авторы Weibo позаимствовали у ныне заблокированного в Китае Твиттера основную концепцию: пост не должен быть длиннее 140 символов, пользователей можно ретвитить, а к человеку обращаться с помощью тега перед его именем. В январе 2016 года авторы Weibo увеличили количество знаков в постах до 2000, при этом комментарии к ним остаются ограничены 140 знаками.
Кроме текстовых постов, пользователи могут публиковать музыку, видео и фотографии, а также общаться с помощью эмодзи. В приложении доступна и функция кошелька. Незарегистрированные посетители Weibo не могут писать или комментировать записи.
В Weibo нельзя высказываться на темы, связанные с политикой или репрессиями в Китае. Официально правительство поддерживает ресурс и требует включить в систему регистрации реальные имена пользователей. Ежемесячно Weibo пользуется 313 миллионов человек. Ежемесячная аудитория Твиттера — 328 миллионов человек.
Видеохостинг Youku
Стартовое окно Youku. Фото vc.ru
Аналог YouTube
Официальный сайт. Версии для iPhone и Android.
Без YouTube в Китае появилось несколько видеохостингов, которые сражаются за аудиторию. Ведущим выступает Youku. Благодаря близким отношениям с правительством страны, руководство приложения первым получает права на фильмы и телешоу в хорошем качестве.
В отличие от пользователей американского аналога, жители Китая могут просматривать все фильмы и записи передач бесплатно — закон об авторском праве в стране формально не распространяется на видеохостинги. Многие жители перестали смотреть сериалы по телевизору, так как на Youku они стали выходить гораздо раньше. Здесь также есть функция прямых трансляций, где ежедневно «стримят» более 13 миллиардов минут. Это на 10 миллиардов больше, чем на YouTube.
За цензурой на YouKu внимательно следит правительство, поэтому там нет излишне натуралистичных, сексуальных или радикально-политических записей. Тем не менее это самый популярный видеохостинг в Китае — в среднем в месяц его посещает 580 миллионов человек. На YouTube ежемесячно заходит больше 900 миллионов человек.
Социальная сеть Renren
Интерфейс Renren
Аналог Facebook
Официальный сайт. Версии iPhone и Android.
Дизайн китайской соцсети, ранее известной как Xiaonei Network, почти полностью повторяет детище Марка Цукерберга. Пользователи добавляют друзей, находят знакомых через школы или университеты, делятся мыслями, видео, фотографиями или ссылками в личном профиле.
Целевая аудитория приложения — студенты. В базе данных социальной сети содержится информация о тысячах университетов, колледжей и средних школ, а также компаний в 29 странах. У соцсети есть своя валюта Xiaoneidou, на которую покупают подарки, внутриигровые предметы или рекламу на сайте.
Многие китайские приложения часто используют для авторизации профиль Renren, а каждую публикацию в социальной сети проверяет администрация. Пользователям запрещено упоминать расстрелы на китайских площадях, а также высказываться на политические темы и ругаться матом. За нарушение правил сообщение могут удалить, а пользователя — заблокировать.
Из-за финансовых проблем и ошибок в управлении репутация Renren среди рекламодателей снизилась, а молодые пользователи предпочитают Sina Weibo. В 2016 году доход компании упал на 26%, и с тех пор эксперты всё чаще говорят о закате социальной сети. В Renren зарегистрированы около 219 миллионов человек. На Фейсбуке — почти 2 миллиарда.
#золотойфонд