Офтоп
Роман Персианинов

Профиль: Кевин Систром

Генеральный директор Instagram, пообещавший очистить интернет от агрессии и троллинга.

Кевин Систром. Фото The New York Times

В конце июля 2017 года в англоязычном Инстаграме заработала новая версия функции DeepText, которая фильтрует негативные комментарии пользователей сервиса. Разработка инструмента заняла год, и всё это время процесс контролировал сооснователь и генеральный директор Instagram Кевин Систром.

С помощью механизма он рассчитывает победить главную, на его взгляд, проблему интернета — агрессию пользователей, беспочвенные оскорбления и троллинг. За этим амбициозным проектом стоят силы Facebook и поддержка звёзд IT-компаний, однако инициатива Систрома вызывает сомнения у критиков.

Обновлено 25 сентября 2018 года: Кевин Систром объявил об уходе из Facebook. По данным СМИ, причиной стали разногласия с Марком Цукербергом. Неизвестно, чем теперь займётся Систром.

Дорога к независимости

Журналисты и друзья знают 33-летнего Кевина Систрома как высокого, в меру бородатого мужчину с дружелюбным рукопожатием и состоянием в миллиард долларов. Но сам предприниматель воспитан достаточно скромно, чтобы не афишировать своё богатство. Он родился в штате Массачусеттс, в маленьком городке Холлистон, население которого едва превышает 15 тысяч человек.

В школе Систром увлекался программированием, а к 1994 году он был в числе сотен детей, целыми днями игравших в Doom II. Когда он прошёл сюжетную кампанию шутера, то начал создавать собственные уровни во встроенном редакторе. В то время подобным занимались многие подростки, в будущем посвятившие себя кодингу.

Когда пришло время выбирать университет, Систром, недолго думая, выбрал Стэнфорд, плотно связанный с Кремниевой долиной. Подобно Марку Цукербергу, который экспериментировал с кодингом в Гарварде, Систром также посвящал свободное время программированию.

Систром с родителями у входа в свою школу. Фото Vanity Fair

В какой-то момент глава Facebook и ровесник Систрома пригласил его развивать социальную сеть. Будущий предприниматель отказался — он сомневался в успехе проекта и хотел закончить учёбу. Систром закончил университет в 2006 году. Хорошая успеваемость открыла ему дорогу в Microsoft, но он предпочёл Google, пользующийся у выпускников Стэнфорда особым почётом. Три года работы в компании, два из которых предприниматель занимался маркетингом, наделили его опытом, но утомили.

Систрома интересовали три вещи: собственный проект, кодинг и фотография. Он хотел объединить эти составляющие в единую разработку. Работа в компании крупнейшего поисковика не оставляла времени для независимых проектов, поэтому Систром ушёл в Nextstop — сервис советов для путешественников. Позже, в 2010 году, стартап поглотил Facebook, но предпринимателя это уже не интересовало. К этому времени он нашёл инвесторов для своего первого серьёзного проекта — сервиса Burbn, позднее превратившегося в Instagram.

Позаимствовать старое, чтобы создать новое

Как рассказывает исследователь креативных механик Кит Сойер в книге об истории Instagram, Систром очень любил сорт бурбона, произведённый в Кентукки. В честь него предприниматель и назвал приложение, вдохновлённое Foursquare. Оно позволяло чекиниться, планировать мероприятия и вечеринки, а также публиковать фотографии со встреч.

Концепция сразу привлекла инвесторов: бизнесмены Кремниевой долины Марк Андриссен и Бен Горовиц вложили в стартап 250 тысяч долларов. Такую же сумму Систрому выделил фонд Baseline Ventures — один из первых инвесторов Twitter.

Но, несмотря на это, Burbn провалился. Приложение представляло собой нагромождение различных функций, польза которых была минимальна на фоне расцвета Foursquare.

Попытка принесла лишь один существенный плюс — Систром начал сотрудничать со своим будущим партнёром по Instagram Майком Кригером. Вместе стартаперы решили сосредоточиться на одной из функций Burbn — фотошеринге. Чтобы пересобрать провалившийся проект, партнёрам понадобилось девять недель.

Кевин Систром, Майк Кригер и инженеры работают над Instagram в апреле 2012 года. Фото The New York Times

Авторы подсмотрели идеи у конкурентов: у Hipstamatic они одолжили концепцию фильтров, меняющих фотографии, а с помощью Фейсбука оптимизировали процесс шеринга. Финальная разработка получилась удобной и сочетающей уже знакомые людям функции. За первые сутки работы в Instagram зарегистрировались 25 тысяч человек, хотя приложение было доступно только владельцам айфонов.

Сервера не справлялись с нагрузкой, а сооснователи носились по офису, пытаясь взять ситуацию под контроль. Им казалось, что судьба проекта обречена, и они просто не смогут обеспечить его стабильную работу. Однако за следующие 9 месяцев аудитория приложения выросла до семи миллионов пользователей.

Успех стартапа вскоре привлёк внимание Марка Цукерберга — люди стали гораздо меньше публиковать фотографии в Фейсбуке, переходя в Инстаграм. В апреле 2012 года, спустя всего 24 месяца с момента запуска, глава социальной сети объявил о покупке Instagram за миллиард долларов. За Систромом осталось кресло генерального директора и возможность развивать созданную платформу.

Борьба с агрессией в интернете

За следующие пять лет Инстаграм сильно изменил культуру постинга фотографий, обрёл аудиторию в более чем 700 миллионов человек и сейчас приносит владельцам, по оценкам экспертов, до трёх миллиардов долларов в год. Всё это время Систром работал генеральным директором, а сооснователь стартапа Майк Кригер занимал место технического директора.

Вместе с командой приложения, которая выросла с 13 до 500 сотрудников, авторы переросли Flickr, Pinterest и Snapchat, став практически монополистами в своей области. Теперь же Систром считает, что для компании пришло время не только бороться за лидерство в бизнесе, но и делать лучше весь интернет.

Подобно сооснователю Twitter Эвану Уильямсу, автор Инстаграма считает агрессию пользователей главной проблемой интернета. Ещё в 2010 году они с Кригером самостоятельно удаляли оскорбительные комментарии, стремясь сохранить внутри сервиса приятную атмосферу. Но с ростом компании ручной контроль стал невозможен. Поэтому, когда в июне 2016 года Facebook представила систему искусственного интеллекта DeepText, директор Instagram увидел в ней шанс.

Внутри Фейсбука эта технология анализирует сообщения пользователей для персонализации контента, фильтрует спам и нежелательные публикации. Она способна анализировать до нескольких тысяч записей на 20 языках в секунду. Систром подумал, что DeepText может помочь и Инстаграму.

По данным Wired, инженеры Instagram проанализировали больше 2 миллионов комментариев. Затем это же сделали другие сотрудники, чтобы избежать ошибок. Эти данные специалисты передали DeepText: технология сравнивала комментарии и анализировала смысл эмодзи. Под наблюдение в первую очередь попадали комментарии с ругательствами.

Цензурирующая функция опирается на взаимоотношения между пользователями: подписаны ли они друг на друга, имеют ли дружественные или родственные связи. По словам Систрома, DeepText основывается на человеческом опыте, поэтому вероятность ошибки в технологии сведена к минимуму.

Если человек напишет комментарий, который DeepText сочтёт негативным, инструмент сразу же его сотрёт.

Модифицированную версию DeepText включили в Инстаграме в середине июля 2017 года. Пока она работает только на английском языке, но авторы пообещали вскоре перевести её на главные языки мира, в том числе на русский, испанский, арабский, японский и китайский. При желании функцию можно будет отключить.

Что смущает критиков в фигуре Кевина Систрома

Вокруг Систрома сформировался положительный образ новатора идей, хотя он и его партнер Майк Кригер редко выступают с действительно масштабными новыми проектами. В биографии предпринимателя есть несколько белых пятен, заставляющих сомневаться в его обещаниях.

Тёмная история продажи Instagram

В 2013 году инвесторы и специалисты заявили, что Систром продал Instagram слишком дёшево. По разным оценкам, реальная стоимость стартапа могла достигать от пяти до 30 миллиардов долларов. Со стороны эта история выглядела как просчёт Систрома, неспособного увидеть потенциал собственного сервиса. Сам же предприниматель уже несколько лет утверждает, что его не беспокоят деньги. «Мы [Цукерберг и Систром] в этой игре не ради денег, а ради возможности изменить мир», — говорил миллиардер в октябре 2016 года.

Эти слова могут показаться лицемерными тем, кто помнит историю, о которой писал The New York Times. В августе 2012 года предприниматель поклялся, что никогда не получал предложений о покупке своего сервиса ни от кого, кроме Facebook.

Кевин Систром и Марк Цукерберг. Фото Business Insider

Однако источники газеты утверждали, что Систром и Кригер получили ещё одно предложение от руководства Twitter. Сумма сделки тогда составляла 525 миллионов долларов. Примечательно, что глава Instagram якобы встречался с представителями сервиса не в офисе, а в ресторанах. А когда получил договор о сделке, то отдал его обратно и попросил время подумать. Три недели спустя компанию купил Facebook.

Руководство Twitter, по неофициальным данным, было шокировано таким исходом. Старый друг Систрома и основатель площадки Джек Дорси, до этого интересующийся Инстаграмом, объявил сервису бойкот: его пользователи потеряли возможность находить друзей из Твиттера.

Если источники The New York Times не солгали, Систром, вероятно, имел за спиной просчитанную схему. Продав компанию Facebook, он получил не только огромное состояние, но и сохранил место руководителя, стремясь к максимальной автономности от Цукерберга.

Реклама и украденные «Истории»

Образ Кевина Систрома действительно работает на него, когда тот говорит о необходимости борьбы с агрессией. Журналисты называют его добрым и бескорыстным человеком, который не интересуется яхтами при всём своём богатстве. Иногда они анализируют Инстаграм предпринимателя — там часто появляются животные и алкоголь.

Систрома называют новатором, сумевшим при поддержке Facebook создать и развить независимую платформу. Эти утверждения нельзя назвать ложными, но они не могут не вызывать сомнений.

Достаточно вспомнить осень 2015 года, когда руководство Instagram позволило компаниям из 30 стран мира размещать рекламу в сервисе. До этого продвигаться там могли лишь некоторые американские фирмы. Это радикальное нововведение спровоцировал совет директоров Facebook, разочарованный низкой прибылью сервиса.

Систром вместе с женой Николь. Фото из личного Инстаграма

Тогда эксперты подсчитали, что благодаря рекламе Instagram сможет зарабатывать до миллиарда долларов в год примерно до 2019 года. Ранее приблизительная прибыль компании составляла около 595 миллионов. Больше 50% аудитории сервиса остались недовольны увеличением количества рекламных постов.

Гендиректор Instagram утверждает, что Марк Цукерберг не вмешивается в дела компании, но эта ситуация — пример интеграции главы Facebook в политику Instragram в угоду инвесторам.

Если же говорить о новаторском таланте Систрома, то он попал под вопрос в августе 2016 года. Тогда пользователи обвинили сервис в копировании функции «Истории» из Snapchat.

Систром признал, что компания намеренно позаимствовала идею у конкурента, отметив, что скоро этот формат начнёт появляться и на других площадках. Хотя решение предпринимателя заработало Инстаграму дополнительную популярность среди пользователей тех стран, где Snapchat не в ходу, в этой ситуации он выглядел кем угодно, но не новатором.

Спам и боты

Одной из главных проблем Инстаграма всегда был спам. Реклама появляется в комментариях к фотографиям, на профили пользователей подписывается огромное количество спам-ботов, предлагающих купить часы, цветы или перейти на сайт секс-знакомств.

По словам Систрома, война со спамом началась ещё осенью 2016 года, когда команда получила первую версию системы DeepText. Её действительно научили удалять рекламный мусор из комментариев. А в апреле 2017 года Instagram закрыла платформу Instagress, с помощью которой пользователи покупали ботов для накрутки лайков.

Судя по тому, что теперь Систром планирует побеждать агрессию в сервисе, он больше не считает борьбу со спамом своей главной задачей.

В июльском интервью Wired предприниматель пояснил, что его инициатива может вдохновить другие компании на борьбу с ненавистью на своих платформах.

Возможно, наша попытка подаст другим компаниям пример. Это [борьба с агрессией] — приоритет. Тогда начнётся национальный и международный разговор о создании безопасного онлайн-сообщества не только для наших детей, но и для наших друзей и родственников.

Кевин Систром

Стремление автора Инстаграма кажется понятным, но всё же неоднозначным на фоне того, что внутри сервиса всё ещё остро стоит проблема ботов. От них страдают и другие соцсети, которые Систром призывает к борьбе с оскорблениями. Твиттер страдает от массы порноботов, крадущих у пользователей деньги. По некоторым данным, российские правительственные структуры используют ботов для пропаганды. После выборов президента США в 2016 году Facebook развернул кампанию против фейковых новостей, часть которых, предположительно, также распространяли боты.

На фоне этих проблем действия Систрома выглядят непоследовательными. Спам и боты не покинули Инстаграм, как и другие ведущие социальные платформы. Инициатива основателя сервиса может повлечь за собой масштабные изменения и изменить культуру интернета. Но при условии, что у него действительно есть чёткий план.

Кроме того, Систром замахнулся на сложный с этической точки зрения вопрос. Никто не любит спамеров, но запрет на грубые высказывания может поставить под вопрос свободу слова в социальных сетях. И вызвать возмущение пользователей.

#профиль #инстаграм #золотойфонд