Из-за коронавируса российские студенты не ходят в вузы. Поэтому они воссоздают родные кампусы в Minecraft
Вузам предстоит ещё месяц «дистанционки», а застрявшие дома студенты не хотят терять связь с альма-матер. Идея объединила университеты по всей стране.
Корпус НИУ ВШЭ в Minecraft
Из-за пандемии коронавируса российское студенчество переживает непростые времена: с середины марта большинство вузов перешли на дистанционное обучение, а во время «путинских каникул» объявили каникулы. 2 апреля Владимир Путин продлил нерабочий период до конца месяца, но университеты всё же возобновят занятия на «дистанционке» с 6 апреля.
Месяц дистанционного обучения также осложняется тем, что в России для этого нет единой системы — приходится выкручиваться. Это приводит к физкультуре в WhatsApp и другим странным случаям. Но в то же время ситуация открыла перед российскими студентами новые возможности для креатива. Нельзя прийти в свою альма-матер? Тогда можно просто перенести её в Minecraft.
Немного о стройке в Minecraft
Одна из главных особенностей игры, которая сделала её настоящим феноменом — широкие возможности для строительства. Набор инструментов и механик позволяет создать в Minecraft буквально что угодно, и спустя 11 лет после релиза по сети до сих пор расходятся грандиозные постройки, сделанные игроками.
Естественно, главный источник вдохновения для сообщества — объекты, существующие в реальном мире и поп-культуре. Перенос зданий и целых городов стал одним из многочисленных занятий в Minecraft. Игроки объединялись, проектировали и возводили всё — от Королевской гавани из «Игры престолов» до более-менее полноценного Краснодара.
Люди тратят годы, создавая в игре свои миры из реальных и вымышленных объектов. А в марте 2020 года пользователи отчитались о переносе в Minecraft целой планеты Земля в натуральную величину.
18 марта, через несколько дней после введения «дистанционки», по интернету разошлась история про студентов Донского государственного технического университета (ДГТУ), которые уговорили преподавателя провести лекцию по программированию в специально созданной аудитории в Minecraft. По словам студентов, это их способ сохранить студенческое единство, которое сложно прочувствовать во время пар в Zoom. Теперь они при поддержке администрации строят полноценный кампус ДГТУ.
Это не единичный пример. За две недели в России появилось около десятка подобных проектов — от Москвы до Владивостока. Во всех случаях происходит примерно одно и то же: студенты разных институтов и направлений объединяются, чтобы воссоздать родные корпуса на серверах Minectaft. Они собирают фото и планы зданий, пытаются достичь точного внешнего сходства и хотят сделать так, чтобы студент вуза не потерялся в коридорах его виртуальной копии. Всё это для того, чтобы не падать духом во время пандемии и сохранять эффект «присутствия» в студенческой жизни.
Студент Высшей школы экономики Роман вспоминает, что их проект «Minecraft НИУ ВШЭ» начался в первый же день карантина: руководители студорганизаций собрались в общем чате с администрацией вуза и стали обсуждать «массовую онлайн-активность». Остановились на том, чтобы воссоздать в Minecraft самый большой корпус вуза — комплекс на Покровском бульваре.
Активисты разных сообществ (Movement, HSE Alma Mater и независимый паблик Sправедливость) за две ночи сделали центральный атриум, а потом кинули клич другим студентам. Только за первый день они набрали 155 «строителей», сейчас заявок на участие уже больше 300. Единственный критерий — нужно учиться в ВШЭ. Для новичков в Minecraft есть кураторы, которые помогают освоиться с механиками и в целом координируют стройку.
Администрация ВШЭ помогла проекту не только информационно — по словам Романа, они сфотографировали вуз изнутри и помогли достать технические паспорта зданий.
Технические паспорта зданий помогают нам правильно размечать фундамент, строить кабинеты. Изначально мы построили атриум и примерно прикинули размеры на глаз. По одной из стеклянных стен мы посчитали, что один метр в реальной жизни равен 1,35 блокам в Minecraft. На это и ориентируемся: смотрим на план здания, умножаем кол-во метров на 1,35 и строим. Без технических паспортов у нас бы не получилось воссоздать все 13 зданий корпуса.
Многие из нас не были во всех зданиях, например, я был лишь в четырёх из них. Учитывается и внутренний образ корпуса. Для точного воссоздания мы пользуемся 3D-туром по Покровке, который доступен на сайте НИУ ВШЭ. Также нам помогают сотрудники университета, они присылают фотографии своих кабинетов. Цифровой блок «Вышки» помог в создании сервера. В строительстве участвуют ребята, которые учатся на Покровке, поэтому они строят архитектуру многих аудиторий по памяти.
Проекту воссоздания ВШЭ помогло совпадение: брат помощника ректора по взаимодействию со студентами — Minecraft-блогер с 5 миллионами подписчиков на YouTube. Он помог студентам с размещением на собственном сервере — на отдельную карту перенесли атриум, и там же стали строить другие части кампуса.
Сервер стал настоящей базой для московских Minecraft-вузов: там же сейчас располагаются Лицей НИУ ВШЭ, МФТИ, МГЮА, РЭУ им. Плеханова, также ведутся переговоры с «Шанинкой». Команда ВШЭ помогает студентам других университетов и предполагает, что их количество увеличится. «Вышке» же осталось четыре корпуса для завершения комплекса на Покровке — всё хотят доделать к середине апреля.
Ректор ВШЭ изначально сказал активистам, что будет следить за развитием строительства. Те предполагают, что в виртуальном вузе можно будет проводить пары и развлекательные мероприятия. Также команда проекта думает в сторону Дня открытых дверей — сейчас у абитуриентов нет возможности сходить в вуз и посмотреть, хотят ли они там учиться.
«В первую очередь, строительство родного вуза — это способ отвлечься от напряженной обстановки в связи с пандемией коронавируса», — говорит Роман. По его мнению, активность в Minecraft помогла сдвинуть застой во внеучебной жизни студентов «Вышки», которым, как и всей стране, приходится сидеть дома.
Студенты СПбГУ задумали перенести свой вуз в Minecraft ещё осенью 2019 года, когда образовали свою киберлигу. Но долгое время она находилась на уровне локальной шутки, объясняет TJ студент истфака Григорий. Когда в петербургском университете объявили о переходе на дистанционку, он связался с другом и запланировал воплотить идею в жизнь. Тогда же друзья узнали о лекциях ДГТУ и проекте ВШЭ.
«Мы, будучи школьниками, играли в Minecraft, и эта идея нам очень понравилась. Немало часов было проведено среди кубов и наших построек», — отмечает Григорий. Первым они построили здание института истории, постепенно круг активных строителей разросся до 26 человек. Большинство из них — те, кто уже знаком с игрой.
Администрация СПбГУ тоже поддержала проект «Minecraft SPbU», но у команды было меньше информации о корпусах — приходилось ориентироваться на фото и режим Google Street View. С интерьерами альма-матер сложнее: приходится воссоздавать по памяти, но активисты были не во всех зданиях.
Одна из задач студентов — воссоздание в Minecraft здания Двенадцати коллегий. Это корпус на Университетской набережной Васильевского острова, построенный ещё в 18-м веке по указу Петра I. Сейчас это одно из главных зданий СПбГУ. Григорий отмечает: «Здание Двенадцати коллегий представляет из себя 12 идентичных секторов. Мой одноклассник сумел найти в интернете старые планы части здания — при постройке мы на них ориентировались».
Ситуация с планами исходит из понятной проблемы. В Minecraft мало просто построить здание — его ещё надо спроектировать, и если речь идёт о реальном аналоге, то многое зависит от точности.
Есть ряд людей, которые неформально являются «главными архитекторами». При строительстве мы отталкиваемся от того, что один куб в игре равен одному кубическому метру. Естественно, это накладывает определенные ограничения. Здание истфака в реальной жизни — неправильный прямоугольник, но для простоты мы свели его к квадрату.
Сначала мы намечаем контур здания, отстраиваем скелет. Потом занимаемся экстерьером и только потом внутренней планировкой. Эта неточность неизбежна, но не влияет на восприятие здания. Если говорить об истфаке, которым я больше всего занимался, студент в нём не потеряется. Я постоянно сверял результат с беседой своего потока и старшекурсниками, так что путь типичного студента «крыльцо-столовка-лекторий» может повторить каждый.
По словам команды проекта, они договариваются о проведении лекций в виртуальном СПбГУ. Но всё осложняется возрастом преподавателей истфака: в среднем они старше 50 лет. Но после пандемии студенты не собираются уходить с сервера — они планируют его развивать.
По словам Григория, воссоздание вуза в Minecraft превратилось для него в «симулятор большого начальства» — слишком уж много всего нужно контролировать. Но он благодарен за такой опыт и надеется, что такая кооперация студентов приведёт к большему числу интересных проектов. Только уже без обязательной изоляции и дистанционного обучения.
В конце концов, это способ рассказать об истфаке и СПбГУ, о моих замечательных товарищах, которые на первом курсе уже сделали больше, чем многие люди за бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Способ показать современное студенчество и его дух. Зачем вообще поступать в университет, если не ради этого сообщества?
ИТМО
МГЮА
НИТУ МИСиС
УГИ УрФУ
МГТУ
#covid19 #соцсети #игры #вузы