В топ рунета за 2018 год вошёл fb.ru — проект неизвестного владельца. Это контент-ферма, сидящая на трафике «Яндекса»
На сайте выходят десятки материалов в сутки, автором может стать любой желающий, а тексты составляются точно под запросы поисковиков.
21 февраля TJ собрал статистику Mediascope о том, как за последние годы менялся топ самых посещаемых сайтов в России. В 2018 году в двадцатку популярных ресурсов наравне с «Пикабу» и РИА «Новости» вошёл сайт с авторскими статьями и последними новостями под названием fb.ru.
fb.ru — контент-ферма, которая называет себя соцсетью: статьи может писать любой пользователь, публикации разделены по подсайтам, а большинство текстов составлены так, чтобы они отвечали на популярные запросы в поисковиках и в выдаче ранжировались выше.
И хотя сайт существует долгие годы и привлекает десятки миллионов посетителей ежемесячно, никто не знает, кто его владелец.
Сайт не первый год лидирует в рейтингах по трафику
fb.ru — короткий двухбуквенный домен, который легко запомнить и вводить в адресной строке, он мог стоить владельцу сотни тысяч рублей. О том, кто приобрёл такой домен, ничего не известно. Адрес сайта схож с коротким адресом Фейсбука в России — fb.com — можно предположить, что часть пользователей просто опечатывается при попытке попасть в соцсеть. Бывали случаи, когда Facebook требовал отдать подобные домены: в 2017 году она обратилась к ЗАО «ЦФТ» и попросила перестать использовать домен facebook.ru.
Первоначальная статистика TJ основана на исследовании Mediascope, отслеживающей посещения с помощью компьютеров респондентов и счётчиков на сайтах. Миллионы ежедневных просмотров на fb.ru подтверждает и статистика другого инструмента для анализа трафика — SimilarWeb. Согласно его данным, в январе 2019 года у сайта зарегистрировано более 60 миллионов визитов, и он занимает 85 строчку в России по популярности среди всех сайтов. Для сравнения, у РБК за тот же месяц (по тем же данным SimilarWeb) было 89 миллионов визитов, а у «Медузы» — 28 миллионов.
По собственным данным fb.ru, его посещают более 1,8 миллионов человек ежедневно — это указано в разделе для рекламодателей. Большинство читателей fb.ru пришли или по прямым заходам (то есть, введя адрес в строке браузера), или через поисковик «Яндекса». Почти никто не открывал статьи или новости из соцсетей, что крайне необычно для современных медиа, зависимых от «ВКонтакте» и Фейсбука.
Количество общих просмотров на fb.ru Статистика SimilarWeb
Источник трафика fb.ru: синяя шкала — прямые заходы на сайт, оранжевая — трафик от поисковиков, голубая — соцсети Статистика SimilarWeb
Mediascope поставил fb.ru на 18 место среди всех сайтов рунета. Если смотреть показатели сайта через сервис «Яндекс.Радар»: у него 21 миллион посетителей в месяц и 24 место в рейтинге. Это всё равно очень высокая оценка популярности. Разница между счётчиками связана с тем, что Mediascope учитывает статистику только по десктопу, а «Яндекс.Радар» и SimilarWeb считают в том числе мобильный трафик на основе данных от сервисов аналитики «Яндекс.Метрика» и Google Analytics.
У fb.ru нет конкретной тематики — это сайт обо всём
fb.ru — это классическая контент-ферма, то есть сайт, созданный для удовлетворения алгоритмов поисковиков благодаря большому количеству материалов и использованию ключевых запросов. Владельцы нанимают десятки авторов-фрилансеров, которые покрывают основные интересы аудитории — спорт, секс, туризм, экономика, здоровье.
Темы на fb.ru разделены по тематическим подсайтам, а писать статьи может любой зарегистрировавшийся пользователь. Этим сайт напоминает TJ: выглядит как платформа для создания текстов и обсуждения актуальных тем. Если судить по вакансиям на fb.ru, то владельцы называют себя социальной сетью, у которой вскоре появится приложение с каналами, профилями авторов и встроенным мессенджером.
Статьи пишут так, чтобы они чаще попадали в выдачу Google или «Яндекса». В редакционной политике на fb.ru можно найти более подробные требования к материалам. Большинство пунктов соответствуют любому руководству по написанию SEO-статей для копирайтеров (то есть текстов, которые лучше индексируются поисковиками).
На бирже текстов eTXT есть профиль одного из заказчиков — там он описывает главные требования к авторам и текстам на fb.ru:
- Основные требования — это чёткое соблюдения рамок количества слов и упоминания ключевых слов;
- Нельзя использовать иллюстрации с русскоязычных ресурсов, только с зарубежных — они лучше индексируются поиском;
- Запрещено использовать тексты и информацию сайтов, находящихся на первой странице поисковиков по заданным ключевым словам;
- Нежелательно менять смысловую нагрузку ключевых фраз, только разбавлять предлогами или склонять.
В соответствии с этими правилами на fb.ru выходят сотни материалов в неделю — большинство крайне низкого качества. Чаще всего, они посвящены теме, о которой можно рассказать коротко и ёмко, однако авторы стараются использовать ключевые слова как можно чаще, поэтому текст приходится растягивать. Помимо этого на сайте регулярно используют эмоциональные призывы («Посмотрите на этого ребёнка!») или дают оценку определённым событиям в новостях («Сколько ещё ждать повышения зарплат?»).
Павел Власов-Мрдуляш, исполнительный директор холдинга E-generator, занимающегося рекламой в онлайн-медиа, по просьбе TJ рассказал о fb.ru чуть подробнее. По его словам, сайт активно набирает просмотры с 2012 года по тому же принципу, что и ресурсы с советами KakProsto.ru или фактами обо всём Uznayvse.ru — за счёт контента для поискового трафика.
Насколько я понимаю, они привлекают внешних авторов для написания статей по определённой инструкции. Этот мануал очень напоминал SEO-тексты — жанр псевдо-уникальных материалов, публикуемых сугубо для продвижения в поисковиках. Их писали в промышленных порядках для продвижения по коммерческим запросам, пока алгоритмы поисковых систем были ещё недостаточно развиты.
Такой метод по-прежнему работает для получения поискового трафика на статьи, посвящённые известным персонам, событиям из мира шоу-бизнеса и политики. Такая «Википедия», только в формате бульварного чтива.
Наиболее заполняемые рубрики fb.ru — подборки фактов, новости о жизни знаменитостей и фотогалереи из туристических мест.
Пример статьи на fb.ru: автор выбирает ключевое слово (в этом случае, «балет») и использует максимально часто (в этом случае, 29 раз за короткую статью). Поисковику это нравится, так как соответствует запросам — материал выводится в приоритете
Пример новости на fb.ru: нет ссылок на источник информации, нет «сложных» слов, например, что речь про эмодзи. Зато есть упоминание ключевого слова (смайлик) более четырёх раз, а также подзаголовок для улучшения структуры материала
Хотя по статистике fb.ru посещают миллионы пользователей, на самом сайте их активности не видно. Под большинством новостей и статей нет ни одного комментария, а счётчики просмотров у новых материалов (которые ещё не успели проиндексироваться) показывают минимальные значения — 100-200 просмотров.
На fb.ru могут возникнуть сложности с чтением текста из-за большого количества рекламы и баннеров. Она настроена через «Яндекс.Директ» и отображается снизу, сверху, по бокам и даже внутри материалов.
Площадь, которую занимает реклама, по сравнению с остальным контентом fb.ru
Власов-Мрдуляш добавил, что за годы подобного существования fb.ru вполне мог накопить деньги на собственную нейросеть, которая автоматизировала бы производство подобного контента. Но пока сайт работает иначе: поставляет не самый качественный контент, потому что поисковым системам это не так важно.
Поисковые системы оценивают формальные признаки, но не точность, полноту, достоверность изложенной информации. А все формальные признаки fb.ru не без изящества выполняет: тексты уникальные и отредактированы под поисковики, снабжены картинками, сайт не перенасыщен рекламой, хорошо читается на всех видах устройств.
На форумах десятки постов от копирайтеров, которые жалуются на администрацию fb.ru
Согласно описанию вакансии автора fb.ru на сайте с объявлениями HeadHunter, в команде проекта трудится не менее 500 человек, включая технический персонал и рекламщиков. В разделе «О проекте» на fb.ru указано, что писать статьи может любой пользователь, который зарегистрируется и пришлёт свой материал — нужно лишь подписать авторское соглашение.
- fb.ru не гарантирует авторам, что им заплатят за материал: «Основная причина, по которой вы подаете свои статьи на публикацию, — это получение возможности перепечатывания её издателями интернет-журналов или веб-мастерами для соответствующих категорий читателей»;
- fb.ru забирает права на статью у авторов, но при этом не даёт гарантий об авторском праве: «Другими словами, если кто-то нарушает ваши авторские права, то все правовые издержки за привлечение нарушителя к ответственности в целях защиты ваших интересов будут лежать исключительно на вас»;
- fb.ru предупреждает, что может удалить аккаунт автора и все его уже опубликованные статьи, если он перестанет быть активным на сайте: «Мы оставляем за собой право удалить вашу статью и/или ваш членский аккаунт в любое время и по любой причине. Если по истечении 30 дней с момента создания аккаунта вы не подали ни одной статьи, которую мы посчитали бы пригодной к публикации, мы можем рассмотреть вашу учётную запись на предмет удаления».
На форумах копирайтеров и биржах контента можно встретить большое количество критики fb.ru со стороны бывших авторов или опытных копирайтеров. Отзывы о работе начинаются с 2014 года — примерно тогда сайт стал набирать популярность как открытая платформа для авторов.
Копирайтеры жалуются на жёсткие условия, по которым тексты должны включать множество ключевых слов, а также отсутствие обратной связи от администрации и низкую оплату — 30 рублей за 1000 знаков.
- Наиболее частая претензия к редакторам fb.ru на форумах — это необоснованные претензии к статьям и высокие требования к тому, чтобы тексты соответствовали поисковым запросам. «Несколько нормальных статей пришлось удалить, а ведь это потраченное время», — пишет один из копирайтеров;
- Ещё один пункт критики — это система рейтинга fb.ru. Авторы пишут, что в начале им дают штучные заказы максимум на 10 тысяч слов, а тексты на 50-100 тысяч слов нужно «заслужить». Из-за этого они тратят много времени на короткие материалы, за которые получают небольшую плату;
- Авторы также недовольны тем, как с ними общаются редакторы fb.ru. Они рассказывают о том, что ждут вычитки текстов по несколько дней, и если высказывают претензии — получают грубые предложения идти работать в другое место. «Заказчик как-то сказал, что меня никто не заставлял работать и что у него 250 авторов пишут»;
- Несмотря на это, есть копирайтеры, которые в целом довольны работой с fb.ru. По их мнению, необходимость чётко соответствовать ключевым словам и выдавать конкретное количество текстов учит дисциплине и мотивирует больше работать.
О владельце fb.ru ничего не известно
О том, кто владеет и управляет fb.ru, нет практически никакой публичной информации. TJ направил запрос администрации fb.ru, но спустя сутки не получил ответа. Несколько ключевых игроков на интернет-рынке также сообщили TJ, что ничего не знают о руководстве fb.ru.
На одном из форумов копирайтеров высказали предположение, что fb.ru принадлежит создателю биржи текстов eTXT Андрею Фадеичеву. Он, имея доступ к огромной базе текстов, якобы «зарабатывает деньги на неопытных авторах». В пользу этой версии говорит то, что fb.ru заказывает большое количество текстов на этой бирже.
Фадеичев заявил TJ, что не имеет к fb.ru никакого отношения: «Это не мой сайт». От обсуждения того, чей же тогда это сайт, он отказался.
Напишите им [владельцам fb.ru]. Я не готов раскрывать данные владельца. Он не любит публичности.
Другое предположение, которое можно встретить в критических статьях про fb.ru — руководство сайта аффилировано с «Яндексом».
Первоочередная цель, по всей видимости, собрать весь информационный трафик рунета. Естественно, при таком огромном потоке посетителей можно неплохо заработать на рекламе. Затраты несоизмеримо малые, по сравнению с интернет-изданиями. Всё, что необходимо — хостинг и статейки с бирж по бросовым ценам.
По данным SimilarWeb, fb.ru получает около 40% трафика от «Яндекса», при этом почти не получая его от Google — только 5%.
Источники трафика fb.ru Статистика SimilarWeb
Главный источник трафика fb.ru — это поисковик «Яндекса» в России, Белоруссии и Казахстане. В отличие от других современных СМИ, которые получают трафик от платформы «Яндекс.Дзен», fb.ru скорее отдаёт трафик благодаря блоку с рекомендуемыми статьями.
Источники трафика fb.ru Статистика SimilarWeb
В «Яндексе» пояснили TJ, что между компанией и fb.ru нет никаких договорённостей, а его популярность связана только с формулами ранжирования в поиске.
Формулы ранжирования строятся автоматически на основании разметки асессоров и других факторов качества ответа и сайтов. Никаких предпочтений отдельно взятым ресурсам «Яндекс» не предоставляет.
Павел Власов-Мрдуляш в разговоре с TJ также не согласился с предположением, что между «Яндексом» и fb.ru существует какая-то договорённость о предоставлении трафика взамен на показ рекламы.
На мой взгляд такой сговор невозможен. «Яндекс» — публичная компания с безупречной репутацией в части поисковой выдачи, которая по-прежнему является их основным бизнесом. Кроме того, заработок с блоков рекламной сети на таком сайте — мелочь в рамках общей выручки «Яндекса».
Ребята просто удачно подстроились под алгоритмы крупнейшего в России поисковика и получили крутое ранжирование.
Обновлено в 18:38: Читатель TJ выяснил, что создателя fb.ru предположительно зовут Михаил Погосов — так же зовут российского IT-предпринимателя, сооснователя b2b-сервиса для туроператоров Travelmenu. Судя по всему, это не единственный его подобный проект, но самый крупный.
Погосов запустил Travelmenu в 2008 году вместе со своей сестрой Ниной, писал «Коммерсантъ». В 2013 году он прекратил своё существование, после того как сорвалась инвестиционная сделка с Intel, и перешёл туроператору iTour за неназванную сумму. Travelmenu запомнился вирусным рекламным роликом, в котором «снялся» Дмитрий Медведев.
Если вы знаете больше или работали с проектом fb.ru, напишите нам на почту [email protected] или в Telegram редактору @stupidtowel.
#интернет #медиа #разборы #трафик #яндекс