Хотя бы оставляйте чаевые
Поговорим о шуме вокруг рекламной кампании Delivery Club в поддержку курьеров.
Один из плакатов новой федеральной кампании Delivery Club Фото пресс-службы сервиса
Когда я начал читать отзывы в интернете на билборды с курьерами, вокруг царило непонимание. Я видел тонны односложных негативных комментариев, но никто из этих людей не осознавал в моменте, почему увиденное вызывает у них такие эмоции. Потребовалось некоторое количество времени, прочтённых тредов, написанных реплаев и потраченных нервов, чтобы в этом разобраться.
На мой взгляд, главное, что произошло — рекламная кампания (внешне совершенно проходная) вскрыла огромную общественную проблему: нечеловеческое отношение к людям «невидимых» профессий. Многие не хотят знать, кто пришёл к ним с коробом еды, принёс меню в ресторане или довёз на такси (так и появилась услуга «молчаливого водителя»).
Люди подобных профессий воспринимаются не как живые люди со своими судьбами, заботами и интересами — они воспринимаются как роботы, как функция. Отсюда и комментарии в духе «Я не хочу знать, что отец пятерых детей вёз мне мою пиццу в час ночи». При этом сами эти люди ненавидят, когда к ним относятся подобным образом: например, когда кассирша говорит «Вы что, не видите — у меня обед», потому что она воспринимает клиента не как человека, а как ещё одно незапоминающееся лицо в бесконечной череде незапоминающихся лиц.
Невидимых профессий масса. Кто запоминает лицо стюардессы? Главное, чтобы она выглядела опрятно и была в фирменной униформе. А лица сотрудников ДПС? Они воспринимаются как люди в фуражках и с полосатыми палками, не более. А кондукторы в автобусе? А машинисты поездов? А билетёрши в кино? Всё это профессии-функции — но это не значит, что за ними не стоят живые люди с собственными судьбами. Мы просто об этом не думаем, когда с ними взаимодействуем.
С курьерами ситуация несколько особая. Раньше, когда у них не было формы, их вообще никто не замечал: ты не узнаешь, что человек — курьер, пока он этого не скажет сам (мало ли откуда у него в руках эта посылка). В последние годы курьеры стали заметными участниками жизни мегаполисов в России: после того, как сервисы нарядили их в яркую форму, стало наконец понятно, насколько их много вокруг.
У профессии курьера очень низкая престижность: считается, что с этим делом может справиться любой, платят немного, и на такую работу идут якобы от безысходности — когда не получается найти ничего лучше. На самом деле, курьеры получают примерно столько же, сколько и таксисты, но даже таксисты — тоже невидимые люди — стоят по престижности выше: всё-таки у них есть машина (хотя у большинства она арендована на конских условиях), а это признак достатка в России. Кто будет хвалиться работой курьером, рассказывать об этом внукам или гордиться строчкой в резюме? Это плохо, но это так.
Показав в рекламной кампании курьеров с достижениями в жизни, Delivery Club открыл шлюзы: сразу повылезали рекламщики, доходчиво объяснившие, что реклама сделана неумело и продвигает неправильный месседж. Другие увидели в кампании двуличие: якобы компания подменяет заботу о зарплате курьеров заботой об их имидже. Третьи вообще посчитали, что это социальная кампания, которая подчёркивает, как тяжело выжить в России — мол, даже людей с достижениями жизнь вынуждает становиться курьерами. В целом раскритиковать можно что угодно — но эта критика была вызвана попыткой объяснить себе прочно поселившееся в голове чувство непринятия.
Ни у кого бы не вызвала такой реакции реклама, где показали бы программиста, у которого за спиной Афганистан и инвалидность, или финансиста-сироту, воспитывающего маленького брата — ведь это люди престижных профессий, у них всё ОК. Но как только стало понятно, что компания очеловечила невидимых людей, и развидеть это не выйдет, поднялся вой. Как теперь смотреть в глаза человеку, который принесёт мне крылышки KFC и двухлитровую колу, потому что мне было лень выйти за ними самому, а ему нужно кормить пятерых детей?
Что вы наделали, Delivery Club, ведь ещё 10 минут назад я считал курьеров безмолвными слугами без роду и племени и спокойно жил без камня на душе, когда пользовался их услугами?
Не думаю, что эта кампания в одиночку сможет изменить отношение к курьерам как к невидимым людям, да и цель изначально у неё была другая. Наверное, она должна отражать интересы бизнеса, а получилась социальной — хотя и более охватной, чем ожидалось.
Но для тех, кого теперь больше заботит мысль о курьерах, способных испытывать человеческие проблемы, есть один совет: хотя бы оставляйте чаевые. Так принято делать в знак благодарности, и это им поможет.
#мнения #доставка