Медиа Никита Лихачёв
35 264

Хотя бы оставляйте чаевые

Поговорим о шуме вокруг рекламной кампании Delivery Club в поддержку курьеров.

В закладки
Один из плакатов новой федеральной кампании Delivery Club Фото пресс-службы сервиса

Когда я начал читать отзывы в интернете на билборды с курьерами, вокруг царило непонимание. Я видел тонны односложных негативных комментариев, но никто из этих людей не осознавал в моменте, почему увиденное вызывает у них такие эмоции. Потребовалось некоторое количество времени, прочтённых тредов, написанных реплаев и потраченных нервов, чтобы в этом разобраться.

Но сперва предупрежу: к этой рекламной кампании имеет непосредственное отношение моя любимая женщина, и всё море ненависти по отношению к авторам я переживал вместе с ней. Если вас смущает аффилированность моей позиции, просто не читайте текст дальше.

На мой взгляд, главное, что произошло — рекламная кампания (внешне совершенно проходная) вскрыла огромную общественную проблему: нечеловеческое отношение к людям «невидимых» профессий. Многие не хотят знать, кто пришёл к ним с коробом еды, принёс меню в ресторане или довёз на такси (так и появилась услуга «молчаливого водителя»).

Люди подобных профессий воспринимаются не как живые люди со своими судьбами, заботами и интересами — они воспринимаются как роботы, как функция. Отсюда и комментарии в духе «Я не хочу знать, что отец пятерых детей вёз мне мою пиццу в час ночи». При этом сами эти люди ненавидят, когда к ним относятся подобным образом: например, когда кассирша говорит «Вы что, не видите — у меня обед», потому что она воспринимает клиента не как человека, а как ещё одно незапоминающееся лицо в бесконечной череде незапоминающихся лиц.

Невидимых профессий масса. Кто запоминает лицо стюардессы? Главное, чтобы она выглядела опрятно и была в фирменной униформе. А лица сотрудников ДПС? Они воспринимаются как люди в фуражках и с полосатыми палками, не более. А кондукторы в автобусе? А машинисты поездов? А билетёрши в кино? Всё это профессии-функции — но это не значит, что за ними не стоят живые люди с собственными судьбами. Мы просто об этом не думаем, когда с ними взаимодействуем.

С курьерами ситуация несколько особая. Раньше, когда у них не было формы, их вообще никто не замечал: ты не узнаешь, что человек — курьер, пока он этого не скажет сам (мало ли откуда у него в руках эта посылка). В последние годы курьеры стали заметными участниками жизни мегаполисов в России: после того, как сервисы нарядили их в яркую форму, стало наконец понятно, насколько их много вокруг.

У профессии курьера очень низкая престижность: считается, что с этим делом может справиться любой, платят немного, и на такую работу идут якобы от безысходности — когда не получается найти ничего лучше. На самом деле, курьеры получают примерно столько же, сколько и таксисты, но даже таксисты — тоже невидимые люди — стоят по престижности выше: всё-таки у них есть машина (хотя у большинства она арендована на конских условиях), а это признак достатка в России. Кто будет хвалиться работой курьером, рассказывать об этом внукам или гордиться строчкой в резюме? Это плохо, но это так.

Показав в рекламной кампании курьеров с достижениями в жизни, Delivery Club открыл шлюзы: сразу повылезали рекламщики, доходчиво объяснившие, что реклама сделана неумело и продвигает неправильный месседж. Другие увидели в кампании двуличие: якобы компания подменяет заботу о зарплате курьеров заботой об их имидже. Третьи вообще посчитали, что это социальная кампания, которая подчёркивает, как тяжело выжить в России — мол, даже людей с достижениями жизнь вынуждает становиться курьерами. В целом раскритиковать можно что угодно — но эта критика была вызвана попыткой объяснить себе прочно поселившееся в голове чувство непринятия.

Ни у кого бы не вызвала такой реакции реклама, где показали бы программиста, у которого за спиной Афганистан и инвалидность, или финансиста-сироту, воспитывающего маленького брата — ведь это люди престижных профессий, у них всё ОК. Но как только стало понятно, что компания очеловечила невидимых людей, и развидеть это не выйдет, поднялся вой. Как теперь смотреть в глаза человеку, который принесёт мне крылышки KFC и двухлитровую колу, потому что мне было лень выйти за ними самому, а ему нужно кормить пятерых детей?

Что вы наделали, Delivery Club, ведь ещё 10 минут назад я считал курьеров безмолвными слугами без роду и племени и спокойно жил без камня на душе, когда пользовался их услугами?

Не думаю, что эта кампания в одиночку сможет изменить отношение к курьерам как к невидимым людям, да и цель изначально у неё была другая. Наверное, она должна отражать интересы бизнеса, а получилась социальной — хотя и более охватной, чем ожидалось.

Но для тех, кого теперь больше заботит мысль о курьерах, способных испытывать человеческие проблемы, есть один совет: хотя бы оставляйте чаевые. Так принято делать в знак благодарности, и это им поможет.

#мнения #доставка

{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0430"], "comments": 262, "likes": 61, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 97564, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 17 May 2019 20:16:51 +0300" }
Комментарии

Любой Валера

151

мальчик: всем говорит, что у него есть девушка

школьник: пишет колонку, где говорит, что у него есть любимая женщина

дядя: создает сайт, где становится главредом и в каждой статье упоминает наличие девушки

Горный кавалер

39

Никита, ты не прав.

Такая реклама зашла бы на ура, если бы она позиционировалась как социальная. Но это — реклама доставки еды. Никому не будет приятно узнать, что барчука-тебя обслуживает доктор наук, которому просто не повезло родиться в стране, в которой по его профилю не платят. Больше того, никто не будет доволен, если ему в лицо будут тыкать тем, что вот этот человек лучше тебя.

Я понимаю, что вступаться за свою девушку - это святое, но ты должен анализировать то что она делает. Ну или хотя бы не пиши об этом — иначе в комментариях тебя не назовут не просто неправым, а Елистратовым. Это хуже, согласись.

Голый яд

26

О, Никита "шинель" Гоголя прочитал?

Медиа
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Оперативные новости со всего мира
Подписаться на push-уведомления