Музыка
Ivan Pivsaev

Хитмейкер из приюта: бездомный музыкант добивается славы и денег за семпл Daft Punk 20-летней давности

Пока Эдди Джонс искал ночлег, лейбл искал его самого, чтобы рассказать, что он помог культовому дуэту на пути к «Грэмми».

Эдди Джонс и Daft Punk Фото слева Brian van der Brug, Los Angeles Times

Один из главных хитов распавшейся в феврале группы Daft Punk — One More Time — во многом обязан успехом семплу. Французский дуэт использовал фрагменты песни, сочинённой в 1970-х диско-музыкантом либерийского происхождения Эдди Джонсом. Спустя 21 год после выхода One More Time он заявил The Los Angeles Times, что электронщики обошлись с ним несправедливо. Пока они продавали сингл миллионным тиражом и получали «Грэмми», он мыкался в безвестности и нищете. Представители группы говорят, что это не их вина. Так или иначе, теперь Джонс может запоздало получить то, что ему причитается, — но что именно, пока непонятно.

От танцполов Парижа до приютов Лос-Анджелеса

Эдди Джонс родился и вырос с семью братьями и сёстрами в Либерии. Он обнаружил в себе талант певца и заслушивался записями американских рок- и соул-исполнителей. В конце 1970-х Джонс переехал в Париж, чтобы стать музыкантом. У него не всегда были деньги и крыша над головой, хотя он записал кавер-версию песни Скримин Джей Хокинса I Put a Spell on You с аранжировкой композитора Жерара Салесса и даже отыграл несколько концертов в европейских клубах.

В 1979 году Джонс выпустил альбом More Spell on You (Spotify, Apple Music) с одноимённым заглавным треком. Это лирика об отчаянной любви: «Я околдую тебя / Ведь это единственное, что можно сделать / Чтобы ты никогда не ушла». Записывал и сводил альбом Жан-Поль Мисси из парижской студии Grande Armée. Звучание определили его любимые приёмы: ритмичный бас, струнный аккомпанемент, духовые. «Это было время, когда звукооператор участвовал в создании альбома», — говорит Мисси.

Джонс не ориентировался в музыкальном бизнесе и не догадался защитить авторские права. В 1980-м он выпустил ещё один альбом, но его карьера зашла в тупик — и музыкант отправился в США в надежде начать всё с чистого листа. Десять лет назад инсульт сделал его нетрудоспособным, и он оказался на улице. Жена забрала дочь и уехала во Францию. Сейчас 70-летний Джонс живёт в приюте в Лос-Анджелесе, где время от времени пишет песни.

Секретный соавтор

Через 20 лет после выхода песни More Spell on You Ги-Манюэль де Омем-Кристо и Тома Бангальтер подарили ей вторую жизнь. Они нарезали духовые на короткие семплы и переставили фрагменты в другом порядке — так получился хук (цепляющий мотив) их трека One More Time. Daft Punk записали его в 1998 году и выпустили как сингл в 2000-м. Песня вошла во второй студийный альбом электронщиков Discovery и стала их первым синглом, который разошёлся тиражом в миллион копий. Уважаемая клубная группа превратилась в одну из самых популярных электронных команд планеты.

Музыкальные издания считают One More Time одной из величайших песен всех времён: журнал Rolling Stone поместил её на 307 место рейтинга (и назвал лучшим танцевальным треком в истории), New Musical Express — на 49-е. По версии Billboard, это главная песня в карьере Daft Punk. Клип собрал более 300 миллионов просмотров на YouTube.

Композицию сразу стали разбирать по косточкам. Кроме восторгов, была и критика — но поначалу только из-за смелой обработки голоса диджея Romanthony (Энтони Мур).

Нам нравится использовать инструменты так, как мы хотим. Критиковать вокодер (синтезатор речи — прим. TJ) — это всё равно что спрашивать у групп 1960-х: «Почему вы используете электрогитару?» Творчество — это взаимодействие.

Тома Бангальтер
сооснователь Daft Punk

Вокал из One More Time прославил Romanthony, а автор засемплированной музыки остался неизвестным. Ходили слухи, что дуэт вообще отрицал использование семплов в своём хите. В 2014 году пользователь YouTube пошагово доказал, что Daft Punk взяли для One More Time фрагменты песни Эдди Джонса. Вскоре издание Vibe, комментируя обвинения в нелегальном семплировании, без ссылки на источник сообщило, что у группы были права на использование музыки из More Spell on You.

О хите Daft Punk Джонсу рассказала его дочь. Он не придал этому значения, потому что уже не занимался музыкой, но однажды слушал More Spell on You в библиотеке и наткнулся на видео о том, как трансформировался его трек. Оригинал Джонсу понравился больше.

«Разоблачение» Daft Punk, автор которого был одним из тех, кто утверждал, что дуэт отрицал использование семплов в One More Time

Отложенное вознаграждение

Семплирование составляет основу современной танцевальной музыки. По словам её исследователя Тима Лоуренса, эра диско и фанка стала, «пожалуй, самым богатым» источником материала для современных продюсеров. Daft Punk, говорит Лоуренс, искали «органическое тепло аналоговых звуков», которого нет в культуре цифровой записи.

В сингле Teachers 1997 года дуэт отдаёт дань уважения пионерам электронной музыки, упоминая их имена. На альбоме Discovery указаны авторы музыки, засемплированной в трёх треках (Джордж Дюк — Digital Love, Эдвин Бердсонг — Harder, Better, Faster, Stronger, Барри Манилоу — Superheroes). Джонс среди авторов по-прежнему не упоминается.

Представитель Daft Punk подтвердил, что они много лет дважды в год платят за официальную лицензию правообладателю More Spell on You. По его словам, согласно договору, часть гонорара должны отдавать Джонсу.

Права на песню, впервые выпущенную на французском лейбле Président, принадлежат лейблу GM Musipro, переиздающему винтажную рок- и поп-музыку. Ему и платит Daft Punk. Основатель GM Musipro Жорж Мари подтвердил, что компания получает платежи от дуэта, не указав сумму.

Мы ничего не слышали от Джонса с того дня, как в 1995 году купили каталог с этой песней у другого лейбла. Мы пытались найти его, но безуспешно. Мы изучим его ситуацию. А пока просим выразить ему наши соболезнования.

Жорж Мари
основатель лейбла GM Musipro

Альбом Discovery продали миллионами копий, сотни миллионов прослушиваний он собрал на стримингах. Платежи с них распределяются между лейблами, исполнителями, издателями и авторами песен, но, учитывая эти цифры, даже часть One More Time, вероятно, стоит больших денег. По оценке адвоката Эрин Джейкобсон, специализирующейся на интеллектуальной собственности в музыкальной индустрии, песня с таким количеством прослушиваний должна приносить шести- или семизначные суммы только через стриминговые сервисы.

Джейкобсон отмечает, что малоизвестные артисты уязвимы для нарушений прав и это распространённая проблема: то правообладателя невозможно найти, то звукозаписывающая компания закрылась, то вообще неясно, кому принадлежат права.

Музыкантам, которые хотят семплировать, всё труднее делать это. Многие рискнут, а потом будут разбираться, когда кто-нибудь узнает.

Эрин Джейкобсон
адвокат

Джонс начал свою борьбу в тучные для музыкального бизнеса времена: стриминг стал драйвером роста индустрии звукозаписи и сделал старые песни более доступными, а значит, ценность авторских прав резко выросла. Например, Боб Дилан в 2020 году продал права на все свои песни Universal Music Publishing Group предположительно за сотни миллионов долларов.

Хип-хоп и EDM, как отмечает The Los Angeles Times, давно уже исказили традиционное представление о том, кому принадлежит песня. Хип-хоп-исполнители с самого начала использовали семплы, чтобы свободно ворошить историю музыки и создавать треки в условиях ограниченного бюджета. Ситуация изменилась после того, как в 1991 году ирландский музыкант Гилберт О'Салливан отсудил у рэпера Биза Марки компенсацию за семпл. Сегодня только обеспеченные авторы могут позволить себе семплировать известные песни.

«Я бы хотел, чтобы мне заплатили, — говорит Джонс. — Настроение у меня бы улучшилось» Фото Brian van der Brug, Los Angeles Times

Определить, что именно должны Джонсу 21 год спустя, будет сложно. Когда музыкант делает семпл, ему требуются разрешения от владельцев прав на мастер-запись (обычно это звукозаписывающая компания) и на само произведение (обычно — автор или его издательская компания). Условия лицензии и вознаграждение обсуждаются индивидуально.

Песня More Spell on You зарегистрирована во французском Обществе музыкальных авторов, композиторов и издателей (SACEM), которое занимается выплатой гонораров авторам. Джонс указан как основной автор и исполнитель, Жерар Салесс — как композитор.

Доход от One More Time должны разделить между лейблами, издательскими компаниями и артистами в зависимости от того, как они договорятся. Сколько достанется Джонсу, пока непонятно, отмечает адвокат Джейкобсон, которая уверена, что «теперь все стороны должны исправить» ситуацию, в которой он оказался.

One More Time номинировали на «Грэмми» в категории «Лучшая танцевальная запись», но дуэт получил статуэтки — а их у Daft Punk семь — за другие треки. Ночью 26 января 2014 года Ги-Манюэль де Омем-Кристо и Тома Бангальтер вышли на сцену комплекса «Стейплс-центр» в Лос-Анджелесе, чтобы получить сразу пять наград — в том числе за лучший альбом и лучшую запись года, которой признали хит Get Lucky.

Эдди Джонс не помнит, где именно в Лос-Анджелесе он тогда жил. «Я просто надеюсь, что меня укажут в качестве автора, понимаете?» — говорит музыкант. По его словам, он хочет, чтобы его семья и весь мир знали: что бы с ним ни происходило на протяжении жизни, его музыка имеет значение.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Ivan Pivsaev", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0441\u0448\u0430","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432"], "comments": 63, "likes": 55, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 394450, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 11 Jun 2021 13:52:29 +0300", "is_special": false }
0
63 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
84

Наглядно

Ответить
17

Вот это грусть, конечно. Всё это время мужика от славы отделяли три звука в правильном порядке из собственного трека

Ответить
23

Далеко не факт, что эти звуки сделали бы его популярным и богатым.

Ответить
14

  мужика от славы отделяли три звука в правильном порядке из собственного трека 

А ещё от славы его отделяли 20 лет развития музыки, отсутствие сэмплера, вокодера, нужного текста и дофига чего ещё. Вообще не факт, что музыка Дафт Панк зашла бы слушателям в 1979.

Ответить
3

Ну как бы вполне себе трек, в духе того времени. Просто DP гении!)

Ответить
0

от славы его могла отделять наркота/алкашка, не то время и место, и еще куча других факторов. тоже самое с сэмплами, которые использовали продиджи

Ответить
3

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Хочешь узнать  одну смешную историю из области музыкальных прав? Многие знают песню Bitter Sweet Symphony. В самом начале есть небольшой музыкальный фрагмент, исполняемый скрипками, который потом постоянно повторяется. Так вот, автор песни, Ричард Эшкрофт, использовал более длинный фрагмент, чем обговаривал с владельцами прав, и потому все выплаты за песню уходили этому владельцу. Самое смешное, что тот фрагмент является не оригинальной композицией, а оркестровым переложением одной малоизвестной песни Роллинг Стоунз The Last Time. И именно они получали все выплаты за Bitter Sweet Symphony. Эшкрофт даже горько шутил, что это лучшая песня Роллингов за 20 лет. 

Ответить
1

А это оригинал Роллингов. Попробуй найти что-то общее с Better Sweet Symphony.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить

Конечный торшер

Это
0

Ну Олдхэм был не левым чуваком, а продюсером Rolling Stones долгое время и получил пинка за сомнительные махинации с бабками, так что думаю, они там разобрались кто чего.

Плюс, если верить википедии, конфликт всё-таки был улажен в итоге:
 В 2019 году Эшкрофт получил премию Айвора Новелло за выдающийся вклад в британскую музыку. На пресс-конференции он отметил, что все юридические вопросы касаемо «Bitter Sweet Symphony» были улажены при посредничестве сына Аллена Клейна, Джоди, и нового менеджера Stones Джойса Смита.

Ответить
2

Эта вот прям идеальная наглядная демонстрация почему Дафт Панк гении 🎶

Видно как из кусочков ничем не примечательного трека сделали хит. Генетики мира музыки, мать их.

Ответить
1

Ага, но так много кто делает, оказывается! Офигел когда узнал что у пролижней такого дофига

Ответить
1

Чего на трубу то не кинул?

Ответить
1

Ну лови

Ответить
0

Ну имхо, тут прям они доделали. И вообще как-то совсем дохуя различий. 

Ответить
20

 Десять лет назад инсульт сделал его нетрудоспособным, и он оказался на улице. Жена забрала дочь и уехала во Францию.

Все что вам нужно знать о женщинах

Ответить
6

Гитлер

Всё, что вам нужно знать о мужчинах. 

Ответить
0

У Гитлера не было яйца, поэтому не считается 

Ответить
0

Блин(

Ответить
0

Я тебе даже помогу: 99% всех насильственных убийств совершают мужчины

Ответить
6

Они уехали к Daft punk

Ответить
1

А то, что огромное количество женщин годами выносят говно за своими парализованными мужьями, а мужчины в основном предпочитают уйти из семьи в такой ситуации — это так, херня. В каком мире живёшь ты и те челы, что лайкают этот высер — непонятно. 

Ответить

Заслуженный пришелец

Madao
0

У товарища папа 20 лет ухаживал за женой с диабеом которая сначала лишилась ноги,потом зрения. 
Два года назад умерла.

Ответить
–2

 мужчины В ОСНОВНОМ предпочитают уйти из семьи

Дублирую если ты не заметил это уточнение. 

Ответить

Заслуженный

Madao
0

Есть статистика на этот счет?
Я знаю, что мужчины часто уходят из семьи когда ребенок больной рождается (мудаки ебаные). А вот насчет бросания партнера у меня нет инфы

Ответить
–2

А статистику у автора оригинального коммента спросить не хочешь? Скину статистические данные сразу после него. 

Ответить

Заслуженный

Madao
0

Он ничего не утверждал. Он написал "все что нужно значть о женщинах".
А ты написала конкретику про ухож из семьи

Ответить
0

куда он уйдет парализованный?

Ответить

Талантливый чайник

Степан
0

добро пожаловать на тж, где вас ждут дорогие соотечественники и их благостные комментарии

Ответить
19

«Я просто надеюсь, что меня укажут в качестве автора, понимаете?» — говорит музыкант. По его словам, он хочет, чтобы его семья и весь мир знали: что бы с ним ни происходило на протяжении жизни, его музыка имеет значение.

«Я бы хотел, чтобы мне заплатили, — говорит Джонс. — Настроение у меня бы улучшилось»

Хочет и рыбку съесть и на хуй сесть

Ответить
1

В одном месте он говорит только про упоминание, а в другом хочет деньги.

Ответить
28

Мне кажется, ты к нему чересчур строг. Деду 70 лет, он привык жить на улице и с осознанием, что мир его не замечает. А тут на него вдруг рухнула такая ситуация. Растерялся, бывает

Ответить
3

Но с другой стороны можно его как-то поддержать.

Ответить
0

А ты, конечно, рыбу не любишь. Но не все такие

Ответить
0

прочитай две цитаты, не видишь противоречия?

Ответить
16

А вообще всё творчество The Prodigy состоит из семплов известных песен и что-то никто не доебывается до них. Вот тут чувак с нуля создает voodoo people

Ответить
7

Все хиты Fatboy Slim тоже сплошное семплирование. Речь же не о самом факте заимствования, а о том что делиться с авторами оригиналов надо. Когда трек выстреливает обычно права чистят, но тут кто-то в цепочке посредников зажал бабло себе.

Ответить
2

смотря как создавался этот трек понимаешь насколько продвинутый мозг у этого Лиама чтобы все это чувствовать и стряпать из этих обрывков звуков хиты

Ответить

Классный Артем

Степан
1

он про солиста группы

Ответить
2

Бля всю жизнь думал что его зовут Кейт, поэтому и не понял о ком ты

Ответить
0

в википедии он так называется

Ответить

Классный Артем

4

Давайте еще The Prodigy всем переведёт кэш, чьи сэмплы использовала?
В чём принципиальная разница, что он бедный, а Ultramagnetic MC's нет? 

Ответить
12

В контрасте между тем, что трек, состоящий примерно на 100% из семплов его песни, берёт N престижных премий и приносит миллионы Daft Punk, а он живёт на улице, например.

Ответить

Классный Артем

Илья
3

В принципе ты еще раз ответил, разница в том что он не смог реализоваться и на контрасте выглядит так, что они заработали на нём. Но трек мог и не выстрелить и тогда бы никто и не вспомнил бы этого.
Меня больше удивляет то, что daft punk не указывают, что это rework/mash up/remix что угодно, а тупо оставляют только себя. Вот за это бан. Попробуй сейчас так же сделать с треком известного лейбла и ни одна площадка тебя не загрузит.

Ответить

Крутой Влад

Классный
0

Реворк, ремикс и мэш ап — это всё другие вещи. Они написали трек на основе семпла, но это новое произведение.
Тут конечно большое пространство для философствования, не спорю. Наверное, отдельным произведением, а не ремиксом делают песню творческие намерения Дафт Панк при её создании.

Ответить
0

Вообще они указывают, хз почему с этим треком траблы такие. Более того они всегда отдавали дань уважения старой школе и всячески их упоминали в своем творчестве.

Ответить
1

В том что продиджи предварительно договорились об использовании сэмпла и обкашляли все вопросики по цифрам заранее

Ответить

Классный Артем

fkp
2

не нашёл подтверждения данной инфе, если у тебя есть где почитать про это было бы круто, потому что мне интересно как они это проворачивали

Ответить
1

я провожу аналогию с другим музыкантом. там, правда, утерянная история, но суть в том, что перед релизом песни, музыкант (Дин Блант), который использовал сэмпл из песни Кейт Буш, буквально должен был получить ее согласие на использование, а также предоставить ей предварительный материал. но чтобы не оставаться совсем беспруфным, вот ссылка, где описывается процедура возни с сэмплами: https://diymusician.cdbaby.com/music-rights/clear-samples-to-copyrighted-music/

подразумевается, что продиджи, как адекватные деятели шоубиза, придерживались этих правил. а вот дафт панк, кажись, понадеялись на авось.

Ответить
6

Далеко не самая лучшая их композиция.

Ответить
2

Одна из лучших и чуть не лучший хаус трек всех времён.

Ответить
0

Значит у меня паршивый вкус.

Ответить

Классный Артем

0

Так или иначе, теперь Джонс может запоздало получить то, что ему причитается, — но что именно, пока непонятно.

завуалированный пэнис .....

Ответить
3

А с хрена ли? Если он продал права на свои песни. Дафы и лейбл могут с ним договориться просто, чтобы устранить имиджевые риски и только. Дуэт не в чем обвинить

Ответить
1

Ну хз хз. Тут же не копипаста 1 в 1. 

Ответить
–1

История о том как из плохой музыки 70-ых в 2000-ых сделали плохую музыку 90-ых

Ответить
Читать все 63 комментария
Обсуждаемое
Новости
Премьер-министр Финляндии вернула в казну часть денег, потраченных из бюджета на её завтраки
Они обходились налогоплательщикам в 850 евро в месяц.
Истории
Ужас одних и безразличие других: что происходит в Афганистане с уходом войск США и наступлением «Талибана»
Боевики, которых годами сдерживали американские силы, активно наступают последние три месяца. Что это значит для страны, России и мира.
Новости
«В******йте или уё*****те»: глава Xsolla объяснил массовые увольнения расставанием с теми, кто «отсиживался»
IT-компания рассказала о недостаточном росте и начала поиски пиарщика.
Популярное за три дня
Интернет
Бразильский пловец завоевал бронзу на Олимпиаде в Токио — и повторил мем с парнем, бурно празднующим третье место
32-летний спортсмен всю карьеру шёл к этой медали, а отсылка на главной спортивной «сцене» сделала его героем интернета.
Новости
Любовь Соболь приговорили к одному году и шести месяцам ограничения свободы по «санитарному делу»
На финальной части оглашения приговора юрист не присутствовала.
Беларусь
Светлана Тихановская встретилась с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном
Снимок со встречи опубликовали в твиттере Джонсона.
null