Новости
Сергей Звезда

8 исторических комиксов, которые можно посоветовать Владимиру Мединскому

Про Холокост, ГУЛАГ и жизнь женщины в Иране после исламской революции.

4 сентября министр культуры Владимир Мединский назвал «убожеством» любовь взрослых к чтению комиксов. Он также заявил, что взрослые любители формата тем самым признаются: «Я дебил».

По мнению Мединского, комиксы ориентированы исключительно на ребёнка до 7-8 лет и не подходят для преподавания истории в школах. На самом деле русскоязычные и зарубежные авторы выпустили множество графических романов, по которым можно изучать историю в любом возрасте. Или, как минимум, знакомиться с ней.

  • «Маус» (Maus: A Survivor’s Tale), Арт Шпигельман, 1972-1991 годы. Единственный графический роман, получивший Пулитцеровскую премию, рассказывает о Холокосте и основан на личной истории автора и его семьи. Шпигельман представил всех персонажей животными: немцев кошками, а евреев мышами. Роман не только о стереотипности мышления и абсурдности войны, но и об ужасах трагедии — от гетто и Освенцима до «марша смерти». В 2015 году, пока в США «Мауса» изучали в школах и университетах, из российских книжных магазинов комикс изымали из-за грядущего Дня Победы.
  • «Дневник Анны Франк. Графическая версия» (Anne Frank's Diary: The Graphic Adaptation), Анна Франк, Ари Фольман и Дэвид Полонски, 2018 год. Сборник записей еврейской девочки во время нацистской оккупации переделали в графический формат. Заметки считаются одним из самых важных текстов о Второй мировой войне — и комикс на их основе официально одобрил Фонд имени автора. «Мы пытались создать самостоятельное произведение искусства, и — не побоюсь сказать — в нём должен присутствовать развлекательный элемент. Но мы отразили и реальный исторический контекст», — отмечал аниматор Ари Фольман;
  • «Персеполис» (Persepolis), Маржан Сатрапи, 2000-2003 годы. Дебютный роман автора рассказывает о взрослении девочки на фоне шахского режима, исламской революции в Иране, войны с Ираком. Как и роман, мультфильм по нему отметили наградами — призом в Каннах и номинациями на «Оскар» и «Золотой Глобус». Иранские власти называли картину исламофобской, на что Сатрапи отвечала, что лишь «показывала, что значит для неё быть уроженкой Ирана». Произведение вызвало множество дискуссий о правах человека, религии и феминизме во многих странах;
  • «Вы-жившие», Музей истории ГУЛАГа, 2019 год. Первый российский комикс, основанный на воспоминаниях жертв советских лагерей. Сборник появился благодаря открытому сбору пожертвований. Авторы использовали формат комикса, чтобы показать молодой аудитории, что переживали узники ГУЛАГа, через который в общей сложности прошли около 20 миллионов человек (более двух миллионов погибли). «У нас стояла не задача показать все ужасы тюремной жизни и напугать аудиторию, а просветительская цель», — рассказывал TJ креативный директор агентства BBDO Moscow Сергей Кожевников, выпустивший комикс вместе с музеем;
  • «Cурвило», Ольга Лаврентьева, 2019 год. Петербургская художница рассказала в графическом романе о репрессиях и блокаде Ленинграда через историю своей бабушки. Автор лично собирала материал, который охватывает период с начала 20 века до настоящего времени. «На мой взгляд, комикс может воздействовать даже сильнее, чем привычная книга, чем кино, это мощный инструмент. [...] В случае с темами блокады и репрессий, мне кажется, такие истории — это единственное, что можно противопоставить каким-то мифам, легендам, пропаганде, чему угодно», — рассказывала The Village Лаврентьева. Книгу запланировали перевести на французский и немецкий язык, а в мае она поучаствовала в берлинской выставке, которую открыл директор Эрмитажа;
  • «Поиск» (The Search), Эрик Хёвел, Рюд ван дер Рол, Лис Схипперс, 2013 год. Книга, изданная при помощи дома-музея Анны Франк, это ещё один способ познакомиться с историей Холокоста. История делится на два пласта — воспоминания девушки Эстер, которая подростком бежала от нацистов, которые забрали её родителей, и настоящее время, в котором она рассказывает о жизни внуку. В отличие от «Мауса», «Поиск» цветной и менее тяжёлый для восприятия;
  • «Гроза 1812 года», Алексей Бушкин, 1994 год. Издание доступно в сети уже не первый десяток лет и обычно подаётся как «понятное и красочное изложение» событий Отечественной войны. Автор уделил по несколько страниц началу войны, Бородинскому сражению и разгрому Наполеона — и это действительно похоже не на стандартный комикс, а на «дополнение к учебнику истории»;
  • «Босоногий Гэн» (はだしのゲン), Кэйдзи Накадзава, 2014 год. Манга считается одним из главных антивоенных произведений и рассказывает о жизни мальчика во время атомной бомбардировки Хиросимы и после неё — во время обострения лучевой болезни и голода. Это во многом автобиографичный роман, поскольку брат, сестра и отец Накадзава погибли после сброса атомной бомбы. «Босоногого Гэна» неоднократно экранизировали: историю рассказывали через аниме и игровые фильмы.

#книги #мединский #комиксы #история