Новости
Ольга Щербинина

The Moscow Times: «Новая газета» приняла регламент против насилия на фоне нескольких случаев харассмента в редакции

Разработкой политики в отношении домогательств молодым сотрудникам издания поручил заняться главный редактор Дмитрий Муратов.

«Новая газета» не заявила публично, что регламент против психологического и сексуального насилия в её редакции приняли на фоне нескольких случаев харрасмента, подробности о которых не сообщались, пишет The Moscow Times. Документ смогли продвинуть молодые журналисты газеты — большинство из которых женщины. В итоге его поддержали большинство сотрудников газеты.

14 июля «Новая газета» сообщила, что приняла регламент ещё в марте. В издании об этом сообщили после волны обвинений в домогательствах и насилии в сфере российских медиа, которые начали звучать в середине июля. Позже газета разослала документ в два десятка других редакций, которые решат, стоит ли им последовать этому примеру.

Речь о создании подобного регламента зашла после того как главный редактор газеты Дмитрий Муратов узнал о случаях харассмента на рабочем месте. Своей историей поделилась Елизавета Кирпанова. Она рассказала, что в 2018 году зашла в офис старшего коллеги, работавшего специальным корреспондентом, чтобы обсудить рабочую тему, но разговор зашёл об отставке главного редактора «Медузы» Ивана Колпакова, чьё поведение она осудила. Спецкор же поцеловал Кирпанову в губы, добавив: «Вот это называется харассить». Одна из редакторов в «Новой газете» анонимно рассказала, что тот же самый человек, который харассил журналистку, харассил и её. Также после обсуждения случая с Колпаковым он рассмеялся над её «молодёжной прогрессивностью» и шлёпнул по ягодицам.

Подобный случай произошёл с бывшей журналисткой «Новой газеты» Екатериной Фоминой. В 2017 году обозреватель газеты Леонид Никитинский, которому тогда было 66 лет, подошёл к ней и шлёпнул её по ягодицам. «Он сказал: „Ты так хорошо сидела, что я не мог пройти мимо“», — вспоминала Фомина. Никитинский подтвердил эти слова. «Да, ударил её по попке в шутку, потому что это было очень принято в те годы, когда я рос. Я перед ней извинялся 150 раз. Почему она на меня обиделась, я не понимаю», — сказал он.

При этом оба журналиста продолжили работать в газете. Муратов назвал действия Никитинского «хамством», но отверг предположение о том, что их можно рассматривать как харассмент. Он указал на то, что Фомина не была подчиненной Никитинского в структуре редакции.

Это поколение, у которого другое представление о своих границах. Я понял, что это не столкновение насильника и жертвы — это столкновение поколений.

Дмитрий Муратов

Документ, который в итоге приняли в «Новой газете», создан, чтобы гарантировать «безопасную рабочую атмосферу», а сексуальные домогательства в правилах определили как «внимание сексуального характера, включающее не только принуждение к сексу, но и прикосновения, совершённые без согласия, похотливые жесты, комментарии по поводу внешнего вида с сексуальным подтекстом, которые ставят человека в неловкое или унизительное положение».

В газете также создали «этическую комиссию», которая будет рассматривать заявления о сексуальных домогательствах или психологическом насилии в течение 21 дня с момента подачи жалобы.

* * *

23 июля в Telegram-канале «Антиглянец» опубликовали истории четырёх девушек, обвиняющих основателя самиздата «Батенька, да вы трансформер» Егора Мостовщикова в домогательствах на рабочем месте.

Ранее из-за подобных обвинений уволились шеф-редактор «МБХ медиа» Сергей Простаков и фотограф издания Андрей Золотов, а также SMM-менеджер Сбербанка Руслан Гафаров. В отношении другого сотрудника банка Сергея Миненко проводят внутреннюю проверку.

#новости #metooвмедиа #медиа