Профиль: Джордан Питерсон — канадский психолог, не признающий гендерное равенство
Главные идеи известного на Западе профессора, спорные взгляды которого поддержал фигурант «московского дела» Егор Жуков.
Фото Getty
В начале декабря самый известный фигурант «московского дела» Егор Жуков дал первое телеинтервью, вызвав дискуссию в соцсетях из-за своих взглядов. Он заявил, что «патриархата не существует», дословно цитируя известного на Западе клинического психолога Джордана Питерсона.
Фигура Питерсона не первый год вызывает множество противоречивых споров в западном обществе. Многие критикуют его за резкую и провокационную позицию в отношении феминизма и гендерных исследований. Однако у Питерсона немало и последователей, поддерживающих его политические и гендерные идеи.
Обманчивый социализм
Питерсон родился в 1962 году в канадском городе Эдмонтон, но вырос в небольшом городке Фэрвью, что севернее Эдмонтона. Его отец преподавал в местной школе, а мать работала библиотекарем в Региональном колледже Гранд-Прери. С ранних лет Джордан увлекался художественной литературой и часто проводил время с книгами в школьной библиотеке.
Однажды библиотекарь школы Сэнди Нотли познакомила Питерсона с работами Джорджа Оруэлла, Александра Солженицына и Айн Рэнд. Юный Джордан был в восторге от оруэлловских романов и вступил в социалистическую Новую демократическую партию Канады. Однако уже в 18 лет он разочаровался в идеях социализма и покинул партию.
После окончания школы Питерсон поступил в Региональный колледж Гранд-Прери, где изучал политические науки и английскую литературу. Так он надеялся совместить свои увлечения — политику и творчество. В 1985 году Питерсон переехал в Монреаль и поступил в Университет Макгилла, заинтересовавшись правыми идеями.
Фото National Post
В университете Макгилла Питерсон работал над научными исследования в области психологии под руководством Роберта О. Пихла и Мориса Донье. Параллельно он изучал историю Холодной войны и причины возникновения тоталитарных режимов. Он подробно ознакомился с работами Ницше, Солженицына, Юнга и Достоевского. Работал над научными исследованиями в области политологии, психологии и международных отношений.
В 1991 году Питерсон получил докторскую степень по психологии и переехал в США. Там он занялся преподавательской деятельностью в Гарвардском университете, где также начал карьеру учёного-исследователя. Более того, именно в Гарварде Питерсон впервые углубился в психологию личности, изучая феномен агрессии.
Профессор Питерсон во время лекции в Университете Торонто Фото Huffpost
В 1998 он вернулся в Канаду и занял должность профессора в Университете Торонто. Питерсон продолжил свою научную деятельность, но также занялся и практикой.
Постепенно психолог приобрёл известность как публичная персона. Он часто появлялся в различных канадских и американских шоу и СМИ, в сети стали популярны его видеоролики на тему клинической психологии, а сам Питерсон завёл свой блог. Так началась его публичная карьера.
Политическая психология для правых
В США, Канаде, Великобритании и других англоязычных странах Питерсон приобрёл статус спорного, но влиятельного «интеллектуала Западного мира». По мере роста его популярности в СМИ, в обществе возникали споры о непосредственной деятельности канадского психолога. Питерсон пропагандировал «альтернативно-правые» идеи и ценности, связанные с политической философией, а также отношением полов и гендерной идентичностью.
Питерсон во время одного из публичных выступлений в США Фото Gage Skidmore
Всемирную известность Питерсон получил после реакции на канадский законопроект С-16, который предложило либеральное правительство Джастина Трюдо в 2016 году. Закон предполагал внедрение гендерно-нейтрального языка в отношении всех меньшинств в стране, а также запрещал работодателю отказывать претенденту на должность на основе его гендерной или иной идентичности. Питерсон в резкой форме раскритиковал закон.
Я никогда не буду пользоваться словами, которые я ненавижу, вроде новомодных и искусственно придуманных слов zhe и zher. Эти слова — авангард постмодерна, радикальной левацкой идеологии, которую я презираю и которая, по моему профессиональному мнению, ужасающим образом похожа на марксистские доктрины, убившие по крайней мере 100 миллионов человек в 20-м веке.
Вскоре многие либеральные общественные деятели в США и Канаде обвинили психолога в крайне правой риторике, национализме и гомофобии. Британские политологи поспешили занести Питерсона в ряды традиционалистов консервативного толка. Однако движение «новых правых» по всей Северной Америке, напротив, поддержало высказывание учёного. Его популярность среди консерваторов и ультраправых возрастала.
Позже Питерсон выступил с резкой критикой марксизма и всей левой идеологии. Он обвинил коммунистов, социалистов и марксистов в создании идеологий тоталитаризма и авторитаризма. По мнению учёного, это произошло из-за желания левых спроектировать общество с постоянным «благом для всех». Он также заявил, что именно коммунизм привёл к гибели миллионов людей в СССР и КНР.
Фото Гейджа Скидмора
Питерсон считает, что современная левая идеология своими корнями уходит в 1960-е года, когда многие европейские марксистские философы и мыслители ознакомились с трудами Солженицына и Шаламова, которые раскрывали ужасы тоталитарной системы. По мнению Питерсона, «красная угроза» в Западной Европе отделилась от советского варианта социализма. И вскоре многие марксисты стали называть себя «постмодернистами», скрывая таким образом свою истинную идентичность.
В своих исследованиях учёный проводит параллель между господством левой идеологии на Западе и ростом феминистических и гендерных вопросов в культуре, искусстве и образовании. Подобные изменения в общественном сознании оказались разрушительными для традиционных ценностей западного человека, уверен Питерсон.
В 2018 году Питерсон написал книгу «12 правил жизни. Противоядие от хаоса», в которой метафорически представил свою борьбу за традиционные ценности. С помощью описания жизни лобстеров он сделал вывод, что патриархальное устройство общества (речь про иерархии в обществе, на вершине которой находится самый трудолюбивый представитель вида) — это естественное и природное состояние человеческого социума. В Канаде, США и Великобритании книга стала бестселлером, продавшись суммарным объёмом в три миллиона экземпляров.
Теория патриархата Питерсона
Питерсон придерживается теории кризиса мужественности. По его мнению, «совершенно очевидно, что энергия мужского начала подвергается нападкам». Более того, «мы должны заново открыть для себя вечные ценности, а затем воплотить их в жизнь», считает учёный.
Женщинам очень нужны мужчины знающие, умелые и сильные. Под силой я подразумеваю не деспотичную власть над другими. Это не сила. Это просто развращённость. Сила — это компетентность. И почему бы, чёрт возьми, женщине не хотеть компетентного партнёра?
Питерсон уверен, что в психологии существует два равных начала: мужское и женское. Однако, по мнению профессора, они выполняют совершенно разные функции: мужчина олицетворяет «порядок», а женщина — «хаос». Для полноценного взаимодействия друг с другом оба начала должны находиться в балансе, считает Питерсон.
Психолог отвергает любую критику своей теории. При этом он убеждён, что именно женщина вносит в отношения с мужчиной «раздор». «Вы можете сказать: „Жаль, что хаос являет собой женское начало“. Ну, может, и жаль, но это не имеет значения, потому что именно так всё и обстоит и всегда обстояло. Вам не под силу изменить это. Просто не представляется возможным. Ведь это и есть основа всего сущего», — говорит Питерсон.
Считающие нашу культуру деспотичным патриархатом не хотят признавать тот факт, что нынешняя иерархия должна основываться на знаниях и навыках.
В своих выступлениях Питерсон также затрагивает проблему сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Профессор утверждает, что отсутствие постоянного партнёра приводит мужчин к неконтролируемой агрессии. Более того, по мнению учёного, общество должно позаботиться о том, чтобы найти одинокому мужчине пару.
Впрочем, «единственное лекарство» от мужской агрессии — это «принудительная моногамия» (единобрачие — прим. TJ), считает профессор. В противном случае большинство отношений и браков не будут приносить партнёрам счастья. Питерсон уверен, что «неудачу» в браках «терпит не менее половины мужчин», но «никому до них нет дела». Вместо этого многие испытывают жалость лишь к женщинам.
Более того, Питерсон утверждает, что женщины лучше справляются с карьерными трудностями и в итоге становятся более успешными, чем мужчины. Женская философия более восприимчива к внешним трудностям, в то время как мужская не желает мириться с «правилами игры». В итоге мужчины отказываются от «борьбы» и «идут домой играть в компьютерные игры», полагает психолог.
Проблема гендерного равенства
В своих исследованиях Питерсон уделяет большое внимание вопросу гендерного равенства и взаимоотношению полов. По мнению учёного, «самое большое отличие между мужчиной и женщиной в мире заключается в их нравах». «В странах с наиболее высокими стандартами для обоих полов разница между мужчиной и женщиной существеннее, чем в странах с более низкой гендерной культурой», утверждает психолог.
Фото The Times
Питерсон считает, что «иерархические структуры» не являются образцом «западного патриархата». Именно поэтому «неизбежно будет существовать преемственность в том, как животные и люди выстраивают свои структуры». Это «абсолютно неизбежно, и за этим стоит треть миллиарда лет эволюционной истории», — говорит психолог.
Если изменить основополагающие категории, люди перестанут быть людьми и станут чем-то другим. Сверхлюдьми или вроде того. Но общаться с этими новыми существами мы не сможем.
Именно на основе «иерархии» выстраиваются общественные отношения между мужчиной и женщиной, считает Питерсон. Но мужчина или женщина не занимают в системе «привилегированное место». «Мужчины и женщины неодинаковы. И они никогда не будут одинаковыми. Однако это не значит, что к ним нельзя относиться в равной степени справедливо», — утверждает профессор.
Психолог выделяет две основные причины, которые отличают мужчин от женщин. Первая — культурная, вторая — биологическая. Таким образом, утверждает Питерсон, страны, в которых на законодательном уровне закреплено равенство полов, усиливают биологические различия и минимизируют культурные.
По мнению профессора, минимизация культурных различий приводит к «социализации профессий». «Например, в среднем мужчины больше интересуются вещами, а женщины больше интересуются людьми… И хотя в среднем мужчины и женщины достаточно сходны, крайние проявления [в выборе профессии] будут отличаться очень сильно», — говорит Питерсон.
По мнению психолога, «идея равенства возможностей» фактически способна исключить гендерные различия в обществе. Люди «с равными возможностями» получают «максимальную свободу выбора», «тем самым максимизируя различия в выборе между людьми», уверен профессор. В таком случае, считает Питерсон, можно говорить о «победе» настоящего «гендерного равенства».
Критика философии Питерсона
Многие сторонники идей современного либерализма, социализма и феминизма критикуют теорию Питерсона об естественном патриархате. Западные учёные-психологи обвиняют профессора в «злоупотреблении научными исследованиями с целью продвижения неустойчивых политических идей». К тому же, по мнению критиков Питерсона, его «философская теория абсурдна» с точки зрения психологической науки.
Среди тех, кто критикует Питерсона, распространена точка зрения о нецелесообразности смешения политической и психологической теорий, которое допускает профессор. По мнению коллег, Питерсон использует политику «в чисто идеологических целях», чтобы «очевидные факты» в психологии приобрели более эффектный оттенок. Подобным образом психолог добивается внимания со стороны аудитории, но при этом искажает истинное положение дел.
Американская журналистка Los Angeles Times Кэтти Янг полагает, «что в действительности, философия Питерсона — это перемешанные между собой идеи». «Он говорит разумные вещи, а также вещи, которые вызывают критику», —рассуждает журналистка. При этом, по мнению Янг, «критики Питерсона зачастую записывают его в ультраправые женоненавистники».
Впрочем, у Питерсона достаточно и поклонников. Женщины на его публичных выступлениях выкрикивают из зала «Мы вас любим!», а мужчины обращаются к психологу после выступления и благодарят за новый «религиозный опыт» или новую «веру». Многие фанаты профессора говорят о том, что Питерсон помогает «навести порядок» в человеческом сознании, тем самым «заставляя осознать собственный [духовный] рост».
В то же время The Guardian утверждает, что «самые суровые упрёки Питерсона направлены против мужчин, а не женщин». По мнению газеты, учёный не ставит перед собой цели унизить женщин. И, таким образом, следует рассматривать взгляды профессора в совокупности с его научными трудами.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#психология #феминизм #политика #лонгриды #лигаавторов #профиль