Секс и отношения 🍆🍑
Сергей Исенеков

«Мы понимаем, где граница разговора с читателем»: интервью со «Двором» — авторами комиксов о секспросвете и взрослении

Беседа с создателями комиксов — об обходе цензуры, разговорах с родителями о сексе и секспросвете в Тиктоке.

В апреле прошлого года по инициативе ЮНЕСКО во «ВКонтакте» запустили медиа-проект «Двор», где с помощью мемов, карточек и комиксов рассказывали о контрацепции, первом сексе и особенностях половых органов. К осени 2020 года на «Двор» подписано около 36 тысяч человек. Большинство из них — подростки: учащиеся школ и университетов. Благодаря деятельности паблика они узнают о репродуктивном здоровье, взаимоотношениях друг с другом, мастурбации и физиологии.

Авторы «Двора» рассказывают об этом с помощью различных форматов — объяснительных карточек, статей, привлекая экспертов, авторов подкастов и комиксов. В конце июля у «Двора» и артели «Комикадзе» вышло три комикса, посвящённых взрослению, телу и психике.

TJ поговорил с авторами комиксов — главным редактором «Двора» Алёной Лесняк, художником Лерой Железовой и автором и SMM-редактором Владом Цоем об издательстве комиксов и о том, как благодаря им можно интересно рассказать о сексе.

* * *

Паблик год назад — это место, где говорили о теме взросления, познании сексуальности и устоявшихся в обществе мифах о сексе. Что представляет собой «Двор» в 2020 году?

Алёна: В этом году мы заметили, что прибавилось ещё больше читателей и возросло доверие и активность с их стороны. Раньше мы пытались привлечь необычными форматами, то сейчас поняли, что приобрели свою фанатскую тусовку. Наши читатели рассказывают о нас своим друзьям и постоянно подкидывают нам вопросы, которые социально-значимы и важны для людей этого поколения — подростков и людей немного постарше.

У нас был материал, где мы рассказывали о прыщах и о том, как с ними бороться. Кто-то пришёл в комментарии и спросил: «А что делать, если у тебя нет прыщей, но ты видишь их везде, начинаешь выдавливать и расковыриваешь всё лицо?». В комментариях мы начали обсуждать, что это, возможно, дисморфофобия (психическое расстройство, при котором человек крайне озабочен несовершенствами своей внешности, склонен искать в себе несуществующие дефекты — Прим. TJ).

В комментарии пришли другие люди и попросили написать на эту тему статью — для них это очень важно. Буквально через несколько дней мы связались с экспертом, который сделал нам классный материал об этой болезни. Наши подписчики были очень благодарны: статьёй начали везде делиться, репостить и прочее.

Этот живой отклик у нас сопряжён с разными форматами, потому что если об этом писать скучно, то ничего не будет задевать [аудиторию].

Я могу добавить ещё один момент: в последнее время мы очень часто выходим за пределы «Двора». Мы стали сотрудничать с различными изданиями: делаем партнёрские материалы с «Ножом», с психологическим медиа «Зерно», ещё Влад Цой запустил психологический проект «Не проблема». Мы все вместе делаем материалы и делимся ими на разные аудитории. «Двор» перестал вариться только внутри себя, он расширяется, выходя на партнёрские площадки. Собственно, Bookmate тоже одна из таких историй.

Фрагмент комикса «Тело и психика. Заблуждения и приключения» «Двор» и артель «Комикадзе»

За год вы перешли от публикации карточек и статей в рамках паблика к выпуску подкастов, комиксов и собираетесь издавать книгу на основе всех ваших статей.

Алёна: У нас было три комиксовые истории и короткие стрипы: комиксы про заблуждения, про мифы о здоровье. Потом мы выпустили комиксы про двух подростков. Это были две параллельные истории в разных рисовках. Мы там поднимали проблемы, которые касаются подросткового периода, — про контрацепцию, про принятие другого тела, про взаимоотношения людей. Вторая история по девочку Лику, где мы тоже раскрывали темы подросткового взросления: про принятие своего тела, когда оно меняется и трансформируется, про то, что мастурбация — это нормально.

Там же есть один из комиксов, который мы позже перевели и отправляли в ЮНЕСКО, он про жизнь с ВИЧ. Про то, как к этому относиться, как поддерживать тех, кто живёт с этой болезнью. Сейчас выпустили три книжки — короткие скетчи про мифы о здоровье.

В планах печатать комиксы?

Алёна: У нас с Bookmate есть неисключительная лицензия — они могут комиксы куда-то ещё предложить. Из-за всей этой коронавирусной проблемы у печатных издательств дела сейчас не в самом лучшем положении. А предлагать им новый контент, ещё и российский комикс, — для них это немного трудозатратно. Мы уже совались в такие места, а они сейчас делают ставку на гарантированно покупающиеся темы.

Фрагмент комикса «Баги взросления. Влад» «Двор» и артель «Комикадзе», автор сценария – Альфия Максутова, художник – Николай Огарков

А что по поводу подкастов?

Влад: Когда началась вся эта история с пандемией, мы с моей женой-психологом подумали, что очень много людей в это время страдают и переживают. Для них нужно подобрать какие-то техники взаимопомощи, поделиться полезными психологическими советами. Из этого родилась идея сделать текст или спецпроект со «Двором».

Мы посмотрели на микрофоны, которые недавно купили, и решили записать подкаст о том, как бороться с тревогой. Всего пока вышло два выпуска. Сейчас мы взяли небольшой перерыв, но в скором времени планируем выпустить третий подкаст, который будет о том, как найти жизненные опоры среди всего, что тебя окружает. Подкаст мы не запускали по популярным площадкам типа iTunes, «Яндекс. Музыки» или Spotify. Мы его сделали больше для «своих» — он есть на SoundСloud и во «ВКонтакте». Судя по реакциям, народу эта тема зашла.

Почему выбрали именно формат комиксов?

Лера: Алёна классно пишет сценарий, я отлично рисую. Чего бы нам сделать вместе? Точно не могу сказать, почему именно они. Наверное, они заходят лучше всего. На самом деле, всё это выросло из пикчинга, потому что комиксы изначально были как картинки к постам. Потом одна картинка с другой — вот и получился комикс про секс.

Фрагмент комикса «Тело и психика. Заблуждения и приключения» «Двор» и артель «Комикадзе»

Вы предполагали, что комиксы выстрелят по молодёжной аудитории?

Лера: Я предполагаю, что мы с Алёной классно сработались, что мы не далеко ушли от этих ребят, для которых рисуем. Мы сами угараем по комиксам, слушаем такую же музыку, постоянно шутим, как школьники. Нам подсказывает интуиция, что комиксы — это прикольно.

Алёна: Я могу дополнить, что идея комиксов пришла из того, что мы заметили, как образовательный пикчинг круто заходит. Есть «Образовач», который сделал аудиторию на том, что рисует Чилик и его коллеги. Это очень круто. Мы поняли, что хотим создать похожую историю, но только свою, секспросветную.

В нашем обществе бывает — не скажу, что у всех, но бывает — говорят, что клиповое мышление это якобы плохо. На самом деле, современные педагоги и психологи, которые эту тему исследуют, могут сказать, что ничего плохого в этом нет.

Действительно, человек лучше воспринимает информацию картинками и коротким текстом. И вот комиксы — это супер вариант, который тебе позволяет донести очень важную и глубокую информацию, заложив её в какую-нибудь безумную историю. И у нас с Лерой это получается делать.

Просто нужно понять, что это есть, и начать выстраивать по этим принципам образовательный, обучающий и просветительский контент. И вот этот пикчинг и комиксы, когда они нагружены каким-то классным смыслом, как раз и встраиваются в модель клипового мышления.

Когда вы делали сами комиксы, вы брали что-то как за источник вдохновения? Может быть, смотрели в сторону похожих проектов?

Лера: Я подписана на кучу разных штук. «Образовач», наверное. Но подобных проектов в целом немного, и мне кажется, я задействована в 30% из них.

Алёна: Так как мы занимаемся темой секспросвета, мы смотрим разный контент, не только комиксовый. Когда это делали, понимали, что история с Цветковой (ЛГБТ-активистка, которую обвинили в распространении порнографии за рисунки с женскими половыми органами — Прим. TJ) , которую сейчас судят, очень нам близка. Она рисовала женскую телесность, просто у неё было всё очень откровенно — и это круто, мы её поддерживаем.

Есть такие комиксы, которыми мы вдохновлялись — работы Цветковой одни из них. Есть ещё нидерландская художница, на которую никто не наезжал, но у неё в инстаграме классные истории, — Хильда Аталанта. У неё проект с вульвой: рисунки очень красивые и они у неё есть прямо большой коллекцией в инстаграме.

Мы делаем проект от ЮНЕСКО, поэтому понимали, где проходит граница нашего разговора с читателями. Я не хочу сказать, что мы делаем что-то несмелое. Если посмотреть наши комиксы, например, про мастурбацию, то они довольно откровенные.

Влад: Есть довольно известный комикс Awkward Yeti. И можно подумать, что мы взяли идею у них. Этот комикс про органы человека, но в основном про мозг. В историях каждый орган представлен как живой герой. Это можно заметить и в одном из наших комиксов. Мы очень много вдохновлялись комиксами про физиологию и в принципе про медицину. Как Алёна и Лера сказали, в России подобного точно нет, но за границей подобного много — про физиологию, про медицину, про тело человека, про красоту.

Алёна: Комиксы уже давно популярны за рубежом и давно используются как популяризация. В России у нас классно развита тусовка комиксистов, но она пока что очень нишевая. По большей части комиксы, которые, условно говоря, художественная литература, которую придумывают и продают в маленьких издательствах. Но вот именно научно-популярных и секспросветных комиксов буквально по пальцем пересчитать. И Лера права — 30% мы и делаем.

Алёна Лесняк (с микрофоном) во время представления сборника научных комиксов на ярмарке литературы Non/fiction Фото «Русские комиксы»

Визуальный стиль ваших комиксов напоминает работы у Martadello и Саши Лимонъ. Это какой-то тренд или вы специально выбирали подобную рисовку? Потому что она очень знакомая и, кажется, встречается у многих авторов веб-комиксов.

Лера: Такой стиль можно встретить в мультсериале «Время приключений» и ещё в куче других штук. Он очень простой и диджитальный, напрашивается сам и все эмоции выходят из подсознания.

Зачем делать какой-то более сложный стиль для веб-комиксов, которые должны быть максимально простыми и просто считываться. Не нужно искать смысл в них. У нас простая задача — донести какую-то мысль. Они и должны быть такими: очень простыми. Минимум усложнений для донесения каких-то сложных мыслей.

В комиксах вы рассказываете о жизни с ВИЧ, о подготовке к первому сексу, о принятии себя. Но в формате комиксов невозможно рассказать всё то, что выходит за грань. Здесь могут привлечь за распространение порнографического контента или кто-то может пожаловаться на вас. Как вы обходите эти правила и к каким методам прибегаете?

Алёна: Мы каждый раз изобретаем способы, чтобы говорить на откровенные вещи, обходя все эти опасные углы. У нас ведь в комиксах подростки занимаются любовью. Например, самый финальный комикс про Влада и Лику — у них там происходит в первый раз. Но мы ничего не показываем, как в советских фильмах. Благодаря выразительным средствам выдаём эти намёки.

Мы никого ни к чему не призываем ни в коем случае. Мы вообще во «Дворе» ни к чему не призываем: у нас нет повелительного наклонения, это просто не входит в наш tone of voice.

А с комиксом про мастурбацию вышло прикольно. Это был наш первый комикс, и ЮНЕСКО очень сильно боялись его публиковать. Помним, какие там были первые реакции и как мы сидели тряслись, будут ли нас хейтить или не будут. Потому что тема очень острая и жёстко табуированная. Далеко не все люди, которые занимаются мастурбацией, признаются в этом, у нас общество такое. И мы боялись-боялись, но реакции, на удивление, были классными.

Фрагмент комикса «Баги взросления. Лика» «Двор» и артель «Комикадзе»

Помимо комиксов, статей и подкастов, вы планируете переходить на другие форматы? Например, заняться видео?

Влад: В TikTok пойдём. Помимо шуток, чтобы захватывать новые площадки, желательно бы иметь какое-то количество денег на продвижение или уже каких-то знакомых на этих площадках. Нужно больше давать народу визуала и условно идти в Инстаграм. Там, как и во «ВКонтакте», есть истории, которые мы не очень активно используем, можно было бы наснимать несколько образовательных видео. Мы не думали о том, чтобы кардинально создавать какой-то новый формат, за исключением желания такого внутреннего ребёнка, который во всех нас живёт, заползти всё-таки в TikTok. Доказать себе, что мы всё-таки ещё не старики, что у нас ещё есть порох в пороховницах.

Алёна: Соглашусь с Владом. Я считаю, что мы пока ещё слишком интеллигентные для TikTok. Но мы понимаем, что это офигенный инструмент, поэтому морально готовы к переходу туда.

Я люблю отбитые форматы. Один раз мы опубликовали во «Дворе» работу Дюрана про поколения и психические отклонения. Понятно, что он иронизирует, что он не всерьёз, что он смеётся. Это тонкая ирония, у нас читатели такую иронию понимают, это мы увидели и проверили опытным путём.

Мы уважаем мнение друг друга, но в целом знаем, что «Двор» — это всё-таки свободное сообщество, где мы можем себе позволить читателям если что нас осудить. Кто-то сказал, что он перегибает палку, кому-то работа понравилась. Для TikTok нужно придумать какой-то органичный формат, но не совсем отбитый. Потому что если ты начнёшь делать что-то супер отбитое, то ты можешь уже перестать нести образовательную функцию. А она у нас ведущая, нам нужно просвещать, а не только трешачину делать.

За год работы вы сталкивались с каким-нибудь проблемами или жаловались ли на вас за то, что вы делаете?

Алёна: Я могу сказать про проблемы. Это как у любого стартапа, у нас есть постоянное желание захватить планету, но мы не можем стать MDK. Было бы здорово зайти на аудиторию школьников, которые вообще ничего не хотят читать, — мы мечтаем об этом, мы хотим им рассказывать, потому что это им важнее всего знать.

Дудь снял свой офигенный фильм про ВИЧ, и очень много людей стали гуглить и понимать в этой теме. Мы даже заметили, как там поменялась статистика поисковых запросов. И нам тоже хочется залезать в ту аудиторию, которая, условно говоря, не хочет читать что-то просветительское. Это наш челлендж.

А насчёт жалоб: у нас был эфир в «Одноклассниках», инициатива от ЮНЕСКО. Там у нас не целевая аудитория, это не наши подписчики. Но это, условно говоря, родители. Иногда они реагируют так, будто мы можем ребёнка в интернете научить чему-то плохому.

Родители наоборот сами не хотят рассказывать о половой жизни, контрацепции и об особенностях развития организма. Они переносят эту ответственность на учителей или на других людей, которые должны рассказывать детям об этом. Но при этом они сами ругают их и говорят, что это неправильно говорить детям о сексе.

Влад: Это всегда неловкие разговоры, потому что, с одной стороны, преподаватель не может ничего рассказать из-за стеснения и пытается подобрать необходимую лексику, и дети одновременно смеются над преподавателем за то, что он говорит, но сами внутренне стесняются. Получается, что люди информацию получают где-то на сторонних ресурсах.

Когда мне было 14-16 лет, я просто общался с ребятами на даче, которые были старше, и пытался что-то у них узнать. Это не самая лучшая информация.

Очень здорово, что сейчас появляются такие проекты, которые разговаривают про секс, про здоровье, про тело человека простым и понятным языком. Да, кто-то перегибает палку, у кого-то есть панибратство и какая-то вульгарность. Но это, мне кажется, вкусовщина.

Алёна: У нас в обществе есть табу на эту тему, и самим в рамках семьи поговорить об этом сложно, поэтому часто предпочитают эти обязанности переносить на школу. Но школа, если она тоже начнёт говорить откровенно, это тоже будет табу. Так тоже нельзя.

Подростки разговаривают об этом со сверстниками, но те могут дать лишь только поддержку, а не компетентность. Ребятам в этой теме нужна и компетентность, и поддержка. Вот эти составляющие мы пытаемся восполнить во «Дворе», потому что мы привлекаем экспертов и ещё мы как бы одновременно друзья.

Сейчас есть проблемы с тем, что женщины в своё время от мамы, от учителя или от кого-то ещё не узнали, как ухаживать за своими половыми органами. Иногда они занимаются каким-нибудь спринцеванием (промывание женских половых органов растворами лекарственных средств — Прим. TJ) и заносят себе инфекцию. Просто из-за незнания.

А вы разговаривали со своими родителями о сексе и о взрослении?

Влад: С моими родителями особо про секс и не говорили. Один раз папа пришёл и спросил: «Чего не знаешь?», а я ему ответил: «Всё знаю». Вот и весь секспросвет на этом закончился. Потом я узнал, что родители подписаны на «Двор», и папа сказал мне, что мы молодцы.

Я спросил у него, что последнее он прочитал, что больше поправилось. Он сказал, что факты про член. И мы потом с папой полчаса неплохо так говорили про то, как устроен человек. И это был очень тёплый разговор с родителем, при этом мы раньше на такие темы не общались.

Алёна: У меня мама тоже никогда не разговаривала со мной на эту тему, но я помню, как она хитрым образом поступала. Когда-то я увидела на доступной мне высоте стеллажа книгу «Эммануель». И как бы поняла, что это знак, что я достигла того возраста, чтобы прочитать эту книгу и что-то оттуда почерпнуть.

Фрагмент комикса «Баги взросления. Лика» «Двор» и артель «Комикадзе»

Есть ли трудности в 2020 году, чтобы говорить о секспросвете?

Алёна: У нас прошёл ещё слишком маленький период для того, чтобы говорить, что стало лучше или хуже. Стало лучше по сравнению с СССР. Может быть, стало похуже по сравнению с девяностыми. Как мне кажется, когда открылись границы, было больше откровенностей и возможностей в политическом смысле.

Фрагмент комикса «Баги взросления. Влад» «Двор» и артель «Комикадзе»

Посоветуйте медиа, которые занимаются секспросветом и которые читаете сами.

Алёна: Я могу сказать так: периодически читаю Татьяну Никонову, смотрю, что делают ребята из секспросвета, слежу за всякими активностями сексологов. Одна из наших экспертов — Амина Назаралиева, которая работает в Mental Health Center. У неё периодически бывают материалы на эту тему. Слежу за ней. Есть психотерапевт Марина Травкова, которая в «Афише» и других СМИ на эту тему пишет. Мы смотрим за тем, что на эту тему делает «Нож». Следим за Антоном Красовским, он очень медиаактивен и классный.

Влад: Мне кажется, что в принципе можно докопаться до любого медиа, которое пишет про секс, если ты сам пишешь про него. Потому что, как тебе кажется, кто-то объективизирует женщин, кто-то — мужчин, кто-то не использует феминитивы.

Есть Wonderzine с их прекрасными обзорами на секс-игрушки. Некоторые тексты мне кажутся там желтоватыми, но это не делает их плохим изданием, мне нравится их почитывать.

Есть такой подкаст «Это разве секс?». Там есть очень много личных позиций и, возможно, не хватает профессионального мнения. Но тем не менее они делают это классно и задорно. И можно сказать, что они популяризируют секс, чтобы о нём можно было говорить свободно и ярко.

Фрагмент комикса «Баги взросления. Влад» Автор сценария – Альфия Максутова, художник – Николай Огарков

Алёна: Ещё я восхищаюсь — правда, не знаю, живы ли они сейчас — редакцией журнала Maxim. Это было офигенно, как они некоторые темы отыгрывают. У них очень много ребят, которые с научно-популярным подходом делали темы. А ещё скажу, что, например, книжка Даши Варламовой и Елены Фоер «Секс. От нейробиологии либидо до виртуального порно» очень хорошая и написана современном и классном уровне. Её даже можно как учебник рекомендовать.

Фрагмент комикса «Баги взросления. Лика» «Двор» и артель «Комикадзе»

Что вы узнали в своём «Дворе»?

Алёна: Я узнала, что у клитора есть ножки. Они очень классные. Когда мы готовим материалы, сами просвещаемся. Когда сама готовлю материалы или проверяю информацию, я много новой информации узнаю. Для меня это просто поле для осознанного репродуктивного поведения.

Влад: У меня тоже про клитор. Что он и мужской половой член состоят из одной и той же ткани.

И факты про члены. Если мы действительно делимся какими-то рекомендациями, всегда интересно всё проверять на себе.

Мне нравится, что, рассказывая об органах, не уходя слишком сильно в науку, не уходя слишком сильно в эвфемизмы, не стесняясь этого дела, можно поговорить с каждым человеком из моего окружения. И это будет интереснее, чем говорить о погоде или политике.

Алёна: Ещё про пробовать на себе. У нас в России совершенно нет культуры прелюдий, и очень многие считают, что самое главное действие — это сам проникающий акт. Но на самом деле близость и наслаждение можно получить, потратив на это продолжительное время. То есть перед сексом.

Если люди начнут понимать, что ласки — это круто, то и ощущения начнут получать мощнее. Я начала проверять на себе и поняла, что если ты увеличиваешь время такого контакта, то получается гораздо приятнее. Это может помочь людям, если они осознают это.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, говорится в этом материале.

#интервью #комиксы #секс #образование #медиа #соцсети #лигаавторов