Истории
Artem Ivanov

Библиотека сегодня — территория возможностей или кладбище талантов?

Рассказ молодого библиотекаря о личном опыте, минусах и плюсах профессии и о том, что необходимо поменять в библиотечной среде.

По материалам недавней статьи решил написать свою историю о том, как и зачем я — молодой человек, сегодня работаю библиотекарем.

По образованию я учитель истории и обществознания. Ещё во время учёбы в университете успел поработать в школе. После получения диплома появился порыв оставить Петрозаводск и перебраться в глухую карельскую деревню, где учебных заведений почти не осталось, а нехватка учителей ощущается острее всего. Почти решился, как неожиданно мне предложили попробовать устроиться в Национальную библиотеку Карелии, что, собственно, я и сделал.

Фото Национальной Библиотеки Карелии Фото Национальной Библиотеки Карелии

Библиотека, хоть и крупнейшая в субъекте, представлялась мне понятным и незамысловатым местом. На тот момент я наивно полагал, что уж с выдачей книг как-нибудь справлюсь. Иллюзии разрушились в первый же день. Меня встретило большое современное учреждение: свыше 100 сотрудников, распределённых на отделы со своей спецификой работы, больше 1,5 миллиона книжных изданий по всевозможным отраслям знаний, огромное книгохранение, информационные ресурсы, бесконечные проекты и мероприятия, о существовании которых я не догадывался.

​Национальная библиотека Карелии (новая пристройка)

Ожидание и реальность

Я оказался в самом крупном структурном подразделении – отделе библиотечного обслуживания. Библиотеки сегодня вовлечены в круговорот перемен, который многим даётся крайне сложно. В 2015 году, когда я пришёл работать в эту сферу, то лично стал свидетелем этих изменений. Во-первых, у нас на тот момент шла реконструкция здания, в рамках которой библиотека расширилась, появились новое пространство и материальная база, провели повсеместный ремонт.

Правда, после завершения работ возникли проблемы как в старом здании, так и в новом. Подрядчик не устранил недостатки в рамках гарантийных обязательств, так как компания находится в стадии банкротства. Классика, конечно, но в этот раз речь идёт не о стройке, а о личном опыте.

Национальная библиотек Карелии Фото из инстаграма ika.17.7

В самом начале у меня поинтересовались: чем увлекаюсь и как я могу это связать с мероприятиями в стенах библиотеки. Любовь к книгам и кинематографу пришлась как раз кстати. Через несколько недель у меня родился проект, где я решил обсуждать и анализировать художественные произведения и их экранизации. Это всё переросло в цикл дискуссий на тему отечественного и зарубежного кино, но прямо или косвенно связанный с литературой.

Мы обсуждали миры братьев Стругацких и параллельно обращались к творчеству Бондарчука и Тарковского, сталкивали экранизации подростковых антиутопий и тексты Оруэлла, Хаксли, Замятина и Брэдбери, отправлялись на поиски «Героя нашего времени» Лермонтова и приходили к балабановскому Даниле Багрову.

Мне предложили взять на себя тему комиксов и графических романов. До этого я не очень этим интересовался, но решил не отказываться. Так родился проект «Территория комиксов», где в интерактивной форме шло знакомство с этой удивительной областью искусства. Для взрослых эту тему я старался раскрыть с иной стороны: вроде того, что персонаж Джокера появился из-за экранизации романа Виктора Гюго «Человек который смеётся», где главного героя Гуинплена сыграл немецкий актер Конрад Фейдт.

Конрад Фейдт в ролик Гуинплена​ Фото Universal Pictures

Хит Леджер в роли Джокера Фото Warner Bros.

Я рассказывал и о необычных авторах и их работах. Например, про Шона Тана, очень крутого австралийского художника, чьи произведения меняют представления о графическом романе. Его книгу «Потерянная вещь» (The Lost thing) экранизировали, одним из режиссёров выступил сам автор. В 2011 году мультфильм взял «Оскар» в номинации лучший анимационный короткометражный фильм.

Шон же в ответе за роман «Прибытие» (The Arrival), повествующий о герое, который из-за конфликтов внутри страны оставил свою семью и покинул родной дом. Другая часть света встретила его незнакомой культурой, языком и общественным устройством. Эффект сопереживания главному герою появляется мгновенно, ведь в «Прибытии» вы не найдёте ни единого слова, только визуальная информация.

На этом моя работа не ограничивалась. Я изучал книжный фонд библиотеки, анализировал мероприятия и проекты, проходящие внутри и за пределами учреждения, узнавал об опыте зарубежных и отечественных коллег, привыкал работать на разных кафедрах, так как библиотекарь сегодня должен быть универсальным специалистом и куратором.

Плюсы и минусы работы в библиотеке

С самого начала не всё оказалось таким радужным. Первая проблема, с которой я столкнулся, это мизерная зарплата, которая составила чуть меньше 12 тысяч рублей. Сейчас с этим вопросом дела худо-бедно обстоят иначе, средняя зарплата в регионе, если мы говорим о культуре и официальных данных, составляет примерно 30 тысяч рублей. Руководство молодых сотрудников старается поддерживать, так как изменения невозможны без новых людей и подходов.

Что касается старших коллег, то в процессе взаимодействия внутри коллектива, помимо недопонимания, часто возникает взаимовыгодный обмен опытом. Обычно это происходит с теми, кто в этом заинтересован, а таких людей большинство.

Выставка фотографий в библиотеке Фото из инстаграма karinaovaaa

С другой стороны, такие учреждения как школы, библиотеки и музеи довольно сложно идут на нововведения. Я понимаю, что легко пойти на поводу ностальгии, когда не было интернета, а в библиотеки ходили огромными толпами, но ведь всё поменялось невероятным образом. И вместо того, чтобы признать эти изменения и встроить в них библиотечную работу, некоторым удобнее окутать себя пеленой безразличия, нежелания и явного негодования в отношении чего-то нового.

На сегодняшний момент коллектив библиотеки заметно изменился. Десять лет назад молодёжь можно было по пальцам сосчитать, теперь же треть кадров — это люди до 35 лет. С момента моего трудоустройства в библиотеке успело поработать много молодых сотрудников. Многие из них не стали задерживаться в библиотечной сфере. Есть разные причины почему так происходит: некоторых не смогла заинтересовать специфика профессии или банально не справлялись с поставленными задачами, у других библиотека была просто временным местом работы.

Издания из фонда сектора редких книг Фото Национальной библиотеки Карелии

Когда я сам просто пользовался библиотекой, некоторые вещи меня довольно сильно раздражали. Оставались элементы обслуживания читателей ещё с советских времён. После реконструкции появилось то, что я сам так давно ждал. Например, можно самостоятельно взять книги без обращения к сотрудникам библиотек: если брал их на дом, то в любое время суток можешь самостоятельно вернуть через станцию книговозврата.

Если свободного времени не хватает, то есть возможность через сеть заказать нужную литературу, а затем с помощью читательского билета забрать её в полке бронирования, которая похожа на ячейки для хранения ценных вещей. Никаких карточных каталогов, всё в цифровом варианте.

Полка бронирования книг Фото Леонида Николаева, «Республика»

Терминал книговозврата Фото Национальной библиотеки Карелии

Почему же я всё-таки работаю в библиотеке? Честно признаюсь, что те идеи, которые мною предлагаются, за редким исключением, не встречают сопротивления со стороны начальства. Сотрудники разных возрастов готовы помогать и поддержать твои замыслы, многие коллеги раскрываются просто с нереально крутой стороны, сохраняя священный огонь молодости даже после 30 лет работы в библиотечной сфере.

И всё чаще встречаешь ситуации, когда здоровый консерватизм соседствует с нововведениями, ведь не стоит забывать, что традиционная библиотечная работа до сих пор остается востребованной.

Во время лектория о творчестве Александра Вампилова я со своей коллегой разыгрывал сцену из комедии «Прощание в июне» Фото Национальной библиотеки Карелии

Да я и сам вижу, что многое поменялось, но, на мой взгляд, не хватает качественных, даже фундаментальных изменений. За год у нас проходят тысячи мероприятий, где книга зачастую выступает обычным дополнением.

Библиотека – это то пространство, где ты можешь комфортно проводить время, посещать выставки, мастер-классы, квизы, лектории, встречи с писателями, режиссерами, концерты и крупные акции, но чтобы это стало повсеместным явлением не только для сотрудников, но и для пользователей библиотеки, необходимо осознание важности перемен на всех уровнях.

Центр виртуальной реальности был партнером библиотеки на акции, посвященной Дню Знаний Фото Национальной библиотеки Карелии

Участники интеллектуального квиза, который полностью придумали и провели сотрудники библиотеки Фото Национальной библиотеки Карелии

Центр детского чтения в библиотеке Фото Национальной библиотеки Карелии

Акция «Пушкинский день в России» Фото Национальной библиотеки Карелии

Часто работе мешает самоцензура, и это касается не только библиотек. В атмосфере перманентного страха и боязни сделать что-то не так скрывается тупик для изменений. Есть ещё проблема, что в библиотеки иногда приводят людей организовано, будь то простое ознакомление или какое-нибудь мероприятие. С этим я тоже столкнулся, ведь такой подход не формирует позитивного представления о библиотеке, куда приходишь только потому, что сам этого хочешь.

Часто информация о наших проектах не доходит до целевой аудитории. По этой причине некоторые крутые проекты не получилось воплотить в жизнь. К проблеме можно добавить и недостаточную вовлечённость подростков в библиотечное пространство. Как раз сейчас мы работаем над решением этой задачи.

Участники интеллектуального квиза в библиотеке Фото Национальной библиотеки Карелии

Лучшее место для молодых?

Пошёл четвёртый год, как я работаю в библиотеке. За это время произошла куча разноплановых событий. Сегодня библиотека постепенно становится площадкой, которая может стать главным культурным, информационным и социально значимым местом города. Может, но еще не стала.

Фотовыставка «Первозданная Россия»  Фото Национальной библиотеки Карелии

Выставка коллажей Жака Превера  Фото Национальной библиотеки Карелии

Выставка коллажей Жака Превера Фото Национальной библиотеки Карелии

Вероятно, в маленькой библиотеке я бы не стал задерживаться. Всё-таки там, где я работаю, уже есть отличное пространство, необходимая техника и перспектива дальнейшего развития. Я стараюсь посещать другие регионы, принимаю участие в фестивалях, общаюсь с коллегами. В связи с этим можно смело сделать вывод, что остаётся ещё очень много мест, где время словно остановилось, а про 21 век даже не слышали. Это к вопросу недостаточного финансирования сферы, а также кадровой составляющей.

Мне приятно осознавать, что, несмотря на существующие проблемы, у меня есть возможность принимать участие в абсолютно разных мероприятиях, общаться и взаимодействовать с разными людьми. К примеру, сегодня мои коллеги из библиотечного проекта «Читка» могут поставить пьесу «Пинежский Пушкин», основанную на рассказе архангельского фольклориста и писателя Бориса Шергина.

Спектакль «Пинежский Пушкин» в рамках проекта «Читка» Фото Национальной библиотеки Карелии

В 1934 году повсеместно началась подготовка к юбилею Пушкина. Борис Шергин рассказал о поэте неграмотной пинежанке. Об услышанном она рассказала землякам. Эти пересказы, впечатления, отображения слышанного, своеобразно понятого, реплики, афоризмы, отрывочные, но эмоционально насыщенные и поэтически-образные, послужили материалом для компоновки «пинежского» рассказа о Пушкине.

Действие пьесы разворачивается в 1937 году в избе-читальне, где помимо деревенских представлений о Пушкине добавили контекст страшного и трагического периода советской истории. Я и сам принимал участие в этом проекте, только в другой постановке. Мне досталась роль чёрта, трикстера с намерением заполучить душу главного героя, в определённые моменты перевоплощающегося в участкового.

Спектакль «Пинежский Пушкин» в рамках проекта «Читка» Фото Национальной библиотеки Карелии

В один день может пройти творческо-просветительская программа для детей, где я могу рассказывать о космосе и вселенной, видеть искреннее удивление, живую заинтересованность, а на следующий день со взрослыми обсуждать, как творчество Чехова можно использовать в качестве лекарства от скуки.

Пару лет назад на акцию «Библионочь» я сделал площадку в формате «Фрэнки-шоу», только в режиме реального времени. С музыкальным и визуальным сопровождением я от имени известных людей рассказывал о своей жизни, а присутствующим требовалось раскрыть о ком идёт речь.

Акция «Библионочь» Фото Александра Подъельсого

Если есть желание, можете послушать аудио-версию , где за моим голосом скрывается известная всем личность. Записал пару лет назад ради эксперимента.

Блок audio недоступен

Вы начинающий художник или фотограф? В таком случае можно договориться, и вам бесплатно предоставят одно из выставочных пространств библиотеки. Хотите просто поработать над своим проектом? Пожалуйста, никто не против, а про наши мероприятия можно вообще отдельную статью писать. И мне хочется верить, что возможностей как-то себя проявить именно в стенах библиотеки будет только больше.

Концерт в ратонде библиотеки Фото Национальной библиотеки Карелии

Конкурс песни на фрацузском языке «C’est une chanson qui nous ressemble...» Фото Национальной библиотеки Карелии

«Библиотекарь — не врач и не педагог, чтобы помогать людям в каком-то высоком смысле», — сказала Ольга Жигулина в комментариях под статьей о библиотекаре из Саранска.

Я не соглашусь. В идеале современный библиотекарь – это не только специалист своей области, но и учитель, психолог, автор, администратор и режиссёр. В нас крепко сидит небольшое заблуждение, особенно касательно университетов и школ. Система образования просто буксует на месте, процессы, что происходят в школе вызывают лишь недоумение, ведь именно там качественные изменения проходят сложнее всего, а программа и методика учебных дисциплин стоит на повторе десятки лет.

При таком положении дел библиотека имеет все шансы стать местом интересного и подлинного досуга для детей и подростков, которого им так не хватает, особенно в маленьких городах.

Читатель библиотеки в образе Дарта Вейдера на акции «Библионочь» Фото Национальной библиотеки Карелии

Учитель – это очень массовая профессия, где затаилось столько архаики, что непонятно как это изменить. Наличие молодежи дело не исправит, да и многие идут в педагогику по остаточному принципу, просто никуда больше не поступил.

Фото Национальной библиотеки Карелии

Бывают моменты, когда апатия накрывает меня. Но, в конце концов, большинство вещей зависит от нас самих и нашего желания. Мне импонирует просветительская миссия в абсолютно разных форматах и проявлениях. Для меня библиотека стала тем местом, где можно пробовать реализовать себя. Несмотря на сложности, вроде остатков старых подходов к работе и периодическому скепсису окружающих.

Я хочу быть в центре изменений, которые хоть проходят сложно и неоднородно, но всё-таки проходят. Потому что во времена застоя лучшее место для молодых там, где протекают метаморфозы.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#личныйопыт #истории #лонгриды #лигаавторов