Вне социальных правил и цивилизации: жизнь и быт изолированных племён в современном мире
Борьба с бандитами и миссионерами, возможность умереть от простого гриппа и вечный страх потерять свою идентичность.
Лидер организации UNIVAJA, занимающейся правами индейцев Фото UNIVAJA
В современном мире существует больше 100 изолированных племён — народов, которые добровольно живут в изоляции от мира. У них кочевой образ жизни, они пользуются инструментами, которые не менялись уже много поколений и воюют против людей, которые пытаются захватить их землю. Несмотря на то, что их время неизбежно подошло к концу.
Люди из джунглей
Правозащитная организация Survival International описывает изолированные сообщества как «не имеющие постоянных контактов с доминирующей или мировой общественностью». При этом они не полностью закрыты от внешнего мира. Члены племени контактируют с другими такими же народами или изредка с представителями внешнего мира — туристами, учёными или рабочими, которые находятся на территории племени.
Такие народы обитают в Южной Америке, Индии и Океании. Они заселили эти земли задолго по появления современных государств и колонизации в 15 веке. Занимают труднодоступные территории с богатыми натуральными ресурсами, как вода, углеводороды и минералы. Также на выбор поселения влияет флора и фауна, которые необходимы для выживания.
Сегодня вряд ли можно полагать, что даже в наиболее отдалённых и глухих уголках амазонских джунглей всё ещё остаются единичные группы, которые ничего не слышали «белом» человеке и никогда, даже случайно, не контактировали с ним.
Иногда изолированные сообщества — это часть известного этноса, которая из-за каких-то конфликтов отделилась от большего народа и ушла в изоляцию в джунгли. Большая часть племени уже может жить в цивилизации, когда эта маленькая часть продолжит избегать контактов с внешним миром. Например, большая часть племени ваорани живёт в деревнях вместе с эквадорцами, но есть малые группы, как тагаери или виньятаре, которые продолжают изоляцию и живут в джунглях.
Точное их число неизвестно. По разным подсчётам, в Бразилии может быть от 27 до 67 племён. В Перу — 29, в Боливии и Венесуэле по три, а в Колумбии одно. Всего примерно 10 тысяч человек. Ещё есть племена, с которыми нет контакта из-за непроходимости их территорий, но о существовании которых учёные догадываются. Их количество неизвестно.
Член племени тагаери Фото Global Look Press
О культуре таких племён известно мало, ведь, они изолированы. Их образ жизни похож на жизнь в палеолите. Обычно это охотники или собиратели с кочевым образом жизни, высокомобильные группы, перемещающиеся по обширной территории, сплошь покрытой густыми тропическими лесами.
Убежища таких племён — это дома, сделанные из листьев и палок, в которых они обитают вместе. Они живут кланами, обычно внутри него и с соседними группами есть биологическое родство. Воинственность — часть их общества — часто они похищают женщин из других племён, чтоб поддерживать генетическое разнообразие.
Член племени на охоте Фото Getty
Известно, что племя аирирео из Парагвая выращивает бобы, арбузы и тыквы. Охотятся на черепах и диких свиней, собирают мёд диких пчёл. Живут они в небольших сообществах, где у каждой семьи свой дом. Спят под крышей во время дождей, в другое время на улице. Их самый важный ритуал назван в честь птицы козодоя — первое пение птицы предшествует сезону дождей и месяцу празднеств.
Речь у них сохраняется ещё с доколумбовых времён, а язык почти не подвергся влиянию испанского и португальского. Языки разных племён могут быть как схожи между собой и составлять родственную группу как у племён Айорео и Чамакоко, так и сильно отличаться и входить в разные группы.
Хижина одного племени Фото SurvivalInternational
У аирирео нет письменности, но была наскальная живопись. В отсутствии календаря они считают время по циклам луны и солнца. Зато они знают музыку, а также изготавливают луки, копья и духовые трубки. Их они используют для охоты и войны.
Отзыв племени тсапанава из Бразилии о пении белых людей Скриншот из документального Lost Tribe of the Amazon
Копьё и духовая трубка Фото Андрей Матусовский
Копьё Фото Андрей Матусовский
Некоторые племена воинственны и яростно охраняют свою изоляцию. В 1987 году племя тагаири в Южной Америки убило двух миссионеров-капуцинов: Алехандро Лабака и Инес Аранго, которые проникли на их территорию и хотели вступить в контакт. А в 2018 индийское племя сентинельцев (уникальный народ, который, вероятно, прожил больше 60 тысяч лет без умения добывать огонь) убило миссионера Джона Чау, который приехал к ним, чтобы заниматься проповедованием.
Чау пробрался на остров незаконно, так как путешествия туда запрещены властями Индии. Тело миссионера так и не обнаружили — скорее всего, сентинельцы похоронили его так же, как делали с предыдущими незнакомцами. Скорее всего, там оно будет покоиться очень долго, так как любые официальные экспедиции на остров рискуют привести к массовому заражению сентинельцев болезнями, от которых у них нет иммунитета.
Изоляция ради защиты
Во времена великих путешествий и колонизаций среди членов экспедиций считалось привычным обращаться с коренными народами посредством силы. Колонизаторы убивали или обращали в рабство племена, вынуждая целые народы бояться незнакомцев и прятаться, уходя труднодоступные территории. Из-за внешнего вмешательства уничтожались целые древние империи, в том числе империя Ацтеков и империя Инков. «У людей романтизированный взгляд на причины изоляции», — говорит антрополог из Университета Аризоны Ким Хилл. Со слов самих жителей изолированных племён идёт одна и та же история: они хотели общаться со внешним миром, но боялись.
Нет такой группы людей, которая будет сидеть отдельно от остального лишь потому что это круто.
Некоторые ещё стали свидетелями разрушительных встреч с чужаками. В 1970-х и 1980-х Бразилия считала, что область Амазонки — незаселённая территория с большим потенциалом. Аборигенов, которые противились вторжению, убивали, а их поселения уничтожали. А перуанское правительство в начале 20-го века отрицало существование таких людей, чтоб свободно давать доступ компаниям к добыче каучука. Из-за разрушения традиционного уклада жизни племя Машко-Пиро бросило свои деревни и ушло жить в джунгли.
В мире остался лишь один человек, знающий перуанский язык тауширо. Потеряв родственников из-за различных трагедий, он ведёт жизнь отшельника и постепенно забывает родной язык. Когда-то у него было множество родственников, но под конец 20-го века осталось лишь одно племя тауширо из 17 индейцев. Для защиты они держали стаю охотничьих собак: несколько раз миссионеры и наёмники пытались захватить индейцев и заставить их работать на себя. Однако погубила клан не война.
Однажды ягуар пробрался в лагерь клана и убил спящего ребёнка, а другой ребёнок случайно захлебнулся в реке. Двух других членов племени покусали ядовитые змеи — они умерли без противоядия. В другой раз молодой охотник поранился и истёк кровью, пока искал добычу в лесу. Корь погубила остальных, а малярия убила главу племени. Его похоронили под полом дома и подожгли строение. Таковы традиции тауширо.
Однако со смертью индейца память о его клане может сохраниться. В 2017 году Министерство культуры Перу развернуло проект по сохранению истории племени. Лингвисты составили базу из 1500 слов, 27 мифов и трёх песен, относящихся к культуре тауширо. Лингвисты хотят записать речь Амадео на старом языке, чтобы сохранить оригинальное звучание после смерти носителя.
Племя Машко-Пиро, берега Амазонки Фото FENAMAD
Индийское племя сентинельцев предположительно ушло в изоляцию из-за волны алкоголизма и эпидемии различных болезней после встречи с внешним миром. Ряд из них также похищали и увозили в рабство.
Изоляция поддерживается не только самим племенем, но и организациями, связанными с ними. Во многих странах запрещено самому контактировать с племенем без веской причины. Сделано это для того, чтобы не нарушать мировоззрение и культуру народа. Индейцы легко принимают новые вещи, которые облегчают им жизнь. Они сразу начинают использовать новые инструменты и носить новую одежду, теряя свою идентичность.
Женщина из племени радуется одежде, инструменте и посуде Скриншот из документального Lost Tribe of the Amazon
Lost Tribe of the Amazon
В надежде на безопасность
«Почти все человеческие сообщества были в контакте друг с другом, как показывают исторические и археологические записи . Человеческая история не похожа на игру в „Цивилизацию“, где вы начинаете с маленькой деревни, а вся карта затемнена», — рассказывает антрополог университета Гавайи Алекс Голуб.
В мире есть несколько правозащитных организаций, которые занимаются проблемами изолированных племён и регулярно контактируют с ними. Самые большие — FUNAI и Survival International. Первая — Национальный фонд индейцев, орган правительства Бразилии, которая занимается защитой прав индейцев в стране. Вторая — некоммерческая организация, которая следит за соблюдением прав аборигенов во всём мире.
В 2016 году бразильские власти начали создание специальной резервации площадью в 2558 квадратных километров для племени Кавахива. На ней запрещено вести любую промышленную и хозяйственную деятельность, что вызвало возмущение со стороны местных бизнесменов, задающихся вопросом — стоит ли отдавать такую большую территорию группе людей численностью в 50-60 человек.
Вертолёт бразильской армии, который доставляет солдат для борьбы с нелегальной деятельностью в джунглях Фото FUNAI
Организация Survival International регулярно проводит разные кампании для помощи изолированным племенам. Благодаря одной из их акций бразильское правительство послало войска, чтобы разобраться с нелегальными лесорубами, которые уничтожали жилое пространство племени ава. Теперь патрули на земле племени охраняют их от незаконной вырубки. Также организация занимается изучением племён и их просвещением.
Часто к изолированным народом ездят проповедовать христианство миссионеры. Они селятся рядом с их деревнями (такое особенно распространено в Южной Америки), дарят различные полезные вещи, чтобы улучшить отношения, после чего начинают учить слову божьему.
Бывает и принудительное обучение — когда аборигенов ловят, насильно переселяют в резервацию, где они работают на миссионеров в обмен на различные товары, беря их практически в рабство. Сами индейцы порой подают в суд, чтобы миссионеров не допускали к ним. В апреле 2020 года бразильский суд постановил, что армия и полиция должна защищать племена в Долине Йавари от миссионеров и не допускать их к аборигенам.
В разгар пандемии COVID-19 миссионерская организация решила купить вертолёт, чтобы легче добираться до изолированных племён Фото NTM
Контакты с другими людьми имеют и негативные стороны. В Южной Америке на изолированные племена регулярно нападают люди, которые хотят забрать себе их территории. В этом числе нелегальные лесорубы, промышленные рабочие, наркоторговцы, скотоводы, герилья. Лесорубы вырубают деревья, которые необходимы для выживания племени, а промышленные работы разрушают экосистему, на которых племена охотятся.
Из-за подобного племена часто находятся на грани исчезновения. К примеру, народ ава почти вымер из-за нелегальной вырубки джунглей. На их территории строили поселения и нелегальные ранчо, наёмники охотились на членов племени, которые мешали незаконной деятельности, а их поселения уничтожались тракторами. Один из членов племени рассказывал, как однажды встретился с наёмниками.
Я спрятался в лесу и сбежал от белых людей. Они убили мою мать, моих братьев, сестёр и жену. Во время резни меня подстрелили [в спину], и это было очень тяжело, потому что я не мог обработать рану. Я не видел её. Невероятно, что я вообще сбежал — это был истинный Tupã (дух — прим. TJ). Я много времени провёл в лесу, голодный и преследуемый фермерами. Я был сам по себе. У меня не осталось родных, которые могли бы помочь, с которыми я мог бы поговорить. Так что я ушёл всё глубже и глубже в чащу.
По данным Survival International, за последние 500 лет изолированное племя гуарани потеряло почти всю свою территорию, и теперь 12 тысяч человек живут на 3000 гектарах в маленькой резервации. Из-за отсутствия земли они вынуждены работать на белых фермеров. На таких производствах им платят меньше нормы, они живут в антисанитарных условиях, а по возвращении домой ударяются в алкоголизм и домашнее насилие. Из-за того, что часть производств нелегальна, больше 200 членов племени сидят в тюрьме без адвокатов и без понимания правовой системы.
Индейцы капур в районе Амазонки поймали нелегальных лесорубов, после чего отдали их приехавшей полиции Фото National Geographic
В 1980-х годах из-за нападений золотоискателей племя яномами потеряло 20% населения за семь лет. В 1992 году правительство Бразилии запретило вход на территорию племени и добычу ресурсов, но через год группа золотоискателей пришла в деревню яномами и убила 16 человек, включая ребёнка. Позже пять из них признали виновными в геноциде и судили. При этом часть территории племени находится и в Венесуэле, где нет законов, защищающих их.
В Бразилии, несмотря на защиту властей, ситуация не лучше — у аборигенов всё ещё нет прав на свою землю, к тому же, на их территории ещё разместили солдат, что увеличило напряжения, а некоторые женщины аборигенов стали заниматься проституцией.
Sertanista — индейское слово, означающее человека, который порабощает индейцев.
Кроме убийства членов племени и разрушения хозяйственной среды есть и другая опасность — болезни. У жителей нет иммунитета к большинству современных заболеваний, так что любой контакт может привести к уничтожению племени или значительной потери людей. В 1970-х и 1980-х годах бразильское правительство устанавливало посты для привлечения индейцев и налаживания контакта. В них лежали различные инструменты, одежда и полезные материалы. Зачастую на этих вещах жили различные вирусы и паразиты, к которым у аборигенов нет иммунитета. Порой за пару недель поселение теряло половину людей.
В 1980-х годах в Перу племя Нахуо случайно встретилось с лесорубами. Один из членов племени подхватил грипп, из-за чего после его возвращения домой заразились остальные. Умерло около 60% населения. Через три недели после первого контакта члены соседних индейских племён также заболели гриппом. FUNAI вылечила их и провела вакцинацию, но после этого индейцы ушли глубоко в леса, где могут распространить вирус дальше. В этом случае специалисты FUNAI не смогут им помочь.
Хотя мы осознаем героизм и жертву многих наших коллег, нельзя забывать, что когда мы занимаемся привлечением этих людей, на самом деле формируется остриё сложного, холодного и решительного общества, которое не щадит соперников с не развитыми технологиями.
Мы вторгаемся на земли, на которых они живут, без их приглашения и согласия. Мы удовлетворяем потребности, которых у них никогда не было. Мы разрушаем чрезвычайно богатые общества. Мы забираем у них их мир и спокойствие. Мы запускаем их в другой, жестокий и тяжёлый мир. Часто мы доводим их до смерти.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
#общество #исследования #индейцы #лонгриды #лигаавторов