Истории
Nikkie Willie

Смех без причины – признак проблемы: как массовая истерия захватывала целые деревни, порождая смех, плач и танцы

Бессимптомная эпидемия, которая поражает организм изнутри и не подвергается анализу, но отражает проблемы в обществе.

Танцевальная чума – одна из разновидностей массовой истерии Немецкая гравюра

За всю историю человечество много раз сталкивалось со смертоносными болезнями, которые порой охватывали целые страны. Жертвами часто становились не только взрослые, но и дети. Вспышки чумы, холеры и других заболеваний приводили к большим потерям, что оставило глубокий след в истории и навсегда изменило общество.

Но если от заболеваний с физическими симптомами медицина научилась по большей мере справляться, то с психическими эпидемиями дело обстоит сложнее. Разгадать загадки человеческого мозга ещё до конца не удалось. Такие эпидемии не требуют отдельных возбудителей, их не всегда можно предугадать и вовремя предотвратить их развитие.

Одной из опасных психических эпидемий называется массовый психоз, случаи которого многократно прослеживаются в истории. Пение, хаотичные пляски, безудержный смех и отказ некоторых частей тела – неполный список возможных симптомов.

Средневековый пляс

В 1278 году толпу из 200 человек, переправляющихся через мост у реки Маас в Германии, поразила танцевальная мания: один за другим люди начинали хаотично плясать до изнеможения без видимой на то причины. Их движения не походили на привычный танец, а скорее напоминали беспорядочные и отрывистые подёргивания.

Под давлением большого количества народу мост не выдержал и обрушился. Пострадавших удалось вытащить на берег и перенести в ближайшую часовню святого Вита, где их привели в сознание.

В середине 14-го века всё больше городов Англии, Германии и Нидерландов охватывали подобные инциденты. Нередки были случаи, когда в населённых местах люди танцевали по несколько дней без передышки, пока не падали с ног от полного изнеможения.

Танцевальная мания в немецком городке

Одним из самых знаменитых случаев стала танцевальная чума 1518 года в Страсбурге. Стоял июль, когда женщина по фамилии Троффеа вышла на улицу города и начала танцевать без видимой причины. Она танцевала, пока не упала от усталости, а отдохнув, вернулась к пляскам. В течение недели к ней присоединились около 30-ти человек, среди которых преобладали девушки.

Властей города оповестили о происходящем с самого начала. Посоветовавшись с местными врачами и священниками, вместе они решили, что виной всему «горячая кровь». Советники предложили наиболее подходящее, по их мнению, лечение – устроить ещё больше танцев.

Они приказали расчистить рынок под открытым небом, украсить залы заведений, установить деревянную сцену рядом с ярмаркой, пригласить музыкантов и профессиональных танцоров, чтобы те могли помочь пострадавшим и уставшим продолжать веселье.

В своём безумии люди танцевали, пока не теряли сознание, некоторые умирали.

Через месяц пляшущих насчитывалось уже 400 человек. Некоторые не выдерживали большой нагрузки и умирали от истощения. Поняв, что принятые меры только ухудшают ситуацию, власти приказали закрыть все увеселительные заведения и полностью запретить праздники. Пострадавших от танцевальной чумы отводили в храм святого Вита, расположенный недалеко от города. Там проводились различные религиозные обряды, призванные «изгнать всех демонов».

Согласно городским записям, в начале сентября мания пошла на спад. Точное количество умерших так и осталось неизвестным.

Нездоровый смех

В 1961 году небольшая Республика Танганьика, которая находилась на востоке Африки, стала независимым государством и вышла из британской сферы влияния. В стране начали проводить массовые изменения в сферах экономики, политики и науки: среди них были избрание премьер-министра, введение новой Конституции. Впервые в стране появился президент. Реформы затронули и школьное образование: смена учителей, изменение школьной программы. Ожидания и требования к ученикам стали на порядок выше.

В 1962-м году в деревне Кашаша существовала женская школа-интернат, открытая христианской миссией для малоимущих детей. В то время в ней обучались 159 школьниц в возрасте от 12 до 18 лет, которые большую часть дня проводили в школе, а ночевали в общежитиях. Преподавательский состав состоял из пяти человек – трое из Африки и двое из Европы.

Деревня в Таганьике Фото Тэмми Дэвис

30 января 1962-го года в школе вспыхнула эпидемия смеха. Три ученицы начали безудержно смеяться. Смех перешёл на других детей, при этом не затронув преподавательский состав. Эпидемия распространялась хаотичным образом и у каждого длилась по разному – от нескольких часов до 16 дней. К 18 марта в школе насчитывалось 95 пострадавших от эпидемии и власти решили закрыть образовательное учреждение.

Школьницы жаловались на постоянные приступы смеха, которые разделялись на несколько периодов. У них также возникали проблемы с речью и концентрацией внимания. Кроме смеха, сообщалось о сопутствующих симптомах: болях, обмороках, проблемах с дыханием, сыпи, приступах плача и криках. Однако летальных случаев не наблюдалось.

Из-за закрытия школы-интерната несколько учениц вернулись в соседнюю деревню Ншамба. Через десять дней там вспыхнула эпидемия. Так в апреле-мае постоянные приступы смеха испытывали уже 217 человек, большинство из которых – дети и молодые люди. Школу в Кашаше попробовали снова открыть 21-го мая, но в конце июня закрыли на карантин. Эпидемия смеха продолжалась.

В июне пострадали ещё несколько школ. Ученики возвращались в свои родные места, из-за чего там вспыхивали новые очаги смеха. Но случаев припадков смеха среди учителей, полицейских, старост или людей с образованием не наблюдалось.

Через 18 месяцев после начала эпидемия пошла на спад. За всё это время закрылись 14 школ и более тысячи человек попали под воздействие эпидемии смеха.

Случай в монастыре

Католическая школа-интернат Вилла де ла Нинас для девочек располагается в мексиканском городе Чалько. Обособленный участок со своей школой, общежитием и столовой украшают зелёные газоны и обширные дорожки в саду со статуями Девы Марии и младенца Иисуса. Школа находится под постоянной охраной, окружённая забором высотой шесть метров с колючей проволокой.

Вилла де ла Нинас

Школа, основанная в 1990 году, является одной из десяти в Азии и Латинской Америке, управляемых благотворительной организацией World Villageges for Children. Руководят в ней монахини из ордена Сестёр Марии, основанного в Южной Корее в 1964 году американским священником Алоизием Шварцем.

Заведение отличалось строгими правилами: дети виделись со своими родителями лишь несколько раз в году, всё время они посвящали учёбе и молитвам. Также запрещалось иметь при себе любые игрушки или личные вещи – чтобы другие дети не завидовали. Все ученицы были в возрасте от 12 до 17 лет, многие из неблагополучных и малоимущих семей, проживающих в бедных районах мексиканских городов.

Да, девочки скучают по своим семьям. Но здесь мы формируем характер. Они уже не обычные девушки с гор. Они знают, как выразить себя, как правильно улыбаться. У них есть уверенность.

Сестра Чонг

В декабре 2007 года в школе проявились первые единичные случаи заболевания, из-за которого у девочек отказывали ноги и появлялись жар и тошнота. По сообщениям, произошло это после того, как одна из девочек из подручных средств собрала уиджу – доску для спиритических сеансов и общения с умершими. Она рассказала об этом подружкам по комнате в общежитии, и вместе они пытались связаться с духами. Вскоре об инциденте узнали монахини и исключили ученицу из школы. Через неделю одна из девочек, бывших на сеансе, почувствовала нарастающую боль в ногах. Она также начала жаловаться на постоянные ночные кошмары.

Слухи о призывах духов с помощью уидижи и о больной девочке разлетелись по школе. Вскоре после этого ещё несколько девочек начали жаловаться на похожие симптомы. Особенно болезнь распространилась после рождественских каникул. Ученицы ощущали пронзительную боль в ногах, некоторые страдали от тошноты, лихорадки и говорили о самоубийстве из-за ночных кошмаров. В школе, которая насчитывала около 3,5 тысяч учениц, нарастала паника.

Всё началось с покалывающей боли в ногах. Затем я просто не могла встать – когда я пыталась, мои ноги подгибались.

Джовита Санчез Виласко

О происходящем оповестили директора школы сестру Чонг. История с эпидемией стала также известна властям округа и родственникам учениц. Обеспокоенные родители отчаянно пытаясь спасти своих дочерей: проходили сотни миль, чтобы отвезти их домой из школы-интерната.

Орден Сестёр Марии стал главной темой в СМИ. Местные репортёры заявляли о жестоком обращении в стенах школы, тяжёлых условиях пребывания и суровой дисциплине. Главная настоятельница отрицала все обвинения и подчёркивала, что большая часть критики строится лишь на стереотипах о строгости правил в восточноазиатских обществах. Она подчёркивала, что школа нуждается в поддержке, а не в скандале.

Монахиня и ученицы Фото Адрианы Зэхбраускас

В интернат приезжали учёные, доктора и психиатры с целью выявить причину болезни. Когда анализы показали отсутствие вирусов и инфекций, девочек начали отправлять домой, чтобы хоть как-то снизить панику.

В период с октября 2006 года по июнь 2007 года более 500 студентов, одна учительница и несколько сестёр пострадали от неизвестной болезни. Около 300 девушек отправили домой. Пик эпидемии пришёлся на март, затем постепенно количество пострадавших начало снижаться. К ноябрю, когда симптомы среди большинства учениц исчезли, директор Чонг была переведена обратно в Южную Корею.

В итоговом федеральном отчёте по этому делу, подписанном главным психиатром и несколькими учёными и врачами, указан точный диагноз – конверсионное расстройство, которое раньше было известно просто как истерия.

Феномен толпы

Возможные причины и триггеры всех трёх эпидемий долго пытались выявить. Танцевальную манию 1518 (так её назвал швейцарский врач Парацельс) объясняли проделками дьявола и одержимостью демонами, или проклятьем, посланным святым Витом. Более современной теорией считалось пищевое отравление грибком спорыньи, который по своей химической структуре близок к ЛСД. Нередко манию связывают с хореей – синдромом с непроизвольным подёргиванием мышц, что со стороны выглядит как отрывистый танец.

В случаях школы-интерната из деревни Кашаша выстраивались похожие версии. Учёные брали образцы крови и отправляли их на исследование в Европу на предмет вирусов, но анализы ничего не выявляли. Предпринимались попытки обнаружить токсичные вещества в еде и воде, но исследования опять же показывали относительную чистоту. В поселке Букоба, где эта болезнь вызвала большой интерес, существовало мнение, что атмосфера была отравлена в результате взрыва атомной бомбы, но подтверждения этому не нашли.

Из-за религиозного уклона в мексиканской школе-интернате, среди учениц и преподавателей выстраивалась версия о «божественной» природе эпидемии. Они верили, что болезнь им послана свыше как наказание за грехи, либо же как проверка на прочность. Власти округа искали более приземлённого объяснения – проводили исследования питья и еды, проверяли кровь учениц на наличие инфекционных заболеваний. Как и в случае других эпидемий, все анализы выдавали отрицательный результат.

Учёные пришли к выводу, что во всех трёх случаях ярко выражалась крайняя форма массового психоза – массовая истерия. Истерия, которая может развиваться на фоне негативных окружающих воздействий, со временем поражает целый коллектив или группу. Расстройство приобретает форму психической эпидемии, которая продолжает постепенно расширяться. Человек теряет способность к адекватному и логическому мышлению.

Истерия Изображения Джорджа Престона, 1891 год

Клиническое понимание истерии появилось в конце 19-го века под руководством Зигмунда Фрейда. Он поддержал идею, что психологическая травма в условиях чрезвычайного стресса может выражаться в физических симптомах у некоторых пациентов – воображаемых мозгом, высвобождаемых в организм и излечимых при интенсивной терапии.

Фрейд также выдвинул идею для описания феномена толпы. Толпа как человеческая масса особенно восприимчива к внушению. Всякое мнение или идею она либо принимает, либо отвергает целиком и относится к ней как к абсолютной истине. И если один человек находится под воздействием какой-либо навязчивой идеи – толпа способна сразу же её перенять и сделать постулатом.

Психолог Кристофер Фрит упоминал важность моделей, которые люди создают в своём сознании. Внутренний мир каждого человека состоит из опыта, личных впечатлений и мыслей. Общаясь, он обменивается своей моделью сознания с другими людьми, которые могут её принять или отвергнуть. Такой процесс может привести как к прогрессу и саморазвитию, так и к обману и массовым заблуждениям. С ложной моделью внутреннего мира (голоса, видения, фантомные боли) у человека часто развивается психоз. Случаи, когда целая группа разделяет общую бредовую идею, могут привести к непоправимым последствиям, при этом докопаться до истины в разы сложнее. Яркие примеры видны в действиях деструктивных сект, таких как «Храм народов» или «Небесные врата». Психоз и навязчивые идеи лидеров сект привели к массовому самоубийству всех последователей.

Наиболее уязвимыми к массовой истерии становятся люди с низким уровнем IQ, дети и подростки. Наличие постоянного стресса, тревоги и относительно замкнутое пространство способствуют развитию феномена. В наши дни некоторые учёные оспаривают её точное определение и разделяют на несколько явлений.

Жители Страсбурга в 1518 году долгое время страдали от голода и таких заболеваний, как оспа и сифилис. В их обществе также царило убеждение, что те, кто не успокоил святого Вита, покровителя эпилептиков и танцоров, прокляты вечным танцем. В маленькой деревне Кашаше дети постоянно находились в условиях жёстких правил, их единственным способом выражать эмоции и недовольство был смех. В закрытой мексиканской школе-интернате ученицы столкнулись с религиозным поверьем, при этом находясь под строгими условиями в закрытом обществе.

Массовую истерию невозможно выявить ни с помощью исследований окружающей среды, ни с помощью анализа крови. Её секрет кроется не в инфекционных возбудителях, а в человеческом мозге. От неё не спрячешься, надев маску или перчатки – она передаётся через взгляд, звук, общение.

Сейчас мы называем это психической эпидемией. То есть, всё это кроется в сознании людей. Это не вызвано элементом в окружающей среде, как пищевое отравление или токсин. Существует основной общий фактор стресса в обществе. Массовая истерия – последнее средство для людей с низким статусом. Для них это простой способ выразить, что что-то действительно не так.

Кристиан Хэмпелманн

Основные источники:

  • Зигмонд Фрейд, «Я и Оно»;
  • Кристофер Фрит, «Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир»;
  • Гюстав Лебон, «Психология народов и масс».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #психология #лонгриды #лигаавторов