Истории
Мария Исмагилова

«Любая пропаганда раздражает»: священнослужитель православной епархии о быте, атеизме и продвижении церкви в интернете

Интервью с диаконом, который, как и многие молодые служители, пришёл в соцсети для распространения религиозных учений.

Дмитрий Павлюкевич Скриншот из его ролика на YouTube-канале

Последние годы в рунете всё чаще встречаются активные блоги и проекты от молодых священнослужителей. В отличие от более возрастного поколения, они общаются с аудиторией на открытом и простом языке, не стесняются использовать мемы или дурачиться на камеру.

Яркий пример — проект Fellow, который запустился осенью 2018 года и с тех пор прочно закрепился в инстаграме (TJ подробно рассказывал о нём). Однако в основном о боге, религии и церкви в удобном формате соцсетей рассказывают отдельные служители. Один из них — диакон и пресс-секретарь Гродненской епархии Дмитрий Павлюкевич.

Об учёбе в семинарии, послушаниях и нравственности

Ты работаешь диаконом в церкви. Что входит в твои обязанности?

Диаконы занимают самую низшую прослойку в церкви и самую малочисленную. В наши обязанности входит пение на службах, произношение молитв вместе с народом и махание кадилом. Мы следим, чтобы в храме было всё необходимое для службы, чтобы были вкручены лампочки и у священников были чистые облачения.

У нас есть «‎послушания»‎ — это дополнительная работа, которую нужно выполнять помимо службы в церкви. Занятия у всех разные, от социальной работы до участия в молодёжных кружках. На мою долю выпало стать пресс-секретарём, потому что в студенческие годы я занимался журналистикой и писал статьи. Я выступаю посредником между епископом и общественностью: когда журналисты хотят поговорить, то я устраиваю встречу, организовываю тур или интервью.

Я провожу собеседования с прихожанами перед крещением или венчанием. Например люди хотят крестить ребёнка или обвенчаться в церкви. Мы просим пройти собеседования, чтобы они поняли, что им даст этот обряд. Иногда прихожане воспринимают это негативно: они уже всю родню собрали, а мы их притормаживаем. Но нам важно показать, что крещение не поможет ребёнку получать одни пятёрки или вылечить насморк.

Почему ты решил стать священником?

Я всегда был максималистом и если меня что-то интересовало — то я погружался в это с головой. Например если я мечтал изучать космос, то читал всевозможные книги на эту тему. Когда я в 16 лет заинтересовался религией — то ходил в школу в чёрной одежде и хотел постричься в монахи. Это увлечение застигло меня в то время, когда нужно было выбирать профессию, и я без раздумий поступил в семинарию.

Дмитрий Павлюкевич на Пасхальном богослужении в 2019 году

Как твои близкие отнеслись к твоему решению?

Мама обрадовалась, потому что сама интересовалась православием. Отцу было важно, чтобы я мог жениться. Католики не могут иметь семью, а в православии он разбирался плохо и подумал, что теперь наследников ему не видать. Когда я сказал брату, то он сначала не понял, что такое семинария. В его представлении, пойти учиться в семинарию сродни тому, чтобы уйти жить в монастырь. Он был в панике и думал, что больше меня не увидит, пока я его не успокоил.

Где ты учился? Как вспоминаешь учебные годы?

Я учился в духовной семинарии в Жировичах, это довольно закрытое учебное заведение. По строгости чем-то похоже на суворовское училище, только дедовщины нет. В семинарии ученики живут, учатся и работают пять лет. Обычный день устроен так: утром все идут на молитвы, затем сидят на занятиях до двух часов дня, а после начинается послушание. Каждый занят своим делом: кто доски пилит, кто стены красит.

Каждую осень мы дружно ездили на картошку. Всю семинарию в сто человек сажали в один кузов, накрывали тентом и везли за город. Поручней и сидений внутри не было, поэтому было жарко и тесно. Один студент даже шутил, что в аду нас ждёт такая же машина, только ездить будет по кругу. Несмотря на все неудобства, мы любили это время: надзора меньше, а больше свободы. Днём мы работали, а в свободное время играли в игры и жгли костры.

По твоему описанию кажется, что в семинарии всё строго. Так ли это?

В семинарии за дисциплиной следят дежурный инспектор и дежурные помощники. Чаще всего, это преподаватели, но иногда и ребята из числа учеников. Если в 8:30 у всех молитва, то все должны быть на молитве и точка. После отбоя все обязаны лежать в кроватях с закрытыми глазами и без разговоров. Всех «‎нарушителей» приобщали к общественным работам, например к уборке коридора. Строгость обосновывали тем, что семинария следит за нашим духовным обликом.

А после учёбы твой распорядок дня сильно изменился?

Распорядок дня священнослужителя отличается от мирянского тем, что мы работаем в выходные, когда большинство людей отдыхает. С пятницы по воскресенье больше служб: пятничные, субботние и воскресные. Если взять будний день, то я могу сходить на службу, затем будет одно или два отпевания, а вечером обычно провожу собеседования перед крещением и венчанием. Параллельно могу разобрать текучку: ответить на письма или сделать буклеты.

О прихожанах, преступниках и стереотипах

Чем отличается жизнь священника от жизни обычного человека?

Разделять жизнь священнослужителя и мирянина — это пагубное занятие. Кажется, что в таком случае можно оправдать себя: если я не священник, то мне можно что угодно, а священники пусть за нас грехи искупляют. Нравственная планка распространяется на всех нас в равной степени.

Евангелие ко всем предъявляет одинаковые требования: любить ближних, прощать врагов и помогать бедным. Это относится и к нам, священнослужителям. Зачастую священники требуют от людей того, что не смогли бы сами.

Церковный календарь ориентирован не на человека 21 века, который живёт в мегаполисе, а на человека, который живёт в античности с другим устройством экономики и быта. А мы продолжаем транслировать те же требования к совершенно другому типу людей.

Церковь призывает людей прийти на праздник крещения, который в этом году может выпасть на будний день. Естественно, что все люди работают, потому что им нужно кормить себя и семью, а священник в этот момент ругается, почему так мало людей пришли в церковь. Если бы все священнослужители работали помимо церкви на обычной мирской работе, то они лучше бы понимали своих прихожан.

Расскажи про прихожан. Какие они?

Есть консерваторы, которые считают, что в церкви служения должны вести только на церковнославянском языке, а прихожане должны одеваться в закрытую одежду. Есть те, кто занимается политическим православием и верят, что государство и религия — это одно целое, а Россия и православие — синонимы. Третья группа прихожан — либералы. Такие люди наоборот считают, что нельзя ничего себе запрещать и все учения церкви устарели.

Священники тоже все разные и каждый проповедует своим прихожанам то, во что верит сам. Для меня главное, чтобы люди понимали, что они приходят в одну и ту же церковь и что чужие взгляды нужно уважать.

Бывали ли недопонимания с прихожанами?

Мой друг-священник Саша приехал на приход вместо другого священника и стал знакомиться с прихожанами. Одной из них была старенькая бабушка: она накрыла стол и пригласила моего друга. Друг поел и вдруг бабушка ему говорит: «‎Батюшка, мне надо вам признаться. До вас работал другой священник, я с ним согрешила».

Пока мой друг обдумывал это признание и пятился к выходу, бабушка продолжила: «‎Этот батюшка меня на исповеди спросил меня, постилась ли я. Я сказала, что постилась, а сама колбасу ела!».

Такие ситуации не единичны: часто люди путаются в церковной терминологии и рождаются комичные истории. Но большинство прихожан церкви — это сильные и смелые люди. Они работают, воспитывают детей и живут гораздо нравственнее многих священников.

А преступники приходят к вам?

Чаще приходят люди, которые стараются поступать как преступники из 90-х: они пытаются купить Бога через покупку свечей или икон. Им кажется, что стоит потратить в церкви кучу денег, и всё. Это неправильная позиция, когда Бога пытаются сделать карманным союзником.

Купить Бога пытаются не только за деньги. У меня были случаи, когда народ натирал мозоли на пятках, специально надевая тесную обувь. Им казалось, что сейчас они помучаются, а потом им с небес спустится благодать. Подход кажется религиозным, но это обычная купля-продажа и искренности здесь нет.

Много ли в церкви бывших заключенных?

По опыту могу сказать, что бывших заключенных среди священников нет. Но церковь — это не сообщество душечек и паинек. Она для того и создана, чтобы те, кто оступились, могли исправиться. Миссия существования церкви чем-то похожа на миссию больницы. Никто не придёт в больницу и не спросит, почему так много занятых больничных коек.

Другое дело, как часто человек обращается за помощью. Есть люди, которые приезжают в больницу всего пару раз в год, как говорится, «прокапаться». Такой человек может бухать по-чёрному и вести аморальный образ жизни, но считает, что сходит разок в больницу и врачи его поставят на ноги. В церкви бывает то же самое, когда человек думает, что замолить грешок-другой удастся за раз. Ему кажется, что всё легко: пришёл в церковь, исповедался священнику и индульгенция в кармане.

Почему священникам принято целовать руку?

Это культурная особенность, не религиозная. К этому же относится, почему священники носят бороду или почему женщинам принято в церковь ходить в платках. В Древней Руси выражали почтение целованием руки. Сейчас мы выражаем уважение тем, что говорим с человеком на «Вы», а в древности все обращались друг к другу на «ты», даже к Богу. На Востоке без платка ходили проститутки, это был их способ обозначить свою профессию. Бороды мужчины не брили тоже из культурных соображений, религия это никак не трактует.

Во времена Римской империи существовало племя лонгобардов, их считали варварами и они носили длинные бороды. С точки зрения римлян, носить длинные усы и бороду — варварство. Поэтому у католиков принято бороды сбривать, хотя сегодня у них можно встретить и бородатых священнослужителей. Так же и у нас, есть бородатые священники, а есть бритые, с религией это не связано.

Рипида

Ещё пример — рипида. Это длинная палка с кружочком на конце, на которой нарисовано лицо ангела. Когда несут Евангелие, рипиды несут рядом для красоты. Сейчас некоторые думают, что это супер-святые палки, хотя раньше ими отгоняли насекомых во время службы и выглядели они как обычные опахала, а не позолоченные, как сейчас.

О вере, отношении к атеистам и церковных обрядах

Правда ли, что религиозный человек должен страдать, чтобы быть ближе к Богу?

В нашем обществе это мнение распространено даже среди светских людей. Порой кажется, что в жизни всё хорошо: родные рядом, проблем особых нет, дети радуют. Человек начинает думать: «Господи! Если всё хорошо, то что ты у меня сейчас оттяпаешь?». Люди так устроены, что они всегда хотят за всё платить и если причин для беспокойства нет, то они ищут в этом подвох.

Приведу в пример аскетизм. Его часто путают с самобичеванием, хотя на самом деле аскетика — это упражнение на самодисциплину, способ закалить тело и дух. Когда спортсмен тренируется, его цель — сделать тело более выносливым, а не чтобы мышцы полопались.

Религиозный человек постится не для того, чтобы голодать, а чтобы уметь противостоять греховным желаниям.

Как ты относишься к атеистам?

Хорошо отношусь, они такие же люди, как и все остальные. Их можно понять, наш мозг требует рациональных доказательств, которых у церкви нет. Вера — вещь субъективная и не существует идеальной формулы, которая доказала бы существование Бога.

Мне в таком случае нравится приводить пример со звуками или цветами. Сложно объяснить другому человеку, как звучит нота «до» первой октавы. Можно нарисовать длину волны на графике, но это не приблизит оппонента к пониманию. Солнце светит одинаково на верующих и неверующих, и если Бог любит нас всех, то почему я должен кого-то осуждать за его выбор.

Можно ли сравнить веру в Бога с верой в концепцию плоской Земли?

Согласно концепции плоской Земли, планетане круглая, а имеет форму плоского диска (TJ подробно рассказывал об этой теории и мемах вокруг неё).

Это вопрос эмпирический, который можно исследовать, доказать или опровергнуть. Хочешь убедиться — прочитай научные исследования, заплати Илону Маску и лети в космос. А вот религию нельзя доказать научным способом и можно принять только на веру. Верить в Бога или нет — субъективный выбор и спорить с научной точки зрения тут не о чем.

Может ли церковь отказать в крещении или венчании?

Я могу привести два примера. Первый случай был, когда я ещё был не диаконом, а просто помогал в церкви. Пришёл мужчина, и во время причастия сказал, что он будет крёстным. Когда священник начал задавать мужчине вопросы о том, зачем ему причастие, он признался, что на самом деле в Бога не верит, и пришёл просто потому, что его попросили.

Вторая ситуация: пришёл мужчина с женщиной и попросил, чтобы его крестили. Мы задавали мужчине вопросы, а женщина отвечала на них за него. Мы спрашиваем, «Зачем вам это? Жили же раньше без крещения, что изменилось?» и мужчина разозлился: сказал, что деньги нам платит и наше дело сделать то, о чём он просит. И что в церковь он не намерен приходить в дальнейшем. Мы ему отказали. Так происходит, если человек не верит в Бога по-настоящему или считают, что церковь — это сервис, где за деньги проведут любой обряд по желанию

О блоге в инстаграме, карьере в церкви и скандалах со священниками

У тебя есть свой блог «Блогословие» в инстаграме. О чём он и для кого?

Изначально я планировал, что мой блог поможет людям, которые уже имеют представление о религии и хотят разобраться глубже. Объяснить, что те убеждения, которые люди считают религиозными, чаще всего культурные и ничего общего с религией не имеют. Вторая задача — перевести древние учения о религии на доступный мирянам язык. Православие существует две тысячи лет, за которые накопилось большое количество литературы.

Мы любим использовать древние учения, но забываем, что люди изменились, и надо рассказать им то же самое, но другими словами. С помощью метафор и аналогий я хотел показать то же, что говорили в древности отцы церкви.

Хватает ли на жизнь, работая в церкви? И можно ли построить в ней карьеру?

Я не голодаю, живу в служебной квартире, которая находится в собственности епархии. Мне платят обычную зарплату для моего города. На эти деньги я могу жить, но не смогу купить собственное жильё, поэтому недавно задумался о том, как зарабатывать больше. Я не считаю, что имею право требовать денег с прихожан, поэтому начал учиться: сначала на дальнобойщика, а затем на редактора, чтобы в будущем брать коммерческие заказы. Священнослужители могут работать помимо церкви и это довольно часто встречается, главное — согласовать с начальством.

Строить карьеру в церкви могут только неженатые священники, так называемое чёрное духовенство или монахи. Епископы, патриархи и митрополиты — монахи, и официальных семей у них нет. У белого духовенства есть право жениться, и их карьера начинается с диаконства, затем они становятся священниками и это — потолок. В этом случае всё зависит от места: если священник работает в деревне, то зарплата у него меньше, чем у священника в городе-миллионнике, потому что количество прихожан и пожертвований отличается.

За что священника могут лишить сана?

Есть определённые нормы, которые прописаны в каноническом праве. За грубые нарушения священника могут выгнать, к таким относятся пьянство или блуд. По древним канонам, священника лишат сана даже если он кого-то ударил. Из неочевидного — священнику нельзя жениться второй раз. Если он развёлся с женой, то это повод задаться вопросом, может ли он и дальше быть священником.

Считается, что если священник не наладил отношения в собственной семье, то как он может наставлять своих прихожан. Ещё одна веская причина — пропаганда своих политических взглядов. Священник не может возглавлять политическую партию, потому что церковь — нейтральная в отношении политики, священнослужители должны соблюдать нейтралитет.

Как относишься к скандалам вокруг священников?

Для меня неважно, какие проступки совершил человек в прошлом, если сейчас он раскаивается и считает это неприемлемым. Такие новости плохи лишь тем, что накладывают тень на всю церковь. Будет новость, что один священник вор — люди будут думать, что вся церковь ворует. У Апостола Павла на такой случай есть хорошая цитата: «Не давайте повода ищущим повода». Чтобы люди уважали церковь, нужно уважать людей и не совершать компрометирующие поступки.

Это же относится к слухам о том, что все священники — богатые и ездят на дорогих автомобилях. Конечно такие люди есть, и всегда будет процент тех, у кого нет совести. Я богатых священников не знаю. Зато знаю тех, кто живёт на грани бедности: работают в сёлах, растят детей и помогают нуждающимся, например огород перекопать или покрасить забор. Поэтому не советую судить всю церковную сферу по одному проценту людей.

Первая причина в том, что в православии мало популярны социальные проекты. Если бы в новостях чаще мелькали позитивные события с участием священнослужителей, то негатива можно было бы избежать. Например если священник ездит на мерседесе, но все знают, что он также строит детские сады — было бы плевать на марку машины, люди бы видели пользу.

Вторая причина — менталитет. У наших людей с постсоветского периода осталась установка, что все богатые — воры и лжецы. Не важно, кем работает человек: спортсмен, бизнесмен или айтишник, если он показывает богатство, то он — враг.

Как церкви стать привлекательней для молодёжи?

Чтобы церкви стать привлекательной, она не должна заниматься пропагандой. Любая пропаганда, даже здорового питания, раздражает. Никому не нравится, когда навязывают свои убеждения и взгляды. Другое дело, если людям показать, что правильное питание — это вкусно. Церковь тоже должна быть «вкусной», нужно обосновать молодёжи, зачем им ходить туда и тратить своё время.

Если сказать человеку, чтобы он приходил в церковь постоять три часа не шевелясь, то он покрутит пальцем у виска. На мой взгляд, нужно создать сообщество по интересам: чтобы люди знакомились, дружили, а потом и отдыхали вместе. Тогда молодёжь увидит в этом интерес для себя и им захочется приходить в церковь не только по праздникам.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#религия #православие #рпц #лонгриды #лигаавторов #интервью