{"id":862,"title":"\u041e\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e \u043f\u044f\u0442\u0438 \u0434\u0435\u0431\u0435\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043a\u0430\u0440\u0442 \u0431\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u043e \u2014 \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c? \r\n","url":"\/redirect?component=advertising&id=862&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/257524-tinkoff-black&placeBit=1&hash=41356d59f6fbd37a295a5a07a5b217f6dd2105c72f1b2d4ff3b26867a4d1fbd0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Максим Рычков

Школьный эксперимент «Третьей волны»: насколько люди восприимчивы к авторитаризму и культу личности

В 1967 году в США ученики подчинялись лидеру, доносили на товарищей и мечтали о диктатуре. Всё это — часть хитрой задумки учителя.

Рон Джонс, автор эксперимента «Третьей волны», 2020 год

По итогам 2020 года агентство Economist Intelligence Unit квалифицировало правящие режимы в 34 государствах как гибридные авторитарно-демократические. Ещё 57 держав аналитики признали чистыми автократиями. Россия относится ко второй категории стран — в рейтинге государство занимает 124 место из 167 на основе данных по пяти категориям: выборности власти, гражданских свобод, деятельности правительства, участия населения в политике и политической культуры. Ближайшие соседи РФ в перечне стран — Мозамбик, Эфиопия и Нигер.

Положения о демократии, сменяемости власти, правах и свободах человека зафиксированы в конституциях разных стран. Но на деле авторитарные идеологии и диктаторское правление остаются привлекательными для миллионов людей из разных стран.

Многие видят в них естественный порядок вещей или эффективный способ решения социальных проблем, закрывая глаза на то, что диктаторское правление неизбежно ведёт к нарушению базовых человеческих прав. Мировой опыт диктатур показывает, что людям проще оправдывать такие преступления или представлять их необходимыми. Как это работает, показал спонтанный эксперимент в одной из калифорнийских школ более чем полувековой давности.

1960-годы в США оказались непростыми: часть молодёжи верила, что страну к лучшему можно изменить только силой

1960-е годы в США выдались противоречивым временем. С одной стороны, экономика первой мировой сверхдержавы процветала. Темпы роста валового продукта достигали беспрецедентных 4-6% каждый год. Президенты-демократы Джон Кеннеди и Линдон Джонсон провозглашали наступление общества всеобщего благосостояния.

С другой стороны, экономическое благополучие для многих американцев подняло планку ожиданий, какой должна быть их страна. В два благополучных десятилетия после Второй мировой войны в США выросло поколение бумеров. В 21 веке так с иронией называют немолодых конформистов, закосневших в своих привычках и тоскующих по прошлому. Но 60 лет назад под этим словом подразумевали совсем другое: поколение выросшей в достатке, образованной и критически настроенной к устоявшимся порядкам молодёжи.

Большинство бумеров разделяли левые взгляды, вплоть до маоизма и геваризма. Они протестовали против Холодной войны с Советским Союзом, расовой сегрегации, неравенства в распределении доходов, неравноправия мужчин и женщин, обязательного призыва в армию. Последняя проблема для молодёжи стала особо острой с началом активного вмешательства США в войну между Северным (прокоммунистическим) и Южным (антикоммунистическим) Вьетнамом.

Демонстрация против внешней политики США под прокоммунистическими лозунгами. Чикаго, август 1968 года. Фото Дэвида Уилсона (David Wilson)

Неприязнь к государству, привычным порядкам и ценностям у американской молодёжи подстегнуло загадочное убийство президента Джона Кеннеди в 1963 году. Cуд признал виновными эксцентричного стрелка-одиночку Ли Харви Освальда, что многим американцам показалось ложью.

Поэтому господствующими трендами среди американской молодёжи 1960-х стали нонконформизм, желание скорых решительных перемен и надежда на новую политическую силу, которая бы установила настоящую справедливость для всех. Именно среди выросших в такой атмосфере подростков провёл свой эксперимент калифорнийский учитель Рон Джонс.

Джонс был молодым и прогрессивным педагогом, не боявшимся рассказывать детям об истории необычными средствами

В апреле 1967 года Рону Джонсу исполнилось 26 лет. Он окончил Стэнфордский университет и работал учителем истории в калифорнийском городке Паоло-Альто, в школе Кабберли, считавшейся передовой, с современным подходом к преподаванию. Сам Джонс придерживался леводемократических взглядов и считал себя последователем психолога-гуманиста Карла Роджерса, одного из основоположников гуманистической психиатрии.

Ученики уважали молодого и прогрессивного Джонса.

У него была харизма, он умел по-настоящему увлекать на своих уроках. Те ребята, у кого Джонс не преподавал, завидовали нам. Мы гордились, что занимаемся у такого учителя.

Марк Хэнкок
участник эксперимента «Третья волна

В понедельник, 3 апреля 1967 года, Джонс вёл у второкурсников старшей школы занятия, посвящённые нацистской Германии и Второй мировой войне.

Второй курс старшей школы — учебная ступень в американской традиции, примерно соответствующая десятым классам в России.

Несколько школьников задались вопросами: как немцы могли подчиняться очевидно бесчеловечной диктатуре и игнорировать массовое уничтожение людей? Вместо прямого ответа Джонс предложил аудитории поучаствовать в недельном эксперименте — не раскрывая прямо его сути, но пообещав высший балл всем участникам. Не желающим присоединяться учитель разрешил заниматься самостоятельно в библиотеке, но за оценки не выше проходных.

Джонс никогда не боялся новаторства. Помню, тот приводил в класс крайне неоднозначных гостей: коммуниста, участника «Ку-клукс-клана», даже члена Американской нацистской партии. И те сами рассказывали нам о своих идеологиях.

Джоэл Эмкрот

участник эксперимента «Третья волна»

Как потом признавался Джонс, он не располагал чётким и последовательным планом действий. Экспериментатор начал с простого: ввёл в классе дисциплину, с единообразной строгой позой посадки за парту и другими правилами. Теперь ученикам предписывалось отвечать педагогу только стоя, в лаконичной манере, обязательно обращаясь «мистер Джонс».

Рон Джонс, 1960-е годы

Для закрепления Джонс несколько раз заставил подростков выйти из класса и зайти обратно с «правильной» рассадкой. Он напрасно рассчитывал, что школьники начнут возмущаться и саботировать его команды. Большинство ребят подчинялись с явным энтузиазмом, вдохновившись установочной лекцией про пользу дисциплины в любом занятии, от науки до спорта и военного дела.

К удивлению Джонса, меры, которые он считал абсурдными и дурными, только вовлекли школьников в образовательный процесс. Даже те, кто раньше тихо отсиживался на задних партах, теперь отвечали наравне с хорошистами и отличниками.

Я начал размышлять, как рушатся мои представления о педагогике. Ведь я предпочитал свободную обстановку на уроке и максимальную самостоятельность в учёбе. Но теперь я ввёл авторитарные методы, и они нравились классу, они сразу дали эффект.

Рон Джонс

автор эксперимента «Третья волна»

Учителя удивляло, насколько подросткам понравились дисциплина, коллективизм и власть харизматичного лидера над собой

Следующий день, вторник 4 апреля, Джонс посвятил внедрению подросткам новой ценности — коллективизма. Как и в первый день, он пустился в пространные рассуждения, что ни одна группа людей не достигнет успехов, если её участники не будут ощущать себя одним целым, ставя общее выше индивидуального. Аудитория с энтузиазмом восприняла и этот тезис.

Затем Джонс заставил школьников хором скандировать девиз: «Сила — через порядок, сила — через общность» («Strength through discipline, strength through community»). Свою группу он окрестил «Третьей волной» («The Third Wave») и ввёл для неё особое приветствие, отдалённо напоминавшее нацистский салют.

Джонс и его последователи потом игнорировали очевидное сходство словосочетаний «Third wave» и «Third Reich». Название движения они объясняли популярным калифорнийским поверьем, что океанская волна набегает на берег трижды, и как раз последняя её стадия — самая сильная.

Руководитель продолжал наделять группу новыми атрибутами, и это только делало её популярнее среди школьников. На третий день эксперимента к изначальным 30 членам «Волны» примкнули 13 новых участников. Джонс ввёл фиксированное членство в движении и призвал школьников вовлекать в «Третью волну» новых активистов.

Одно из немногих фотографических свидетельств о проекте: лозунги «Волны» и варианты её логотипа

Потом учитель утверждал, что к концу эксперимента в группе состояло не меньше 200 человек, от одиночек и аутсайдеров до школьных лидеров, задир и спортсменов. Джонс постарался найти каждому участнику «Волны» своё дело, от разработки официальной символики до регистрации и учёта новых товарищей.

На третий день студенты других курсов прогуляли свои курсы, чтобы перейти к нам. На четвёртый день к нам перешли уже ребята из соседних школ. Я понятия не имел, что это зайдёт так далеко.

Рон Джонс

автор эксперимента «Третья волна»

Развивая эксперимент, лидер обязал нескольких ребят следить за внутренней дисциплиной и доносить на её нарушителей. Речь шла о несанкционированных собраниях участников, невыполнении официального приветствия или пренебрежительных высказываниях в адрес самой «Третьей волны». К неприятному удивлению Джонса, о реальных и мнимых проступках товарищей ему сообщали не только «официальные», но и добровольные осведомители.

Другим открытием для педагога стало то, что один из аутсайдеров класса, некий Роберт, вызывался стать его телохранителем. Гордый новым статусом подросток сопровождал кумира везде, вплоть до учительской, куда школьникам входить запрещалось.

Эксперимент становился неприятным для создателя, но он понимал, что не может его прекратить по одному своему желанию.

Отступать было уже поздно. Теперь я могу понять, почему астроном так упорно снова и снова смотрит в свой телескоп. Я всё глубже и глубже погружался в исследование своих собственных представлений и мотивов, движущих групповыми и индивидуальными действиями.

Рон Джонс

автор эксперимента «Третья волна»

Большинство подростков однозначно поддерживали Джонса, открыто ему сопротивлялись только две девушки

Прежде чем свернуть инициативу, Джонс довёл эксперимент для кульминации. В четверг 6 апреля, на очередном собрании своих адептов, он разработал что-то вроде идеологии для «Третьей волны».

Учитель провозгласил, что сила движения — это не только дисциплина, коллективизм и совместное действие, но и гордость. А гордиться участники «Волны» должны тем, что якобы принадлежат к одной из ячеек зарождающейся третьей партии, альтернативной демократам и республиканцам. Со дня на день она оформится официально и подвинет старые элиты, освободив дорогу молодым.

Ученики Кабберли на школьном празднике, 1967 год Фото из коллекции Филипа Нила

В пятницу 7 апреля, заверил лидер «Третьей волны», по телевидению выступит общенациональный лидер их движения, будущий кандидат в президенты на выборах. Джонс заявил, что на смену изжившим себя индивидуализму и демократии придёт новый порядок, построенный на строгой дисциплине. «Волна» изменит судьбу американского народа, даст ему новое чувство порядка и единства.

Аудитория с энтузиазмом восприняла эти демагогические рассуждения. Словам Джонса добавило веса прочитанное кем-то из учеников в свежей газете рекламное объявление со слоганом: «Наступает третья волна». С молчаливого согласия учителя подростки решили, что это тайное послание, свидетельствующее о силе их движения.

Лидер снова закрепил слова делом. Он назвал имена нескольких участников, на которых донесли товарищи, и приказал «службе безопасности» вывести «диссидентов» в библиотеку. Джонс объяснил, что те исключены из «Третьей волны» за нелояльность. Школьники безропотно выполнили приказ руководителя, единогласно признав его правоту.

Утром мистер Джонс пришёл в класс, а мы сидели навытяжку. Затем он достал из кармана список и перечислил несколько имён. «Мне сказали, что вы нарушали правила. Что вы можете на это ответить? Ничего? Если мы собираемся творить историю, среди нас не может быть места непослушным».

Марк Хэнкок

участник эксперимента «Третья волна»

Участники эксперимента потом признавали, что Джонсу в принципе перечили единицы. Сам учитель писал, что его идеи открыто не приняли только трое друживших между собой подруг, не называя их имён. Они заметно опережали в своих знаниях и отметках остальной класс, но с началом «Третьей волны» их таланты стали никому не нужны.

Хэнкок позднее назвал имена двух из них: Элис Хесс и Шерри Тусли. Обе пытались сорвать кульминационное пятничное собрание с общим просмотром выступления «лидера». Но попытки девушек не принесли результата, так как большинство класса однозначно поддерживали Джонса и введённые им порядки.

Учитель закончил эксперимент с помощью эффектного трюка, признавшись, что обманывал школьников

За неделю эксперимент Джонса обрёл свою жизнь, выйдя за рамки, задуманные своим создателем. Слухи про «Третью волну» доходили и до взрослых, как родителей учеников, так и других педагогов.

Джонсу как минимум дважды приходилось объясняться с отцами двух учеников. В первом случае это был раввин (учитель сам происходил из еврейской семьи), во втором — военный лётчик, прошедший через немецкий плен во Вторую мировую войну. Оба раза лидеру «Волны» удавалось объясниться: мол, речь идёт только об изучении истории, а не создании новой партии с авторитарными замашками.

Во избежание неприятных последствий и для чистоты научного эксперимента Джонс намеренно дистанцировался от расистской и шовинистической риторики.

Со стороны коллег же Джонсу вообще не поступало претензий. Директор школы, однажды встретив его в школьном коридоре, сам с улыбкой поприветствовал его салютом «Волны».

«„Третья волна“ позволила посмотреть на фашизм изнутри» Первое печатное упоминание о проекте в местном издании The Catamount, выпуск от 21 апреля 1967 года

В пятницу короткая история движения закончилась. Джонс собрал несколько десятков участников группы в актовом зале и включил телевизор. Но с экрана несколько минут шёл один только белый шум. Затем проектор включил изумлённым школьникам кинохронику Третьего рейха с кадрами военных действий, концлагерей и работы Нюрнбергского процесса.

Учитель же объяснил старшеклассникам, что теперь они на своём примере поняли, как работает диктатура. Антидемократические политики внушают людям веру в свою абсолютную правоту, единственную справедливость только их идей и освобождают сторонников от критического мышления.

Нет никакого вождя. Не существует никакого «общенационального молодежного движения „Третья волна“». Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались здесь. Вы ничем не лучше и не хуже немцев при нацистах, которых мы изучали.

Рон Джонс
автор эксперимента «Третья волна»

Спустя годы ученики вспоминали, что некоторые из товарищей восприняли новость с улыбкой: мол, мы-то знали, что всё это не по-настоящему. Большинство же не скрывало своего разочарования. Некоторые, как «охранник» Роберт, плакали.

Джонс попал в один из скрытых нервов истории Третьего рейха. В 1930-х годах в Германии большинство учителей приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера. В 1935 году около 4% членов нацистской партии составляли именно школьные педагоги. А среди наёмных работников в рядах НСДАП их было большинство, около 25%.

Именно школы стали одним из фундаментов диктатуры. При нацистах в них расцвели доносы за любое инакомыслие, вплоть до безобидных шуток. Среди учеников подавлялась любая индивидуальность, их заставляли заниматься военной муштрой — в ущерб учебной программе.

В 1935 году на партийном съезде в Нюрнберге лично Гитлер заявлял, что немецкий мальчик будущего должен быть быстрым как гончая, жёстким как наждак и твёрдым как сталь. Дескать, нацисты выведут новый тип человека, дисциплинированного, твёрдого и здорового до мозга костей.

Ричард Эванс

британский историк, специалист по Третьему рейху

Преподавание многих предметов приняло идеологизированный характер. На уроках истории детям внушали, что Германия — исторически величайшая державы Европы и мира, на биологии — напоминали о природной враждебности евреев к «арийцам», на географии — что границы германского государства должны совпадать с ареалом немецкого народа.

Интервью с Джонсоном в 2020 году

Рискованный эксперимент не повлиял на карьеру Джонса. Но в 1970 году школа Кабберли не продлила с ним контакт по иным причинам. Сказались политические взгляды и общественная активность педагога. Он открыто осуждал войну во Вьетнаме и поддерживал «Чёрных пантер».

«Партия чёрных пантер» — афроамериканская радикальная организация, выступавшая за вооружённую борьбу против властей США.

Джонс стал практикующим психологом, потом нашёл себя в публицистике и создании театральных сценариев. В конце 1970-х годов он написал небольшое эссе про «Третью волну»: о ней он долгое время не вспоминал и даже уничтожил небольшой фотоархив несостоявшегося движения. История «Волны» стала основой для нескольких театрализованных постановок и фильмов.

Кадр из художественного фильма «Волна» («Die Welle», 2008) Режиссёр — Деннис Ганзель

Наиболее известна вышедшая на экраны в 2008 году немецкая лента «Die Welle» («Волна»). Авторы фильма перенесли описанные Джонсом события из США 1960-х годов в Германию начала 21 века. Создатели «Волны» оживили сюжетную основу личными драмами школьников и их педагога, добавив к киноповествованию более мрачный в сравнении с реальной историей финал.

Кто-то из наших потом говорил: Джонсу не стоило это затевать. Да, с точки зрения этики здесь всё спорно, но последствия этого урока неоценимы. С тех пор лично я отношусь ко всему происходящему вокруг куда более критично.

Филип Нил

участник эксперимента «Третья волна»

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

{ "author_name": "Максим Рычков", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0448\u0430","\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u0438\u0433\u0430\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432","\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f"], "comments": 41, "likes": 132, "favorites": 177, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 437538, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 14 Sep 2021 11:29:47 +0300", "is_special": false }
0
41 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

За все время пребывания на Tj третий раз читаю про этот эксперимент. Если честно - заебало уже

13
Роковой торшер

это эксперимент

68

Из всех статей, что я читал по эксперименту, эта оказалась самой интересной с точки зрения подачи и раскрытия материала

25

Спасибо!

5

Андрей, лично мне такие материалы не попадались. ТJ существует не первый год, здесь много разных авторов, сферы интересов неумолимо пересекаются. В любом случае, у вас теперь полный и разносторонний взгляд на это событие.

10

тычбля,самый умный? А ну встань в строй!

3

Вы скорее всего читали про эксперименты Зимбардо и Милгрэма - про них много писали. Про Третью волну это первый текст

1

"На уроках истории детям внушали, что Германия — исторически величайшая державы Европы и мира, на биологии — напоминали о природной враждебности евреев к «арийцам», на географии — что границы германского государства должны совпадать с ареалом немецкого народа"

Что-то очень знакомое, да?

11

Ну, да, это же пропаганда немецкая такая была. 

1
Роковой торшер

 мальчик будущего должен быть быстрым как гончая, жёстким как наждак и твёрдым как сталь.

сделайте пожалуйста жабу 

5
Гражданский корабль
17
Гражданский корабль

Читал об этом, вот вы все которые щас подобавляди в закладки и пошли коменты читать – не откладывайте, прочитайте, это охуенная история, Максим спасибо

8

Сам ты подобавлядь
Но история и вправду охуенная.

3

спасибо, Алексей!)

1

подобавляди

Наконец-то я узнал свой диагноз. Текст, правда, прочитал

1
Надежный рак

Что не сделаешь ради высшего балла, лишь бы не учиться

4

Делаем ставки, прибежит ли Артурка Сергеев рваться в комментах

2

Уроки пускай делает.

3

Просто минуснул в этот раз. Видимо, на завтра в школе много задали ребёнку.

1

большинство учителей приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера. В 1935 году около 4% членов нацистской партии составляли именно школьные педагоги. А среди наёмных работников в рядах НСДАП их было большинство, около 25%.

Интересно, почему так. Почему и сейчас с таким рвением учителя вбрасывают на выборах и в школах начинают свирепеть, когда ученики критикуют власть (видосы школьников). Должна быть какая-то закономерность.

2

Обсуждали это с одним другом, он высказал мысль, что, мол, профдеформация у людей, профессия сама по себе авторитарна. Плюс в Германии и России большинство школ традиционно государственными были, а не частными. Тоже фактор - зависимость от власти.

3

Сейчас в РФ учителя — экономически зависимая от государства категория. Думаю, что как минимум это серьёзно влияет.
Впрочем, как оно было в Германии 30-х, я не в курсе.

1

естественно зависят от государства как и каждый человек на земле

0

боян десятилетний  уже все разжёвано перемолото

1

Только мертвый про это не писал/снимал ролики и т.д.

1

@Мёртвый, ты точно не писал/снимал?

4

Антидемократические политики внушают людям веру в свою абсолютную правоту

ВОЗ и Ко с вакцинами и НАУКОЙ, а если ты имеешь другое мнение - то ты фашист, антиваксер и людоед. Время идет, методы не меняются

–7

Очень интересно. Спасибо, автор, за труд.

1

Спасибо!

0

“ Вместо прямого ответа Джонс предложил аудитории поучаствовать в недельном эксперименте — не раскрывая прямо его сути, но пообещав высший балл всем участникам. Не желающим присоединяться учитель разрешил заниматься самостоятельно в библиотеке, но за оценки не выше проходных.”
Вот он урод конечно 🤬🤬

1

Он открыто осуждал войну во Вьетнаме и поддерживал «Чёрных пантер».

«Черных пантер»

Как-бы ему намекнуть, что он в итоге сам поддерживал поехавших коммунистов-любителей диктатуры и коммунистических диктаторов-упырей (Мао, Че Гевара и т.д.)

1

По моему немцы сняли по этой истории фильм "die Welle" ("Эксперимент 2: волна"). Но история хорошая. Законспектировал в специальную книжечку "Полезные педагогические методики на каждый день".  ред.

–1

Алексей, так я ж написал про Die Welle в конце. Не дочитавший до конца детектед :)

2

Передаю Шарифову привет

0

Почему нормисы глупые и им нельзя доверять

0
Банковский бас

это вопрос или вывод?

0

Это жизнь

0

Тут говорят, что результаты исследования сильно приукрашены https://youtu.be/EWLcQd00Qu4

0

Смотрел этот ролик до конца. Автор сам приходит к выводу, что результаты-таки были, раз повзрослевшие участники о нем много чего рассказывали без взаимных противоречий.

0

Все так любят рассказывать про этот "эксперимент", но только его подробности вызывают множество вопросов, вплоть до того, что половину учитель мог придумать сам
У Шарифова есть подробный ролик
https://www.youtube.com/watch?v=EWLcQd00Qu4

0

Уже писал выше, что через десятилетия про это событие охотно вспоминали и рассказывали сами школьники.

https://www.paloaltoonline.com/news/2017/03/17/the-wave-that-changed-history

0
Читать все 41 комментарий
null