Рубрика развивается при поддержке
Advertisement

Разборка Spotify: как главный музыкальный стриминг-сервис стал коварной медиа-империей Статьи редакции

10-летнее исследование феномена среди музыкальных сервисов — коротко.

15 июля Spotify, после многочисленных слухов, запустился в России. Этот стриминговый сервис ждали с таким упорством не просто так — у него самый высокий показатель преданности пользователей среди конкурентов. Его аудитория самая большая в мире — 286 миллионов платных и бесплатных подписчиков. Ближайший конкурент — от Apple — набрал только 70 миллионов платных пользователей.

Spotify ставят в один ряд с Netflix — обе компании не субсидируют бизнес-гиганты, как в случае с Apple Music, Amazon Music и Youtube Music. Однако внутри сервиса скрыто много секретов и алгоритмов, о работе которых известно не так много. В 2019 году пять исследователей выпустили книгу «Spotify Teardown: Inside the Black Box of Music Streaming» — итог десятилетнего изучения приложения. Команда не просто проинтервьюировала большое количество бывших и нынешних сотрудников, но и запустила собственный лейбл с фейковыми аккаунтами, ботами и кампаниями. В 2017 году они получили официальное уведомление от юристов Spotify c требованием прекратить исследование, затем предприняли попытку отменить грант от Шведского института исследований, за что получили водопад негативных комментариев от медиа.

Автор Telegram-канала «i hate being a manager its awesome» Женя Муродшоева по просьбе TJ пересказывает основные тезисы книги про внутренности Spotify.

Бета-версия Spotify была музыкальным аналогом «Pirate Bay»

В 2007 году появилась первая бета-версия Spotify: она представляла собой типичный для того времени нелегальный сайт по обмену музыкой. В 2006 году основатель компании Даниэль Эк (Daniel Ek) недолго занимал должность управляющего директора одного из самых популярных торрент-клиентов μTorrent. Перед официальным запуском Spotify работал по модели передачи информации от пользователя к пользователю, как и μTorrent, и только в 2014 году перешел на схему обмена информацией от сервера к пользователям.

Многие компании того времени пытались создать легальный Napster (первый и самый популярный пиратский файлообменник музыкой — прим. TJ), но практически все недотягивали до скорости передачи данных, которыми хвалились нелегальные сайты. Spotify смог добиться быстроты передачи благодаря торрентовой системе обмена музыкой, чтобы не нагружать серверы и не заставлять пользователей ждать воспроизведения музыки слишком долго. При запросе на прослушивание трека система искала уже прослушанные или скачанные треки у другого пользователя, и только потом запрос отправлялся на серверы.

Spotify получил мощную государственную поддержку

Spotify в Швеции поддерживали PR-консультанты, политические и государственные деятели. Запуск компании проходил с внушительной поддержкой властей — мероприятие по случаю запуска проходило в Шведской торговой палате. Кампания #backaspotify («поддержи Spotify») в Твиттере была пусть недолгой, но мощной.

Шведская торговая палата создала плейлист с популярными песнями с намёками — первой в плейлисте была песня The Clash «Should I stay or should I go» («Мне остаться или уйти»). Бывший премьер-министр и министр иностранных дел Карл Билдт (Carl Bildt) в своих государственных визитах предлагал коллегам в подарок премиальный аккаунт Spotify c уже добавленным плейлистом шведской музыки.

At @SthlmChamber at inspiring #backaspotify event. Very important for the future of Stockholm. https://t.co/F5LZVR9hus

Кампанию поддержали лидер либеральной партии Центра Анни Лёф (Annie Lööf), менеджер по работе с государственными структурами в Facebook Андре Ассарсон (André Assarsson), пресс-секретарь Умеренной партии Сири Стейер (Siri Steijer). Основная мотивация для такой поддержки — улучшение имиджа Швеции и её привлекательности для бизнеса, особенно в сфере IT. За десять лет своей работы Spotify стал национальным достоянием.

Spotify стал довольно громким национальным голосом — компания практически угрожала релокацией в США, когда проблема с арендой жилья в Стокгольме стала мешать найму высококвалифицированных специалистов.

Когда Spotify столкнулся с проблемами, связанными с отсутствием жилья в центре столицы, основатель Spotify Даниэль Эк в открытом письме пожаловался на систему образования, отсутствие высокоспециализированных программистов и невозможность делать сотрудников совладельцами компаний.

Сейчас мы вынуждены заявить, что, если не произойдет никаких изменений, нам придется рассмотреть релокацию в другие страны. В ближайшие годы мы столкнёмся с проблемой найма тысячи людей. Наш успех полностью зависит от того, сможем ли мы привлечь лучших специалистов со всего мира. Законодатели должны понимать, что мы конкурируем на мировом рынке и теперь нам нужно решать: расти ли нам в Стокгольме или уезжать

Даниэль Эк
основатель Spotify

У основателей Spotify не было музыкального бэкграунда

У Даниэля Эка (Daniel Ek) и Мартина Лоренцона (Martin Lorentzon) не было никакого бэкграунда в музыке или в музыкальной индустрии. Часто пишут, что Эк играл на гитаре в детском возрасте, но нет никаких доказательств того, что музыка формировала его социальную жизнь. К началу работы со Spotify они уже были мультимиллионерами с большим и успешным опытом в рекламных технологиях. Компания Лоренцона TradeDoubler к тому моменту заработала миллионы, пережила первый доткомовский крах и вышла на IPO в 2005 году. В 2006 году TradeDoubler приобрела небольшой стартап по контекстной рекламе Advertigo, который как раз основал и продвигал Эк.

Ранняя история Spotify в медиа выглядела более музыкальной, чем она была на самом деле. В интервью Даниэль Эк утверждал, что он запустил сервис по двум причинам: спасти музыкальную индустрию от пиратства и помочь друзьям с плохим музыкальным вкусом начать слушать больше хорошей музыки. Более глубокое исследование показывает, что основатели компании искали новые возможности для бизнеса, которые случайно оказались связанными с музыкой. В 2006 году, когда компания открыла свой первый офис в Стокгольме, главным фокусом была разработка софта для дистрибуции контента большому количеству пользователей. Какие именно данные не было настолько важно.

Основатели компании в интервью деловым изданиям презентовали Spotify как платформу по дистрибуции контента, в первую очередь, видео. В заявке на регистрацию патента было уточнено, что «медиа в данном случае относится к любой категории контента: музыка, видео, фильмы или изображения».

Вокруг Spotify существует миф о прогрессивности и инновационности

Spotify никогда не был инновационным первооткрывателем: компания на ранней стадии замечала популярные тренды, адаптировала их под себя или скупала компании, которые уже достигли успехов или создали что-то востребованное новое.

В 2011 году, когда Spotify выходил на американский рынок, индустрия обсуждала радио Pandora, которое проигрывало музыку без остановки на основе рекомендаций. Пользователю достаточно было вбить в строку поиска Алиша Киз, вальяжно развалиться на диване и слушать похожую по жанру и темпу музыку. Spotify в то время был прямо противоположным сервисом, похожим, скорее, на iTunes: чтобы включить музыку, нужно было найти её в базе данных и включать каждый трек по очереди.

Успех алгоритмов конкурентов заставил компанию быстро перестроиться и понять, насколько фоновое прослушивание музыки важно.

В 2012 году появилась Songza, которая стала чем-то средним между Spotify и Pandora: уникальность сервиса была в музыкальных рекомендациях. Songza не просила пользователя искать трек или выбирать жанр, а, наоборот, давала пользователю выбор из различных настроений музыки. Songza стала первой компанией, которая использовала кураторов для составления плейлистов в соответствии с рекомендациями слушателей. Spotify выкупил сначала копию Songza под названием Tunigo, а потом — Echo Nest, которая умела работать с алгоритмами.

Талант видеть новые технологии и подходы в прослушивании музыки привели к тому, что Spotify несколько раз менял не только свое внутреннее устройство, но и слоганы: от «Music whenever you want it, wherever you are» («Музыка, которую ты хочешь, где бы ты ни был») до «Music for every moment» («Музыка для любого момента»). Если в 2008 году сервис был базой данных для поиска музыки: он состоял из треков, строки поиска и собственных плейлистов пользователей, — то сегодня алгоритмы сервиса построены вокруг поведения, эмоций, настроений, которые поддерживаются курируемыми плейлистами, мотивационными сообщениями и меняются несколько раз в день.

Spotify стал не только музыкальным сервисом

Это медиа-компания, которая продаёт свои аудитории рекламным конторам, как это делают Google, YouTube, Twitter и Facebook. С 2015 года сервис покупает и вводит технологии, связанные с искусственным интеллектом и исследованием человеческого поведения на основе прослушивания музыки. В 2017 году компания приобрела стартап по искусственному интеллекту Niland, блокчейн-компанию Mediachain Labs, компанию по работе с рекомендациями контента MightyTV и cтартап по аудио-задержке Sonalytic.

Музыка — это данные, а данные помогают лучше понять особенности и предпочтения каждого пользователя и продать их брендам.

Spotify выступает посредником, торгующим персональными данными подписчиков. «По мере поглощения стартапов по анализу данных, Spotify использует эти данные для дрессировки алгоритмов и механизмов по прослушиванию музыки. Это влияет на бизнес-решения и помогает компании совершенствовать способы прослушивания музыки», — делает вывод журналист Forbes Бернард Марр (Bernard Marr).

Spotify выглядит как прямая противоположность Фейсбуку, но делает примерно то же самое: собирает данные, работает с данными, знает всё о поведении пользователей и о них самих. Поэтому нужно задавать себе вопросы: какой тип контента продвигается на платформе, каковы перспективы для молодых артистов и какое влияние имеют такие корпорации и платформы

Бернард Марр
журналист Forbes

В 2018 году Spotify предпринял попытку исключить из своего каталога артистов, которые своим поведением способствовали распространению насилия и ненависти. Компания удалила треки R. Kelly and XXXTentacion из их плейлистов, но музыку в каталоге оставила. На них посыпалось много гневных сообщений о цензурировании контента и, когда за артистов вступился Кендрик Ламар, угрожая Spotify забрать из сервиса весь каталог его лейбла Top Dawg Entertainment, компания признала нововведение ошибкой.

Продажа счастья, а не музыки

Spotify не продает музыку, он «продаёт счастье». Оформление плейлистов похоже на вылизанную инстаграмную ленту и на почти всех обложках — улыбчивые беззаботные девушки. Такая категоризация и подход легко продаются брендам, которые рекламируют свои продукты в бесплатной версии сервиса и уже в плейлистах — никто не хочет ассоциироваться с негативом. Таких плейлистов у сервиса мало, и они, скорее, о том как справиться с любой сложной ситуацией: Coping with loss («Как справиться с потерей»), Break up songs («Когда пережил расставание»), Stress buster («Как снять стресс») и Life sucks («Жизнь — дерьмо»).

Монополия лейблов и алгоритмы Spotify

Алгоритмы Spotify контролируют как собственные отделы компании, так и компании трех главных музыкальных лейблов — Filtr (Sony), Digster (Universal) и Topsify (Warner Music). Большая тройка, в том числе, владеет долями в сервисе: в 2018 году процент долей трёх единственных крупных лейблов составил совокупно 10%, из них — Sony c 5,7%, Universal и Warner — с 4%.

Spotify сильно зависит от продления лицензии от трех мейджоров, поэтому в обмен дает им много рекламы и доступ к пользовательским данным. В связи с нынешним доминированием лейблов в в цифровой дистрибуции их влияние на любой стриминговый сервис нельзя недооценивать: 70% дохода Spotify распределяется между мейджорами и их артистами, которое составляет 1% от всего каталога Spotify, что делает почти невозможным для независимых артистов быть услышанными. Более того, 20% музыки Spotify остается лежать мертвым пластом и вообще не прослушивается.

Подкасты как способ стать аудио-платформой и перестать зависеть от музыкальных лейблов

За последний год Spotify инвестировал в подкасты 500 миллионов долларов. Главной новостью, которая подтвердила серьёзность намерений компании, стала эксклюзивная сделка с Джо Роганом и Ким Кардашьян. В случае с Роганом — это выпуск всех новых видео на Spotify с сентября 2020 года, в случае с Кардашьян — запуск нового экспериментального подкаста про уголовное правосудие. По словам Эка немузыкальный контент по его прогнозам будет занимать более 20% от всего каталога Spotify: «Цель Spotify — стать самой большой аудио-платформой в мире. За последние два года мы стали второй по величине площадкой по подкастам, и с оригинальными подкастами мы сможем добиться еще большего».

Желание Spotify стать самой большой аудио-платформой продиктовано не только стремлением расширяться и завоевывать новые аудитории, но, в первую очередь, с жизненной необходимостью меньше зависеть от дорогостоящих каталогов лейблов. И это не сильно радует большую тройку. Spotify уже один раз попытался обойти цепочку, в которую вовлечены мэйджоры, объявив о возможности напрямую заливать музыку в сервис и пользоваться встроенным агрегатором DistroKid для доставки музыки во все остальные стриминговые сервисы. Позже они отказались от нововведения и объявили, что не должны заниматься работой, которая лучше всего делается лейблами.

Наиболее интересными случаями новых способов по привлечению аудитории стала совместная работа с Netflix после выпуска Last Dance («Последний танец») про баскетбольную эпоху «Чикаго Буллз» во главе с Майклом Джорданом. На Spotify появился подкаст со спортивными журналистами, которые объясняли каждую серию и делились мнениями о происходивших тогда событиях. Spotify также интегрировал рубрику Behind The Lyrics («Объясняя строчки в тексте») от главного сайта с текстами Genius, где не только отображались тексты песен, но и объяснялись события в контексте. Недавно Spotify объявил о запуске совместного проекта с Musixmatch, который будет отображать тексты песен в режиме реального времени, как это уже давно реализовано в Apple Music.

Многие считают, что следующий этап для Spotify должен превратиться в дилемму, похожую на ту, с которой столкнулся Netflix, решив в итоге производить собственный контент, а не полагаться на уже существующие каталоги фильмов.

Исследователи книги с разборкой Spotify проанализировали большое количество вакансий компании и увидели заявки на производство техники: в 2019 году Spotify объявили о том, что тестируют свой первый гаджет под рабочим названием «smart car assistant» («умный ассистент для машины»).

«Эта книга издана не с целью уничтожить Spotify как бизнес или поставить под сомнение то, что они делают. Основная цель этого исследования заключается в том, чтобы переосмыслить роль Spotify и феномена стриминговых платформ в музыкальной индустрии».

0
175 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя ред.

86
Парадный каякер

Неважно, кликбейтные слова есть? Есть. Интригующий заголовок есть? Есть. Хомячки в закладки добавили, в соц сети ща выведем цыферки в статистику кап кап и все хорошо. Первый раз на сайте что ли? У нас тут резонанс, доить хомячков нужно, а ты со своими доебами нам всю малину портишь.

13
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя ред.

8

видимо, не смогла донести. может, в следующий раз получится

0
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

16

Еще и перевод местами пиздец как хромает

2

Че ты доеб*лся до коварства? Если ты так топишь за хороший материал, то тогда умей и скипать подобные вставки. Коварство в названии было лишним, но статья тем не менее годная (если сравнивать с теми, что вышли на других ресурсах).

Про гос поддержку норм

0
Парадный каякер

Скучный, громоздкий и плохо структурированный текст. Даже если и просил кто-то написать его, то очень зря.

29

попрошу редакцию больше не просить меня!

–3

"Многие компании того времени пытались создать легальный Napster (первый и самый популярный пиратский файлообменник музыкой — прим. TJ)"
Вот уже и нужны пояснения, что такое Napster, дожили. Кто теперь поймёт такие шутки?

15

У нас Napster никогда особо популярен не был, для нашего читателя лучшим аналогом был бы условный zaycev.net (он еще жив, кстати?)

28

Ты охуеешь, но дистрибьютеры платят за прослушивания с зайцев.нет 

2

napster у нас был не популярен, потому что в то время в РФ интернет у подавляющего большинства если и был, то на диалапе. 

1

Живы и здоровы сайты типа зайцев.нет. Находятся легко через поиск Яндекса. На протяжении последних нескольких месяцев нашёл и скачал пластинки (в 320!) некоторых малоизвестных нишевых исполнителей, коих не находил на торрент-трекерах (а в доступных стримингах есть только на bandcamp)

0

Да неважно, пользуешься или нет, я сам никогда ничего там не скачивал. Это просто мем начала нулевых и теперь он погружается на глубины пост-иронии, с которых не возвращаются.

0

Написали бы лучше, как с приходом Спотифая и Эполмьюзика артисты стали за миллионы прослушиваний получать копейки.

8

То ли дело до стриминга не получали и этого.

17

До стриминга получали примерно раз в 500 больше.

–9

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

неа( я писала вот тут, если будет интересно: https://t.me/conversationsaboutmusic/734

5

Тебе кажется. Я как раз и занимаюсь изданием этих мелких артистов.

2

Для большинства артистов не изменилось, по сути, ничего. Они издаются на лейблах, у лейбла все права на распространение, за что артисты получают свою копеечку. Размер этой копеечки определяется известностью артиста и наглостью лейбла.

Те же музыканты, что не хотят идти к лейблам, со стриминга могут получать хоть что-то. Раньше бы они не получили ничего.

–3

Даже топы в конце прошлого года, когда спотифай традиционно подводит итоги, хвастались своими десятками миллионов стримов и одновременно угорали с того, сколько в итоге за это получат они, а сколько - эпол и спотифай.

3

Ничего не получат, потому что их не услышат. Проще собрать друзей, сделать свой лейбл. На коммерческих лейблах они еще и в долгах останутся, там бизнес модель 90% убыточных, 7% в ноль, 3% выстреливают

0

пусть на концерты пиздуют за деньгами

0

Кто-то так и делает, но их - единицы, потому что кому ты нахуй нужен со своим концертом, когда тебя никто не знает? Лично я в России только 2 электронных проекта, успешно работающих по такой модели: вообще не издаёмся, зато с выступлений зарабатываем. Раньше известность достигалась релизами на более-менее известных лейблах с их промо, сейчас эти средние лейблы (не мейджоры) всё менее охотно берут неизвестных новичков.

0
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

5

Комментарий удален по просьбе пользователя

11
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

5

я сама очень ярый фанат и любитель спотифая, но в какой-то момент нужно уметь смотреть на ситуацию с другого угла. многое из того, что прочла и изучала последние пару лет мне показалось мега откровением и чем-то, что идет вразрез с красивыми пресс-релизами и выступлениями эка. захотелось рассказать тому, кому может быть интересно. 

0
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

4

"мне показалось мега откровением" что именно показалось мега откровением?

0
Парадный каякер

@Сергей Звезда вы в курсе, что вы просили женечку муродшоеву о чем то? 

6

похоже в курсе

7
Парадный каякер

Блин, до этого не было галочки

2

Странный вопрос. Я и начал переговоры

1
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

2

мой новый любимый автор <3 

1
Парадный каякер

Блядь кто это?

5
Парадный каякер

Женечка муродшоева

7
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

3

Отличный пересказ довольно простых, но интересных фактов. Спасибо, Женя.

0

вам спасибо! было пиздец сложно, теперь считаю журналистов святыми людьми, клянусь

0

Музыка — это данные, а данные помогают лучше понять особенности и предпочтения каждого пользователя и продать их брендам.

Интересно было бы почитать, как это работает. Чую, про меня там будет написано что-то в духе "Конченый говнарь, ему можно продать разве что балтику семёрку"

3

зря ты так думаешь. ты в любом случае ешь, пьешь,одеваешься, пытаешься сэкономить(где, на чем?), потребляешь определённую информацию, чем то интересуешься и тд и тп. чем больше массив данных тем интересней, чем больше твой профайл, тем проще и точней подобрать то, что компании продающие рекламу называют «рекомендации на основе ваших интересов». Даже на вскидку для простого примера - если ты на бесплатной версии споти и уже с утра слушаешь депрессивные треки, вполне вероятно он предложит тебе ксанакс(или аналоги, в зависимости от собранной на тебя инфы о доходах). Если девушка и судя по трекам у тебя неудачная любовь - вот вам супер пирожки со скидкой в 20% - зажри печаль, да еще и сэкономь. Ну и тд.

0

Пока ещё ни разу в жизни не попадалась реклама, которая бы предложила что-то адекватное. В смысле даже не то, чтобы мне захотелось по ней перейти, а просто хотя бы из той области, к которой я бы проявлял хоть малейший интерес. Там вечно то секты, то зиговочные машины, то элитные апартаменты, то лучшие эскортницы. Видимо, я не целевая аудитория рекламы в интернете.

А где спотифай предлагать это будет, кстати? Вот я сделал себе аккаунт, второй день слушаю, рекламы мне пока ни разу не включали.

1

как минимум, регистрация невозможна без указания пола и даты рождения (да, ее всегда можно придумать). глубину этих исследований и их результатов (в том числе, и то, куда мы кликаем сначала при открытии приложения), думаю, мало кому известны, кроме самых главных в споти. на вопрос не ответила, но мысль изложила))

0
Парадный каякер

Да блять

3

 В связи с нынешним доминированием лейблов в в цифровой дистрибуции их влияние на любой стриминговый сервис нельзя недооценивать: 70% дохода Spotify распределяется между мейджорами и их артистами, которое составляет 1% от всего каталога Spotify, что делает почти невозможным для независимых артистов быть услышанными. Более того, 20% музыки Spotify остается лежать мертвым пластом и вообще не прослушивается.

Т.е. самые крупные лейблы вынуждают задвигать в сраку рекомендации музыки не от них, вот и очередной пруф по ссылке, чел послушал 2 (похоже, не особо раскрученных и старых) трека и рекомендации в основном старых песен известных старых авторов, и далеко не в том же стиле.
Зато @Аналитический пёс_анон  жопу рвёт за спотифай, словно ему там багажник розовой краской с блёстками намазали, словно это ебаная священная корова, а не блядь очередной медиасервис в ряду кучи других, и явно не лучший.

2
Парадный каякер

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

Откуда такой хайп, как будто музыкальных сервисов в россии не было? Але, музыка там все та же. А подбор "по лайкам" ничем не лучше того же гугл мюзик, пользовлся и тем и другим пару месяцев.
Сейчас пользуюсь Qobuz , покупая подписку на ebay. Но это для тех кто знает что любит и хочет слушать, автоплейлистов там нет, разве что кураторские подборки.

–1

его ждали с 2015 года, он не открылся, его ждали каждый год после и особенно плотно в этом году. и до позавчера все сомневались, что выйдет. ну и это действительно самая большая музыкальная стриминговая платформа в мире. не видеть ее на нашем рынке можно (как мы это делали много лет), но на зарубежном игнорировать просто невозможно. и я рада, что все остальные сервисы поднапрягутся, потому что это всех в итоге будет драйвить. 

4

Музыка как раз не та же, банально больше выбор.

0
Парадный каякер

Давай лучше про лысого расскажи.

2

thank you, next)

0

из браззерс

0

Spotify никогда не был инновационным первооткрывателем: компания на ранней стадии замечала популярные тренды, адаптировала их под себя или скупала компании, которые уже достигли успехов или создали что-то востребованное новое.

Из того, что я вижу по флейру Complaint в сабреде Спотифая, он ещё и с каждым годом больше деградирует и добивает свои приложения.

2

та самая женечка муродшоева? 

1

Достаточно почитать отзывы на good reads, чтобы понять, что на это "исследование" не стоит тратить время
https://www.goodreads.com/book/show/39644202-spotify-teardown

1

я бы ровно также не верила никаким пресс-релизам и заявлениям компании, но тут хотя бы есть другой взгляд на ситуацию, не говоря уже о том, что сам спотифай пытался угрожать и отобрать грант на исследование, которое выдал институт в швеции. такое представить даже сложно, чтобы исследователи получили деньги о и разбирали по частям сервис, который национальный герой страны по сути. я не пытаюсь защитить книгу, как не пытаюсь выставить любую точку зрения истиной, мне просто было интересно, как фанату спотифая, разобраться с внутренним устройством сервиса. все всегда всего лишь чье-то мнение. 

–1

В интервью Даниэль Эк утверждал, что он запустил сервис по двум причинам: спасти музыкальную индустрию от пиратства и помочь друзьям с плохим музыкальным вкусом начать слушать больше хорошей музыки.

В результате толкают то же дерьмо, что и остальные
Лол

1
Парадный каякер

Молодцы шведы. Из торрентов вылезли и начали бабло рубить. Пиратская бухта тоже долго держится.

0
Парадный каякер

Haha а подкастов то, в Рашке нет. Поэтому цена такая мизерная. 

0

думаю, недолго, у них в целом это все работает на всех рынках. странно, что не запустили сразу, это правда. 

0

Все очень хорошо, но для меня решающий момент не переходить на Споти это расход мобильного трафика ☹️. На МегаФоне с Яндекс музыкой у меня безлимит.

0

думаю, это вопрос времени. операторам не было смысла даже делать спец планы/опции для споти, после оф выхода - уже есть смысл
так что ждем (и надеемся xd)

0

Spotify получил мощную государственную поддержку

Как же так вышло-то, что рыночек сам не раскрыл этот сервис?

0

имидж на мировом рынке, мне кажется, для стран важнее. но я никогда не занимала такие позиции, просто предположение

0

Коварная медиа империя проебала бизнес в СНГ-шном регионе

0

не факт! посмотрим)

0

КГ/АМ, заголовок кликбейт.

0

креатиф гениален / афтар молодец?

0

Спасибо за текст, искала коротко и на русском про исследование MIT. 
Претензии  к Спотифай в том, что он не про музыку. Если ты любишь то, что есть в каталоге трех основных мейджоров - все ок, но если что-то другое - ищи другой сервис. Другие претензии - фейковые треки под фейковыми именами в рекомендуемых плейлистах. Продажа эмоций а не музыки, "счастье" о котором написано в статье и многое другое. Вобщем, как радио - норм, как музыкальный сервис - лучше Бэндкемп. 

0

Заголовок сработал - накликали. Что дальше?

0

Много слышал о spotify. Сервис действительно  качественный, приложение отлично работает.

0
Читать все 175 комментариев
null