Кино и сериалы
RJ

«Смерть на сцене»: как знаменитых актёров «воскрешали» для съёмок

Брэндон Ли, Кэрри Фишер и другие исполнители, гибель которых ставила под угрозу производство фильмов с их участием.

Кадр из фильма «Седьмая печать»

В ноябре 2013 года Пол Уокер разбился в ДТП, врезавшись на своём Porsche Carrera GT в фонарный столб и стоящее рядом дерево. После выхода седьмой части «Форсажа», последней с участием Уокера, актёр приобрёл культовый статус, а его VFX-«воскрешение» на экране до сих пор считается образцовым примером использования компьютерных технологий. Из-за смерти Уокера в США с 2013 года в контракте между исполнителем и студией обязательно прописывается наличие цифрового двойника.

Однако не всегда есть возможность прибегнуть к высококачественной компьютерной графике, чтобы «нарисовать» ушедшего актёра. Часто приходится идти на хитрости — записывать закадровый голос, затенять лицо персонажа, вырезать его из архивных кадров или заменять на других исполнителей. Всё ради возможности довести работу над фильмом до конца.

Брэндон Ли и «Ворон»

Смерть Брэндона Ли, мастера боевых искусств и сына знаменитого актёра Брюса Ли, привела к одному из первых и самых известных случаев «оживления» на экране. Трагедия произошла в ночь с 30 на 31 марта 1993 года, за четыре дня до окончания съёмок.

В ту ночь снимался эпизод, когда главный герой Эрик возвращается домой и видит, как его девушку насилуют бандиты. По сценарию, актёр Майкл Мэсси, игравший насильника, стреляет в героя Брэндона Ли из револьвера 44-го калибра.

Кадр из фильма «Ворон»

Мэсси стрелял холостым патроном, но из боевого револьвера. Ли рухнул на землю, и съёмочная группа, приняв это за искусную актёрскую игру, зааплодировала. Когда Брэндон не поднялся с пола, команда бросилась к нему — он истекал кровью, и его срочно увезли в больницу. Врачи оперировали актёра почти 12 часов: пуля пробила живот, задела жизненно важные органы и застряла у позвоночника.

В 13:03 по местному времени Ли скончался от кровопотери, не дожив до собственной свадьбы 17 дней — как и герой «Ворона». По словам медиков, даже если бы его удалось спасти, он остался бы калекой, прикованным к постели.

После того, как я прочитал сценарий, я подумал: если бы через год после смерти мне предоставили возможность вернуться, кого бы я хотел увидеть? Мою будущую невесту, Элизу, ведь я женюсь сразу после съёмок. Но у Эрика всё иначе: единственного человека, которого он хотел бы увидеть, больше нет. Это главная трагедия персонажа.

Брэндон Ли

Следствие установило, что на съёмках, стоивших студии Paramount 14 миллионов долларов, сильно экономили. В киногруппе отсутствовал специалист по оружию, само оружие не осматривалось неделями, а вместо дорогостоящих муляжей использовались более дешёвые боевые патроны, которые обезвреживали непосредственно работники съёмочной площадки, не имевшие опыта.

Один из капсюлей в револьвере Майкла Мэсси неправильно обезвредили, и он остался в боевом состоянии. Этого оказалось достаточно, чтобы во время тестового выстрела вытолкнуть из гильзы свинцовый наконечник, который застрял в стволе.

Кадр из фильма «Ворон»

Во время съёмок памятной сцены, револьвер Мэсси зарядили уже другими патронами: они содержали боевой капсюль, безопасную заглушку вместо свинцового наконечника и повышенный заряд пороха, чтобы создать яркую дульную вспышку при выстреле. Во время выстрела взрывная волна вытолкнула и заглушку, и застрявший в стволе свинцовый наконечник, который ранил Брэндона.

Сцена ранения в фильм не вошла — её уничтожили сразу после решения продолжать съёмки «Ворона». Режиссёр Алекс Пройас, мать Брэндона и его невеста Элиза настояли на том, чтобы картину доделали с помощью дублёров и компьютерной графики, — они хотели, чтобы зритель увидел последнюю роль актёра.

Джеймс О'Барр, автор оригинального комикса, по мотивам которого сняли фильм, спустя несколько недель после похорон посетил Элизу, невесту Брэндона. О'Барр знал, что такое потеря — в 1978 году, когда автору было 18 лет, его невесту сбил пьяный водитель.

Я никогда раньше не видел зрелища печальнее. Элиза по-прежнему жила в их с Брэндоном доме, она сидела в гостиной, заваленной свадебными подарками и фотографиями с Брэндоном. Я купил ей две дюжины жёлтых роз, потому что больше всего хотел, чтобы она знала — я её друг.

Джеймс О'Барр

Студия Paramount открестилась от «Ворона»: прекратила финансирование проекта и выставила на торги права на фильм, — поэтому режиссёру Алексу Пройасу пришлось в срочном порядке искать новых инвесторов. Ему повезло: «Вороном» заинтересовались Miramax Films, и постановщик продолжил работу.

Сценаристы изменили изначальную историю: из повествования полностью вырезали таинственного Ковбоя-Черепа, который давал неуязвимость Эрику, добавили закадровый голос одной из героинь и несколько новых связующих эпизодов.

На роль дублёра для завершения «Ворона» выбрали каскадёра Чада Стахельски: будущего постановщика трилогии «Джон Уик». Чад отлично знал, как двигается Брэндон в боевых сценах, и походил на него внешне. Специалисты по компьютерным эффектам вырезали лицо Ли из ранее отснятых материалов и «прикрепили» к телу Чада. Чтобы не злоупотреблять дорогостоящими технологиями, некоторые сцены пересняли так, что лицо главного героя не видно или видно мельком.

Следующие сцены сняли уже без Ли:

  • Эрик приходит домой после воскрешения. Кадры с Брэндоном Ли, идущим по крышам под дождём, цифровым методом вшили в сцену прихода домой. Поскольку капли дождя с героя не убрали по техническим причинам, пришлось добавить капающую с потолка воду;

  • Бандиты выбрасывают Эрика из окна. Лицо Брэндона «наложили» на тело Чада;
  • Эрик накладывает себе грим. Большую часть времени лицо героя скрывает тень. Лишь на несколько секунд видно его отражение в зеркале. Это — добавленное цифровым путём лицо Брэндона. Руки, накладывающие грим, принадлежат Чаду;
  • Выход Эрика с вороном на плече. Вспышка молнии на мгновение освещает половину лица героя — его «пришили» к телу Чада на постпродакшене;

  • Встреча героини Сары и Эрика. Здесь обошлось без компьютерной графики, поскольку лицо героя ни разу не показывают.

«Ворон» вышел на экраны 10 мая 1994 года и начинался строчками: «Посвящается Брэндону и Элизе». Следствие установило, что произошедшее — несчастный случай. Семья Брэндона взыскала три миллиона долларов компенсации с компании Paramount, поскольку фактических виновников трагедии не было: всё случилось из-за халатности и скупости. Майклу Мэсси, нажавшему спусковой крючок, не предъявляли обвинений. Актёр ещё долгие годы пребывал в глубокой депрессии и скончался в 2016 году. «Ворона» он так никогда и не посмотрел.

Ривер Феникс и «Дурная кровь»

Клуб The Viper Room, расположившийся в Голливуде на бульваре Сансет, вошёл в историю американского кино в ночь с 30 на 31 октября 1993 года. Тогда у входа от передозировки наркотиков скончалась звезда фильмов «Мой личный штат Айдахо» и «Бег на месте» Ривер Феникс.

Кадр из фильма «Дурная кровь»

Риверу стало дурно после принятой в клубе смеси валиума, кокаина и героина, он жаловался на затруднённое дыхание, терял сознание, падал и снова вставал. Около часа ночи вместе с братом Хоакином Фениксом и сестрой Рэйн Ривер вышел на улицу перевести дух, а затем в конвульсиях рухнул на тротуар. Рэйн бросилась к брату делать искусственное дыхание, Хоакин названивал 911 через ближайший таксофон.

В 01:14 Ривер затих. Фельдшеры доставили актёра в медицинский центр, когда у него уже отсутствовали пульс и артериальное давление. Доктора диагностировали смерть в 01:51 по местному времени. Риверу было 23 года.

Он выглядел, как рыба, выброшенная на берег: спазматически бился о тротуар, его голова болталась из стороны в сторону, руки молотили по воздуху.

Рон Дэвис

На несколько дней двери клуба The Viper Room превратились в монумент в честь Ривера: фанаты несли ко входу цветы, мягкие игрушки, свечи и фотографии, расписывали близлежащие стены признаниями в любви. Голливуд пребывал в шоке — и не только от внезапной смерти актёра, известного своей борьбой за права животных и здоровым образом жизни. К моменту смерти за Ривером закрепились два крупных проекта — новая экранизация бестселлера Энн Райс «Интервью с вампиром» и «Дурная кровь» франко-голландского режиссёра Джорджа Слёйзера. Никто не знал, что делать с фильмами дальше.

В «Интервью с вампиром» Ривера утвердили на роль Мэллоя, журналиста, интервьюировавшего Луи (Брэд Питт). Ривер расстроился доставшейся ему второстепенной ролью и не проявлял большого энтузиазма по поводу проекта, но, побывав на съёмочной площадке ранней осенью, изменил отношение к роли.

Кадр из фильма «Дурная кровь»

Почти всю осень Ривер планировал провести на площадке «Дурной крови» Джорджа Слёйзера, а после небольшого отпуска вернуться к «Интервью с вампиром». На момент его смерти до завершения «Крови» оставалось 11 дней: основные натурные съёмки в пустынях Юты завершились, остались ключевые сцены в студийном павильоне в Лос-Анджелесе.

По словам работников съёмочной площадки, ничто не предвещало трагедии — несмотря на регулярные мелкие стычки Ривера с актрисой Джуди Дэвис, всё шло нормально, и работа над картиной не выбивалась из графика.

Почти каждый вечер мы ужинали с ним и с группой его друзей. Это был выдающийся молодой человек. Он казался очень взрослым, серьёзно относился к работе, был предан ей всецело. Мы провели вместе шесть недель, и я ни разу не видел, чтобы он употреблял наркотики. Наоборот, в то время он всеми силами старался держаться от них подальше.

Джонатан Прайс

Около трёх часов ночи в номере Джорджа Слёйзера зазвонил телефон: агент Ривера поспешил оповестить режиссёра о трагедии. «Дурная кровь» оказалась в подвешенном состоянии. Слёйзер, продюсеры фильма и страховая компания, работавшая на производстве, собрались вместе, чтобы обсудить план действий. Постановщик, пребывая в шоке, хотел бросить кино — о замене актёра он и не думал.

Продюсерская компания потребовала с матери актёра шесть миллионов долларов: Ривер не указал в контракте, что употребляет наркотики, — однако иск отклонили. Страховая компания, убеждённая в том, что нет рентабельного способа спасти «Дурную кровь», призвала полностью отказаться от проекта. Она оплатила все иски сторонних инвесторов, стала единственным владельцем отснятого материала и 18 ноября заморозила проект. Компания потребовала у всех причастных к съёмкам не разглашать её название, а в 1999 году запланировала уничтожить фильм.

Именно тогда я сказал себе, что спасу фильм, ведь если вы видите, что горит музей, вы, вынося картину, не воруете её, а спасаете! У меня были очень хорошие помощники, если можно так выразиться, и некоторые люди, которые умели находить нужные ключи. В конце концов, я предприимчивый человек.

Джордж Слёйзер

Слёйзер узнал о планах компании уничтожить оригиналы плёнок за два дня до «экзекуции». По слухам, он тут же нанял взломщиков, которые пробрались на склады страховой компании, вскрыли сейф, достали из него около 700 килограммов плёнки и по частям вывезли её в Голландию.

Плёнка пролежала у Слёйзера дома ещё десять лет, однако в 2009 году у него обнаружили прогрессирующую аневризму, и, предвидя скорый конец, постановщик вернулся к отснятому материалу. Автор обнаружил, что часть плёнок пропала, а некоторые из них повреждены и не имеют звука.

Для меня завершить работу над этим фильмом — значит отдать дань уважения Риверу Фениксу, которого я очень любил и считал талантливым актёром. Мне было важно закончить работу над картиной, это стало делом первой важности: я знал, что материал стоящий, и был полон решимости сохранить кино.

Джордж Слёйзер

При помощи частных пожертвований Слёйзер собрал нужную сумму и на голландской студии Eyeworks смонтировал фильм из имевшегося материала. Недостающие сцены он заменил дикторским текстом, прочитанным лично, подложил под него кадры с ранних фотопроб, а музыку записал отдельно при поддержке композитора Флоренсии Ди Консилио.

Читать закадровый текст Слёйзер звал Хоакина Феникса, однако он и его семья отказались от сотрудничества. При этом в своих выступлениях Хоакин не раз подчёркивал, что именно смерть Ривера подтолкнула его заняться карьерой актёра, чем он фактически продолжил дело брата.

Слёйзер спешил, чтобы успеть до своей кончины: режиссёр, которому на момент завершения «Дурной крови» исполнился 81 год, лично в инвалидной коляске объездил полмира. Утрехт, Берлин, Москва, Майами — везде фильм встречали продолжительной овацией.

«Дурная кровь» открывается фотографией Слёйзера и Ривера, стоящих рядом с деревянной декорацией дома, а невидимый постановщик тем временем сравнивает фильм со стулом.

Этот фильм — стул на двух ножках. Я добавил с помощью монтажа и музыки третью опору, но четвёртой, Ривера, ему всегда будет не хватать. Но этот стул сможет по крайней мере стоять.

Джордж Слёйзер

Спустя год после премьеры фильма, состоявшейся в феврале 2013 года, Джордж Слёйзер умер. «Дурная кровь» стала главной трагедией его жизни и вместе с тем его главной победой: несмотря ни на что режиссёр завершил то, что терзало его почти 20 лет.

Кэрри Фишер и «Скайуокер. Восход»

В 2008 году вышли мемуары Кэрри Фишер под названием «Wishful Drinking», которые актриса положила в основу одноимённого моноспектакля. В книге она рассказывала о съёмках трилогии «Звёздные войны» и о последовавшей алкогольной и наркотической зависимости.

Кадр из фильма «Звёздные войны. Скайуокер. Восход»

В этой же книге Кэрри написала фразу, которую затем в некрологах и ретроспективах перепечатали десятки изданий по всему миру: «Я утонула в лунном свете, будучи задушенной собственным лифчиком».

Помните моё белое платье из «Новой надежды»? Джордж Лукас подошёл ко мне в первый съёмочный день и сообщил, что под него нельзя надевать лифчик. «Потому что в космосе нет нижнего белья». Он сказал это с такой уверенностью, будто лично летал в космос и не нашёл там ни лифчиков, ни труселей. «В космосе ты невесома. Твоё тело растягивается, но лифчик остаётся прежним и может задушить тебя».

Считаю, это потрясающий некролог. Как бы я ни умерла, пусть напишут, что я утонула в лунном свете, будучи задушенной собственным лифчиком.

Кэрри Фишер

Фишер умерла 27 декабря 2016 года после четырёхдневной комы из-за сердечного приступа. Это случилось спустя 17 дней после премьеры «Изгоя-один», где при помощи компьютерных технологий зрителям ненадолго вернули молодую принцессу Лею. В крови актрисы обнаружили остатки героина, кокаина и алкоголя.

Наркотическую зависимость Кэрри никогда не скрывала — напротив, она публично рассказывала о своей борьбе, чтобы как можно больше людей перестали стыдиться своих болезней и вовремя обратились за помощью.

Она всю жизнь сражалась с наркозависимостью и заболеваниями психики. В итоге они её погубили. Она целенаправленно и откровенно говорила, как о самих заболеваниях, так и об окружающей их социальной стигме. Я знаю маму и уверена, что она хотела бы, чтобы её смерть придала людям сил и помогла им открыто признать своё состояние. Стыд и стигма — вот главные враги на пути к поиску решений и в итоге к выздоровлению.

Билли Лурд

Эта трагедия стала ударом не только для близких семьи Фишер и фанатов — смерть принцессы Леи нарушала планы Lucasfilm. Производство новой трилогии «Звёздных войн» находилось в самом разгаре, и команде предстояло выпустить ещё два фильма — в 2017 и 2019 году. В них вокруг персонажа Кэрри Фишер хотели развернуть одну из основных сюжетных линий. Именно Лея влияла на моральный выбор Кайло Рена, обучала Рэй техникам джедая и приводила Сопротивление к победе над Первым Орденом. К тому моменту стало известно, что актриса успела сыграть во всех своих сценах для восьмого эпизода, и его сценарий не изменится.

Мы не изменим VIII [эпизод] в связи с её кончиной. Её роль останется нетронутой. В «Изгое-один» мы использовали компьютерную графику, чтобы создать образ молодой Леи. Делать подобное с Кэрри в IX эпизоде мы не будем.

Боб Айгер

Однако в начале января 2017 года поползи слухи о том, что в девятом эпизоде Лею планировали сделать центральным представителем «старой гвардии», каким стал Хан Соло (Харрисон Форд) для «Пробуждения Силы» и Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) для «Последних джедаев». В недавнем интервью для Yahoo! Entertainment Тодд Фишер, младший брат Керри, подтвердил эти слухи: Лею хотели сделать полноправным воином-джедаем со своим световым мечом.

Ей собирались сделать грандиозную развязку в финальной ленте: в каком-то смысле, именно она должна была стать Последним Джедаем. Круто, да? Люди часто спрашивали меня, почему Кэрри не возьмётся за световой меч и не порубит злодеев. Ведь даже Оби-Ван в её возрасте был в самом расцвете сил и сражался с Дартом Вейдером.

Тодд Фишер

К такой арке персонажа зрителя отчасти готовил восьмой эпизод Райана Джонсона. Момент, когда Лея использует Силу, чтобы остаться живой в открытом космосе и вернуться на корабль, можно считать прологом к перевоплощению принцессы в джедая, рассказывал Тодд Фишер.

10 января 2017 года режиссёр Колин Треворроу, тогда ещё закреплённый за девятым эпизодом, прибыл в Лос-Анджелес на встречу с главой Lucasfilm Кэтлин Кеннеди. Всю зиму и весну они спорили насчёт возможных вариантов «воскрешения» Леи: они никогда всерьёз не рассматривали других актрис на роль Леи, сразу отмели вариант с цифровой копией (в основном из-за негативных откликов в адрес цифровой Леи из «Изгоя-один»), а затем отказались от её персонажа в девятом эпизоде, хотя семья Фишер согласилась на использование отснятого материала с её участием.

Кадр со съёмочной площадки «Пробуждения силы» Изображение Disney

Колин Треворроу остался переделывать девятый эпизод. Его сценарий от 16 декабря 2016 года, всплывший в феврале 2020 года в сети, никуда не годился: не огранённый, с простыми диалогами и невысоким темпом повествования. «Мой фильм франшизы будет приземлённым. И это касается не только типа съёмки, но и того, что я собираюсь снимать», — говорил Треворроу зимой 2016 года.

Однако он так и не смог снять «приземлённую» версию «Звёздных войн». В начале сентября 2017 года режиссёр оставил должность постановщика девятого эпизода из-за «творческих разногласий» с Кэтлин Кеннеди. К франшизе вернулся Джей Джей Абрамс, снявший «Пробуждение силы». Он решил включить принцессу Лею в фильм.

Правильного финала для саги без её участия не существует. Мы не собирались искать другую актрису или использовать цифрового двойника. При поддержке её дочери, Билли Лурд, мы нашли способ почтить память и наследие Кэрри с помощью кадров, снятых для седьмого эпизода.

Джей Джей Абрамс

От «Пробуждения силы» у Абрамса осталось примерно восемь минут отснятого материала c Кэрри Фишер, и он принялся создавать новые сцены вокруг старых кадров, встраивая Кэрри в новый контекст.

Съёмочная группа детально проанализировала каждый пригодный эпизод: учитывались фразы и мимика принцессы Леи, паузы между словами, обращалось внимание на освещение, анализировалась траектория её движения в кадре и движение самой камеры, чтобы в точности воспроизвести все условия на новой площадке.

Лицо Кэрри Фишер «вырезали» из старых материалов и вставляли в новые: при помощи VFX-анимации для неё создавалась новая одежда и причёска, чтобы образ генерала Леи Органы из девятой части отличался от образа из седьмой части. Её тело полностью сгенерировали на компьютере, учитывая взаимодействие других героев с ней.

Единственный эпизод, созданный при помощи дублёров — флэшбек, в котором Люк сражается в тренировочном бою с Леей. По словам представителей компании ILM, которая занималась созданием спецэффектов для «Звёздных войн», в эпизоде с тренировкой Марк Хэмилл вновь сыграл Люка, а место Кэрри Фишер заняла её дочь, Билли Лурд. Лица молодых Люка и Леи взяли из «Возвращения джедая».

Теперь Кэрри будто бы разговаривает со всеми нами с того света. Чем прекрасна идея о Силе в мире «Звёздных войн» — смерти в привычном её понимании нет. Человек просто существует в другом измерении. Так что и Кэрри смотрит на нас сверху… Или сбоку, откуда-нибудь! Но она всё ещё часть нас. И то, что мы видим её на экране — это волшебство, которое может быть только в кино.

Тодд Фишер

Хит Леджер и «Воображариум доктора Парнаса»

В 2012 году в июльском номере журнала «Искусство кино» появилась ретроспектива, посвящённая творчеству Кристофера Нолана. Статья, как и любое описание фильмографии Нолана, не обошлась без упоминания Хита Леджера, чей Джокер стал одним из самых узнаваемых кинозлодеев.

Он так комплексовал по отношению к Джокеру Джека Николсона, что вылез из кожи вон — изучал психопатов, копировал персонажей «Заводного апельсина» и в результате оказался едва ли не самым колоритным злодеем кинематографа 21 века, получившим беспрецедентного посмертного «Оскара» за роль в «Тёмном рыцаре».

Антон Долин

Роль Джокера часто считается последней в карьере Хита Леджера, однако это не так. Актёр умер 28 января 2008 года в разгар съёмок новой киноленты знаменитого сказочника Терри Гиллиама — «Воображариум доктора Парнаса».

Смерть Леджера до сих пор окружена загадками и неточностями. Его нашла личная массажистка в доме актрисы Мэри-Кейт Олсен, которая предположительно продавала наркотики голливудским звёздам, — вокруг обнажённого актёра валялись разноцветные пилюли.

Спустя несколько дней информация в СМИ изменились: Леджера нашли уже в собственной квартире на Манхэттене под одеялом, а таблетки стали лекарствами, приобретёнными по поддельным рецептам. У прикроватной тумбочки лежала свёрнутая двадцатидолларовая купюра со следами кокаина. Потом следы кокаина исчезли из заголовков газет, а затем пропала и сама купюра.

Кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса»

Массажистка, нашедшая Леджера без сознания, трижды позвонила с его телефона на первый номер во вкладке «Важные». Номер принадлежал Мэри-Кейт Олсен, которую называли близкой подругой и любовницей Хита: она почему-то пообещала в срочном порядке прислать в квартиру телохранителя, а не фельдшеров. Разговор продлился около 10 минут, но его распечатка так и не попала в руки полиции.

Только четвёртый звонок совершили на номер 911 — «скорая» приехала на место спустя полчаса после обнаружения тела. Позднее на допросе массажистка сказала полицейским, что сперва звонила Мэри-Кейт, а не спасателям, потому что «это было правильно». Мэри-Кейт единственная из друзей и близких Хита отказалась давать показания в суде.

Патологоанатомы сообщили, что смерть наступила в результате случайной передозировки лекарствами — обезболивающими, снотворными и транквилизаторами. Всего в квартире актёра нашли шесть препаратов, выписанных ему врачами, но никто так и не смог сказать, где актёр достал поддельные рецепты. Точное сочетание лекарств, приведшее к летальному исходу, неизвестно.

Терри был хорошим другом Хита, он очень хочет спасти фильм, и я понимаю, почему: в первую очередь, конечно, он хочет отдать ему дань памяти. К счастью, фильм посвящён магии, и, возможно, есть способ превратить Хита в других персонажей, используя компьютерную графику.

Кристофер Пламмер

28 января 2008 года режиссёр сидел у себя дома и работал над концепт-артами для «Воображариума», когда ему сообщили о смерти Хита. «Фильму конец. Вот так вот просто», — решил Гиллиам. Он отправился в офис, чтобы передать весть остальным членам съёмочной команды. «Мы ничего не сделали в тот день, просто лежали на полу офиса, не шевелились, и все думали: это неправда!», — вспоминал режиссёр.

Постановщику уже доводилось обрывать съёмки на полуслове. В 2000 году Гиллиаму спустя неделю после начала пришлось свернуть «Человека, который убил Дон Кихота»: ливни и дожди регулярно топили в грязи декорации и дорогое оборудование, а у исполнителя главной роли Жана Рошфора открылась межпозвоночная грыжа и инфекция простаты.

Терри Гиллиам и Жан Рошфор на съёмках «Человека, который убил Дон Кихота». Кадр из документального фильма «Затерянные в Ла-Манше»

Спустя восемь лет очередной фильм Терри Гиллиама оказался на грани провала. И проблема заключалась не только в том, что половину материала — тот самый Воображариум — ещё не сняли. Участие Хита Леджера в проекте стало ключевым фактором для инвесторов: именно из-за него постановщику выделили 30 миллионов долларов на съёмки.

Смерть звезды грозила обернуться финансовой катастрофой для автора, которому пришлось бы возмещать полную стоимость фильма из собственного кармана. К тому же за четыре дня до смерти Хита Гиллиам подписал страховую облигацию в банке — и режиссёр начал лихорадочно искать способы спасти фильм.

Он был здесь в Англии, работал над «Тёмным рыцарем». Однажды я показал ему наброски по «Воображариуму», и Хит подсунул мне записку со словами: «А можно я сыграю Тони?». Вот так вот просто. В тот момент все подумали: о, круто! Теперь у нас есть настоящая звезда, и мы сможем получить деньги из Голливуда.

Терри Гиллиам

В марте 2008 года Гиллиам нашёл выход из ситуации, не прибегая к компьютерной графике — замена актёра. По сюжету, герой Леджера, мошенник Тони, трижды проходит через волшебное зеркало доктора Парнаса и попадает в Воображариум. Учитывая это, постановщик привлёк трёх исполнителей, которые бы заменили Хита в «зазеркалье» — все «натурные» эпизоды на улицах Лондона он успел завершить.

Один из самых волшебных и невероятных моментов фильма — то, что Джонни Депп, Колин Фарелл и Джуд Лоу согласились приехать и сыграть роль Хита, доделать то, что не успел он. И это лучшее подтверждение их любви к Хиту, их уважения к его невероятному таланту и увлечённости этим фильмом.

Терри Гиллиам

Джонни Депп близко дружил с режиссёром ещё со времён «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», поэтому стал первым, на кого пал выбор. Джуд Лоу проходил прослушивания на роль Тони и изначально рассматривался постановщиком в качестве исполнителя главной роли. Колина Фарелла предложили, так как они с Хитом давно дружили.

Позже Гиллиам объяснил именно такой выбор желанием «сохранить всё внутри семьи». В течение нескольких недель к нему поступило множество сообщений от актёров разной величины, что они готовы прийти и помочь завершить съёмки. Но многие даже не знали Хита лично, а режиссёр слишком дорожил дружбой с ним, чтобы отдавать его роль чужим людям.

Все присутствовавшие на съёмочной площадке утверждали, что производство фильма не обошлось без знаков свыше. Во время съёмок одной из лондонских сцен Леджер начал кривляться, копируя актёрскую игру Джонни Деппа, которого позже привлекли к досъемкам. Колин Фарелл несколько раз замечал, будто бы Хит лично направлял его в некоторых сценах, подсказывая импровизированные реплики. А лицо Джуда Лоу несколько раз встречается в ранних концепт-артах киноленты, когда он ещё претендовал на роль Тони.

Это вселило надежду в съёмочную группу, и киноленту, вопреки всему, завершили. Премьера «Воображариума» состоялась год спустя на 62-м Каннском кинофестивале, и публика приняла его воодушевлённо. «Теперь это не сказка Терри Гиллиама. Теперь это Фильм Хита Леджера и его друзей», —говорили зрители.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#кино #творчество #истории #сша #лонгриды #лигаавторов