Кино и сериалы
Николай Чумаков

Итоги-2018: 20 фильмов года

«Мстители», один фильм 1968 года и сразу три российских картины — это то, что запомнилось редакции TJ в уходящем году.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Редакция TJ путём долгих споров и исходя из субъективных мнений выбрала 20 фильмов, которыми нам запомнится уходящий год. Формально часть из них вышла ранее, но до российского проката добралась только в 2018 году. Это список картин, которые стоит посмотреть или пересмотреть на зимних праздниках.

«Лето»

Режиссёр: Кирилл Серебренников

Российская премьера: 7 июня

Цифровой релиз: 26 июля

Сразу скажу — я до сих пор абсолютно безосновательно пропускаю хорошее российского кино. По каким-то причинам не смотрю его и всё, и это не позиция в стиле «у нас делать не умеют». Вот и до «Лета» Серебренникова я добрался только в ноябре и не пожалел. Частично — из-за ностальгии. В СССР я не жил, но в какой-то период жизни и «Восьмиклассницу» пел под гитару чуть ли не каждый день, и «Алюминиевые огурцы» наизусть знал.

Этот фильм — не то байопик про становление молодого Цоя, не то мелодрама про любовный треугольник, не то признание в любви эпохе становления андеграундной рок-сцены Ленинграда. Всё это уживается в фильме не вполне гармонично, но из-за непоследовательности выглядит более жизненно. А ещё тут много музыки (не только «Кино» и «Зоопарк», но номера с западным роком), Рома Зверь в роли Майка Науменко, чёрно-белая гамма и разрушение «четвёртой стены». Иногда в фильме появляется табличка «Этого всего не было». Но даже если и не было — за этим приятно смотреть.

Автор: Евгений Кузьмин

«Фантастические твари: Преступления Гриндевальда»

Режиссёр: Дэвид Йейтс

Российская премьера: 15 ноября

Цифровой релиз: февраль 2019 года

В своё время критики Джоан Роулинг замечали, что выдуманный мир Гарри Поттера довольно однобокий и искусственный: центром вселенной был Хогвартс, а всё остальное было не более, чем декорацией. С выходом «Фантастических тварей» ситуация изменилась. Теперь волшебная школа едва упоминается, а мир вокруг обрёл, наконец, плоть и кровь на радость многомиллионной армии поклонников.

Для того, чтобы этот мир пришёл в движение, нужна была история. И вот — Роулинг развернула эпическое полотно битвы между силами добра и зла. На нём зло изображено совсем не так, как это обычно бывает в сказках. Гриндевальд ведёт за собой людей силой своих идей, ему сопереживаешь и сочувствуешь, хотя и заранее знаешь исход.

Кадр из фильма «Фантастические твари: Преступления Гриндевальда»

Но даже очень интересной истории мало, чтобы фильм запомнился. Нужна идея. Оригинальные семь книг о Гарри Поттере рассказали о любви, её отсутствии и необходимости в ней. Серия «Фантастических тварей», которую нам показали, в первую очередь о семье: о том, что это значит для нас. Практически все драмы героев — семейные, и главная среди них — драма Криденса. Роулинг как бы говорит нам, что все дети нуждаются, заслуживают и имеют право на то, чтобы жить в семьях. И вернуть их «в свет» задача непростая, но правильная.

Автор: Анатолий Чиквин

«Холодная война»

Режиссёр: Павел Павликовский

Российская премьера: 15 ноября

Цифровой релиз: пока неизвестен

История начинается в послевоенной Польше в 1949 году. Она посвящена трагичной любви участницы народного ансамбля Зулы (Йонна Кулиг) и его дирижёра Виктора (Томаш Кот). В какой-то момент Виктор покидает Польшу и сбегает во Францию (вероятно, потому что ансамбль заставляют выстраивать репертуар, подчиняясь сталинской пропаганде), но Зула остаётся.

Годы идут, а Виктор и Зула всё ещё любят друг друга, хоть и связали свои судьбы с другими людьми. Те 15 лет, которые проходят за 80 с лишним минут фильма, показаны через переломные события в их жизни — поэтому лично мне кажется, что в фильме нет ничего лишнего. А народная музыка только добавляет определённого шарма.

«Холодная война» — фильм про любовь, которая возникла не в том месте и не в то время. Именно поэтому концовка картины выглядит как протест, нежелание людей мириться с обстоятельствами, в которых они в конечном счёте оказались.

Автор: Майя Гавашели

«Человек-паук: Через вселенные»

Режиссёр: Питер Рэмзи

Российская премьера: 13 декабря

Цифровой релиз: март 2019 года

Мультфильм я ждал ещё с безумно стильного тизера, вышедшего в декабре 2017 года. Там было круто примерно всё: рисовка, ночной Нью-Йорк, Air Jordan 1 на ногах Человека-паука и момент с «падением вверх». Уже потом появились детали вроде сюжета о параллельных мирах, информации о злодеях и Свина-паука (что?). В первые же дни проката пошёл в кинотеатр на субботний утренний сеанс, где были одни дети. И, кажется, получил от мультфильма большее удовольствие, чем они.

Кадр из мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

При этом я вообще не фанат комиксов или фильмов Marvel, но с поп-культурой и интернет-культурой знаком хорошо. Поэтому уловил все отсылки к «Человеку-пауку» эпохи Тоби Магуайра, флешмобу со Спайдерменами на «Комик-коне» и известным мемам (это нужно видеть самому). А ещё там есть Питер Паркер, который много лет был супергероем: ему надоело, он растолстел, словил кризис среднего возраста и разве что в запой не ушёл. На этом моменте я смеялся в голос, а дети непонимающе смотрели на меня. Ничего, ещё поймут.

Автор: Евгений Кузьмин

«Космическая одиссея 2001 года»

Режиссёр: Стэнли Кубрик

Мировая премьера: 1968 год

Повторная премьера: 30 августа 2018 года

Можно ли назвать лучшим фильмом года космическую фантастику, вышедшую в 1968 году? Учитывая, что в 2018 году её снова крутили в кинотеатрах и ты фактически посмотрел её в первый раз. Можно ли назвать такой фильм лучшим за год, если ни один другой не произвёл на тебя столько же впечатления? По отношению к читателю это было бы нечестно.

«Космическая одиссея 2001 года» даже спустя 50 лет впечатляющее и крайне пугающее кино. В кинозале первый час то и дело приходится затыкать уши и удивляться-удивляться-удивляться. Громыхающая классическая музыка, красочные панорамы космоса и практически никаких спецэффектов. Ностальгии при этом не было, ведь я не фанат Кубрика и никогда не сталкивался с «Одиссеей» в прошлом.

Лучшее чувство при просмотре «Космической одиссеи 2001 года» — когда ты узнаешь в фильме образы, закрепившиеся в поп-культуре. Как в «Южном парке» обыгрывали сцену с дерущимися мартышками или как Трэвис Скотт в одном из клипов прислонялся к чёрному прямоугольнику. Чтобы понять Кубрика и то, что он вложил в фильм, придётся прочитать несколько статей и форумов. Но давно забытое чувство загадки очень редко встречается в современном кинематографе.

Автор: Николай Чумаков

«Богемская рапсодия»

Режиссёр: Брайан Сингер

Российская премьера: 24 октября

Цифровой релиз: январь 2019 года

Тяжело воспринимать «Рапсодию» в отрыве от фильма «Лето» — наверное, для России это столь же культовая рок-группа с трагичным финалом, как Queen для Великобритании. Но фильм хоть и рассказывает в автобиографичной манере её историю, всё же оставляет другое настроение.

«Богемская рапсодия» — это полуторачасовой концерт Queen, который вы никогда не видели, плюс полчаса на историческую справку. Это фильм-настроение, как «Лето», только не меланхоличное и чёрно-белое, а приподнятое и разноцветное. Если после просмотра «Лета» хочется скачать все альбомы «Кино» и умереть, то после выхода с «Рапсодии» ты включаешь лучшее из Queen и начинаешь подпевать, приплясывать, а потом и вовсе переходишь к просмотру архивных записей Меркьюри и концертов.

Кадр из фильма «Богемская рапсодия»

Было настолько очевидно, что после выхода «Лета» все будут говорить об отсутствии внешнего сходства актёра Тео Ю и Виктора Цоя, что создатели фильма включили издёвку над таким мнением в фильм. В случае с «Рапсодией» такого эффекта почему-то не создаётся: то ли мы слишком давно видели живого Меркьюри, то ли актёр Рами Малек отыграл настолько блестяще. Я склоняюсь ко второму.

Автор: Никита Лихачёв

«Веном»

Режиссёр: Рубен Флейшер

Российская премьера: 4 октября

Цифровой релиз: 20 декабря

Не являясь фанатом комиксов Marvel, я сходил на «Венома» только из-за смешного трейлера и Тома Харди на главной роли. Я хотел просто развлечься за эти два часа и не прогадал: в фильме оказалось много добротных шуток и почти никакого супергеройского пафоса.

Совершенно не понимаю критики «Венома» за отсутствие внятного сюжета и дыры в логике. Возможно, причиной всему — изначально завышенные требования к продукту Marvel (пусть это и фильм Sony в ассоциации со студией). Но я стараюсь в последнее время не формировать вообще никаких ожиданий перед фильмами, потому что никто мне не обещал, что они будут оправданы. А нет ничего хуже, чем сходить в кино ради развлечения, а получить разочарование от неоправданных ожиданий.

«Веном» смешной, лёгкий и новый. История мне показалась интересной, а то, как главный герой общается со своим хозяином (или паразитом, как посмотреть), остроумным. Другое дело, что какой-то особенной глубины идеи в «Веноме» нет — но это не делает кино плохим.

Автор: Никита Лихачёв

«Тихое место»

Режиссёр: Джон Красински

Премьера в России: 12 апреля

Цифровой релиз: 12 июля

Пусть в отдельно взятом кинозале и всего на полтора часа, но «Тихое место» повернуло какой-то важный рычаг в культуре публичного просмотра. Я никогда не видел, чтобы зрители так быстро, всего за пару минут, перенимали атмосферу на экране и шли с персонажами до конца. В абсолютной тишине жили они, в абсолютной тишине сидели мы. Какой-то парень пришёл с пачкой чипсов, но до конца сеанса до неё даже не дотронулся. Ещё ни один фильм не заставлял меня вжаться в кресло так, что любой случайный звук казался преступлением против человечества.

Кадр из фильма «Тихое место»

Оказалось, что в 2018 году можно снять удивительное и нетривиальное кино без разговоров, и оно даже будет не чёрно-белым. Не представляю, как создать подобное без идеального знания киноязыка. К примеру, как объяснить зрителю все нюансы языком жестов или даже взглядом? Красински, Блант и компания справляются на десять из десяти.

«Тихое место» можно обозвать внебрачным ребёнком «Дрожи земли» и «Кловерфилда, 10». Только с ещё более разумными персонажами и до предела строгими условиями выживания. Ещё одно преимущество картины — в игнорировании первых дней конца света и переносе в 89 день апокалипсиса. Это позволяет выгодно отличаться от близких по жанру картин, а вместо массового хаоса показать любопытно выстроенную систему. Единственный недостаток фильма заключается в планах на необязательный сиквел.

Автор: Сергей Звезда

«Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти»

Режиссёр: Уэс Болл

Российская премьера: 25 января

Цифровой релиз: апрель 2019 года

У всякой истории, как известно, есть начало и конец. И из каждого лабиринта есть выход. Лабиринт этот совершенно необязательно выстроен из бетона и кирпича — часто это потаённые закоулки нашего сознания. «Бегущий в лабиринте» стал неожиданным откровением о том, к каким порой внезапным результатам приводит блуждание в потёмках своей головы.

К этой серии про Лабиринт было много нареканий, я бы тоже не назвал её безупречной. Однако с выходом третьей части вся серия про бегущих приобрела законченный и совершенный вид.

Герои, проходя один фильм за другим, как испытание каждый раз всё более сложного уровня, вырастают в наших глазах и постепенно взрослеют. Это, в свою очередь, логически подводит их к тому моменту, когда придётся принимать чертовски сложные решения. И, очевидно, до финала при этом дойдут не все.

Теперь отчётливо видно, что каждому фильму присуща особая эстетика, делающая его непохожим на остальные. Практически всё в нём символично: Лабиринт как дом, Лабиринт как детство, Лабиринт как испытание; побег из него как аллегория всей жизни. Хотя в целом серия выполнена в духе, скорее, подростковой антиутопии, она сделана качественно — так, что даже не скажешь, что это всё невероятная фантастика. Если, конечно, вы не мечтали хоть раз однажды проснуться в лабиринте.

Автор: Анатолий Чиквин.

«Реинкарнация»

Режиссёр: Ари Астер

Российская премьера: 7 июня

Цифровой релиз: 4 сентября

Так вышло, что я очень люблю ужастики: как начал в 14 лет, так и до сих пор смотрю почти всё, что выходит. А когда ничего не выходит, нахожу классику. Я не самый искушенный зритель, и для получения удовольствия от хоррора мне достаточно, чтобы он был нормально снят и хотя бы иногда пугал. С последним появляется проблема, если смотришь много ужасов: в какое-то время одни и те же приёмы начинают приедаться.

Кадр из фильма «Реинкарнация»

«Реинкарнация» стала для меня одним из немногих глотков свежего воздуха в жанре, заполненном слэшерами, бесконечными сиквелами и спин-оффами одной там франшизы. Это фильм, который кажется проходным авторским ужастиком, а потом внезапно переворачивает игру и пугает на каком-то первобытном уровне.

Я много слышал про «логику сна» в картине, но сначала это меня не зацепило: на некоторых моментах становилось смешно, а история казалась рваной. Я осознал всё величие фильма, только когда спустя несколько недель мне приснился ужасный, максимально наркоманский сон. Я проснулся и понял, что героиня «Реинкарнации» как будто попала в такой же. И это действительно напугало.

Автор: Дамир Камалетдинов

«Остров собак»

Режиссёр: Уэс Андерсон

Премьера в России: 3 мая

Цифровая премьера: 29 июня

Историю про больных собак, перевезённых на японский остров-свалку, можно читать по-разному. Для кого-то на первый план выйдет притча об отважном мальчике и спасении его пса, кто-то увлечётся антиутопией, а кто-то изучит высказывание Андерсона о Японии. Для меня это крик о том, что мы друг друга ни капли не понимаем.

К примеру, Андерсон переводит лай на английский, но человеческий язык (преимущественно, японский) не предполагает даже субтитров. Одна из собак ломает четвёртую стену и говорит зрителю: «Ты не понимаешь слов, но понимаешь эмоции».

Диалог трудно даётся всем. Европейской студентке и японцам, мальчику и родителям, государству и народу, людям и собакам. И то, как можно это непонимание перешагнуть, нагляднее всего демонстрирует анимационный фильм с кукольными персонажами.

Автор: Сергей Звезда

«Дом, который построил Джек»

Режиссёр: Ларс фон Триер

Российская премьера: 6 декабря

Цифровой релиз: февраль 2019 года

Я давно мечтал посмотреть фильм от лица серийного убийцы, и вряд ли кто-то мог бы рассказать эту историю лучше Триера. Он залез Джеку в душу, хорошенько покопался там и выбрался наружу, только чтобы официально заявить, что серийные убийцы — это те ещё неудачники. Банально, но зато честно.

Я ходил на «Джека» два раза с разницей в несколько дней. Не то чтобы я жаждал пойти повторно, но не мог удержаться от возможности свободно, уже зная сюжет, понаблюдать за реакцией зрителей. С первого сеанса ушло 11 человек, со второго — 18. С каждым новым ушедшим я радовался, но не потому что воспринимал их как «невежд», не способных понять «гениальность» автора. Вовсе нет. Я сам мало что понял. Мне просто нравилось, что фильм так глубоко проникал в сознание людей, что вынуждал уйти.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Большая часть из тех, кто покинули зал, делали это после особо жестоких сцен. Жестоких не столько из-за обильного количества крови, сколько из-за разрушения моральных границ. Никто из современных режиссёров не умеет выбивать из-под зрителя почву так, как это делает Триер. Это однозначно не лучший его фильм, но самый лёгкий и комфортный для тех, кто никак не находил время изучить репертуар одного из лучших режиссёров современности.

Автор: Роман Персианинов

«Призрачная нить»

Режиссёр: Пол Томас Андерсон

Российская премьера: 15 февраля

Цифровой релиз: 12 апреля

На первый взгляд «Призрачная нить» может показаться просто мелодрамой, историей из «женских романов». Но это лишь на первый взгляд, ведь если приглядеться, это красиво снятая история двух сильных характеров, которые борются за лидерство в отношениях.

Фильм рассказывает о преуспевающем дизайнере Рейнольдсе Вудкоке и его возлюбленной, обычной официантке Альме. И если первая половина действительно посвящена работе кутюрье, то вторая активно повествует о той самой борьбе Альмы с Вудкоком и заодно с его сестрой, которая не хочет ни с кем делить брата. Но если Альма и победит Вудкока, то при помощи безрассудных и весьма опасных действий.

Автор: Майя Гавашели

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Режиссёр: Мартин Макдона

Российская премьера: 1 февраля

Цифровой релиз: 23 марта

«Три билборда» — это, пожалуй, один из лучших фильмов в жанре региональной истории. Я подразумеваю те, что рассказывают максимально компактно: в условиях небольшого городка, жители которого живут, предают, страдают и мучают друг друга обособленно от остального мира. В этом жанре часто работает Стивен Кинг, что особенно заметно в «Оно» или «Под куполом». А в индустрии кино эталоном жанра считается «Фарго».

Кадр из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Я ценю этот жанр, потому что за ним всегда стоят авторы, в первую очередь любящие рассказывать истории о людях, а не использовать персонажей как статистов для строительства философского замысла. В «Билбордах» всё внимание как раз сосредоточено на героях и их маленьких, совершенно незаметных жизнях. Они не спасут мир, не «оживят» утомлённых жителей Эббинга и, скорее всего, не отомстят за несчастную. Но этого и не нужно.

Автор: Роман Персианинов

«Аннигиляция»

Режиссёр: Алекс Гарленд

Премьера на Netflix: 13 февраля

«Аннигиляция» занимает первое место в моём личном топе красивых фильмов года. Больше всего мне было жаль, что её не выпустили на больших экранах, а продали Netflix. Помимо отличного визуального исполнения, «Аннигиляция» зацепила гнетущей атмосферой и спектром эмоций. Сначала кажется, что это особо непримечательная научная фантастика, но потом фильм начинает играть на пограничных полях: то произойдёт невероятно страшная сцена, то философская — о единении с природой.

У режиссёра Алекса Гарленда получился многослойный фильм, в котором можно найти как минимум несколько смыслов и трактовок. Это тот случай, когда после просмотра ходишь по сайтам и ищешь теории, а также советуешь картину друзьям, чтобы потом узнать, как они поняли тот или иной момент.

Выход картины сам по себе был событием и смотрелся ещё интереснее на волне активных обсуждений, но и спустя почти год после выхода он видится актуальным — например, переосмысляет место человека в природе и отношение к неизлечимым болезням, например, раку.

Автор: Дамир Камалетдинов

«История одного назначения»

Режиссёр: Авдотья Смирнова

Российская премьера: 6 сентября

Цифровой релиз: декабрь 2019 года

В 2017 году было минимум четыре отличных российских фильма, а «Витька Чеснок» вообще стал для меня главным впечатлением и приятным открытием. В 2018 году отечественный кинематограф забуксовал: были проходняки («Тренер»), неплохие картины («Лёд») и провалы («Непрощённый»). Но у меня есть правило — каждый год находить хотя бы один отличный российский фильм.

«История одного назначения» — классический фильм-обманка: трейлер как у комедии, а реальный расклад как у драмы. Это кино про историю из жизни Льва Толстого, но с художественными допущениями. В то же время это кино про российскую действительность: несправедливо осуждённого, наивного борца с режимом и грубую систему, ломающую принципы и правила.

Кадр из фильма «История одного назначения»

Благодаря сочетанию исторических событий и намёков на текущие реалии от фильма остаётся неизгладимое впечатление. Вроде и грустно от того, что всё так. А вроде именно те тёмные времена уже прошли и больше в России не повторятся.

Автор: Николай Чумаков

«С любовью, Саймон»

Режиссёр: Грег Берланти

Мировая премьера: 27 февраля

Цифровой релиз: 15 июня

«С любовью, Саймон» прекрасен тем, что смотреть и понимать его можно на нескольких уровнях. На первом плане в нём всё довольно привычное и остросоциальное. История о том, как сложно довериться живым людям, и как просто — тексту в сети. История о соотношении правды и лжи, и даже о некоторой спекуляции на теме обиженных.

Любить это кино начинаешь, когда понимаешь, что это фильм о страхе, который живёт в каждом сердце. Таков лейтмотив всей истории, его отправная точка. Главная цель, которая ставится перед каждым героем – это преодоление своего страха. У кого-то это может быть страх разоблачения, у кого-то страх смерти, у кого-то страх потери. После просмотра одно можно сказать с уверенностью – пока мы живы, в наших сердцах живёт страх.

Однако страх — это ещё не всё. Недостаточно пройтись с героями, наблюдая за их историями со стороны. Страх в контексте развития сюжета — это ещё и вызов, и тайна, и мечта. Всё, что происходит с главным героем — это ещё и почти безнадёжная борьба. Человек потому и является человеком, что способен бросить вызов своему страху и преодолеть его – иначе всё было бы бессмысленно. Фильм, однако, говорит нам – каков бы ни был ваш страх, он преодолим. Вы живы, потому что у вас есть надежда. И потому «С любовью, Саймон» — один из лучших фильмов года.

Автор: Анатолий Чиквин

«Я худею»

Режиссёр: Алексей Нужный

Российская премьера: 8 марта

Цифровой релиз: 16 июля

Девушка, которая знает о своём лишнем весе и пытается с ним бороться (с переменным успехом), встречает такого же парня — и они объединяют усилия. Всё это моментально перетекает в романтическую плоскость.

Казалось, что может быть банальнее такого сценария? Но навскидку я такого же фильма, даже на Западе (не говоря уж о российском кино), вспомнить не могу. Удивительно, как «Я худею» в век SJW ловко избегает любых штампов о критике бодипозитива и при этом остаётся крайне актуальным. И, пожалуй, оба главных героя — персонажи Александры Бортич и Евгения Кулика — довольное сложные с точки зрения отыгрыша роли. И Бортич, и Кулик поработали на славу.

Кадр из фильма «Я худею»

«Я худею» — это комедия, которая смотрится очень легко и при этом увлекает. Я включил её, пока тестировал «Яндекс.Станцию», да так и не смог остановиться, пока не досмотрел до конца.

Автор: Никита Лихачёв

«Миссия невыполнима: Последствия»

Режиссёр: Кристофер Маккуорри.

Российская премьера: 26 июля

Цифровой релиз: 15 ноября

«Миссия невыполнима» — один из любимых боевиков моего детства. Уже не помню, сколько раз я смотрел первую часть: кажется, я помню даже все диалоги оттуда. Однако после третьей части франшиза перестала меня цеплять. Это были хорошие боевики, но они моментально выветривались из головы. Например, я не могу сходу вспомнить сюжет четвёртой и пятой частей, только отдельные кадры.

Когда я шёл на «Последствия», то ждал примерно того же, что и в предыдущих частях — отличного аттракциона, который вызывает приток адреналина, но всего единожды. Я был очень рад, что ошибся: каким-то образом фильм действительно держит в напряжении всё время, но после выхода из зала сразу хочется идти снова.

Кажется, в этот раз Том Круз превзошёл себя по масштабности, количеству и изобретательности трюков, которые выполнял сам. Возможно, это было в последний раз — всё-таки актёру уже 56 лет. Но «Последствия» я точно буду пересматривать не меньше, чем первый фильм серии.

Автор: Дамир Камалетдинов

«Мстители: Война бесконечности»

Режиссёры: Энтони и Джо Руссо

Премьера в России: 3 мая

Цифровая премьера: 14 августа

Если я начну объяснять, почему нужно посмотреть «Войну бесконечности», в этом будет столько же смысла, сколько в совете не пропустить матчи сборной России по футболу во время ЧМ-2018. Все, кто хотел, оценили — и, возможно, не один раз. Я просто напомню, что третьи «Мстители» — это лучшее, что случалось с супергероикой на большом экране. Как минимум до мая 2019 года, когда выйдет «Финал».

Кадр из фильма «Мстители: Война бесконечности»

Это грандиознейший аттракцион, которого вполне могло не быть в наших итогах года. Ведь разве это дело, чтобы в числе лучших картин оказывался кинокомикс, суть которого невозможно понять, не посмотрев 18 предыдущих частей? Для неподготовленного зрителя происходящее в «Войне бесконечности» выглядит тарабарщиной. Для остальных же с финальными титрами на год замирает не только киновселенная, но и что-то большее.

Автор: Сергей Звезда

Блок quiz недоступен

#кино #итоги2018