Разборы
Дамир Камалетдинов

Rambler хочет получить права на веб-сервер Nginx, созданный сотрудником 15 лет назад. Компания считает это рэкетом

Почему это важно и какое окажет влияние на российский IT-рынок.

@homeostasismedicine

12 декабря в соцсетях распространились сообщения об обысках в московском офисе компании-разработчика веб-сервера Nginx. Создателя технологии и бывшего сотрудника Rambler задержали и конфисковали телефон.

Позже выяснилось, что обыски связаны с уголовным делом из-за нарушения авторских прав на Nginx. Rambler посчитал технологию своей собственностью и обратился с заявлением в правоохранительные органы. TJ выбрал главное из крупнейшего корпоративного скандала за последнее время.

Nginx придумал бывший сотрудник Rambler, он продал свою компанию за 670 миллионов долларов

Nginx — самое популярное программное обеспечение для управления веб-серверами в мире. С его помощью работают сайты: получают запросы от пользователей и отдают им HTML-страницы и другие данные. По состоянию на конец года, его используют почти 40% всех сайтов в интернете, в том числе крупнейшие IT-компании вроде Google, Netflix и Adobe.

Главное отличие Nginx от других веб-серверов в возможности одновременно управлять огромным количеством соединений. Он построен на асинхронной архитектуре: процесс запускается не для каждого отдельного соединения, а для потока. Веб-сервер оказался надёжным и масштабируемым, поэтому быстро стал популярным у ресурсов с большим трафиком — поисковиков, соцсетей, стриминговых платформ и не только.

Nginx в начале 2000-х создал бывший системный администратор Rambler Group Игорь Сысоев в свободное от работы в компании время. Первую публичную версию веб-сервера он выпустил в 2004 году в виде ПО с открытым исходным кодом (opensource).

В 2011 году Сысоев уволился из Rambler и зарегистрировал компанию Nginx Inc. вместе с партнёром Максимом Коноваловым, а через два года фирма выпустила коммерческую версию Nginx Plus с дополнительными функциями. В 2019 году Nginx Inc. приобрела американская компания F5 Network за 670 миллионов долларов. По итогам сделки на рынке сохранялся бренд Nginx, а Сысоев продолжил руководить компанией.

Rambler считает, что Сысоев разработал технологию за счёт компании

Формально разбирательство инициировала компания Lynwood Investments CY Ltd, которой Rambler уступила права на предъявление претензий. Зарубежную фирму связывают с Александром Мамутом — бывшим главным акционером Rambler.

Судя по опубликованным в соцсетях документам об обысках, Rambler считает Nginx своей разработкой из-за того, что создатель технологии в это время работал в компании. Холдинг утверждает, что в 2004 году «неустановленные сотрудники» в служебное время и по указанию руководства создали веб-сервер и разместили его на серверах Rambler.

Права на веб-сервер Nginx принадлежат компании «Рамблер Интернет Холдинг». Nginx является служебным произведением, разработкой которого с начала 2000-х годов в рамках трудовых отношений с «Рамблером» занимался Игорь Сысоев, поэтому любое использование этой программы без согласия Rambler Group является нарушением исключительного права.

пресс-служба Rambler Group

Потом создатели программы якобы незаконно распространили её в интернете и зарегистрировали компанию Nginx Inc. В Rambler оценили ущерб в 51,4 миллиона рублей и обратились не в суд, а в полицию, где компанию признали потерпевшей.

В отношении Nginx возбудили уголовное дело по третьей части статьи 146 УК РФ («Нарушение авторских и смежных прав»). Судя по скриншотам, в деле фигурируют пункты «б» и «в» с формулировками «в особо крупном размере» и «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой». Они подразумевают самое суровое наказание по статье — принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.

Сысоев никогда не скрывал, что создал Nginx, работая в Rambler. В интервью журналу «Хakep» от 2012 года он рассказывал, что по российским законам компании принадлежит только то, что создано в рамках трудового договора.

Бывший исполнительный директор Rambler Group Игорь Ашманов почти сразу после публикаций об обысках назвал претензии холдинга «чушью» и заявил о готовности выступить в суде. По его версии, Сысоев разрабатывал технологию ещё до прихода в Rambler, а при найме в 2000 году с создателем Nginx отдельно обговорили возможность работы над собственным проектом.

Он работал в «Рамблере» сисадмином. Разработка ПО вообще не входила в его должностные обязанности. Думаю, «Рамблер» не сможет показать ни одной бумаги, не говоря уже про несуществующее служебное задание на разработку веб-сервера.

Игорь Ашманов

Позже Ашманов также показал письмо непосредственного начальника Сысоева Андрея Копейко, которого тоже привлекли к делу как свидетеля. В записи говорится, что создателю Nginx не давали никаких служебных заданий по разработке веб-сервера, а Rambler стал «не первым и вряд ли даже десятым» пользователем технологии.

Сооснователь Nginx Максим Коновалов в разговоре с «Медузой» рассказал, что конфликт начался неожиданно, а за 8 лет существования компании у Rambler не было претензий. По его мнению, причиной послужила сделка о продаже технологии за 670 миллионов долларов.

Как напомнил Коновалов, инвесторы на всех стадиях проводят собственные аудиты. По его словам, Nginx Inc. без проблем «десяток раз точно» проходила эту процедуру.

Коновалов назвал ситуацию «обыкновенным рэкетом» и пояснил, что Rambler хочет запугать предпринимателей. Он также рассказал, как происходили обыски: домой к основателям Nginx приехали сотрудники Управления «К» МВД, изъяли технику, документы и провели допросы.

13 декабря стало известно, что Rambler соберёт внеочередной совет директоров по просьбе председателя совета и первого зампреда правления «Сбербанка» Льва Хасиса. По данным Forbes, на этом настоял глава банка Герман Греф, который позже заявил, что конфликт должен рассматриваться в арбитражном суде, а не в рамках уголовного дела.

Зачем нужен был обыск и обращение в полицию

По мнению знакомого с IT-сферой юриста Николая Щербина, Rambler обратился не напрямую в суд, а в полицию, чтобы ускорить процесс и упростить сбор доказательства. Он пояснил, что так часто делают «при отсутствии доказательств или сложности их добычи», а также в случае, если «налажен контакт с правоохранительными органами».

По версии Щербина, такой способ также дешевле, чем самостоятельный поиск улик — даже если полиция с прокуратурой откажут в возбуждении дела и отправят в гражданский суд, они к этому моменту уже соберут материал, найдут свидетелей и проведут допросы.

Но вот это всё: материалы уголовного дела, допросы, опросы, пояснения, свидетели — уже весомые доказательства, которые затем заявитель может использовать при обращении с иском в суд. В итоге, экономятся деньги и время, пресекаются действия противной стороны, а в условиях российских реалий ещё и добываются заведомо сложнодоказуемые обстоятельства.

Николай Щербин

С Щербиным согласился и поговоривший с The Bell партнёр практики защиты интеллектуальной собственности Lidings Борис Малахов. Он назвал обыски «стандартным способом получить доказательства».

Почти всегда спор об авторском праве на программы ЭВМ — это спор, который начинается с полицейского обыска. Иначе получить доступ к серверам и компьютерам условных «нарушителей» никак нельзя — и это риск, о котором нужно знать всем IT-компаниям.

Борис Малахов

По мнению Малахова, до выяснения истины в споре между Rambler и Nginx «ещё очень далеко», а постановление об обыске содержит спорные моменты и автоматически не означает, что в этом уголовном деле всё решено. Он также допустил, что Rambler параллельно подаст заявление в полицию и приготовит иск в расчёте на то, что во время обысков найдут доказательства.

У претензий по части 3 статьи 146 УК РФ срок давности составляет 10 лет, пояснил «Медузе» партнёр Центра цифровых прав Саркис Дарбинян. По его словам, если считать с момента релиза первой версии Nginx, то срок уже вышел, поэтому истцы постараются привязаться к другой дате.

Конфликт может повлиять на всю индустрию в России

Пока Сысоеву и Коновалову не предъявили обвинений. Они рассказали, что продумывают стратегии защиты, а к процессу подключилась компания-владелец Nginx F5 Networks.

Мы никаких преступлений не совершали, работаем на пользу России, создаем знаменитейший российский продукт, аналогов которому не очень много. И я за собой никакой вины не чувствую.

Максим Коновалов в разговоре с «Медузой»

В поддержку Nginx и Сысоева выступили крупнейшие российские IT-компании. Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов заявил, что в компании считают невозможным современный интернет без культуры open-source.

Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение.

Григорий Бакунов

В Mail.ru Group не стали в открытую комментировать конфликт, но заявили, что свобода распространения информации — один из главных принципов движения за открытый исходный код. Во «ВКонтакте» в поддержку Nginx разместили на всех страницах подпись «Работает на Nginx» с пояснением, что на технологии работают миллионы сайтов.

Основатель «Хабра» Денис Крючков считает, что конфликт может отразиться на всей российской интернет-индустрии. Одним из главных последствий он назвал ухудшение инвестиционной привлекательности российских стартапов.

Помня эту и не только историю инвесторы будут тщательно взвешивать риски, прежде чем заходить в стартапы, имеющие тесные связи с Россией. Инвестиционный климат в России и так не очень привлекательный, а после обысков в Nginx он совершенно точно лучше не станет.

Денис Крючков

По его мнению, Россию также ожидает усиление «утечки мозгов». Крючков напомнил, что публикации о переезде из страны являются одними из самых популярных на «Хабре». После «наезда» на Nginx желающих уехать совершенно точно меньше не станет, — отметил глава ресурса.

Интеллектуально развитые люди, которых много среди IT-специалистов, предпочтут жить в стране, где больше прав у тех, кто хорошо знает законы, нежели там, где больше прав у тех, кто находится у власти или имеет связи с властью.

Денис Крючков

Крючков также считает, что отечественные стартапы станут чаще размещаться юридически вне России, чтобы избежать преследования властей. Глава «Хабра» пришёл к выводу, что в стремлении государства контролировать интернет-бизнес «больше нет никаких сомнений». Он предположил, что власти хотят получить контроль над Nginx, чтобы завладеть большинством размещённых в стране серверов и существенной частью в мировом интернете.

В российской судебной практике уже был похожий прецедент в 2014 году. Тогда фонд UCP Ильи Щербовича потребовал от Павла Дурова передать «ВКонтакте» права на Telegram, потому что тот якобы начинали разрабатывать внутри соцсети. При продаже 100% «ВКонтакте» Mail.ru Group конфликт урегурировали.

#nginx #скандалы #лонгриды #разборы #бизнес #rambler