Как устроены перевозки животных в российских авиакомпаниях и стоит ли что-то менять
После нескольких случаев потерь и смертей животных на рейсах общественность задумалась об изменении правил авиаперевозок питомцев.
Фото Getty images
В январе два происшествия на рейсах «Аэрофлота» подтолкнули общественность к обсуждению правил перевозки домашних животных в самолётах. Сначала авиакомпания забыла собаку на пересадке в Москве, выдав её хозяйке спустя сутки. А затем, после пересадки другого рейса в том же городе, погибли двое из трёх котов другого пассажира.
В интернете критикуют правила российских авиаперевозчиков в отношении питомцев и требуют сменить их статус во время перелета с «багаж» на «пассажир», а также соблюдать международные стандарты гуманного обращения с животными. «Аэрофлот» пообещал прислушаться и выступить за изменение правил, но обвинил в произошедшем своего подрядчика в Шереметьево.
После смерти котов на рейсе «Аэрофлота», в интернете запустили флешмоб и создали петицию в защиту животных
17 января жительница Перми Анастасия Штейн рассказала в Фейсбуке, что во время пересадки в Москве «Аэрофлот» забыл её пса среди багажа. Потеря обнаружилась уже в Берлине, где представитель авиакомпании сообщил ей, что потеря собаки приравнивается к потере чемодана.
24 января пассажир «Аэрофлота» Максим Чумаченко рассказал о двух своих котах, которые погибли от травм и обморожения при транспортировке на рейсе из Нью-Йорка в Москву. Третий кот получил обморожение, но выжил.
«Аэрофлот» не давал комментарии о ситуации в течение двух дней. Пользователи оставляли комментарии под последним постом в Инстаграме авиакомпании и жаловались на удаление негативных мнений.
Скриншот @grinulya
26 января «Аэрофлот» опубликовал посты с объяснением ситуации в сообщества, где переложил вину на компанию-подрядчика, которая обрабатывает багаж перевозчика в аэропорту Шереметьево. Пост в Инстаграме за три часа набрал больше двух тысяч негативных комментариев, после чего пропал из профиля авиакомпании.
На фоне историй Штейн и Чумаченко в соцсетях вспомнили, как в ноябре 2019 года «Аэрофлот» исключил пассажира из программы лояльности за то, что тот обманом провёз в салоне слишком толстого кота — мужчина опасался сдавать питомца в багаж. Хозяин животного признал свою вину, но интернет встал на его сторону.
Штейн в своей петиции потребовала от авиакомпаний понятным языком рассказывать о своей ответственности перед пассажирами, а также регулярно проводить переквалификацию сотрудников, которые занимаются животными. Пассажирка также попросила удовлетворять потребности питомцев в пище и воде, а также защищать их от вредных внешних воздействий во время полёта.
В соцсетях стали просить у авиакомпании отменить весовые ограничения для собак и кошек, говоря о том, что пребывание в багажном отсеке наносит вред психике и здоровью. TJ разобрался, как сейчас от пассажиров требуют перевозить животных.
Правила перевозки домашних животных в России
Российские авиакомпании вводят нормы провоза багажа и ручной клади в самолётах, основываясь на общих правилах воздушных перевозок, утверждённых Минтрансом РФ. Компании могут устанавливать свои нормы провоза багажа и ручной клади, поэтому разрешённый вес или габариты у перевозчиков различаются.
В зависимости от авиакомпании, в салоне самолёта можно провозить питомца весом до 12 килограммов, включая вес переноски. «Северсталь» установили самую низкую норму— пять килограммов, а самые лояльные условия у «Нордавиа» — 12 килограммов, в среднем авиакомпании разрешают провозить животное весом восемь килограммов — такая норма у «Аэрофлота». Разрешённые габариты переносок у авиакомпаний тоже разные.
Животных в самолёте можно провозить двумя способами: в салоне и в багажном отсеке.
Фото Дэвида Джей Филиппа, AP
Для перевозки потребуется мягкая переноска или специальный жёсткий контейнер, который нужно расположить под сиденьем или на нём, если заранее купить дополнительное место. Переноска должна позволять питомцу вставать и переворачиваться, чтобы чувствовать себя комфортно. Открывать её и доставать животное во время полёта запрещено во всех авиакомпаниях.
За перелёт животного в салоне самолёта нужно заплатить. В разных авиакомпаниях суммы отличаются, например, у «Победы» эта услуга стоит 1999 рублей, а у S7 — 3750 рублей. Исключения составляют собаки-поводыри и животные эмоциональной поддержки — их можно взять с собой в салон бесплатно.
Животное для эмоциональной поддержки — это часть курса лечения или терапии человека. В отличие от собак-поводырей, такие питомцы не обучены специальным функциям помощи, а оказывают эмоциональную поддержку хозяину. Владельцу с проблемами психического здоровья необходимо получить соответствующую справку у американского психолога или психотерапевта, которая позволяет зарегистрировать животное, как эмоционально поддерживающее. Из российских авиакомпаний животных эмоциональной поддержки пускает в салон только «Аэрофлот», и то только на перелёты в США и обратно.
Фото Pinterest
Собак, кошек и птиц, которых не допустили к перелёту в салоне, придётся сдать в багаж. Вес животного при этом должен быть не больше 50 килограммов. Оплачивать перелёт животного в грузовом отсеке придётся отдельно от норм бесплатного провоза багажа.
По правилам, багажные отсеки должны отапливаться, а переноски — закрепляться, чтобы животные не получили обморожение и травмы. Вопреки мерам безопасности, иногда животные гибнут в багажном отделении из-за холода: при его загрузке и разгрузке в низкие температуры на улице, а также при аварийном отключении отопления в багажном отсеке.
По данным отчёта Министерства транспорта США, из 500 тысяч перевезённых американскими авиалиниями в багажном отделении животных, погибли 24, травмированы 15, а потерян один питомец. TJ не удалось найти актуальную статистику по России.
Больше всего погибших собак среди пород с приплюснутыми мордами — мопсов, бульдогов и пекинесов. Такое строение черепа вызывает затруднённое дыхание в условиях стресса на борту, что приводит к смерти. Большинство авиакомпаний мира запрещает пассажирам сдавать собак этих пород в багаж, в том числе «Аэрофлот».
Правила перевозки животных в других странах
Авиакомпании Европы, США и России установили практически одинаковые правила провоза животных в самолёте: в ручную кладь можно взять кошек и собак весом до 8 килограммов, включая переноску, а если животное весит от 8 до 32 килограммов, то его нужно сдать в багаж.
Ограничение на провоз животных в салоне первого и бизнес-класса действует, например, на рейсах авиакомпаний американской Delta Airlines и финской Finnair, если переноска не помещается под сиденьем.
В Великобританию и на рейсах австралийской авиакомпании Quantas в салоне самолёта можно провозить только собак-поводырей, а остальных животных сдают в багажное отделение. Некоторые лоукостеры, например, ирландская Ryanair или британская EasyJet, не принимают животных к перевозке в салоне и багажном отделении, а исключения делают только для собак-поводырей.
Авиаперевозчики Арабских Эмиратов Emirates и Etihad не принимают к перевозке в ручной клади даже собак-поводырей — их придётся сдать в багаж. Зато в салон можно взять сокола, потому что он является символом ОАЭ. Одновременно на борту cамолётов этих авиакомпаний может находиться до шести соколов, но в 2017 году саудовский принц купил билеты на самолёт сразу 80 птицам.
Фото пользователя Reddit lensoo
Самая лояльная к авиаперевозкам животных страна — США. Большинство авиакомпаний допускает приручённых питомцев к перелётам в ручной клади и багажном отделении, а собаки-поводыри и животные эмоциональной поддержки могут попасть в салон самолёта бесплатно.
До 2018 года американские авиакомпании разрешали брать с собой на борт практически любое животное, которое помогало пассажиру справляться со стрессом. Лазейки в законе довели ситуацию до абсурда, когда в качестве таких животных пассажиры начали регистрировать пони, павлинов и аллигаторов. Дошло до того, что житель Бруклина решил провести «эксперимент» и зарегистрировать пиво.
Фото @InsideEdition
В 2018 году американские авиакомпании ужесточили правила провоза животных эмоциональной поддержки. Вход в салон самолёта даже в терапевтических целях запретили лягушкам, ежам, хорькам, паукам, диким птицам, козам и другим потенциально опасным животным.
Из-за жалоб пассажиров и бортпроводников Минтранс США разработал законопроект, позволяющий регистрировать в качестве животного эмоциональной поддержки только собак.
Что можно изменить в перевозе животных
Как сообщает ТАСС, после обращения Общероссийского объединения пассажиров Минтранс планирует обсудить с авиакомпаниями вопрос перевозки животных в салоне самолёта: «Минтранс считает, что федеральные авиационные правила должны работать на опережение и если запрос от пассажира идёт, они должны меняться как можно более быстро и оперативно», — заявил заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации министерства Илья Белавинцев.
Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил, что зарубежные авиакомпании более гибко подходят к перевозке животных и предложил допускать животное к перелёту в салоне самолёта, если габариты переноски не превышают размер ручной клади.
Во многих зарубежных авиакомпаниях есть такое правило, что если нужно животное везти с собой, потому что нельзя их разлучать с хозяином, то ему идут навстречу.
После инцидента с котом Виктором, которого «Аэрофлот» не допустил к перелёту из-за большого веса, к министру транспорта РФ обратился депутат Госдумы Алексей Корниенко. Он попросил расширить возможности перевозки домашних животных в салоне самолёта, «основываясь на принципах нравственности и гуманизма».
Генеральный директор компании Golden Sky Leasing, которая финансирует авиакомпании и передаёт в лизинг самолёты, Александр Кочетков заявил, что менять правила провоза животных в ручной клади не нужно, потому что это будет проблематично для Минтранса.
Это не первый год, когда вдруг пассажиры решили летать со своими животными. Все эти правила были уже достаточно долгое время. Почему именно сейчас вдруг задумались, что нужно что-то менять, что-то переделывать, — вопрос нескольких конфликтных ситуаций и споров.
#животные #аэрофлот #авиакомпании #право