Интернет
Женя Кузьмин

Хор из мишек под Адель, Hit or miss, превращение в ковбоя и штурм «Зоны 51»: 12 главных мемов TikTok

Шутки, челленджи и флешмобы, которые вышли за пределы одного из самых популярных приложений интернета.

TikTok — китайская соцсеть с короткими видео, которая в 2019 году стала настоящим феноменом среди молодёжи. Популярные авторы роликов становятся настоящими звёздами в реальной жизни, исполнители вирусных песен поднимаются на первые места в чартах Billboard, а в других соцсетях регулярно делают подборки с «вызывающим стыд» контентом из приложения.

Также TikTok — место для сотен и тысяч мемов. Некоторые СМИ даже пишут, что создатели приложения «переизобрели понятие мема». А всё потому сама структура соцсети предполагает бесконечный круговорот флешмобов и челленджей. Увидел забавное видео — а у него сразу есть название, нужный хэштег, да ещё и песня, обрезанная в нужном месте. Остаётся только повторить или развить это, а затем «передать» флешмоб другому.

Из-за этого мемы на TikTok рождаются и умирают по несколько раз в день, запоминаясь только «местным» активным пользователям. Но некоторые задумки становятся настолько массовыми, что выходят за пределы приложения в другие соцсети. Ниже — 12 популярных мемов и флешмобов, которые зародились или получили развитие в TikTok.

Karma Is A Bitch

По сути это флешмоб, что с которого и начались первые упоминания TikTok (а точнее, его китайского названия Dou Yin) на Западе. TJ писал про него в начале 2018 года: парни и девушки резко меняли образ с «домашнего» на «парадный» после фразы из «Ривердэйл».

Флешмоб был популярен в России ещё до того, как в стране стали активно пользоваться TikTok: видео появлялись в основном в Инстаграме. О китайской соцсети заговорили только спустя несколько месяцев, когда она стала глобальной.

Adele challenge

Один из самых известных челленджей 2019 года начался с видео в TikTok с мармеладными мишками Haribo. Задумка простая: под концертную запись песни Aдель «Someone Like You» автор ролика показал сначала одного медвежонка, а потом десятки других, которые якобы ему подпевали.

Сначала под хэштегом #haribochallenge (так флешмоб называется в TikTok) появились сотни видео с другими персонажами, заменяющими Адель, а затем челлендж перешёл в Твиттер и Инстаграм. В итоге флешмоб прошёл путь от китайского приложения до Мосгортранса и команды «ВКонтакте».

Hit or miss

Это один из классических форматов TikTok, где пользователи по сути просто открывают рот под песню. Но дисс рэп-группы iLOVEFRiDAYS на бывшую порноактрису Мию Халифу стал таким популярным, что его прозвали неофициальным гимном соцсети. Так появились больше четырёх миллионов пародий на композицию.

В США флешмоб вышел в реальную жизнь: пользователи TikTok стали кричать строчки из песни в людных местах вроде торговых центров. Если в толпе оказывается другой пользователь TikTok, то он продолжает куплет.

Yee Yee Juice

Мем, который весной 2019 года принёс славу до этого неизвестному рэперу Lil Nas X и его песне «Old Town Road». Изначально исполнитель загрузил свой трек на YouTube с видеорядом из игры Red Dead Redemption 2. За несколько месяцев ролик набрал около 3 миллионов просмотров (что для Lil Nas X было уже успехом), но затем свою роль в продвижении песни сыграл TikTok.

Пользователи стали массово перевоплощаться в ковбоев под «Old Town Road». За несколько месяцев ролики с треком в TikTok посмотрели более 500 миллионов раз — и это только те записи, где ставили хэштег мема. А Lil Nas X на волне популярности выпустил новый клип на песню и в течение 14 недель удерживал лидерство в топе Billboard Hot 100.

Zoom challenge

Ещё один довольно типичный формат для TikTok, но более вирусный, чем десятки аналогов. Мем появился из двух разных элементов: песни «Mickey» рэпера Lil Yahty и популярного ролика в Твиттере, где девушка садится на пол, представляя, что она в машине, а затем её «увозят» за ноги.

В TikTok объединили это в один челлендж — и участвовали в нём не только люди, но и животные, что вызвало критику в соцсетях.

Драматичные видео о разводе

Не все мемы и челленджи в TikTok весёлые. В феврале пользовательница Твиттера под ником Wild Milk заметила «крайне недооценённый тренд» на драматичные ролики, посвящённые разводам и расставаниям. Девушка нашла целую серию таких роликов, где парни и девушки под грустную музыку либо выбрасывают кольца, либо сжигают свидетельства о браке, либо осматривают пустую квартиру, откуда уехала жена и дети.

Не совсем понятно, настоящие ли это семьи или просто такой косплей: «Представьте, что вы в слезах просите мужа о разводе, потом забираете детей к родителям, заходите в интернет и видите-то, что ваш муж постит что-то подобное в приложение для 12 летних».

Fake Travel

Фото и видео из путешествий — стандартный контент для традиционных соцсетей вроде Фейсбука или Инстаграма. Одно из клише таких изображений — снимок или ролик из окна самолёта. Но что, если ты никуда не собирался лететь?

В Китае и Индии нашли способ делать «отпускной контент», не выходя из дома — нужна только красивая картинка и что-то, что будет выполнять роль иллюминатора (чаще всего используют бутылки с трубоочистителем). И потом надо обязательно раскрыть обман.

Пародии на иллюстрации с WikiHow

Картинки из статей-инструкций сайта WikiHow — уже сами по себе мем. Странные иллюстрации от неизвестных художников популярны уже несколько лет, и в соцсетях есть сообщества, где собирают такие работы. Не обошёл этот тренд и пользователей TikTok.

Суть челленджа простая: нужно вбить в гугле какой-либо вопрос, например, «Как правильно знакомиться с парнем?». Затем необходимо найти соответствующую инструкцию на WikiHow, взять оттуда странную иллюстрацию и повторить её в реальной жизни. Всё это, конечно, снимается на видео.

Hit The Woah

Новые вирусные танцы и отдельные движения появляются каждые несколько месяцев с Инстаграме и YouTube, а в TikTok — чуть ли не каждый. Но одно из них стало особенно популярно в приложении — Hit The Woah. Быстрое и эффектное движение кулаками появилось ещё в 2017 году, но разошлось в соцсетях лишь два года спустя.

Сутью мема стало не только исполнение элемента в нужный момент, но и правило: «сделать Woah» нужно обязательно, чем бы ты не занимался. Поэтому в TikTok можно найти множество роликов, как люди во время движения что-то проливают или просыпают, потому что руки у них заняты. В июне 2019 года у мема появилось второе применение: в США и России массово «делали Woah» на выпускных после получения дилпомов.

Walk a Mile

В английском языке есть идиома «Пройти милю в чьих-то ботинках», что означает «Прежде, чем судить человека, побудь в его шкуре». В 2013 году эту идиому обыграла Игги Азалия в песне «Work»: «Прошла милю в этих Лабутенах. Но там, откуда я, такое дерьмо не носят». В 2019 году отрывок из трека дошёл до TikTok. И там люди показали, какое «дерьмо» носят они.

Под строчки из песни пользователи стали придумывать себе необычную обувь — от пластиковых бутылок до двух автомобилей.

Путешественник во времени

В июле на Reddit набрал популярность формат «Разговор с путешественником во времени». По структуре шутки, путешественник прилетает в тот или иной период, а потом в разговоре с «местным» случайно выдаёт какой-то факт о будущем. Чаще всего это заканчивается шоком для собеседника.

Подобные диалоги стали разыгрывать и в TikTok. При этом наличие двух человек в скетчах необязательно — все роли может исполнять и один пользователь.

Штурм «Зоны 51»

Штурм «Зоны 51», на который 20 сентября готовы пойти уже более 1,5 миллионов человек — главный мем лета. Про него шутят на Reddit, Фейсбуке, в Твиттере и Инстаграме, во «ВКонтакте». Неудивительно, что волна дошла и до TikTok — в виде небольших скетчей.

<p>Этот текст — часть редакционного проекта TJ о TikTok и том, как он влияет на сегодняшний интернет. Остальные статьи на эту тему можно найти по тегу ниже.</p>

#мемы #соцсети #tiktok