Интернет
Даша Лейзаренко

«Многим хотелось верить»: как шутка о бесконечном ожидании Spotify в России превратилась в пародийный Твиттер-аккаунт

Профиль несколько раз блокировали за фейки, хотя авторы не пытались выдавать себя за представителей компании.

Пародийный аккаунт Spotify Russia два месяца иронизировал над бесконечным ожиданием сервиса в России. Профиль набрал пять тысяч подписчиков, а потом получил блокировку за несоответствие пародийным аккаунтам несмотря на то, что авторы не скрывали, что не являются представителями компании.

Запуск Spotify в России неоднократно откладывался. Ещё в 2014 году компания опубликовала вакансию главы PR-службы в России и зарегистрировала российское юрлицо ООО «Спотифай». Но затем она не договорилась с МТС и перенесла старт на 2015 год. В июле 2016 года источники «Ведомостей» рассказали, что компания готовится ко второй попытке запуска. В марте 2018 года глава Spotify Дэниел Эк сказал, что компания занимается запуском в Индии, России и Африке. В феврале 2019 года сервис действительно заработал в Индии. В марте часть пользователей сервиса заметила русский язык в приложении для Android. Источники TJ сообщали, что сервис официально придёт в Россию весной 2019 года. В августе компания перенесла запуск в России на конец года.

Жители России пользуются Spotify, регистрируя аккаунты через VPN в других странах, но по-прежнему ждут официального запуска. Они неоднократно замечали русификацию в приложении и будущую стоимость подписки. Некоторые даже поверили фейковым промо-плакатам, которые появились в Москве. Но к моменту написания заметки сервис в РФ так и не запустился. Бесконечное ожидание превратилось в мем — и в один момент ему дали новую жизнь.

Житель Петербурга Евгений создал пародийный аккаунт Spotify Russia в начале декабря 2019 года. Он рассказал TJ об истории профиля, реакции на него и будущем проекта.

* * *

Об идее создания аккаунта

Идея создать аккаунт зародилась в чате, где мы с друзьями собрались, чтобы оплачивать семейные подписки на Spotify, а также обсуждать музыку и новости про сервис. Без них ничего бы не получилось: участники делали картинки и гифки, обращали внимание на новости. В соцсетях предполагали, что аккаунт ведёт рекламное агентство (вспоминали и Setters, и «Пикчер»), но мы к ним совершенно точно не относимся.

Мы решили создать аккаунт, когда количество новостей про «неминуемый запуск Spotify в России» превысило допустимые значения. Сначала планировали просто каждый день писать «Сегодня Spotify в России не запустился» в стиле «Камня в лесу».

Изначально аккаунт создавался для веселья — мы не думали, что он так взлетит. Сначала немного посмеялись, ретвитнули с личных аккаунтов, а потом понеслось. Совершенно внезапно публикация про «незапуск» Spotify взлетела — решающим был ретвит Wylsacom.

О пользователях, которые принимали аккаунт за настоящий

Сперва мы назывались @spotify_ru. Кажется, после ретвита Wylsacom я добавил в описание аккаунта «not affiliated with any swedish streaming companies» («не связан ни с какими шведскими стриминговыми сервисами»). Мы никогда специально не выдавали себя за представителей Spotify, хотя, конечно, многим хотелось верить в то, что наш твиттер — ещё один знак скорого прихода Spotify в Россию.

В январе мы опубликовали новость с DTF о том, что в Android-приложении Spotify появились региональные цены для России. Несколько изданий даже сослались на нас как на официальный аккаунт компании, хотя мы уже назывались @not_spotify_russia.

Мы даже немного работали как техподдержка: белорусский пользователь пожаловался на то, что на сайте Spotify, в разделе, где можно выбрать страну, ошибка — Белоруссия получила флаг Бразилии. Я написал: «Конечно, скоро поправим». Вскоре это действительно исправили.

Об окончательной блокировке

Мы переименовали профиль в @not_spotify_russia после второй блокировки из-за несоответствия требованиям к пародийным аккаунтам. После этого Twitter долго нас не трогал. Но потом опять прилетел бан, мы написали в техподдержку письмо с обоснованием, почему мы не нарушали правила. Нас разблокировали.

В рождественском видео Spotify появилось упоминание России — на дисплеях показали точное время прихода Рождества в четыре города: Париж, Токио, Сан-Паулу и Москва. Во Франции, Японии и Бразилии сервис уже работает, поэтому многие стали думать, что он запустится в России 25 декабря.

Мы решили подыграть и в описании профиля запустили обратный отсчёт. Некоторые пользователи поверили, что сервис действительно запустится.

В католическое Рождество мы опубликовали ролик с отсчётом: «5, 4, 3, 2, 1... 365». Когда конспирологическая теория не подтвердилась, подписчики разозлились в реплаях.

После этого нас заблокировали окончательно. Мы писали апелляции несколько раз, но ответ один: аккаунт выдаёт себя за настоящий бренд, разблокировки не будет. Формально нарушение состояло в том, что мы должны были добавить «Not» ещё и в название аккаунта. Я просил дать возможность это сделать, но уже было поздно.

О новом аккаунте

Сразу после блокировки аккаунта мы создали новый, потому что дело хотелось продолжать. Ведение профиля уже стало неким хобби. У нас появились активные подписчики, с которыми было интересно общаться. Они делали мемы, которые мы даже иногда использовали.

В описании профиля мы несколько раз указали, что аккаунт неофициальный. Хочется исключить вообще все риски, чтобы его снова не заблокировали, поэтому в этот раз меры предосторожности мы довели до абсурда.

О будущем

Запуск Spotify в России мы точно ждём, потому что мы искренне считаем, что это отличный сервис. Если им можно будет пользоваться без танцев с бубном, то будет очень хорошо. Запустится он скоро, это совершенно точная информация. А что будем делать после этого, посмотрим. Было бы здорово продолжать вести неофициальный аккаунт Spotify в России, потому что официальные профили компании более сдержанны.

Мы не думали связываться с официальными представителями Spotify, когда создавали профиль, но было бы классно с ними сотрудничать. Вряд ли они бы позвали нас вести их настоящие аккаунты, но помочь с продвижением в России мы были бы не против.

#мемы #соцсети #spotify #twitter #интервью