Герои старых мемов вернулись из небытия. И впервые получили шанс заработать на своей интернет-славе — с помощью NFT
«Девочка-катастрофа» и «Брайан-неудачник» были лицами раннего интернета, но не смогли это монетизировать. Теперь они превращают собственные мемы в цифровые артефакты и продают их за десятки тысяч долларов.
Героям старых мемов редко удаётся монетизировать случайную популярность и с её помощью получать стабильную прибыль — картинки, видео и гифки с ними появлялись во времена, когда ещё мало кто понимал, как заработать на своей интернет-славе. В итоге иногда они появляются на мероприятиях или снимаются в странных рекламных роликах, но по большей части остаются в тени, хотя их образ даже спустя годы узнаваем в сети.
В 2021 году у таких героев мемов появился неожиданный шанс наверстать упущенное. На продаже невзаимозаменямых токенов со своими изображениями «Девочка-катастрофа», «Слишком навязчивая подружка», «Подонок Стив», «Брайан-неудачник» и другие персонажи ностальгических шаблонов смогли заработать приличные суммы, которых хватает на оплату учёбы в университете.
Бывшие звёзды интернета продают токены в единственном экземпляре — покупатель получает цифровой сертификат, который подтверждает право на владение активом. После продажи NFT-мем всё равно остаётся в интернете: любой может его скачать и распространять в соцсетях. TJ разобрался, почему продают мемы и зачем их покупают.
От забытых звёзд интернета до торговцев токенами
Зои Рот, героиня мема «Девочка-катастрофа» (Disaster Girl), продала токен со своим детским снимком за 180 эфиров (около 372 тысяч долларов). «Несколько человек связались со мной и помогли разобраться в NFT. Поначалу я даже не понимала, что это такое. Мы с отцом решили, что будет круто владеть мемом, который всегда был собственностью интернета», — рассказала уже 21-летняя Рот изданию Know Your Meme.
Отец девушки сделал фото в 2005 году, когда его дочь наблюдала за пожаром в соседнем доме — спустя три года снимок стал мемным. Недавно картинка снова набрала популярность «Это идеальный мем для 2020 года, потому что он прошёл словно в огне», — отметила Рот.
Девочка-катастрофа
Лайна Моррис, героиня мема «Слишком навязчивая подружка» (Overly Attached Girlfriend) не очень любила формат, благодаря которому прославилась, но заработала на токене ещё больше, чем «девочка-катастрофа» — 200 эфиров (около 448 тысячи долларов).
Слишком навязчивая подружка
Крис Крокер, который в вирусном ролике 2007 года требовал «оставить Бритни в покое», получил 18 эфиров (примерно 41 тысячу долларов) за мемное видео. Он рассказал Insider, что продал NFT, потому что хотел присвоить мем себе и заработать на нём — в своё время ролик на ютубе не монетизировался. Крокер отметил, что не мог создавать контент, поскольку его травили и считали, что он пытается только привлекать внимание.
Кадр из ролика «Оставьте Бритни в покое»
«Мне кажется, многие люди не понимают, почему я хотел продать мем. Настоящая причина заключается в том, что после этого ролика меня буквально избивали в гей-клубах и угрожали убийством. Гей-сообщество стыдилось того, что я был их репрезентацией», — отметил Крокер.
Подонок Стив
Кайл Крейвен, более известный как герой эдвайс-мемов «Брайан-неудачник» (Bad Luck Brian), заработал на своём школьном портрете 16-летней давности 20 эфиров (44 тысячи долларов). Менее известным героям мемов, вроде «Мальчика, играющего на кларнете», Ermahgerd или «Очень фотогеничного парня», удалось получить по 3-5 эфиров (4-10 тысяч долларов).
Брайан-неудачник
Герои старых мемов рассказали Wired, что ведут обычную жизнь: «девочка-катастрофа» изучает международные отношения и китайский язык в университете, «Брайан-неудачник» управляет строительной компанией в Огайо, а «невероятно фотогеничный парень» владеет баром в Бруклине.
Поэтому тратить заработанную с NFT прибыль они планируют не слишком грандиозно. «Девочка-катастрофа» хочет оплатить долги по учёбе, возможно, купить новую машину и дать денег родителям на ремонт дома. «Брайан-неудачник» оставит деньги в эфирах, чтобы самому инвестировать в NFT. «Очень фотогеничный парень» планирует на заработанные деньги попить пива.
Платформа Foundation, на которой большинство героев мемов выпускают свои NFT, гарантирует создателям токенов 10% с прибыли от последующих продаж. 20-летний коллекционер NFT Гарри Джонс, который купил мем «Брайан-неудачник», рассказал изданию, что уже получает предложения от возможных покупателей — в случае продажи Крейвен получит долю с каждой последующей сделки.
Мемная экономика
Аукционы на Foundation координирует менеджер Бэн Лашес, который помогает героям мемов монетизировать свою популярность. Его самые известные клиенты — это хозяева Grumpy Cat (одна из самых популярных кошек интернета умерла в 2019 году) и создатель Nyan Cat Крис Торрес, который заработал более 590 тысяч долларов в эфирах на продаже гифки. Лашес полагает, что NFT — не просто попытка «быстро заработать». Он всегда считал, что мемы — это культурные артефакты, называя их «современным поп-артом».
Думаю, это классно, что мемы стали расценивать как искусство. Мне было радостно быть мемом все эти годы, но мне нравится, что мы можем выпустить NFT и найти одного фаната из сотен тысяч (миллионов?) людей, которые любят мем и будут гордиться тем, что добавили его в свою коллекцию.
Коллекционер NFT-мемов Гарри Джонс полагает, что сейчас становится реальностью идея, придуманная в сабреддите r/MemeEconomy, где пользователи «инвестируют» в «редкие» мемы. Он заинтересован в технологии, которая позволит создателям и владельцам токенов продавать NFT частями — примерно так же, как торгуют акциями на финансовых рынках.
Джонс планирует использовать свою коллекцию мемных токенов, чтобы создать фонд. По его словам, венчурные капиталисты уже заинтересовались его идеей. Джонс тоже считает мемы культурно важными. Он полагает, что технологии «умных контрактов» позволят цифровым артистам получать отчисления со своих работ каждый раз, когда ими делятся в соцсетях или воспроизводят другим образом.
Сами герои мемов озадачены крупными суммами, полученными от продажи NFT. «Честно говоря, если они хотят купить токен, если это сделает их счастливыми, то я более чем рада внести вклад в их удовольствие», — отметила «девочка-катастрофа».
Группа мемной поддержки
Герои старых мемов, которые продают NFT, сформировали небольшое сообщество. Многие из них не знали, что такое NFT и как выпустить свой токен, но теперь помогают друг другу и предупреждают о мошенниках. Крису Крокеру помог художник Райдер Риппс, который недавно продал как NFT домашнее видео со своей бывшей девушкой, рэпершей Азалией Бэнкс. А «Подонок Стив» и «Брайан-неудачник» сделали токены, заручившись поддержкой создателя Nyan Cat.
«Брайан-неудачник» поддерживал «Слишком навязчивую подружку», когда та продавала свой NFT: «Оставались последние три часа и она такая: „Не думаю, что кто-то купит“. А я такой: „Просто подожди, движуха начинается в последние 15 минут, просто подожди“. И действительно, в последние 15 минут ставки полетели! Хотел бы я столько заработать!»
Участники «группы поддержки» также предупреждают друг друга о компаниях, которые предлагают услуги людям, желающим выпустить токены. По словам «Брайана-неудачника», к «девочке-катастрофе» обращалась подобная компания — её представитель заявил, что помог Крейвену выставить токен на аукцион, хотя тот сделал это самостоятельно.
Поддержка в узком кругу напоминает участникам раннюю эпоху интернета, когда соцсети казались площадками для общения, а не заработка на данных пользователях. Лашес и Джонс полагают, что такая ностальгия по «невинному» времени пробуждает интерес к мемным токенам.
Судьба рынка мемных NFT пока не решена: либо звёзды старых мемов продадут свои токены на волне популярности, а потом интернет про них снова забудет, либо «мемная биржа» действительно станет реальностью. Но пока все участники событий просто радуются абсурду происходящего.
#соцсети #мемы #nft