Музыка
Ullysses Ullysses

От космоэлектроники 70-х до саундтрека к GTA V. История Tangerine Dream — немецкой группы, изменившей электронную музыку

Путь бессмертного коллектива из Берлина — группы, которая экспериментировала со звуком, успешно сотрудничала с Голливудом и до сих пор продолжает свою деятельность.

Tangerine Dream на концерте в соборе Ковентри Фото Getty Images

Берлинский коллектив Tangerine Dream — настоящий долгожитель музыкальной сцены. Начав свой путь в конце 60-х, когда Западная Германия переживала культурный застой, группа способствовала рождению новой индивидуальности в поп-музыке. Погружая слушателей в космическое пространство, Tangerine Dream создали эскапистское и атмосферное звучание. Их визитной карточкой стал холодный звук с пульсирующими ритмами, достигнутый благодаря использованию синтезатора Moog и секвенсора. Наиболее полно достижения группы проявились в таких альбомах, как Phaedra и Pubycon — главных произведениях раннего эмбиента.

В течение 50 лет в немецком коллективе неоднократно менялись участники и стиль. Tangerine Dream постоянно экспериментировали и открывали новые возможности, пробуя себя в психоделике, трансе, инструментальном прог-роке, а также синти-попе. Группа открылась не только фанатам электронной музыки, но и всему миру — они писали саундтреки к фильмам Майкла Манна и Ридли Скотта, а также к видеоигре GTA V.

Первые эксперименты и космическая психоделика

Становление Tangerine Dream происходило на фоне культурной стагнации, охватившей Германию после Второй мировой войны. В отличии от США и Великобритании, в разделённой стране не существовало популярной культуры для молодёжи. К концу 60-х годов ситуация начала меняться — вместо сентиментальных шлягеров немецкая музыка устремилась к авангарду и экспериментам в области электроакустики.

Сначала был Карлхайнц Штокхаузен — композитор и профессор композиции, работавший в студии над электронными звуками. Затем в 1968-1971 появилось немало групп: Can, Сluster, Kraftwerk и Neu!. Британская пресса окрестила новое движение понятием «краут-рок», которое самим немцам не нравилось и те предпочитали более изящное Kosmische Musik (космическая музыка).

Kosmische Musik — термин, который сегодня часто используется для описания краутрока. Он характеризует немецкую электронную музыку 70-х, в которой использовались синтезаторы и темы, связанные с космосом или потусторонним миром.

В середине 60-х молодой Эдгар Фрёзе — основатель и бессменный участник Tangerine Dream, активно играл в различных музыкальных составах. Он тяготел к созданию авангардной группы и осуществил намерения в 1969 году, когда посетил арт-клуб «Зодиак». Именно там Фрёзе встретился с барабанщиком Клаусом Шульце, который вместе с Конрадом Шнитцлером присоединился к экспериментальному проекту Фрёзе. Первые работы Tangerine Dream оставались внутри авангарда; из ранних репетиций вышел дебютный альбом Electronic Meditation — шумовой эксперимент, где соединялись звуки гитары, органа и подручных электронных устройств.

Основатель коллектива Эдгар Фрёзе

Вскоре Шульце покинул группу и занялся сольной карьерой. Он добился не меньшего успеха, чем Tangerine Dream — альбом Irrlicht стал классикой Берлинской электронной сцены. Характерно, что на заре творчества в группе часто происходили ротации состава. За изменениями в коллективе так же сложно проследить, как и последовательно изучить альбомы группы — их насчитывается более 100. В разное время в коллективе электронщиков участвовали: Петер Бауманн, Йоханнес Шмёллинг, Кристофер Франке, Пол Хаслингер. Неизменным лидером оставался Эдгар Фрёзе — плодовитый музыкант, который всегда умел выбирать нужных людей.

Фрёзе делил историю существования группы на различные этапы. Центральное достижение ранних Tangerine Dream — это медитативная космическая электроника, созданная в так называемый «розовый период». В альбоме Alpha Centauri акустические эксперименты немцев обернулись созданием мрачного звукового ландшафта. Просторная музыка рождалась не только благодаря традиционным инструментам, но и новейшему синтезатору VCS 3.

Космический рок также обязан достижениям британской группы Pink Floyd. В таких альбомах, как The Piper at the Gates of Dawn и A Saucerful of Secrets музыканты уже обращались к космическому звучанию. Tangerine Dream слышали записи и во многом шли по следам британцев. Далее последовал альбом Zeit — набор атмосферных пейзажей космоса, где синтезаторы сочетались со струнным квартетом. И наконец Atem — спейс-роковый альбом, закрывший период ранних экспериментов.

Протяжные и психоделические ландшафты стали классикой Берлинской школы электронной музыки — именно Tangerine Dream были их ведущими представителями. Однако как бы музыканты не старались, привлечь широкую аудиторию слушателей им не удалось. Момент славы для коллектива наступил в середине 70-х годов, когда те целиком ушли в электронику и создали целый ряд новаторских альбомов — они распространились не только на территории Западной Германии, но и по всей Европе.

Классические Tangerine Dream: мрачные пульсации и гипнотический ритм

Этапным моментом стал 1974 год, когда группа обрела стабильный состав и подписала контракт с Virgin — известным британским лейблом. «Девственные годы» — так назван самый успешный период в творчестве Tangerine Dream, ознаменованный выходом альбомов Phaedra, Rubycon, Stratosfear, а также Fource Majeure.

Phaedra — образцовая запись, начавшая электронную революцию как Tangerine Dream, так и всей популярной музыки. На смену акустическим инструментам пришёл модульный синтезатор Moog — главное достижение инженерной мысли начала 70-х годов. Возня с новым синтезатором привела музыкантов к необычному звучанию — произведение склеивалось из репетиционных записей, во время которых Moog часто расстраивался. Секвенсор открыл для музыкантов программирование звука, а с ним — уверенный гипнотический ритм.

Вместе с Phaedra к группе пришла популярность — альбом попал в мировые чарты и удерживался там долгое время. Запись и её плотная звуковая среда оказала влияние на развитие эмбиента, а Великобритания стала главной страной, открывшей берлинскую электронику. В Англии популярная музыка во многом развивалась с подачи Джона Пила — влиятельного диск-жокея с BBC Radio One, который открыл многих исполнителей.

Известную композицию также можно услышать в «Бандерснэтче» — интерактивной серии «Чёрного зеркала», где зрителю дана возможность влиять на ход сюжета. Вместе с главным героем зритель может выбрать в виниловом магазине пластинку Phaedra — при её выборе заглавная композиция неоднократно проигрывается по ходу развития сюжета. В том же эпизоде звучит Love on a Real Train — ещё один хит Tangerine Dream, записанный для фильма «Рискованный бизнес» Пола Брикмана.

Отношения Tangerine Dream с кинематографом занимают особое место — они писали не только футуристические альбомы и исполняли их на концертах (лайвы группы считаются совершенно уникальным перформансом), но и работали над саундтреками. В 1977 году коллектив впервые попробовал себя в кино — они сочинили зловещую музыку для «Колдуна» Уильяма Фридкина, даже не увидев отснятого материала. Режиссёр признался, что обратился бы к Tangerine Dream и раньше — например, для записи саундтрека к «Изгоняющему дьявола», если бы тогда знал о группе.

Квинтэссенция Tangerine Dream классического периода — альбом Rubycon. Мрачное и обволакивающее звучание, сложные ритмические паттерны, а также неожиданные гитарные эффекты — альбом даёт полное представление об эволюции группы в середине 70-х. Над Rubycon работал классический состав: Фрёзе, Кристофер Франк и Питер Бауманн — правда, немногим позже трио распалось.

В 80-ые электронщики сотрудничали со многими голливудскими кинематографистами — написание саундтреков заняло центральное место в творчестве коллектива в этом десятилетии. Одну из самых запоминающихся работ Tangerine Dream создали для Майкла Манна и его триллера «Вор». Холодная электронная музыка расширяет мрачную атмосферу картины, в частности — композиция Igneous, ставшая ремиксом 14-минутного трека из альбома Force Majeure.

Несмотря на футуристический звук, Tangerine Dream почти не писали саундтреков к научной-фантастике (за исключением работы над «Длиной волны» и «Зажигающей взглядом» в середине 80-х) — по большей части их музыка сопровождала мрачные боевики и триллеры. Наиболее специфические примеры из репертуара — саундтрек для вампирского хоррора Кэтрин Бигелоу «Почти стемнело», а также для «Легенды» Ридли Скотта.

Tangerine Dream выделились не только сотрудничеством с Голливудом. 31 января 1980 года группа сделала то, чего не удавалось ни одной западногерманской группе — она выступила в ГДР, где существовали большие проблемы с цензурой и развитием поп-музыки — социалистическое государство блокировало музыкальные веяния с Запада и в стране существовала лишь одна компания звукозаписи.

Как и дюссельдорфский квартет Kraftwerk, берлинские музыканты напоминали скорее учёных в музыкальной лаборатории, чем рок-звёзд. Факт, что у Tangerine Dream отсутствовали тексты и они находились вне политики — одна из главных причин почему группе разрешили сыграть в ГДР.

В середине 70-х, на каком-то телешоу увидел Tangerine Dream, которые выступали в каком-то английском замке. До этого я ещё не слышал такие звуки, ритмы, последовательности. Я был взбудоражен! Tangerine Dream проложили путь для электронной музыки в ГДР, дав в 1980 году концерт во Дворце республики. Они привезли с собой лазерное шоу, чего тут никто до этого не видел. И никогда не слышал ничего подобного на такой звуковой системе. Но это было новым не только здесь, но и на Западе. Это многих привлекло к новой музыке.

Райнхард Лакоми

Tangerine Dream нового века

Берлинский коллектив оглядывался на предшественников — таких гениев авангарда, как Штокхаузен и Лигети, но в то же время и поспевал за музыкальными тенденциями. Фрёзе утверждал, что у немцев отсутствуют корни в рок-н-ролле, поэтому им приходилось учиться у минималистов, слушать восточную рага-музыку, индейцев и аборигенов Австралии. Когда исполнителям была нужна гармония, Tangerine Dream обращались к классике и слушали Стравинского, Бетховена и Моцарта.

В 70-ые годы Tangerine Dream синхронно шли с прог-роком, в 80-ые ударились в динамичную электронику, а в 90-ые заинтересовались медитативным нью-эйджем. После выхода Tangram — лучшего альбома наряду с Phaedra и Rubycon, музыка берлинцев зазвучала проще и в ней чувствовался коммерческий расчёт. Но их концерты не стали менее эффектными — Tangerine Dream гастролировали с целым набором светового оборудования и будоражили фанатов визуальными эффектами.

На выступлении в лондонском Альберт-холле Фото Londonlist 

В ней также появились более мечтательные мотивы и танцевальные ритмы, что сближало Tangerine Dream с альбомами Жана-Мишель Жарра и Вангелиса. А интерес группы к нью-эйджу и медитативной музыке многие фанаты так и не простили — коллектив Фрёзе застопорился на лёгкой музыке, которая почти не резонировала с современностью. Сотрудничество с кинематографистами также перестало быть плотным — если в 90-ые годы группа написала саундтрек к нескольким фильмам, то в нулевые Tangerine Dream уже перестали с кем-либо сотрудничать.

Исключительным проектом для Tangerine Dram стала работа над видеоигрой GTA V. В 2012 году компания Rockstar Games привлекла группу к записи саундтрека. Участники состава написали более 35 часов музыки — энергичный электронный саундтрек сопровождал выполнение миссий, возвращая атмосферу кинематографических триллеров и боевиков. Через год на церемонии награждения VGX, игре присудили премию за лучший саундтрек.

На дальнейшей жизни группы сказались два события. В 2015 году умер незаменимый Фрёзе — было очевидно, что Tangerine Dream завершит своё существование после смерти лидера. Но уже в 2017 году случилось настоящее перерождение группы, которое никто не мог предсказать. Клавишник Торстен Квешнинг, приглашённый Фрёзе ещё в нулевые годы, возглавил обновлённый состав. Вместе с Ульрихом Шнауссом и Хошико Яманэ был записан альбом Quantum Gate — это также название новой фазы для группы, придуманное Фрёзе.

Quantum Gate подвёл черту в творчестве Tangerine Dream — гармоничный набор композиций с кристально чистым звуком сочетал старое и новое, обращался к гармониям 70-х и устремлялся к современной динамике. В альбоме активно использовались секвенсоры, но уже с современной электронной обработкой, а также со скрипкой Хошико Яманэ.

К 2017 году стало понятно, что Tangerine Dream рано сбрасывать со счетов. В таких популярных сериалах, как «Очень странные дела» и «Мистер Робот» звучали композиции группы, а некоторые саундтреки были вдохновлены творчеством берлинцев — например, работы группы S U R V I V E. Знакомые звуки чувствовалось в аудиоряде таких сериальных проектов, как «Остановись и гори» и «Завучи».

Мрачные композиции Дэниела Лопатина — композитора фильмов «Хорошее время» и «Неогранённые алмазы», также напоминают лучшие работы берлинских электронщиков. Синтвейв — общая тенденция популярной музыки, возродила моду на холодную электронику 80-ых, а вместе с ней — на Tangerine Dream.

У нас есть идеи и звуковые ориентиры от Эдгара [Фрёзе] и очень хорошая команда, когда дело доходит до объединения звуков. Ульрих невероятно хорош в создании мерцающих и воздушных звуков, в то время как я привык создавать громкие и басовые звуки и запоминающиеся мелодии. Tangerine Dream всегда оказывали огромное влияние на историю электронной музыки как своим саунд-дизайном, так и треками, поэтому мы изо всех сил стараемся оставаться интересными.

Торстен Квешнинг
* * *

Другие материалы об электронной музыке 20-ого века:

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.