Обновляемый список ответов на вопросы о том, как создавать новости и лонгриды
Вы спрашиваете — мы отвечаем.
Редакция TJ готовится отвечать на письма и звонки читателей Фото из архивов газеты The New York Times
В этой же части руководства мы отвечаем на самые популярные и важные вопросы читателей.
Как не разрушить логическую цепочку и закончить статью? У меня под весом правок и переписыванием померли все лонгриды.
Не нужно бросаться на написание материала сразу же после того, как вы накопаете достаточно информации. Вы быстро выдохнетесь и столкнётесь с непониманием, как его собрать в кучу. Возьмите передышку в пару часов или даже день, чтобы информация уложилась в голове. Посмотрите, как тему вашей статьи рассказывали другие издания. Не бойтесь одалживать у них идеи по структуре текста.
Перечитайте весь материал, собранный для статьи, и постепенно раскидывайте его по разделам с подзаголовками в черновике. Так в тексте будет проще ориентироваться, и он перестанет казаться неподъёмным и сложным. Распределив фактуру, начинайте постепенно связывать её в один текст.
Если предыдущие советы не помогли, пишите редакторам TJ или в читательскую редакцию — там подскажут, в какую сторону двигаться и где найти больше информации.
Стоит ли использовать оценку сайта «Главред» и вообще ориентироваться на этот инструмент?
Некоторые редакторы TJ пользуются «Главредом» во время работы над большими текстами. Порой он помогает избавляться от засилья ненужных прилагательных и в целом повышает гигиену текста. Но слишком полагаться на него не стоит — в попытке добиться идеального (по меркам «Главреда») результата можно невольно выжечь интересные моменты.
При вычитке текста лучше полагаться на живого человека — например, попросить помощи у знакомых, редакторов TJ или читательской редакции.
Как придать тексту стилистику? Чтобы он из сухого скомканного перечисления фактов превратился в лёгкий для чтения материал.
Авторский стиль — это довольно сложное явление, которое проявляется только за счёт долгой практики. Читайте много художественной литературы и лонгриды других авторов, параллельно анализируя приёмы, которыми они пользуются.
Приучите себя писать каждый день хотя бы по часу — необязательно что-то конкретное, можно просто закидывать свои мысли в текстовый документ. Вот ещё несколько банальных, но полезных советов для начинающих:
- Употребляйте как можно меньше наречий;
- Боритесь с избытком прилагательных;
- Делайте абзацы короче. В идеале — три-четыре предложения. Очень сложно читать стену текста;
- Ставьте в приоритет факты и хронологический стиль повествования;
- Если абзац не добавляет истории смысла, удаляйте.
Но помните, авторский стиль — это дело десятое. В первую очередь нужно задумываться о том, как сделать вашу историю интересной. Известны десятки примеров, когда читатели взахлёб читали лонгриды, авторы которых делали банальные орфографические ошибки и портачили со структурой, потому что людей цепляла история.
Наоборот это не работает — никто не будет читать слабо проработанную статью на сложную тему, даже если она написана в хорошем стиле.
Хочу написать статью, которая будет состоять из кусков копипасты с разных ресурсов. Что делать? Весь текст вручную перефразировать для TJ?
Мы против копипасты на TJ (даже если оригинальный текст — ваш, но уже был где-то опубликован ранее), но и не требуем от читателей заниматься бессмысленным перефразированием. Если вы хотите пересказать интересный материал, сделайте это с использованием инструмента «Список». С ним очень удобно разбивать любую историю на краткие тезисные пункты, и это не занимает много времени. Оставьте ссылку на оригинальный материал для тех, кто хочет больше подробностей.
Порекомендуйте сервис, куда можно залить текст, а он укажет на неправильные/лишние запятые.
Этот сервис называется «свободный редактор TJ» или доброволец из читательской редакции. Гораздо полезнее, когда ваш материал проверяет живой человек, потому что он прямо указывает на орфографические и пунктуационные ошибки (и допускать их в будущем уже не хочется). Но если сильно нужно, то более-менее подойдёт Microsoft Word или вот этот сервис.
Посоветуйте книги или статьи по написанию лонгридов.
На русском:
- «Слово живое и мёртвое» переводчицы Норы Галь. Ультимативная книга по борьбе с популярными ошибками и косноязычием в русском языке. С опоры на её советы начинается любой лонгрид.
- «Как новые медиа изменили журналистику» Александра Амзина, Артёма Галустяна и Василия Гатова. Хотя в основном она посвящена технике написания новостей, она подойдёт начинающим авторам больших текстов;
- «Новая журналистика и антология новой журналистики» Тома Вулфа. В ней автор анализирует технику журналистского стиля, который допускает использование литературных приёмов. В том числе сценоописательство и диалоги героев в духе «живой речи». Наиболее известные авторы такого стиля — сам Вулф, а также Хантер Томпсон, Трумен Капоте и Эдуард Лимонов;
- «Техника писательского ремесла» Виктора Шкловского. Хотя произведение вышло в 1923 году, когда журналистика в СССР прибывала в тяжёлом положении, автору можно доверять. Он ёмко даёт полезные советы о тонкостях повествования, не утомляя сложным языком и терминами;
- «Как писать книги» Стивена Кинга. Автобиографическое произведение одного из самых известных писателей США, в котором он философствует на тему формирования писательских навыков и даёт честные, хоть и не всегда полезные советы о ремесле рассказчика;
- Статья «Лонгрид о лонгридах», в которой автор подробно объясняет устройство больших текстов. Но полностью полагаться на такие статьи не стоит — они скорее написаны для маркетологов;
- «50 приёмов письма» Роя Кларка — она переведена на русский и полезна для начинающих.
На английском книг об искусстве повествования в разы больше, но начать лучше с этих трёх:
- Небольшая (266 страниц) книга журналиста Джека Харта Storycraft: The Complete Guide to Writing Narrative Nonfiction, в которой автор детально разбирает главные особенности и тонкости повествовательного ремесла;
- Telling True Stories, в которой авторы нонфикшн и журналисты рассказывают о тонкостях своей работе;
- The Science of Storytelling Уилла Сторра, где он изучает становление и развитие повествовательной мысли и её применения в журналистике.
Немного о мотивации
Ура, вы дошли до финала этого руководства и уже наверняка готовы начать лонгрид. До момента, когда он увидит свет, вы, вероятно, хотя бы раз захотите всё бросить и оставить историю ждать лучшего часа в черновике. Причины могут быть разные: у вас не хватает свободного времени, вы попали в творческий тупик или тему вашей статьи назвали скучной, посоветовав отказаться от неё.
Чаще всего, для исправления подобных кризисов требуется гораздо меньше, чем кажется. Если у вас мало свободного времени или нет желания заканчивать текст — предложите доработать его редакторам TJ ([email protected]) или читательской редакции. Объясните идею, поделитесь задумками, которые не успели реализовать, и вам наверняка помогут. Этот же рецепт применяйте в том случае, если попали в творческий тупик — попросите совета, и вам помогут.
И главное — никогда не стесняйтесь предлагать темы для лонгрида редакции TJ или читательской редакции. Если там вам не отвечают, создайте пост в подсайте, соответствующий теме статьи, и распишите свою идею. Так вы точно привлечёте внимания редакции и читателей.
Больно думать о том, сколько интересных историй мы пропустили только потому, что кто-то не предложил тему, а другие не обратили внимания. Если вы уверены, что предлагаете что-то стоящее, но вас не понимают, попробуйте переосмыслить тему, найдите другой заход, напишите разным редакторам. Одно из главных преимуществ TJ в том, что здесь можно написать лонгрид почти обо всём. Главное, чтобы было интересно.
Этот пост обновляемый. Свои вопросы по работе с лонгридами можно писать в комментариях, присылать на почту редакции [email protected] или в Telegram для @Macon42.
#инструкции #лонгриды #tjournal