Разборы
Дамир Камалетдинов

В России всё чаще меняют озвучку фильмов и вырезают сцены. Почему это происходит и кто виноват

«Рокетмен», «Хэллбой», «Тайная жизнь домашних животных 2» — это только за последние полгода.

Постер фильма «Рокетмен» Кадр Paramount Pictures

31 мая журналисты сообщили, что компания «Централ Партнершип» вырезала из российской версии фильма «Рокетмен» об Элтоне Джоне сцены секса между двумя мужчинами, а также моменты с поцелуями и употреблением наркотиков. Более того, изменили титры: в оригинале говорится, как Элтон Джон с мужем воспитывает детей, а в российской версии — о фонде борьбы со Спидом.

Это не первый подобный случай за последнее время. 29 мая главреда «Киноафиши» Татьяна Шорохова обратила внимание на изменение акцента злодея в мультфильме «Тайна домашних животных» с русского на французский, в апреле прокатчик «Хеллбоя» в русской версии заменил Сталина на Гитлера и «запикал» оригинал, а в «Мстителях» сгладили рассказ гомосексуального персонажа о свидании с мужчиной.

В Минкульте отрицают свою причастность к изменениям и переносам. В ведомстве несколько раз заявляли, что прокатчики сами принимали решения.

TJ собрал реакцию киножурналистов, а также связался с российскими прокатчиками, чтобы узнать причины подобных решений. На условиях анонимности они рассказали, что компании боятся нарушить какой-то закон, лишиться проката в России и потерять деньги.

Как устроен кинопрокат и почему Элтон Джон не хотел цензуры

Прокатом зарубежных фильмов в России занимаются компании-прокатчики. Они могут работать независимо или быть филиалом студии и отвечают за показ картин по всей стране. Чтобы показать фильм, компании нужно сначала купить права, потом сделать перевод, а затем отослать Минкульту копию на проверку. Если картину одобряют — она получает прокатное удостоверение на показ в России.

В интервью британскому The Guardian Элтон Джон рассказал, как студия планировала снять картину с рейтингом PG-13 и хотела убрать все сцены с сексом и наркотиками. Но он настаивал на необходимости показать его настоящую жизнь.

Некоторые студии хотели снизить количество секса и наркотиков, чтобы фильм получил рейтинг PG-13. Но у меня никогда не было жизни, вписывавшейся в этот рейтинг. Я не хотел, чтобы фильм был наполнен наркотиками и сексом, но все знают, что у меня было много и того и другого в 70-х и 80-х.

Элтон Джон

Как отреагировали киножурналисты

Кинокритик и журналист Антон Долин рассказал о впечатлениях на своей странице в Фейсбуке. По его словам, из картины убрали пять минут, но они были критичными и играли важную роль для художественного замысла. Долин также отметил, что международные прокатчики в курсе ситуации, так как были на показе.

Самое неприятное, что официальный прокатчик в курсе — вчера на премьере были люди из Paramount. Российский офис скажет, что цензура вынужденная: «лучше так, чем никак». Минкульт скажет, что никого ни о чем не просил, они вообще не в курсе. И взятки гладки. Никто не виноват.

Так мы однажды проснулись в Саудовской Аравии.

Прости, сэр Элтон.

Антон Долин

Главный редактор «Киноафиши» Татьяна Шорохова рассказала TJ, что изменения в картине стали результатом политики государства в отношении ЛГБТ. По её мнению, так власти пытаются сдерживать граждан в «традиционных ценностях», а прокатчики лишь идут у них на поводу, не желая сталкиваться с проблемами.

Как только в 2014-м году вступил в силу закон о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», началось постепенное закручивание гаек.

Российские прокатчики прекрасно понимают, в какой стране они работают. Им не нужны истеричные письма в редакции СМИ от оскорблённых граждан, ряды казаков перед кинотеатрами, а то и поджоги залов неадекватными лицами.

К сожалению, всеобщая нездоровая обстановка в стране вполне может привести к таким печальным последствиям. Если бы «Рокетмен» выходил на паре сотен копий, никто бы его не трогал, но это широкий релиз, а потому имеем то, что имеем.

Татьяна Шорохова

Кто и зачем меняет фильмы

Собеседники TJ из рынка кинопроката пояснили, что цензурой русских версий фильмов, чаще всего, занимаются из-за внутренних установок компаний. Прокатчики всеми силами стараются избежать возможных проблем с Минкультом.

Можно, конечно, ругать на чем свет стоит прокатчиков, но нужно понимать, что их цель – чтобы картина заработала денег. А если она не получит прокатное удостоверение, это будет невозможно. Поэтому проблема тут системная.

собеседники TJ

В то же время Минкульт мог «рекомендовать» компаниям так изменить фильмы. По словам прокатчиков, в ведомстве могли сделать это не оглашая свою позицию публично, чтобы избежать новой волны скандалов, связанной со своей деятельностью.

Могут ли компании игнорировать правила Минкульта

Собеседники TJ отметили, что выпустить картину «как есть» в обход Минкульта не получится. Перед прокатом фильму нужно получить разрешение, которое выдают в ведомстве только после просмотровки.

Чтобы выпустить фильм «как есть», нужно получить на него прокатное удостоверение от Министерства культуры, предварительно предоставив им фильм на проверку. И тогда фильм не пройдет эту проверку, ведь у нас в стране есть Закон о пропаганде ЛГБТ-культуры. И тогда на законном основании минкульт не выдаст дистрибьютору прокатное удостоверение и фильм не выйдет в прокат.

собеседники TJ

Ещё одним вариантом в такой ситуации может стать назначение рейтинга 18+ вместо 12 или 16+. В этом случае картина получит меньше сеансов, так как фильм «для взрослых» обычно не показывают в первую половину дня. Однако в случае с «Рокетменом» картина и так получила рейтинг «только для взрослых», поэтому изменения в русской версии — «скорее всего перестраховка».

Когда всё изменилось

По словам собеседников TJ, ситуация резко изменилась в последние пять лет с усилением системы прокатных удостоверений и введением новых законов в области культуры. Одним из самых явных примеров нового подхода стал скандал с фильмом «Красавица и чудовище», который получил рейтинг 16+ из-за персонажа-гея.

Все изменения законодательные, которые ограничивают каким-то образом выбор дистрибьюторами картин для проката произошли за последние 5 лет. Не помню точной даты, но в начале моей работы даже не было системы прокатных удостоверений вроде бы и общей электронной базы билетов.

собеседники TJ

Прокатчики также вспомнили о ситуации со «Смертью Сталина», которую сняли с проката за два дня до выхода на экраны. По их мнению, эта ситуация стала главной причиной решения прокатчика Megogo Distribution заменить Сталина на Гитлера.

Замена Сталина на Гитлера явно связана с особым отношением наших политиков к истории нашей родины. Если бы не было ситуации с отменой «Смерти Сталина» и результатов опроса про культ Сталина, вряд ли кому-то пришло бы в голову заменять Сталина на Гитлера [в «Хеллбое»].

собеседники TJ

Собеседники добавили, что иногда изменения не связаны с общественно-политическими изменениями или законами РФ и это просто «креативность переводчиков, студий и прокатчиков». По их словам, это не всегда плохо, «но неудачи в локализации тоже случаются».

Влияют ли скандалы на сборы

По мнению прокатчиков, с точки зрения пиара скандалы с изменением фильмов отражаются на кассах фильмов по-разному. Иногда зрители не идут в кино даже несмотря на массовые обсуждения в соцсетях.

Вот захотел Пионер показывать «Смерть Сталина», зная, что получат за это штраф, всё равно показали. И зрители, желающие выразить свою солидарность с создателями фильма, пришли на эти единичные показы. Мне кажется, не столько потому что это хайп и пиар, а хоть какой-то протест складывающейся ситуации.

собеседники TJ

Но в случае с такими фильмами как «Рокетмен», протест может никак не отразиться на сборах.

Хотелось бы верить, что зрители не пойдут на цензурированную версию [«Рокетмена»] в кино. По крайней мере, многие мои знакомые уже написали в соцсетях, что не пойдут на эту версию фильма в кино. Но что-то мне подсказывает, что большая часть аудитории всё равно пойдет.

собеседники TJ

Может ли прокатчик обмануть Минкульт и показать нецензурную версию фильма

Прокатчики пояснили, что прислать ведомству подходящую версию, а показать оригинал не выйдет. У компании-прокатчика после этого могут начаться серьёзные проблемы и ей вряд ли вновь позволят привозить кино в Россию.

Думаю, тогда будут очень-очень большие проблемы. А в случае с такой махиной, как ЦПШ [«Централ Партнершип»], думаю, это вообще невозможно.

собеседники TJ

Можно ли просто не показывать в России «проблемное» кино

Как отметили собеседники, желание заработать для прокатчиков выше любых проблем. Компании руководствуются принципом «лучше так, чем никак», а «Рокетмен» и другие релизы слишком крупные, чтобы не выпускать их в стране.

Не выпустить в России «Рокетмена» — совсем странно. Он кассовый, массовый. Это же как «Богемская рапсодия», а не инди-гей-драма.

собеседники TJ

#разборы #кино #интервью #россия #минкульт