Если у вас не отображаются посты из «ВКонтакте», обновите страницу.
За лето и осень 2019 года произошло несколько громких акций протеста. В июне прошли митинги в поддержку корреспондента «Медузы» Ивана Голунова, против которого возбудили дело о сбыте наркотиков. В июле в Сибири начались лесные пожары, но их не тушили, потому что это «экономически невыгодно».
В конце июля прошёл митинг в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму. На нём арестовали больше тысячи человек, некоторым предъявили обвинение в массовых беспорядках. Павла Устинова приговорили к 3,5 годам колонии за причинение вреда нацгвардейцу, хотя он не сопротивлялся при аресте. Вскоре начались акции в поддержку фигурантов «московского дела».
Тем временем обычно аполитичные российские художники стали намного чаще реагировать на происходящее — рисовать комиксы в поддержку Голунова и Устинова, создавать арт-проекты о лесных пожарах. TJ поговорил с авторами о том, почему они всё-таки обратили внимание на политическую ситуацию в стране.
Дюран
Выпустил комиксы о делах Голунова и Устинова, пожарах в Сибири.
Наверное, раньше я меньше внимания обращал на политику. Например, про Украину у меня не было ни одного комикса. Но беспредел силовиков и абсурдность вынесенных приговоров в отношении митингующих в последние годы достигли того уровня, когда остальные вопросы стали постепенно меркнуть на их фоне.
Возможно, мы катимся в тёмные века. Там, где уровень абсурда растёт, становится больше материала для шуток. Думаю, поэтому так весело следить за всем этим — появляется много хороших арт-проектов. Впрочем, все бы были довольны, если бы общественный протест принёс плоды, а мы вернулись к стёбу над более мирными вещами типа трех камер iPhone или интерсекционального феминизма.
Анатолий Чилик
Выпустил комикс о деле Голунова.
Дело не столько в Голунове, сколько в существовании статьи, по которой любому можно засунуть в карман «неправильное» сушёное растение и отправить на 15 лет за решётку. Ни один другой закон не позволяет так просто и массово ломать жизни.
Надеюсь, резонанс не утихнет и удастся как-то ослабить репрессивность антинаркотических статей, от которых вреда в разы больше, чем пользы. Комикс нарисовал, чтобы от себя добавить каплю в волну этого народного гнева. По поводу последних событий выскажусь так: мирные протесты хорошо, репрессии плохо.
Автор «Утиной благотворительности» Илья Горюч
Выпустил комикс о деле Голунова и «московском деле».
У обоих комиксов была такая цель: чтобы информация об этом п****це лишний раз попала в поле зрение человека в развлекательной форме. А там уже как пойдет.
Если человек не поделился бы твитом о Голунове, то репостнул бы этот комикс, потому что он в другой форме. Те, кто не интересуется политикой, именно через картинку и узнают об этом. У других просто глаз замылился от текстовой информации. Комикс им лишний раз напомнит.
С помощью комикса «И у нас получится» я хотел привлечь людей к акции Оксимирона #СядьЗаТекст. Понимаю, что влияние у картинки минимальное. И о Голунове, и о «московском деле» именно от меня узнало максимум человек 20-30. Но узнало всё-таки.
Митинги, аресты — всё это п****ц. Но в этом п****це очень круто видеть, как люди самоорганизовываются для помощи друг другу. На своём опыте задержания на митинге 27 августа я почувствовал, как «ОВД-Инфо», «Апология протеста», «Агора», ФБК очень слаженно и круто работали. Напротив, всё, что касалось властных структур, работало антислаженно и антикруто, местами нелепо. Такой уровень организации общества в противовес кривоработающим госструктурам воодушевляет.
Круто, что «московское дело», считай, развалилось. Некруто, что кому-то вместо обвинений в массовых беспорядках сейчас старательно подыскивают другую причину испортить лет пять жизни сроком. Чтобы по-дебильному и неэффективно запугать протестующих. Круто, что общество отвоевало Устинова. Некруто, что ещё не отвоевало остальных. Надеюсь, отвоюет.
Участник арт-группы «MXD» Лев Переулков
Выпустил арт-проекты про пожары в Сибири, дело Голунова, аресты на митингах.
Больше двух лет назад я делал работы с одним правилом — никакой политики. Но затем я понял, что нельзя плохо относиться к власти, иметь аудиторию и молчать. Окончательно я к этому пришёл после «барнаульских дел» (уголовные дела за репосты во «Вконтакте», — прим. TJ).
Этим летом я не мог отвлечься и затронуть другие темы — слишком уж много политических громких событий, которые в каком-то смысле стали переломными для России. Даже экологические акции стали протестами против власти. Я бы себе не простил пост на весёлую тему, когда в Москве забирают людей в автозаки.
Последние события — недопуск кандидатов, митинги, «московское дело» — выглядят кафкианскими, но радуют тем, как реагирует общество. Теперь меньше кажется, что в России всё останется как прежде. Появилась надежда, что моя молодость выпадет не только на путинскую стабильность. Возвращается ощущение 2011 года, когда все вокруг говорили о политике.
Видно, что правительство идёт на уступки по Павлу Устинову, но по многим другим фигурантам «московского дела» — нет. Я надеюсь, что общество не отступит, а запал не пропадёт. Мы наконец-то приблизились к ситуации, когда по-настоящему влияем на то, что происходит в стране.
Художник Айдар Бекчинтаев
Выпустил рисунки про дело Голунова и пожары в Сибири.
Изначально я не хотел рисовать ничего подобного. Несколько лет назад я уже сделал серию картинок про абсурдность российской полиции и больше не планировал возвращаться к этой теме.
Но так получилось, что дело Голунова совпало по времени с прочтением «Мы» Евгения Замятина и тридцатилетием событий на площади Тяньаньмэнь (сейчас я живу в Пекине). И несколько дней подряд я испытывал чистую ярость по отношению с тем, как государство ущемляет свободу слова.
Поэтому не удержался и нарисовал про чемпионат по подбрасыванию наркотиков. И ещё сделал пару картинок по инерции. Там силовики тушат дубинками сибирские пожары и таскают в автозаки ведрами воду из Байкала.
Карикатуры рождаются как реакция на событие или атмосферу в обществе. Рисунку, про который вы спрашиваете, года полтора (в соцсетях он распространился после митинга 27 июля, — прим. TJ). Это добрая ламповая карикатура, исполненная когнитивного диссонанса.
Вячеслав Шилов
По поводу происходящего в стране я думаю так: небожители зачем-то провоцируют народ на противостояние с властью. Я очень большой противник революций и других кровопролитий. И мне не нравится то, что вытворяет сейчас российская вертикаль.
Надменность, злость и демонстрация силы могут привести к встречной надменности, злобе и бесконтрольной агрессии со стороны части народа, которая безуспешно пытается найти мирные точки соприкосновения со стремительно теряющим адекватность начальством. Не будет диалога — будет взаимная агрессия. И виноваты в ней будут именно наши «выдающиеся» государственные мужи.
Эко-активистка katya.derzay
Выпустила картинку о деле Устинова.
Политика представляется мне огромной машиной, которая давит своими колёсищами всех на пути. Я не была уверена, что группа людей может что-то изменить. О ходе дела Голунова я рассказывала в историях, но картинок не рисовала.
Его арест — возмутителен, но такая журналистика ходит по острию бритвы. Есть те, кто поплатился жизнью за такую работу. Поэтому я была возмущена, но не удивлена. Не было рьяного позыва к действию, скорее, бессильная грусть.
С Павлом не так. Я поддалась коллективной шумихе по поводу выборов, но глубоко не лезла — я аполитична. Но всё-таки следила мельком. А дальше вода начала точить камень. Информация и эмоции внутри меня копились. Есть какая-то точка кипения, предел. Мне кажется, он настал сейчас.
Я решила сделать пост об Устинове, потому что душой я не только иду по улицам. Меня ещё волокут в автозак, я ещё лежу на месте безоружных прохожих, которых дубасит Росгвардия с таким остервенением. У меня есть маркер — если из-за чего у меня встает ком в горле, слёзы наворачиваются, значит это важно. Мне хочется плакать, когда бьют людей, когда ломают их судьбы.
У меня в блоге читатели из разных уголков России. Они вообще не понимают: «А чё это там у вас в Москве? Что за митинги? Бьют кого-то?». Вообще не в курсе, что у нас происходит, за что идёт борьба. Им хочется рассказать, мы же все одна страна. Нужно говорить об этом, чем больше, тем лучше. Чувствуется, как голос народа крепнет. На этот раз я решила не оставаться в стороне. Это уже слишком, так нельзя.
Надменность, злость и демонстрация силы могут привести к встречной надменности, злобе и бесконтрольной агрессии со стороны части народа, которая безуспешно пытается найти мирные точки соприкосновения со стремительно теряющим адекватность начальством.
Видимо ещё нескоро перемены наступят, если даже прогрессивно мыслящие протестные художники считают госслужащих своим начальством, а не подчинёнными.
Лоооол. Пздть про политику и справедливость сейчас самый простой и дешевый способ пиара себя или своего говнотворчества(Даже бывшие ведущие дома 2 (sic!) этим занимаются и их гламурные друзья
А все эти Дюраны всегда жили за счёт мемов и хайповых тем, о чем им сейчас комиксы то рисовать.
Дк это ж закономерная реакция,в 70ых соц-арт появился,в конце 90ых подзатух,потому что,вроде как,в светлое будущее зашагали, а теперь вторая волна пошла
MXD и Переулков почти всегда не были аполитичными.
С самого начала они делали не искусство, а лишь запрос общества на хайповые арты по поводу каких-либо полит. тем.
Как Китай нарушает права человека и чем чревата безнаказанность китайских властей
События в Гонконге (массовые избиения протестующих полицейскими с материка) — не единственное, что происходит на территории КНР и заслуживает внимания международного сообщества.