Интернет
Саша Кириллова

В тренде и во Христе: что происходит в православном рунете и как РПЦ наказывает священников за «слишком свободные» блоги

Тиктокеры объясняют Библию, для христиан есть свой «тиндер», а священнослужители рискуют саном из-за постов в соцсетях.

В июле 2020 года в Москве на Колымажном дворе открылась православная кофейня «Антипа». Заведение быстро стало популярным в соцсетях — посетители отмечали его современный минималистичный дизайн и интересное меню: например, там подавали апельсиновый кофе и раф с розой и перцем чили.

Место привлекало москвичей и нестандартностью — трапезные при храмах и монастырях встречаются часто, но обычно выглядят консервативнее: как в плане внешнего убранства, так и еды.

Кафе открыли при храме Антипы Пергамского: создатели проекта — настоятель Андрей Щенников и архитекторы Михаил Князев и Анастасия Балакирева. По словам отца Андрея, кофейня призвана стать местом, куда приходят в том числе и невоцерковлённые люди, а также идёт диалог современного города и церкви.

«Антипа» — не единственный пример того, как православная церковь пытается «говорить с современностью». Например, при Высоко-Петровском монастыре работает «Петровская кофейня» — там предлагают черничный латте и выпечку по «старинным московским десертам», а за стойкой стоит профессиональный бариста.

Фото из инстаграма «Петровской кофейни»

Фото из инстаграма «Петровской кофейни»

Но самая эффективная и удобная площадка для «выхода» Церкви в «мирскую жизнь» — это интернет. Православные не только рассказывают о своей религии в ютубе, тиктоке и телеграме, но и создают собственные соцсети и приложения. Руководство РПЦ одобряет проповеди в интернете, но следит за тем, чтобы они соответствовали «общей политике партии», а в противном случае — наказывает вплоть до высылки в монастырь.

Гид по православному тиктоку: советы перед причастием, азы звонарства и фейковые священники

«Бу? Почему я сказал „Бу“? Потому что тот, кто отправит тебе это видео, хочет, чтобы ты пошёл на церковную службу», — говорит молодой человек в подряснике на видео с двумя миллионами просмотров. Это 22-летний Михаил Иванов из Удмуртии. Его отец — настоятель Свято-Троицкого храма, поэтому в церковь он ходит с детства, а видеоблог ведёт c лета 2020 года.

«По совету подруги выложил видео с колокольным звоном — и оно набрало миллион просмотров. Тогда я начал развивать тему христианства», — рассказал Михаил TJ. Сейчас у блогера 130 тысяч подписчиков: по его словам, его цель — показать красоту и правдивость своей веры, избавить её от стереотипов и сделать немного понятнее.

Блог Михаила нравится как христианам, так и атеистам, но в обеих группах встречают и недовольные. «Верующие обычно пишут, что я грешник, и меня нужно выгнать из церкви, а атеисты — что Бога нет», — рассказывает тиктокер.

Блоги в тиктоке ведут и многие священнослужители: они используют разные форматы, но чаще всего — отвечают на вопросы о православии. Константин Мальцев, иерей Евгений и священник Никита рассказывают, «можно ли есть рыбу перед причастием», «нужно ли мужчине каяться в грехе аборта» и «можно ли ходить в церковь в „красные дни“». Ролики собирают миллионы просмотров.

Константин Мальцев рассказывает, что завёл тикток, потому что там есть молодежь, которая «нуждается в пастырском слове». «В интернете очень много духовной гнили, именно такой, которая повреждает души наших детей [...]. Поэтому нужно дать какой-то противовес, альтернативу», — считает священник.

В РПЦ к деятельности священнослужителей в тиктоке относятся положительно, но советуют не забывать про посещение и реальных храмов. По словам представителя московского патриархата Владимира Легойды, это нормально, что две тысячи лет назад проповедники выходили на городские площади, а сейчас появляются на телевидении и в соцсетях.

Иное отношение к фейковым священникам, которые в тиктоке тоже есть — иногда и против своей воли. В мае в сети завирусилось видео с мужчиной в рясе, который исполняет битбокс и говорит «Покайся» (сейчас оно удалено). В РПЦ отказались комментировать ролик до выяснения личности мужчины, но позднее выяснилось, что это актёр Константин Самойлов. Он рассказал, что снимался в кино в роли священника, а шуточное видео скинуть своим друзьям. Кто его выложил в тикток, мужчина не знал.

В тиктоке есть и православные творческие коллективы: например, «Братство Андрея Первозванного» из Хабаровска и более официальный аккаунт «Поволжский Православный институт» из Тольятти. Ролики «Братства» набрали более миллиона просмотров: по словам блогеров, он создают видео для того, чтобы показать, что верующие — «не пришельцы с Марса».

«Через наши видео в тиктоке мы хотим простыми словами рассказывать людям о вере. Мы показываем, что верующие — самые обыкновенные люди, которые ходят по тем же улицам, что и все, учатся на разных специальностях и работают на обычных работах», — рассказывают участники «Братства».

В РПЦ блогеров поддерживают: по словам представителя церкви Вахтанга Кипшидзе, участие «молодых людей в миссионерской деятельности» важно, но необходимо советоваться со священниками, «имеющими опыт в сфере».

Вместе с просмотрами тиктоки «Братства Андрея Первозванного» набирают и множество негативных комментариев. Пользователи удивляются появлению такого контента в рекомендациях, называют блогеров «сектантами» и делятся своим неприятием религии.

Тиктокеры из Тольятти рассказывают об обучении в православном учебном заведении — форме, занятиях, поездках и балах — в форме популярных в соцсети трендов. В их профиле нет видео объясняющих что-либо про православие, церковь или Библию.

О чём священники говорят на ютубе и в инстаграме: основы религии и борьба со стереотипами

В РПЦ неоднократно заявляли о намерении расширить присутствие в соцсетях. В 2012 году патриарх Кирилл говорил, что интернет несёт «соблазны и пороки», а священники мало общаются с самой активной частью паствы. По его мнению, без проповедей виртуальная реальность стала «атеизированным явлением».

В начале 2017 года организация планировала привлечь к работе над формированием имиджа церкви «неких известных блогеров» и создать сайты для каждого храма. «Нам надо научиться подавать информацию о себе в привлекательной форме, и для этого нужны хорошие спикеры», — говорил представитель РПЦ Дмитрий Рощин.

Увеличить активность священнослужителей в интернете помогла пандемия. В течение 2020 года число священников-блогеров резко выросло, отмечал представитель РПЦ Владимир Легойда. Это приветствовалось патриархом Кириллом. «Мы не должны оставлять без пастырской заботы множество людей», — подчёркивал он.

Официальные аккаунты РПЦ в соцсетях малопопулярны: на ютубе у организации 59 тысяч подписчиков, на фейсбуке — 3 тысячи. Страницы патриарха Кирилла, которые также ведёт пресс-служба, а не сам глава церкви, имеют большую активность: в инстаграме на него подписаны 164 тысячи человек, во «ВКонтакте» — 510 тысяч.

Гораздо «эффективнее» в соцсетях выглядят блоги отдельных священнослужителей. Один из самых популярных православных блогеров — Иерей Павел Островский — настоятель Георгиевского храма в посёлке Нахабино. В инстаграме на него подписано полмиллиона человек — в три раза больше, чем на патриарха.

Форматом, прославившим Островского в сети, стали его ответы на вопросы подписчиков в сторис: священник не только объясняет серьёзные темы, но и подшучивает над авторами вопросов.

Сам Островский рассказывал, что начинать деятельность в интернете ему было сложно из-за стереотипов разных сторон — и пользователей соцсетей, и церкви. Первые встречали посты священника шутками, сарказмом и недоверием, а вторые «не понимали, что страна очень нуждается в миссионерстве».

Ещё один иерей, Николай Бабкин ведёт блоги в соцсетях с 2012 года. У священника есть аккаунты в инстаграме (364 тысяч подписчиков), ютубе (13,5 тысячи) и телеграме (17 тысяч). Он называет себя «потомственным мракоборцем» и рассказывает «то, о чём молчат священники». Бабкин старается отвечать на неудобные вопросы: например, он объясняет, почему проповеди бывают скучными, а мир часто несправедлив.

Блок instagram недоступен

По словам Бабкина, инстаграм он завёл из практических соображений: при переходе в новый храм из предыдущего прихода к нему «перетекли те самые 20 бабушек», а молодежи не приходило. Со временем священник понял, что соцсети скорее подходят не для привлечения людей, а для миссионерства.

«Когда подписчиков было в два раза меньше, я провёл опрос. И оказалось, что половина из них изменили свое мнение о Церкви в лучшую сторону и где-то 12–15% сходили в храм, исповедовались и причастились», — рассказывает иерей Николай Бабкин.

Жена Николая Алина также ведёт православный инстаграм, но главная её тема не вера, а семья. На матушку подписано 237 тысяч человек: подписчикам она рассказывает о детях, беременности и взаимоотношениях с мужем, а также — о православии.

Блок instagram недоступен

Православный блогер Дмитрий Павлюкевич из Гродно ведёт инстаграм «Блогословие». Священник рассказывал TJ, что его блог помогает людям, «которые уже имеют представление о религии и хотят разобраться глубже», а также перевести «древние учения о религии на доступный язык».

Мы любим использовать древние учения, но забываем, что люди изменились, и надо рассказать им то же самое, но другими словами. С помощью метафор и аналогий я хотел показать то же, что говорили в древности отцы церкви.

Дмитрий Павлюкевич

Самые популярные блогеры на ютубе — протоиерей Андрей Ткачёв (878 тысяч подписчиков) и Серафим Сашлиев (75,5 тысячи). Первый отличается консервативными и жёсткими взглядами: например, он проповедовал, что болезни детей связаны с грехами их родителей, а также заявлял, что «женщину надо ломать через колено».

Сашлиев — более современный: в блоге он организует дискуссии на различные религиозные и околорелигиозные темы. На его канале Илья Варламов и священник Павел Островский обсуждают ковид-диссидентов и секс до брака, а Владимир Познер и протоиерей Александр Абрамов — крещение Руси.

Блогер работает ведущим на телеканале «Спас». По словам Сашлиева, он создал канал с «другой степенью ответственности», нежели на телевидении, чтобы «немного похулиганить». «Это мой личный продукт, где я могу себе позволить всё», — говорит блогер.

Как интернет помогает православным знакомиться, общаться и удалённо ставить свечи в храме

Пользователи твиттера часто разделяют его на «внутренний» и «внешний». Классификация условна: в первую группу входят читатели аккаунта и единомышленники, во вторую — все остальные. Это разделение можно перенести и на весь интернет, где существуют сайты, которыми пользуются все, и какие-то «нишевые проекты».

Присутствие церкви в интернете не ограничивается блогами во «внешнем интернете»: за последние десять лет православные обзавелись собственными соцсетями и приложениями.

  • «Елицы» — православная соцсеть

Сайт создали прихожане храма Воскресенья Христова в Шереметьево в мае 2014 года — так они хотели объединить паству своего прихода, но проект вышел масштабнее. Интерфейсом «Елицы» напоминают «ВКонтакте» и «Одноклассники» в старом дизайне, но вместо учебного заведения там предлагают выбрать храм.

Главная страница сайта Скриншот TJ

Редактор TJ зарегистрировалась в соцсети и в первую очередь заметила, что сайт довольно медленно грузится. После авторизации пользователя автоматически добавляют в две группы «Новости Елицы» и «Мир Православия», а также отправляют сообщение, в котором отмечается, что для «пользователей сети „Елицы“ Святая Земля становится ближе».

В соцсети можно грузить фото и видео, общаться в группах и с другими православными, задавать вопросы священнику, психологу или юристу, а также подавать записки на молитвы. В «Елицах» есть внутренние монеты, которые можно потратить на подарки друзьям.

Знакомства православных работают по той же схеме, что и любые другие знакомства: пользователи публикуют фото и информацию о себе, а затем ждут реакцию. В «Православных знакомствах» состоит 65 тысяч человек — и, по словам создателя Александра Котова, так «сложилось несколько пар» и семей.

«Бывает, что к нам заходят разного рода фрики и неадекваты ради того, чтобы кого-то потроллить или оскорбить. Но они сразу же отправляются в бан — наша небольшая команда админов работает слаженно и оперативно», — рассказывает Александр Котов.

Приложение Eden для христиан — практически полная копия Tinder, за исключением того, что при регистрации необходимо указать конфессию: католицизм, протестантизм или православие. Интерфейсы сервисов также очень похожи: можно указать возраст, интересы, добавить фотографии, установить радиус поиска.

Выбор партнера идёт по свайпу вправо, а при наличии «мэтча» открывается чат. Чтобы увидеть тех, кто тебя «лайкнул», нужно оформить платную подписку: она стоит 399 рублей на неделю, 549 рублей — на один месяц и 1290 — на три месяца.

  • iТребы и «Елицы Записки» — сервисы для онлайн-подачи треб

Сервисы позволяют заказывать в православных храмах и монастырях требы — церковные молебны, таинства, богослужения и священнодействия по требования верующих за себя и своих родных. Услуга платная: цена зависит от вида требы и срока её исполнения.

Приложение iТребы создали в Нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре в августе 2014 года. Изначально сервис работал на iOS, а теперь его можно скачать только на Android. После исполнения требы на имейл приходит письмо с отчётом.

«Елицы Записки» работают аналогичным способом, но к требе можно ещё добавить свечу — маленькую (100 рублей), среднюю (200 рублей) или большую (300 рублей).

Не любое мнение можно высказывать: как священникам запрещают в служении из-за постов в соцсетях

Правил, которые бы регулировали «поведение» священников в интернете, не существует, но на сайте Московского патриархата размещены рекомендации по работе в соцсетях. В них даётся общая информация о ведении аккаунтов, способах распространении информации и стилях постов, а также общении с подписчиками.

В рекомендациях не содержится запретов на те или иные действия в интернете, однако в начале 2016 года выходило постановление Архиерейского собора. В нём священников обязали избегать в соцсетях утверждений, «вносящих смущение в среду верующих» и формирующих неадекватное восприятие позиции церкви.

«Публичные заявления клириков в информационном пространстве, не соответствующие фактам и не доказанные, в случае поступления жалоб должны рассматриваться в рамках существующих церковно-правовых учреждений и оцениваться в соответствии с нормами канонического права».

Только за последние два года произошло несколько случаев, когда клириков осуждали или лишали сана за те или иные высказывания, сделанные в соцсетях. Самым резонансным случаем 2021 года стало извержение из церковного сана протодиакона Андрея Кураева. Причиной стал его пост в ЖЖ о смерти протоиерея Александра Агейкина, в котором он назвал того «тупым карьеристом, сделавшим карьеру в сфере вип-сервиса».

Сам Кураев не верит в то, что его наказали за «оскорбление Агейкина», тем более, что на следующий день он извинился перед его семьёй. В разговоре с «Настоящим временем» диакон отмечал, что его взгляды с патриархом Кириллом разошлись ещё весной 2012 года из-за выступления Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, но он благодарен, что патриарх «сдерживал свой гнев целых восемь лет».

Иеромонаха Иоанна Курмоярова в июне 2020 года на два месяца запретили в служении за пост с критикой храма Минобороны, освящённого в парке «Патриот». Священник назвал сооружение «языческим капищем» и «профанацией христианской веры».

Я уехал в отпуск и в дороге увидел ситуацию про этот храм, описал своё мнение. Мне позвонил ректор семинарии и попросил, чтобы я написал объяснительную. Про удаление [поста с критикой] никто не говорил. Буквально на следующий день вышел указ [митрополита о запрещении в служении].

Иоанна Курмояров

Священника храма Блаженной Ксении Петербургской в Новочебоксарске Романа Степанова отстранили от служения после того, как он опубликовал видео с призывом к патриарху Кириллу раскрыть свои доходы и раскаяться. В указе говорилось, что Степанов стремился к публичной популярности и променял «бесценный дар священства на тщеславие и гордыню».

В Чебоксарско-Чувашской епархии заявили «Подъёму», что санкции не связаны с роликом, а решение приняли ещё до его публикации. Глава епархии заявил, что Степанов создал тяжёлую обстановку в семье, из-за чего от него ушла супруга, употреблял тяжёлые наркотики и вступил «в блудное сожительство с другой женщиной», что не совместимо со священнослужением.

Георгия Сухобокого, служившего пресс-секретарем при Мелекесской епархии в Ульяновской области, освободили от должности из-за поста об Алексее Навальном. 20 октября он написал, что после присуждения политику премии Сахарова «готов пожать ему руку», после чего ему позвонил глава епархии Диодор (Исаев), который начал разговор со слов «Чё за провокацию ты опять устроил?».

После этого Сухобокий опубликовал в тиктоке указ от 31 октября, освобождающий его от должности. Он назвал своё увольнение несправедливым. Через неделю епископ выпустил ещё один указ — о запрете на служение на шесть месяцев и отправке в монастырь.

Помните, раньше неугодных людей в монастырь ссылали? [...] В 21 веке я думал, что такое только в кино возможно. Но оказалось, что я ошибался. Вот так вот — одна публикация о том, что пожал бы руку Навальному, и тебя ссылают в монастырь.

Георгий Сухобокий
* * *

В рунете сформировался «внутренний православный интернет», за пределы которого верующий может и не выходить — смотреть тиктоки с молитвами, искать партнёра сходных убеждений и виртуально «посещать церковь». РПЦ приветствует такую активность и особо её не регулирует, но священников нередко наказывают за посты, не согласующиеся с официальной политикой Церкви, что подаётся как нечто само собой разумеющееся и справедливое.

По этому полю [интернета] нужно двигаться осторожно, чтобы никогда голову не сносило, чтобы не возникло иллюзий, как все свободны, как всё хорошо, как легко, как просто: он мне сказал, а я ему ответил.

Патриарх Кирилл

#рпц #соцсети #лонгриды