Большое интервью TJ с «Кинопоиском»: где Гарри Поттер, как работают алгоритмы, прошёл ли «волшебный период» для сериалов
Зачем нужен новый логотип? Можно ли создать кино по большим данным? К чему приведёт регулирование? Актуален ли топ-250? Задали вопросы руководителям одного из главных онлайн-кинотеатров рунета.
«Дюна» появится в подписке «Кинопоиска» с 1 января
В ноябре «Кинопоиску» исполнилось 18 лет. История сайта начиналась с желания собрать в одном месте базу кинофильмов, теперь же «Кинопоиск» — это не только «российский IMDb», но и успешный онлайн-кинотеатр, площадка для собственного оригинального контента, медиа, ютуб-канал с миллионами просмотров, популярная сеть подкастов. Последние восемь лет сервис принадлежит «Яндексу» и является «локомотивом» подписки «Плюс».
В то же время вторая половина 2021 года прошла под знаком обострившийся дискуссии о регулировании онлайн-кинотеатров. СМИ сообщали о готовящемся законопроекте о рекомендательных системах, предложениях Роскомнадзора запретить в стриминговых сервисах мат и показ «нетрадиционных сексуальных отношений», а сам «Кинопоиск» столкнулся со штрафом за демонстрацию курения без предупреждения. Помимо этого, в ноябре вышло расследование «Би-би-си» о табу в онлайн-кинотеатрах рунета.
TJ встретился с руководителями «Кинопоиска» и подробно поговорил с ними о развитии сервиса, его работе, контенте, технологиях и регуляции индустрии.
С кем говорили:
Что внутри интервью:
- Зачем новый логотип, есть ли война между кинотеатрами и стримингами, актуален ли топ-250, как защититься от ревью-бомбинга;
- Как контент попадает в подписку, зачем сокращать оригинальное производство, можно ли создать сериал по большим данным, как научить алгоритмы;
- Нужен ли сервис без рекомендаций, к чему приведёт регулирование со стороны властей, закончился ли «волшебный период» для создания сериалов в России;
- Какие функции ждать, актуальна ли проблема пиратства, все ли онлайн-кинотеатры выживут;
- Что с «Гарри Поттером» в подписке, по интересу к каким фильмам понять приближение Нового года, что посмотреть на праздниках.
Логотип и соперничество стримингов с кинотеатрами
Мы говорим с вами спустя почти два месяца после ребрендинга «Кинопоиска», когда в том числе поменялся логотип сервиса. Поэтому самый важный вопрос — есть ли какая-то любимая шутка или мем по мотивам? Потому что у меня есть.
Александр Дунаевский: С собачкой?
Да.
Да, в команде это, наверное, самый любимый мем. Были ещё классные.
Ольга Филипук: Жиган-Джиган ещё смешной мем.
Александр Дунаевский: Мы вообще такого не замечали, когда была катушка (предыдущий логотип «Кинопоиска» — прим. TJ). Чтобы люди видели что-то и говорили: «Смотрите, это как у „Кинопоиска“». Сейчас же, когда они видят что-то с расходящимися лучами, то у пользователей срабатывает ассоциация. Кажется, что это главное свидетельство успеха.
Александр Дунаевский: Мы просто прошли столько стадий, что очень хорошо чувствуем реакцию людей. И мы не называем это редизайном — это обновление визуального стиля, в продукте ничего не менялось. Менялся только логотип, набор цветов, общие подходы к айдентике.
Для меня главным событием стал отказ от приставки HD в онлайн-кинотеатре. Если бы пару лет назад меня спросили, что такое «Кинопоиск», то я бы ответил: сайт с базой фильмов, а потом уже всё остальное. Сейчас же моя первая ассоциация — стриминговый сервис. Нет ощущения, что одна из сущностей «Кинопоиска» стала доминирующей?
Александр Дунаевский: Конечно, есть — мы считаем, что стриминговый сервис доминирует. Мы воспринимаем энциклопедию, скорее, как способ сделать экспириенс людей в кинотеатре лучше. Как раз смысл обновления визуального стиля был в том, чтобы подчеркнуть это изменение осознания внутри компании. «Кинопоиск» — в первую очередь стриминг, а во вторую очередь уже всё остальное.
Суббренд «Кинопоиск HD» подчёркивал экспериментальное, новое направление компании, которая развивалась отдельно продуктово и технологически, оно было не сильно связано с основным «Кинопоиском».
Если сейчас составить градацию «Кинопоиск — это», то что идёт после стримингового сервиса по важности?
Александр Дунаевский: На втором месте энциклопедический сервис, который тоже развивается и растёт. Третье — медиа, хотя ещё нужно смотреть, как они стоят относительно друг друга в иерархии, это две важные части. И [есть] большая часть, которая связана с кинотеатральным прокатом, продажей билетов, афишей.
Про кинотеатральную часть — у вас был сервис «Кинопоиск Go», который запускался в совсем другом мире...
Александр Дунаевский: Да, и это объясняет его судьбу. Потому что в разгар пандемии развивать подписочный сервис для похода в кино было бессмысленно. Это был тестовый запуск: мы посмотрели на реакцию, узнали очень много про людей. Теперь собираемся применять эти знания дальше.
Ольга Филипук: Года два мы нащупывали бизнес-модель, но когда она нащупалась и стала примерно понятна — принципиально поменялся мир вокруг. И есть вероятность того, что мы будем переизобретать её заново, поскольку весь кинотеатральный рынок себя сейчас переосознаёт. Экспертные знания прошлого сейчас кажутся слабо применимыми: ни прокатчики, ни дистрибьюторы, ни кинотеатры сейчас не могут так же уверенно знать, что будет происходить в будущем.
Когда индустрии казалось, что она привыкла к новому миру, обычно происходило что-то новое, вынуждавшее снова адаптироваться. Из последнего — выход в стриминговых сервисах фильма «Семейный бюджет», чья премьера выпала на ноябрьский локдаун в Москве.
Ольга Филипук: Я бы здесь посмотрела, скорее, на «Кощей.Начало»: большое семейное кино, первый полнометражный спин-офф вселенной «Сказочного патруля». Рекламная кампания мультфильма уже шла, и ожидания были сформированы достаточно большие. И примерно за неделю выяснилось, что Москва и Петербург, где объявили жёсткий локдаун, перестанут быть местами показа. И в этот момент вступает «Кинопоиск» (премьера прошла одновременно в сервисе и кинотеатрах в регионах, где действовали не такие жёсткие антикоронавирусные меры — прим. TJ).
Кадр из мультфильма «Кощей.Начало»
Получился релиз здорового человека, в котором фильм вышел и в кинотеатрах, и у нас великолепно отработал, войдя в топ-20 за год. А у «Семейного бюджета» ценность была, скорее, в другом: впервые на моей памяти IVI, Okko и «Кинопоиск» объединились [и вместе показали фильм на своих площадках]. Но индустриальный смысл «Кощея» гораздо глубже, ценнее. И я думаю, что мы в следующем году, опираясь на этот смысл, будем стараться искать с кинотеатрами какие-то формы симбиотических релизов.
Мы всегда об этом говорили, но не всегда нам верили: мы не находимся в войне с кем-то. Мы считаем, что представляем зрителя. и пытаемся в разговоре с индустрией, производителями, продюсерами и, создавая контент, сами представлять его интересы.
В идеальном мире, которого хочет зритель, всё было бы бесплатно, прямо сейчас и самое лучшее, но есть экономика индустрии, которая всё это обеспечивает. И мы выступаем медиаторами, стараясь каждый раз пододвигать границы возможного и допустимого.
При этом частый тезис после начала пандемии — «cтриминговые сервисы убьют кинотеатры».
Ольга Филипук: У меня есть ощущение, что мы — подросток, который вырос. Когда подросток смотрит на своих родителей, то думает: взрослые какие-то не такие, не так себя ведут, а я молодой и классный. Когда тебе исполняется 18 лет, а в нашем случае как раз исполнилось, — ты становишься взрослым. И у тебя появляется та же самая мера ответственности, которая есть у всех взрослых. И тогда, уже будучи сам взрослым, лучше понимаешь, почему они себя так вели, не соглашались и сдерживали твои импульсивные порывы, которые ты так самоуверенно нёс раньше.
Из-за нашего размера, статуса и состояния я сейчас осознаю себя как ответственный взрослый. Мы уже не можем считать себя будущими новыми медиа, которые куда-то растут. Уровень ответственности «Кинопоиска» как лидирующего сервиса и части «Плюса», лидирующей подписки на 10,6 миллионов пользователей, эквивалентен кинотеатрам, телеканалам, студиями, продюсерам. Это всё наша среда, и мы в ней — одинаковые взрослые.
«Убийство» не входит в арсенал взаимодействия взрослых между собой. Это, скорее, про внимание, понимание, наследие, принятие лучших практик. Потому что мы во многом очень похожи на тех, кого считали совсем другими.
Поэтому мы смотрим на опыт прокатчиков и классических кинотеатров, как они работают со зрителем и премьерами, ищем точки соприкосновения с другими форматами показа.
Возвращаясь к разным сущностям. Мало кто не обращался к топ-250 «Кинопоиска» хотя бы раз в жизни. В прошлом году вы сменили алгоритм формирования рейтинга, но, кажется, будто поменялось не очень много, разве что «Побег из Шоушенка» уступил вечное первое место «Зелёной миле». Более актуальным этот список не становится. Как вы оцениваете изменения?
Александр Дунаевский: У нас есть отдельный топ популярных фильмов и сериалов, он больше про актуальность. У топ-250 другая задача — это рейтинг проверенного временем кино, в качестве которого можно быть уверенным. Он таким и остался, но что изменилось: фильмы стали чуть более новыми. Медиана «возраста» фильмов в топ-250 изменилась на семь лет, с 1991 на 1998 год.
«Побег из Шоушенка» много лет был бессменным лидером в топ-250
Топ-250 был на «Кинопоиске» всё время его существования, и там было много фильмов, которые казались людям актуальными в 2003 году, но которые потеряли эту актуальность сейчас. Например, фильмы 1930-40-х, которые просто не смотрят. Они остаются золотым фондом кинематографа, но не решают задачу человека — посмотреть что-то хорошее вечером.
Из-за накопленных оценок попадание новых фильмов в топ-250 практически прекратилось, а сейчас опять возобновилось. Мне кажется, он поменялся где-то на треть. Но главное, что мы сделали топ-250 сериалов, и это идеальный способ выбрать себе хороший сериал.
Кажется, что оценка на «Кинопоиске» всё ещё важна как для зрителей, так и производителей фильмов и сериалов. Но сервисы часто сталкиваются и с накрутками, и с ревью-бомбингом. Как сервис защищает оценки от подобного вмешательства?
Александр Дунаевский: Нам кажется, у нас один из самых сильных в индустрии «антифродов» — это сервис, который определяет, каким оценкам можно доверять, а каким нет. Мы хорошо защищены от накруток: за последний год не могу вспомнить ситуацию, когда оценка была очевидно накручена, и это было заметно.
На новогодних праздниках у нас ожидается 500-миллионая оценка, поставленная в сервисе. Мы развиваем работу с оценками, одна из последних новостей — мы интегрировали оценки в поисковую выдачу «Яндекса»: по десятибальной системе можно оценить прямо там, и рейтинг автоматически добавляется на аккаунт в «Кинопоиске». Это в разы увеличивает количество ставящих оценки людей, что делает систему ещё более устойчивой к накруткам. Чем больше база людей, которые голосуют — тем меньше шансов повлиять накрутками.
Для меня «Кинопоиск» — это ещё ютуб-канал, где я посмотрел, пожалуй, большую часть видеоэссе о кино. Какое место направление занимает в структуре «Кинопоиска» и какие планы по развитию? Я замечал новые шоу.
Александр Дунаевский: У нас с медиа происходят две важные вещи. Первая — мы, как и медиаиндустрия в целом, двигаемся в сторону аудиовизуального контента. И у нас расширяется линейка подкастов, количество ютуб-каналов и форматов.
Второе — в медиа «Кинопоиска» сейчас большое внимание уделяется российской индустрии кино и сериалов. Одна из причин, почему мы повернулись в эту сторону — мы абсолютно уверены, что сейчас происходит ренессанс российского кино. И какие-то успехи, которые есть у наших фильмов на международном рынке и на фестивалях, только доказывают это.
Одна из задач, которая стоит перед редакционной частью «Кинопоиска» — знакомить людей и позволять им быть наблюдателями процесса трансформации российского кино. А ещё знакомить их с новыми лицами: они появляются и среди актёров, и среди тех, кто делает фильмы и сериалы.
Я как раз видел у вас недавно ролик про это.
Александр Дунаевский: Да, у нас выходил большой проект про русских актёров, у нас появилась рубрика «Главный герой», где мы рассказываем про новых лиц индустрии. И все шоу, которые мы запускаем, в основном строятся на знакомстве с каким-то человеком, актёром или режиссёром. В этом направлении мы будем развиваться и дальше.
Ольга Филипук: Дополню Сашу: мы уже не в стадии, где ты удивляешься: «Вау, это российское кино». Так было года два назад, и, по-хорошему, началась эта волна с «Домашнего ареста», есть говорить о платформах, а полноценно состоялась уже в пандемию, в год «Чик», «Последнего министра», «Перевала Дятлова», «Мир! Дружба! Жвачка!», начала «Беспринципных». Сейчас контента, в том числе хорошего, драматически больше. Мы с нашими оригинальными сериалами осознанно стараемся идти в проекты, которые могут быть событийными, фандомными, большими и привлекательными.
У нас был пример с «Топями», которые стали самым обсуждаемым сериалом зимы по совокупности всего, что там происходило: лиц на экране, Дмитрия Глуховского, который принимал участие в релизе и помогал разбираться в сериале. Потому что обсуждаемость — это форма диалога, вокруг этого много жизни. Похожий пример у нас был с «Пищеблоком», главные герои которого стали открытиями. Теперь актрису Ангелину Стречину невозможно «закастить» в проекты, потому что она страшно занята. Или взять Елену Тронину, которая стала всем известна благодаря Happy End, а теперь актриса года по версии всего на свете.
Кадр из сериала «Топи»
Мы стремимся создавать контент для подписчиков «Плюса»: любознательных и современных людей. Вот «Майор Гром» вселенной Bubble — это очень классный контент для них, и это видно по релизу, который был абсолютно событийным: он четыре недели держался на первом месте топа «Кинопоиска». И это один из первых российских фильмов в Netflix, который глобально стал настолько заметен по миру.
Мы, находясь в волне ренессанса российского контента, осознаём её не только для себя, но и для мира. «Кинопоиск» как медиа старается акцентировать внимание людей на хорошем и близком из массы всего. И показывать хорошее: например, мы партнёрились со Start, когда шли «Вампиры средней полосы». Впервые в истории российских стримингов онгоинг-премиум сериал другой платформы оказался одновременно доступен и подписчикам «Плюса» на «Кинопоиске». У нас его великолепно посмотрели, и Start получил огромные дополнительные охваты для своего проекта.
Как появляется контент и создаются оригинальные проекты
Вы упомянули 10,6 миллионов пользователей «Плюса». Поделитесь актуальной статистикой «Кинопоиска»?
Ольга Филипук: Сейчас «Кинопоиск» в месяц смотрят более 4,5 миллионов подписчиков «Плюса». Это на самом деле сервис досуга большого количества людей, которые тратят много времени на контент – в 2021 году подписчики «Плюса» больше миллиарда часов провели за просмотром фильмов, сериалов и мультфильмов на «Кинопоиске». Что интересно: наш топ за год довольно «выпуклый», то есть множество людей смотрят именно его. Года два назад мы думали, что интернет-механики позволяют создавать много ниш и в их рамках создавать разные типы контента — каждый может что-то найти для себя.
Но в этом году и следующем это будет про «общее для многих». Потому что сопричастность к большому релизу, например, «Лиге справедливости» Зака Снайдера, становится общим мыслесодержащим событием в жизни. Не сам просмотр, а именно причастность. Динамика в топе, в свою очередь, помогает отслеживать тренды и создавать портрет пользователя.
Мы, в свою очередь, так и программируем: то новое, что претендует на топ вашего внимания, по тем или иным критериям классное. Если это оригинальные сериалы, то они обсуждаемые, важные и событийные, если зарубежный контент — какие-то сверхнаходки вроде суперранних окон или суперпремьер.
Пример — «Веном 2», который появится в подписке «Кинопоиска» с 1 января. Помимо того, что это главный блокбастер по сборам в 2021 году — это ещё и беспрецедентно раннее окно для Sony: 30 сентября в кинотеатрах, 1 января у нас. У Sony никогда такого не было ни на каких территориях, только в России. С «Дюной» и «Форсажем» похожая история. За этим стоит амбиция постоянно улучшать опыт пользователя.
В подписке «Кинопоиска» всё чаще появляются свежие фильмы, которые раньше сервисы долго продавали отдельно. Это, получается, специальная стратегия? Помогает продвигать «Плюс» в целом? Глава «Яндекс.Плюса» Андрей Гевак не так давно говорил в интервью, что именно «Кинопоиск» лидирует по привлечению подписчиков.
Ольга Филипук: Да, «Кинопоиск» — номер один по привлечению подписчиков и останется таким ещё длительное время. Конкретно про этот Новый год. Миссия была следующая: главные фильмы года в подписке «Плюс», ведь примерно понятно, что звучало и имело значение. Это очень тяжело, ведь если какой-то из фильмов «отваливался», то рушилась бы вся идея целиком. Если ты договорился про «Дюну», но не смог про «Венома», то это уже не «главные фильмы года».
Ещё будут релизы, которые и планировались новогодними: «Орёл и решка», «Старые шишки». Но мы пока не знаем, как эту невероятную для индустрии штуку воспримет зритель, считают ли они наше сообщение, восприняли ли они его как ценность. Узнаем 10 января.
Если в целом смотреть на пополнение базы контента, то хочется пойти от обратного и задать частый вопрос-претензию: «Почему моего любимого фильма или сериала X нет в подписке?»
Ольга Филипук: Например, он может быть заблокирован «глобалами»: Netflix поставил блок — что ты ни придумывай, ничего сделать нельзя. У нас есть история с «Пацанами»: у Amazon стоит международный блок на подписку и телеправа. Ценой неимоверных усилий мы смогли вытащить себе EST-права (позволяющие приобрести сериал внутри сервиса за отдельную плату — прим. TJ), единственные в России. Да, это произошло с опозданием, с точки зрения пользователей миссия странненькая, но нам важно быть сопричастными к такому знаковому и важному контенту.
Кадр из сериала «Пацаны»
Что касается фильмов: в российском кино всё проще, потому что принимающая решение сторона находится рядом, и у неё нет такого выстроенного конвейера отношений. У голливудских студий этот конвейер совсем иной, те, кто отвечает за подписку и транзакционные отношения — это разные вертикали разных офисов. Иногда ты не можешь получить рано фильм в подписку, потому что это нарушает обязательства студии по другим контрактам.
Эта претензия, к сожалению, будет жить с нами долгое время. Netflix решил эту проблему тем, что стал всё снимать сам на своих правилах. У нас не будет такой стратегии. Есть международная метрика Time Spent, и мы стремимся к показателю Well, означающую, что пользователь тратит время на качественный контент — этого невозможно добиться «многочасовьем».
Вы упомянули Netflix и наращивание объёмов собственного контента. Вы не так давно, наоборот, заявили, что будете сокращать производство оригинальных сериалов. Это связано с тем, о чём вы говорили выше?
Ольга Филипук: Мы увеличиваем бюджет на единицу контента: меньше, но дороже. У Тиграна (Худавердяна, главы «Яндекса») есть метафора, что подписчики — это огромное акционерное общество. Люди принесли нам деньги и сказали: «Распорядитесь ими лучшим образом». По мере того, как количество людей будет возрастать, наши возможности в лицензировании и производстве тоже будут возрастать.
Разницу делает не количество сериалов, а большие событийные проекты. Что ещё важно: из-за бума производства будет много хорошего контента с одними и теми же артистами в похожих ролях. К несчастью, хороших актёров так же мало, как и хороших режиссёров.
Я часто слышу тезис про дефицит кадров: актёров, режиссёров, сценаристов, шоураннеров.
Ольга Филипук: Он сейчас немного искусственный за счёт ажиотажа и уже устаканивается. Про актёров: не нужно быть индустриальным экспертом, чтобы увидеть, что в одних и тех же фильмах одни и те же люди делают примерно одно и то же. В какой-то момент это сливается в какое-то одно кинопроизведение, пусть и хорошее.
Мы знаем, сколько всего наснималось летом и осенью, где какие проекты — следующий год будет для россиянина тяжёлым испытанием. В субботу утром он будет просыпаться — а там 15 премьер, и все хорошие. Зритель всё равно из этих 15 будет выбирать два. И я надеюсь, что одним из этих двух проектов один будет от «Кинопоиска».
Вот мы взялись за «Этерну» со всей полнотой внимания и способностей. Поэтому для нас это Bubble, «Красная фурия», «Король и Шут» — группы уже несколько лет как нет, но она всё ещё в топах трёх стриминговых сервисов, она в тиктоке, везде. Для себя мы это описали как «территория фандомности»: когда контент может спровоцировать большое количество людей интересоваться им не только в момент выхода, но и в момент ожидания, а также в момент после.
Что ещё важно: в контенте плохо отвечать на вопрос, который не задан. Мы считаем, к примеру, что сериал «Нулевой пациент» про вспышку ВИЧ в Элисте является частью нашей позиции: людям нужно заполнить пробелы в знании истории и культурологии своей страны. Как мы будем развиваться в 2023-24 годах, останемся ли в парадигме маленького количества событийных проектов или придумаем что-то ещё — честно говоря, не знаем.
Я был на презентации сезона в 2020 году: тогда «Кинопоиск», наоборот, говорил, о выделении аудитории в небольшие ниши, которые получат подходящий для себя контент. И речь заходила в том числе об использовании больших данных, что напоминало Netflix. Есть ли вообще такая стратегия производства, когда вы приходите к авторам и даёте им вводные: пользователям «Кинопоиска» интересны такие темы, такие актёры и такие жанры, сделайте что-то?
Ольга Филипук: Это ловушка. Кажется, что так действительно можно, можно даже не ходить к шоураннеру, а доверить сценарий нейросети и затем «сыграть» его дипфейками. Если думать в категориях такого «брифа», то он меняется раз в квартал на противоположный. И ты становишься человеком, который сам не знает, что хочет.
Данные нам помогают, когда идея, которая сформировалась и ожила, попадает в «точку неразрешимости». Данные — это арбитраж по части каких-то решений, не смысловых. Например, хорошие пробы у двух актёров? Давайте посмотрим, кто из них популярнее у аудитории «Кинопоиска». Не может быть такого, что «вот список» — он не поможет открывать новые имена и лица. Плюс динамика популярности — это тоже следствие того, что уже случилось, она ретроспективная. К сожалению, нет никаких данных, которые позволят даже в каком-то отдалённом будущем компоновать и придумывать контент, который точно будет работать.
Темы выдумать из интернета невозможно: он может подсказать, что было, но не что будет. В этом смысле мы сильно полагаемся на наших авторов, на литературные основы. Мы смотрим за мировым трендом ухода от реальности. С историями про актуальность сложнее: в прошлом году мы делали «Просто представь, что мы знаем» про феномен телеграм-каналов. Они так сильно поменялись, что если смотреть сериал сейчас, то тогда он казался революционным и смелым, а сейчас просто описывает бытовую реальность.
Ловить актуальность сложно, но может повезти. Например, второй сезон «Последнего министра», который у нас сейчас выходит — он местами бьёт не в бровь, а в глаз. Не потому что мы так знали, а просто у Ромы Волобуева есть предсказательные способности: он иногда достаточно точно попадает в будущее. И этот сатирический, юмористический взгляд на мир допустим.
Но есть продуктовые рекомендации: огромный массив знаний работает на то, чтобы постепенно улучшать качество рекомендаций на единицы процентов.
Александр Дунаевский: Мне кажется, что эти единицы процентов связаны с тем, что рекомендательные системы уже очень хорошо работают. Если представить кошмарный альтернативный мир, в котором нет рекомендаций, а ты просто видишь выложенные в хронологическом порядке фильмы — это ужасно неудобно.
Допустим, я только что приобрёл подписку «Яндекс.Плюс». Я захожу в «Кинопоиск», который обо мне ещё ничего не знает. Сколько нужно времени, просмотренных единиц контента, чтобы алгоритм начал предлагать что-то релевантное моим интересам, когда наступает этот момент?
Александр Дунаевский: Сейчас это одно из ключевых направлений работы — сокращение времени использования сервиса до появления подходящих рекомендаций. Нам очень помогает, что «Кинопоиск» — часть «Яндекса». Даже если человек не был пользователем нашего стримингового сервиса, то это не означает, что он никогда не ставил оценки на сайте «Кинопоиска» или в поиске «Яндекса».
Выходит, есть какая-то база ещё до того, как я впервые включил первый фильм на «Кинопоиске»?
Александр Дунаевский: Если ты пользуешься другими сервисами «Яндекса» — да. Кроме того, у нас очень большое количество новых пользователей приходят со стороны «Яндекс.Музыки», и сейчас мы проверяем разные гипотезы: поможет ли музыкальный профиль пользователя правильно рекомендовать ему сериалы и фильмы? Если у нас получится, то это всё меняет, и это абсолютно невоспроизводимо на рынке для сервисов, которые не связаны с музыкой.
Если человек совсем новый для экосистемы «Яндекса», никогда не пользовался «Кинопоиском» и только зарегистрировался — тогда будет лучше, если он сначала оценит некоторое количество фильмов, достаточно порядка 10-20. Меняться рекомендации начнут довольно быстро. Это не ступенчатый процесс, где мы накапливаем данные и резко меняем рекомендации. Каждое действие человека понемногу немного улучшает систему предлагаемого контента.
В то же время у «Кинопоиска» есть кураторская программа. Это какой-то «костыль», пока людей не сменит новое поколение алгоритма, или человеческие рекомендации будут востребованы всегда?
Александр Дунаевский: Мы думаем, что один и тот же человек в какой-то момент хочет посмотреть то, что смотрят все вокруг, и совсем не важно, насколько лично ему этот жанр и этот фильм подходят. Как многие в этом году смотрели «Дюну» — потому что это какой-то общий культурный код.
Другой случай, когда пользователь хочет посмотреть то, что подходит лично ему. И на этот случай у нас есть довольно большая библиотека с классным кино, но попытка выбрать что-то из неё требует очень большого количества времени. Задача рекомендательной системы — экономить время пользователя.
А третья ситуация — когда у человека в голове связывается произведение и тот, кто его посоветовал. У нас среди кураторов есть Сыендук и [Александр] Роднянский: на самом деле они могут даже порекомендовать одно и то же, но воспринимать человек это будет по-разному. Это точно не то, что мы хотим терять. Мы, наоборот, развиваем программу кураторов и группу кинокритиков в редакции Кинопоиска (например, недавно к нам присоединился Станислав Зельвенский, известный очень многим по работе в «Афише»).
Продюсер Александр Роднянский Фото Алексея Куденко, РИА «Новости»
Ольга Филипук: Кураторы — эксперимент, который мы воспринимаем как очень удачный. У кураторов есть две ключевых функции. Первая — где они находятся в продукте, в медиа и выступают переговорной стороной со зрителями. Их репутация и статус позволяют зрителям доверять их рекомендациям в ситуации, когда у тебя нет чёткого плана, что посмотреть. Вторая — помощь мне и моей команде советами в тех зонах, в которых мы не являемся экспертами. Это очень широкий спектр зон: продюсирование, позиционирование, тренды, таланты. И разноплановость кураторов в этом сильно помогает.
У нас есть ещё немного странное кураторства внутри «Яндекса». Например, у «Кинопоиска» есть очень большая и очень ценная зона аниме. Я в этом ни черта не понимаю! В какой-то момент у нас образовалась группа экспертов-фанатов аниме среди сотрудников разных сервисов «Яндекса». Эти ребята уже три года помогают нам во всём: что заказывать, что хорошее, что плохое, какая озвучка, какие субтитры.
Регулирование стримингов и «волшебный период»
В этом году обсуждался законопроект, предусматривающий возможность отключения рекомендательных систем в онлайн-кинотеатрах и соцсетях. Что вы об этом думаете?
Александр Дунаевский: Мы за выбор пользователей, и надо понять, насколько это вообще распространённый запрос. Понятно, что есть и такие пользователи, которые бы хотели отключить рекомендательную систему, и такую возможность для них нужно сделать.
С другой стороны, отключение рекомендательной системы априори для всех означает серьёзное ухудшение качества продукта для миллионов людей. А заодно ухудшение качества контента, который они будут смотреть, и увеличение времени на выбор. Но к счастью, у нас есть большое экспертное сообщество, на рекомендации которого можно при желании положиться.
Вообще во второй половине года стало больше разговоров о регулировании работы стриминговых сервисов. Роскомнадзор предложил запретить мат в онлайн-кинотеатрах по аналогии с запретом на ТВ. СМИ сообщали о другой инициативе ведомства — запретить показ «нетрадиционных сексуальных отношений». Ваше отношение к такому тренду?
Ольга Филипук: «Кинопоиском» пользуются взрослые люди — это факт. Они могут привлекать детей и подростков к использованию сервиса — мы для этого создали специальный «детский профиль», который взрослый может настроить в зависимости от возраста ребёнка, и там не будет мата и другого неподходящего контента.
Дальше есть развилка: мы уважаем взрослых людей за их способность смотреть то, как и что они хотят. И продукт технологически обеспечивает этот фактор выбора. Нужно акцентировать, что ты этот выбор можешь сделать: маркировки, и предупреждения, которые, например, предупреждают о возможности поменять дорожку. Эти меры кажутся подходящими для взаимодействия взрослых людей. Они не требуют веревочки, по которой ты должен ходить, держась за неё, но дают тебе сигналы, что ждёт впереди.
Интересное наблюдение: годы телевидения вымыли мат как таковой из культурной среды.
Он остался в виде прикольных артефактов вроде «Дебилы, б***ь» от Лаврова — это же объект не «матершины», а смешение жанров. И есть произведения, которые невозможны без обсценной лексики. Человек не может лететь с крыши и кричать «Чёрт подери». Это чушь. Но есть произведения, где лексика используется как художественный приём или способ эпатажа. Это для нас уже не кажется обязательным фактором.
С предупреждения начинается, например, каждый эпизод «Последнего министра»
Все эти мифы про «платформа, где секс, насилие и мат» — это всё уже какие-то баяны, честно говоря. Многое в нашем контенте становится чуть более «16+» в том, как мы эти истории рассказываем. Потому что нет жёсткой необходимости, чтобы обязательно звучало матерное слово. За исключением тех проектов, где это честно и невозможно по-другому. Тут мы боремся и отстаиваем своё право выпускать те художественные произведения в том виде, в котором они задумывались авторами без попыток это как-то сгладить.
Когда российские стриминговые сервисы только начинали выпускать свои проекты, я встречал мнения: «Сейчас будут делать не как на телеке». Похоже на расцвет русскоязычного ютуба. Сейчас, спустя два-три года, появилась ли какая-то грань между сериалами для телевизора и интернета? Кажется, что в итоге всё размылось: ваши проекты тоже выходили на ТВ.
Ольга Филипук: Да, у нас выходил «Пищеблок» на СТС, «Беспринципные» и «Анна Николаевна» на ТНТ. Мне кажется, что эта грань — пережиток прошлого. Потому что когда только появились стриминги, «взрослыми» были телеканалы. И поэтому была какая-то протестная система координат: мы должны отличаться.
Со временем мы поняли, что в реальности на это нет запроса, и это не является сигналом особенной свободы, свежести и смелости. Сигналом смелости является искренность, она сейчас трансформируется вместе с нашей культурой. Она уже давно не в категории формальных вещей — если выругался, то ты искренен. Это не так. Принципиальных противоречий между «Пищеблоком» на СТС и «Пищеблоком» на «Кинопоиске» нет. Я думаю, что это будет ещё больше склеиваться в развлекательной сфере.
Кадр из сериала «Пищеблок»
Контент отражает состояние и реальность. Огромная популярность «Теда Лассо» отчасти связана с тем, что пандемия вытащила все силы, и ты уже больше не можешь смотреть про сложное — ты хочешь чего-то простого и весёлого. Как будет каждый следующий год жить в нашем сознании — так контент и будет отражать нерв происходящего. Интересное — главный критерий. Худшее — эпатажное, раздетое, неинтересное — ничем не лечится.
Как регулирование мата и сцен курения будет влиять на интересное и неинтересное — непонятно. Надеюсь, что сильно никак. Форма — она достаточно гибкая, её можно поворачивать в нужную сторону, чтобы градус интересности сохранялся.
Вы упоминали «Последний министр». Когда стартовал второй сезон, режиссёр сериала Роман Волобуев написал в твиттере, процитирую: «Волшебный период, когда такие штуки можно было снимать в России, более-менее закончился. Я рад, что мы успели впрыгнуть в это окно». И поблагодарил «Кинопоиск». Возникает вопрос: действительно ли волшебный период закончился? Вы говорите об этом как о взрослении, а автор ваших двух сериалов считает это концом светлого времени.
Ольга Филипук: Я бы на это смотрела так: Рома как никто умеет эпатировать публику, и он делал это филигранно в первом сезоне «Последнего министра», очень смешно делал это в «Просто представь, что мы знаем», и продолжает это делать, если наблюдать за его пикировками с разными авторами в фейсбуке.
У меня нет ощущения, что что-то стало невозможным. Какие-то темы стали более «sensitive», но они стали такими и во всём мире. Вообще, общий уровень высокой сенсорики по разным вопросам местами пугающий.
Ольга Сутулова, Роман Волобуев и Ян Цапник на съёмках «Последнего министра» Фото «Кинопоиска»
Мне кажется, мы ещё слишком юные, чтобы с грустью вспоминать прошлый и позапрошлый год. Ничего такого не происходит, что бы говорило о фундаментальном изменении. Во всём мире сенсоры обострены про разные темы. Вопрос: хватит ли тебе ума, такта и вкуса эти сенсоры нарочно не расковыривать, какую задачу ты решаешь. Если ты хочешь быть человеком, который может бить и делать это больно — наверное, так можно, мы не решаем такую задачу. Самое ценное, что нас есть — наши подписчики. Мы их представляем, у нас нет задачи делать им тревожно и плохо.
В конечном итоге «Последний министр» прекрасно смотрится, он входит в топ-5 проектов, которые смотрят на «Кинопоиске». У Ромы есть своя, в том числе сформированная нами, преданная аудитория фанатов. Я не считаю, что сейчас уместно вздыхать и говорить: «Вот были времена». Кажется, времена ещё только начинаются. А Рома — он интеллектуальный тролль, он очень молодец в этом плане, за то ценим и любим.
«Последний министр» начал выходить только в декабре, хотя закончили его ещё весной. Похожая ситуация со «Спойлером» Сергея Минаева про выборы: сериал анонсировали на весну, но он всё ещё не вышел, а на последней презентации был без даты. С чем связаны такие переносы?
Ольга Филипук: Есть репертуарное планирование. К сожалению, это очень скучная вещь, нет никаких пафосных метафор вроде «разрешено/запрещено». Это не так. Репертуарное планирование связано с тем, кто ты в этот момент, какие у тебя возможности и что у конкурентов. Проекты распределяются в графиках относительно этого — это очень техническая вещь.
У нас релизы регулярно «ездят» по датам, в этом нет ничего необычного. Не потому что есть какие-то проблемы с репертуаром, а потому что мы пытаемся оптимизировать — это же очень дорогие вещи. И ты, выкладывая проект, не можешь его убрать обратно со словами «что-то не очень летит в ноябре, вернёмся в феврале». У тебя есть один выстрел, и он связан с тем, что происходит вокруг.
Как будет выстроен следующий год — я буду понимать примерно каждый месяц. Так наш бизнес устроен. Мы планируем репертуар, здесь передвинули, здесь вернули назад, здесь перемонтировали, здесь пересобрали, здесь вообще сделали сериал вместо фильма.
Нет способа объяснить это как-то иначе. Так мы всегда жили, но так как стриминги стали такой важной частью жизни людей — то, что в них происходит и всегда происходило, сейчас стало повышенного внимания, интерпретаций и дискурса. Хотя для нас внутренне ничего не поменялось.
Новые функции и пиратство
Можете рассказать о новых функциях, запуск которых планируется в «Кинопоиске»?
Александр Дунаевский: Мы только что запустили распознавание треков внутри «Кинопоиска». Ставишь любой фильм или сериал на паузу, и если там в это время в кадре играет музыка, то срабатывает привязка с «Яндекс.Музыкой»: ты видишь, что играет, и можешь сразу добавить в плейлист.
То есть как DeepDive, но не с распознаванием актёров в кадре, а с музыкой
Александр Дунаевский: Прямо внутри DeepDive. Это очень удобно, если параллельно пользоваться «Яндекс.Музыкой», ведь довольно частый сценарий: человек открывает Shazam и пытается понять, что за песня играет в фильме. Никто так не делает, это классный пример направления, в котором мы будем развиваться. Такие сквозные сценарии между «Кинопоиском» и «Музыкой» будут одним из фокусов следующего года.
А ещё нам по-прежнему предстоит много работы по улучшению качества опыта просмотра — например, увеличение покрытия тайтлов с субтитрами и оригинальными дорожками, доступность просмотра в 4К И HDR, и не только
Я думал, какие ещё разработки «Яндекса» можно было бы интегрировать в «Кинопоиск», чтобы получились уникальные функции вроде DeepDive. У компании есть разработки по улучшению качества видео, автоматических субтитров, даже русскоязычной озвучки. Все эти вещи могут быть встроены в «Кинопоиск»?
Александр Дунаевский: То, что мы делаем — конструируем идеальный опыт погружения человека в художественный мир. Разработки «Яндекса», связанные с автоматическим переводом видео — это технологический прорыв, но они не подходят в случае, если человек хочет провести полтора-два часа за просмотром фильма. Это сопоставимо другой уровень качества, которое требуется, оно подходит для просмотров ролика с ютуба, но пока не подходит для нас.
Есть контексты в интернете, когда люди терпимо относятся к ошибкам, например, когда они используют «Яндекс.Переводчик». А когда человек смотрит фильм — у него нет никакой терпимости к ошибкам. Если ты путаешь персонажа, это ломает весь опыт смотрения. И мы будем внедрять только то, что подходит под нашу специфику и в результате чего мы абсолютно уверены.
Насколько сейчас в России актуальна проблема пиратства? По миру его доля снижается, и в целом легальные сервисы будто бы стали гораздо более удобной точкой входа, чем ещё несколько лет назад.
Александр Дунаевский: Мы примерно так и смотрим: мы хотим делать продукт, который просто лучше пиратского. И не конкурировать с ними административным ресурсом и возможностью подключить правоохранительную систему для защиты интересов. Что мы тоже всё равно делаем.
Ольга Филипук: Мы работаем в антипиратском меморандуме. Он должен вылиться в закон — мы его ждём. Он должен стать следствием практики, отработанной в рамках меморандума. И когда дело дойдёт до государственного регулирования, будут учтены факторы, которые происходят вокруг.
Ты совершенно прав, что качество, повсеместность и стандартизованность стриминговых сервисов уже не ставит вопрос, каким образом их обмануть, а ставит вопрос: на какое количество сервисов ты готов подписаться?
Да, это частый аргумент, что сервисов стало слишком много, а на всё не подпишешься. Константин Эрнст же заявлял, что онлайн-кинотеатры вне экосистем, скорее всего, не выживут. Как сервис в экосистеме — вы согласны?
Ольга Филипук: Согласны с Константином Львовичем — мы выживем!
Александр Дунаевский: Да, мы согласны с ним, но не согласны с утверждением. На Западе лидирующие сервисы — Netflix, HBO Max, Disney+ — не входят ни в какие экосистемы и отлично себя чувствуют. Нам немного сложно комментировать, находясь внутри экосистемы: мы не представляем все испытания, с которыми сталкиваются коллеги. Но у нас есть внутренняя уверенность, что невозможно сделать плохой сервис популярным за счёт экосистемы.
«Кинопоиск» и Новый год
Уже совсем скоро Новый год. Интернет шутит, что о приближении Рождества можно понять по росту популярности песни «All I Want for Christmas Is You». Есть ли в «Кинопоиске» какой-то фильм, по обращениям к которому сразу понятно — началось?
Ольга Филипук: «Один дома». Это невероятного размера феномен, он как песня Шуфутинского про «3 сентября» — начинает подлетать за неделю и достигает пика. Есть «Ирония судьбы». Дальше многое зависит от того, что на новогодних праздниках покажут российские телеканалы.
Александр Дунаевский: Но, в отличие от музыки, в случае с видео мы перед Новым годом видим, скорее, плато. Люди начинают смотреть [новогодний контент] уже за пару дней до праздников и уже в первые дни января.
Популярный вопрос от пользователей TJ. Из подписки несколько месяцев назад убрали «Гарри Поттера». Что с ним и появится ли он на праздниках не за отдельную плату?
Ольга Филипук: С 1 января все фильмы вселенной Гарри Поттера, включая специальный эпизод, а также обе части «Фантастических тварей» будут доступны по подписке «Плюс Мульти» с «Амедиатекой». За них не нужно будет платить отдельно.
Напоследок: можете посоветовать по одному фильму, который нашим читателям стоит посмотреть на «Кинопоиске» во время новогодних праздников?
Александр Дунаевский: «Купе №6».
Ольга Филипук: Это был мой совет! Тогда «Орёл и решка». Оно немножко кринжово прикольное, но там фантастически хорошая Катя Варнава и фантастически смешной Саша Гудков. Безотносительно всего остального — это фильм, с которого актёрская кинокарьера Кати Варнавы станет полноценной. Она большая умница, и я хочу, чтобы у этого фильма всё было хорошо, независимо от того, какая у него будет оценка, будут его любить люди или нет.
Также я рекомендую «Триггер», который благодаря нашему партнерству с Первым каналом обрёл новый дом на «Кинопоиске». Первую серию нового сезона можно будет увидеть уже 7 января.
#кинопоиск #стриминги #фильмы #сериалы #интервью